География
-
Начальный курс географии. Тема урока: "Ветры Земли". 6-й класс 2007
Вода и суша нагреваются по-разному, это влечет за собой разность давлений. Ветер всегда дует из области высокого давления в область низкого. Бриз меняет свое направление 2 раза в сутки: днем и ночью; муссон - 2 раза в год: зимой и летом. Причина возникновения постоянных ветров - западных и пассатов - чередовании областей высокого и низкого давлений на Земле. Чем больше разница между двумя соседними участками земной поверхности, тем сильнее дует ветер.
-
Разработка урока географии в 7-м классе на тему: "Страны Африки" с элементами КСО, ЦОР 2007
Урок географии в 7-м классе по теме "Страны Африки" проводится с элементами коллективных учебных занятий (КСО). Применяется методика взаимопередачи тем (ВПТ). Эта методика предназначена для организации изучения теоретического учебного материала на основе работы в ППС (пары сменного состава) или в малых группах. На уроке используются электронные учебники "География. Наш дом - Земля. Материки. Океаны и страны", занимательная география, которые позволяют в игровой форме закрепить новый материал.
-
Заповедники России 2007
Урок "Заповедники России" разработан для 8-го класса. Материал используется учителем в качестве повторения после раздела "Общая характеристика природы". Цель урока: закрепить умение работать с тематическими картами атласа, устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы путем сопоставления различных тематических карт.
-
План-конспект урока по теме: "Атмосферное давление". 6-й класс 2007
При изучении новой темы, используется метод создания проблемной ситуации, её решение происходит в процессе самостоятельной групповой деятельности учащихся и итогового обсуждения. Для работы группы метеорологов получают карточку-задание, раздаточный материал. На этапе закрепления нового материала учащиеся, решают географические задачи, для контроля выполняют тест.
-
Граф-схема или гипертекст? Гипертекст или граф-схема? 2007
На сегодняшний день в методической литературе предлагается много форм соединения знаний в систему. Например, такими формами являются гипертекст, опорно-логический конспект, блок-схема, граф-схема или другая форма графического уплотнения информации (комбинированная когнитивная модель). В своей педагогической практике на уроках изучения нового материала и, чаще всего, на уроках обобщающего повторения я использую задания, формирующие умения учащихся составлять граф-схему, блок-схему, на уроках изучения нового материала использую гипертекст, который похож внешне на граф-схему. Главное отличие между этими схемами состоит не в содержании и внешнем виде, а в методике работы с данной схемой.
-
Развитие форм рельефа. Стихийные природные явления 2007
Данный урок знакомит учащихся с влиянием внутренних и внешних факторов на формирование рельефа, предоставляет возможность продемонстрировать непрерывность развития рельефа, позволяет рассмотреть виды стихийных явлений, причины возникновения и влияние человека на рельеф. Урок помогает лучше усвоить географические понятия, расширяет кругозор, развивает умение устанавливать причинно- следственные связи.
-
Урок-путешествие по теме: "Своеобразие органического мира Австралии" 2007
Конспект урока по теме "Своеобразие органического мира Австралии" был составлен автором с учётом уровня развития учащихся класса, в котором этот урок был проведён на городском конкурсе "Учитель года-2006" (где учитель стал победителем). В каждый свой урок педагог включает сведения расширяющие кругозор учащихся, что помогает ему в подготовке школьников к олимпиадам. Результат - победители не только районных, но и республиканских олимпиад, участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по географии.
-
Знакомство с окружающим миром 2007
Урок закрепляет знание материков, океанов, частей света, умение различать материки и части света, учить работать в контурных картах, показывает сходство и различие атласов и кон турных карт.
-
Тема урока: "Охрана растительного и животного мира Республики Саха (Якутия)" 2007
Урок проводится в 9-м классе. Основная цель урока - формирование знаний об охраняемых территориях; разъяснить практическое и научное значение создания широкой сети заповедников, заказников и национальных парков. В процессе урока учащиеся учатся не только самостоятельно систематизировать теоретический материал, но и оценивать свои знания и умения по теме. Ученикам дается опережающее задание - подготовить сообщение по результатам летних экспедиций на ресурсный резерват "Джункун". На уроке создаются условия для поиска, творческого самовыражения в процессе работы.
-
Урок в 7-м классе по географии по теме: "Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки Африки" 2007
Основная цель урока - формирование представлений о влиянии человека на природу, которая изучается по опорным конспектам и логическим цепочкам, а также характеристика заповедников и национальных парков Африки, развитие познавательного интереса учащихся.
-
Рабочая программа курса "География России. Хозяйство и географические регионы". 9-й класс 2007
Предлагаемая рабочая программа позволяет сочетать урочную форму и модуль дистанционного обучения. Реализация краеведческого компонента носит практический характер. Используются возможности исследовательского и проектного методов обучения.
-
Распределение температур и осадков на территории России 2007
По завершению работы над учебными элементами учащийся должен знать: факторы, влияющие на распределение температур и осадков, закономерности их распределения; уметь: использовать карты атласа, выделять из текста учебника главное; работать с контурными картами, осуществлять самоконтроль; увидеть, многообразие факторов, влияющих на распределение температур и осадков.
-
Наша Земля на карте 2007
Урок составлен по учебнику географии "Как люди открывали Землю и создавали карту" для 5-го класса по образовательной программе "Школа-2100". Урок-практикум с использованием технологии коммуникативно-диалоговой деятельности показывает новые подходы к организации обучения, ориентированного как на репродуктивный, так и на проблемный подход в образовательном процессе. Система вопросов и заданий направлена на организацию активной учебной деятельности школьников. Учащиеся знакомятся с картой, условными обозначениями, учатся считывать информацию с карты и получают навыки работы с контурными картами.
-
Этнографическое положение России и разнообразие культурных миров. Интегрированный урок (география + литература) в 9-м классе "Население и хозяйство России" 2007
География-наука особая, её нельзя относить к естественным или общественным дисциплинам. Именно уникальная природа географии должна определять цели географического образования в школе, формировать у учащегося правильные пространственные представления о природных, социальных, экономических системах разного ранга. Область географического значения комплексна. Она интегрирует биологические, геологические, экономические, социальные, политические и другие науки. Перестройка народного образования стимулирует активные поиски совершенствования форм и методов обучения. В современной школе складывается новая форма учебного занятия - интегральный урок, где предметом анализа выступает многоплановые объекты и информация, содержащаяся в различных учебных предметах.
-
Повышение эффективности уроков географии через использование элементов интеграции 2007
Перестройка народного образования стимулирует активные поиски совершенствования форм и методов обучения. В современной школе складывается новая форма учебного занятия - интегральный урок, где предметом анализа выступает многоплановые объекты и информация, содержащаяся в различных учебных предметах.
-
Урок географии по теме: "Обобщающее повторение по теме "География населения мира". 10-й класс 2007
Урок направлен на проверку понимания учащимися ключевых положений данной темы, знания основных терминов, а также активизацию познавательной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету. Урок проводится в игровой форме среди команд учащихся класса, что способствует формированию чувства коллективизма, взаимовыручки, ответственности за принятое решение.
-
Интеграция общего и дополнительного образования в процессе преподавания географии (в рамках перехода к профильному обучению) 2007
Распространение профильных учебных заведений определяет суть дальнейшего развития системы образования в России. Главные задачи предпрофильной и последующей профильной подготовки связывают с профориентацией. Актуальность проблемы привела к созданию модели интеграции общего и дополнительного образования в курсе обучения географии (в рамках перехода к профильному обучению). Данная модель имеет инвариантную основу, поэтому она может найти применение в процессе преподавания различных дисциплин.
-
Применение информационных технологий на уроках географии 2007
Процесс обучения учащихся географии можно рассматривать как процесс формирования у них определенной системы знаний, умений и навыков. Одной из важнейших целей является развитие функционально-грамотной личности. Для достижения наилучшего качества этой деятельности существуют разнообразные педагогические технологии. Благодаря ресурсам ИНТЕРНЕТ, комплексу мультимедийных возможностей компьютера и большому разнообразию образовательных CD-дисков, работа по созданию уроков с применением новых информационных технологий становится увлекательной и для самого учителя. Собирая нужные документы по конкретным темам в предметные папки к каждому уроку, я использую их для самостоятельного составления компьютерного сценария урока с использованием программы презентации PowerPoint.
-
Тема урока: "Реки России". 8-й класс 2007
Цели и задачи урока: расширить и углубить знания о реках; сформировать понятие: падение и уклон реки, расход воды и годовой сток; создать ситуацию для составления развернутого речевого высказывания.
-
Урок географии в 9-м классе по теме: "Топливно-энергетический комплекс России" 2007
Урок «Топливно-энергетический комплекс России» занимает исключительно важное место в системе уроков по географии России. Он является вступительным в теме «Топливно-энергетический комплекс» и подготавливает учеников к подробному изучению особенностей угольной, нефтяной и газовой промышленности. На данном уроке уместно и эффективно используется модульная подача учебного материала с помощью компьютерной презентации. Реализуется принцип наглядности который позволяет убедительно и системно охарактеризовать ТЭК России с помощью схем, таблиц, диаграмм, фотографий.
-
Урок путешествие на тему: "Антарктида. Природа" 2007
Изучение природы Антарктиды проводится в виде урока-путешествия. Вместе с ребятами мы совершим увлекательное путешествие в удивительный затерянный мир Антарктиды, где вслед за первооткрывателями и знаменитыми путешественниками ступим на её ледяные просторы, посетим Антарктическую пустыню и удивимся её оазисам, побываем на шести полюсах и действующем вулкане. Полюбуемся айсбергами, обитателями материка и морских глубин.
-
Контрольно-обобщающий урок по теме: "Гидросфера" 2007
Для активизации познавательной деятельности учащихся урок обобщения, контроля и систематизации знаний по теме "Гидросфера" проводится в игровой форме и направлен на развитие умений применять полученные знания, работать в группе.
-
Тема урока: "Географическое положение и особенности природы южных материков" 2007
Урок является важным вводным уроком при изучении материков Земли в курсе географии 7-го класса. Представленная разработка урока основана на применении информационно-коммуникативных технологий (презентация Power Point). Показаны возможности использования устной речи, текста, изобразительного ряда в достижении целей и задач урока.
-
Государственный памятник природы – река Шошма 2007
Данная работа посвящена описанию памятника природы - реки Шошмы. Статья включает в себе важные исторические события, происходящие на берегах реки. Материал используется в элективных курсах по предмету как региональный компонент, а также во внеурочное время.
-
Интегрированный урок (физика + география) по теме "Вздохи Земли" 2007
Интегрированный урок физики и географии в 8-м классе формирует представление о землетрясениях.
-
Урок по географии в 6-м классе на тему: "Ледники" 2007
При изучении темы "Ледники" в 6-м классе приёмы ТРКМ (интеллектуальная разминка, таблица "Знаю, хочу узнать, узнал", ключевые слова, синквейн, концептуальная таблица) и иллюстративный материал в виде презентаций расширяют диапазон развития мыслительных навыков учащихся. Это помогает заинтересовать ученика, пробудить в нём творческую активность, предоставить ему условия для осмысления материала и помочь обобщить приобретённые знания.
-
Разработка урока географии по теме: "План и карта" с компьютерной поддержкой. 6-й класс 2007
Использование ИКТ и в особенности мультимедийных возможностей компьютера позволяет в начале изучения географии как дисциплины развивать интерес к предмету, способствует наглядному представлению изучаемых явлений и помогает продуктивно и быстро проводить контроль знаний и умений учащихся. На уроках кроме этого электронного ресурса используем авторские разработки в виде презентаций (Power Point), контрольных тестов по понятиям (Excel) и печатный материал (Word). Шестые классы изучают информатику, и уже на втором уроке географии с использованием ИТ учащиеся легко ориентировались в мультимедиа учебнике, сами выбирали материал для изучения, используя оглавление, выполняли практические задания по указанию учителя. Видеофрагменты, анимационные схемы повышают уровень восприятия познавательного материала.
-
Урок "Горные системы Земли". 6-й класс 2007
Урок "Горы суши" является вторым в разделе "Основные формы рельефа" и составлен с использованием методики проектной деятельности. Эта методика позволила разнообразить виды деятельности на уроке, привлечь всех ребят к работе, заставила их использовать не только свои знания, но и применить навыки работы с пластилином, показать своё творчество.
-
Обобщающий урок природоведения по разделу "Вселенная" 2007
Каждый учитель не раз в своей практике задавал себе вопрос: "Как заинтересовать школьников своим предметом?" или "Как разнообразить процесс обучения?" Раз за разом, урок за уроком повторение материала по одной привычной схеме начинает надоедать не только ученикам, но и самому учителю. Вашему вниманию я предлагаю вариант урока, с помощью которого можно сделать урок не только полезным, но и интересным. Данный урок был апробирован на учащихся 5-го класса в 2005/06 и 2006/07 уч. гг.
-
"Тофалария" 2007
Мало осталось мест на земле, где плоды и тяжелая рука цивилизации кардинальным образом не повлияли на экологию региона. Но тем не менее есть такие места , и человек живет там и занимается хозяйством! Более того, одно из таких замечательных мест находится в Иркутской области! Мою работу можно использовать как материал для ознакомления с данной территорией, как рекламный проект для туристов и просто любителей природы, а также как материал, позволяющий проследить этнические процессы малых народов Восточного Саяна.