Межпредметные связи: биология, информатика.
Класс: 7.
Форма проведения: игра-состязание.
Тип учебного занятия:
А) по дидактическим целям: обобщение и систематизация знаний.
Б) по характеру познавательной деятельности: проблемный.
В) по организации познавательного процесса: комбинации фронтальной, групповой, индивидуальной деятельности.
Время проведения: 2 академических часа (90 минут).
Цель урока: создать условия для всестороннего изучения и комплексного применения знаний в процессе конструирования ответов на поставленные вопросы на основании развития логического мышления учащихся.
Задачи урока:
- Образовательная: способствовать пониманию закономерностей распределения основных компонентов природы на территории Южной Америки; отработать понятия: “рельеф, климат, внутренние воды, природные зоны, характерные черты и особенности каждого из перечисленных понятий; формировать практические навыки работы на ПК.
- Развивающая: продолжить формирование умений конструировать ответы на вопросы в процессе работы с ПК, картами атласа, текстом учебника и дополнительной литературы, мультимедийных энциклопедий на основании самостоятельного получения информации, приобретения и использования знаний; развить навыки использования информационных технологий.
- Воспитательная: способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к миру и чувства товарищества, дружбы, умения работать в коллективе.
Планируемые результаты:
Знать:
- Содержание понятий: “рельеф, климат, внутренние воды, природные зоны, характерные черты и особенности каждого из перечисленных понятий;
- Особенности размещения крупных форм рельефа, основных показателей климата, частей внутренних вод, природных зон, представителей растительного и животного мира;
- Примеры взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами природы в Южной Америке.
Уметь:
- Используя различные источники, давать типовые характеристики основных компонентов природы;
- Работать с картами различного содержания;
- Прогнозировать тенденции изменения природы под воздействием человеческой деятельности.
Материалы и оборудование:
- учебник;
- карты атласа;
- магнитная доска, бланк успеха;
- настенные карты: “Физическая карта Южной Америки”, “Климатическая карта Южной Америки”, “Природные зоны Южной Америки, “Строение земной коры”, “Климатические пояса и области мира”;
- схемы;
- типовой план описания реки;
- ПК, подключенный к сети Internet, принтер, сканер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийные энциклопедии.
Используемые технологии: интеграция технологий: алгоритмической, проблемно-поисковой, компьютерной, игровой и уровневой дифференциации.
Методы работы: методы проблемного обучения (частично-поисковые, исследовательские), методы организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические, аналитические, синтетические, проблемно-поисковые, самостоятельная работа и работа под руководством), методы стимулирования и мотивации (познавательная игра), методы контроля и самоконтроля (устный контроль, фронтальный опрос, письменный контроль), методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Виды контроля:
1. Диагностический (выявляется уровень знаний на момент завершения изучения темы).
2. Текущий (проверка эффективности обученности на разных этапах урока).
Основополагающий вопрос:
Компоненты, определяющие особенности природы, существуют обособленно и изолированно, либо в тесной взаимосвязи и взаимозависимости друг от друга.
Вопросы темы учебной программы:
- Какие компоненты составляют природу Южной Америки?
- Какова взаимосвязь между этими компонентами?
- Каковы особенности природы?
- От чего зависит изменение природных компонентов?
- Каковы тенденции изменения природы Южной Америки под влиянием деятельности человека?
Строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа в зависимости от строения земной коры; проявление рельефообразующих процессов; размещение месторождений полезных ископаемых; климат и факторы его формирования; климатические пояса и типичные погоды; внутренние воды; своеобразие органического мира; проявление на материке широтной зональности; природные зоны и характерные представители растительного и животного мира.
Формы деятельности на уроке: коллективная, групповая, индивидуальная.
План урока.
1. Организация начала урока:
а) вход в урок;
б) определение темы урока;
в) целевая установка;
г) мотивация.
2. Закрепление и всесторонняя проверка знаний.
Тема: “Рельеф, строение и полезные ископаемые”:
А) фронтальная работа с разноуровневыми вопросами “Ромашки”;
Б) выполнение разноуровневых заданий в группах:
- группа 1 (минимальный уровень) – “Что такое? Где такое” (работа с контурной картой и карточками с номенклатурными объектами)
- группа 2 (общий уровень) – игра “Крестики-нолики” (отображение знаний топографических объектов; использование полезных ископаемых)
- группа 3 (продвинутый уровень) – выявление причинно-следственных связей (заполнение систематизирующей таблицы)
Тема: “Климат”:
А) фронтальная работа с разноуровневыми вопросами “Ромашки”;
Б) выполнение разноуровневых заданий в группах:
- группа 1 – игра “Третий лишний” (выбор части гардероба, необходимой в г. Рио-де-Жанейро в январе с последующей аргументацией)
- группа 2 – доказательство проблемного утверждения
- группа 3 – работа со статистическими материалами и последующее построение климатограммы, определение типа климата
Тема: “Внутренние воды”:
А) фронтальная работа с разноуровневыми вопросами “Ромашки”;
Б)выполнение разноуровневых заданий в группах:
- группа 1 – викторина “Дальше-дальше” (определение всего самого-самого на материке)
- группа 2 – “Кто лучше знает и помнит” (выполнение соотнесительного тестового задания на знание терминологии)
- группа 3 – работа с алгоритмом (характеристика реки)
Тема: “Природные зоны”:
А) фронтальная работа с разноуровневыми вопросами “Ромашки”;
Б) выполнение разноуровневых заданий в группах:
- группа 1 – игра “Связисты” (раскодирование зашифрованной таблицы по органическому миру материка)
- группа 2 – “Кто и где обитает” (соотнесение природных зон и обитателей)
- группа 3 – “Блеснем эрудицией” (разгадывание кроссворда)
3. Обобщение и систематизация изученного: - выполнение дифференцированного теста.
4. Контроль и самоконтроль:
а) оценивание учащихся учителем по результатам урока;
б) самоанализ работы учащихся на основе листов самоконтроля.
5. Подведение итогов:
а) учитель подводит итог;
б) “опрос – итог” (вопросы, побуждающие к рефлексии);
в) диагностика “Мордашки”.