Найти оптимальные методы и средства, позволяющие активизировать познавательный интерес учащихся, подвести их к пониманию того, что география пронизывает все стороны жизни человека и применима в любых вопросах, начиная от личных и заканчивая общественно-значимыми - задача учителя географии, задача, которую я ставлю перед собой на каждом уроке и во внеурочной деятельности. Уверена, что ученик учится только тогда, когда у него возникает эмоциональное удовлетворение в результате получения хорошей оценки. Если ученик не видит смысла в учебной работе, не осознает цель, не понимает и не принимает задачи, поставленные учителем, то он учится по принуждению.
И поэтому я создаю в своей работе адаптивные психолого-педагогические аспекты.
Особое внимание уделяю такому аспекту, как мотивационный аспект. В этом мне помогает использование инновационных технологий, которые позволяют усилить мотивацию учения благодаря не только новизне методики деятельности на уроке, но и возможности регулировать предъявляемые задачи по трудности, поощряя правильные решения, не прибегая при этом к нравоучениям и порицаниям. К таким технологиям относятся интерактивные технологии. Они стимулируют познавательную деятельность и самостоятельность обучаемых. Используя указанные технологии, я вижу общение в системе “ученик-учитель”, создаю возможности для решения творческих заданий. С помощью интерактивных технологий веду учет индивидуальных особенностей и активизирую учебный и воспитательный процесс.
Используя интерактивные технологии, создаю комфортные условия обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой, моделируют на уроках жизненные ситуации; используя ролевые игры, организую общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуаций.
Структура интерактивного урока требует от меня включение конкретных приемов и методов, которые позволяют сделать урок необычным, более насыщенным и интересным. Так на уроках я создаю ситуации, воспринимаемые как проблемные, что устанавливает в классе атмосферу, помогающую возникновению учения, значимого для ученика. Наполняю содержание общения, жизненными проблемами учащихся, создавая ситуации учения в которых учащиеся взаимодействуют с важными для них проблемами и вопросами, которые они хотели бы разрешить.
Наличие программно-методического обеспечения, ориентированного на поддержку преподавания географии, объективно-ориентированных программных систем; текстовые, графические, музыкальные редакторы, электронные таблицы, которые использую в своей работе; мультимедийные учебники, позволяют мне формировать культуру учебной деятельности и информационную культуру. В системе стимулирую процессы самообучения, организую в учебном и воспитательном процессе информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, обеспечиваю возможность самостоятельной учебной деятельности и предметной деятельности со средствами новых информационных технологий. Используя электронный учебник по географии в 10 классе, включаю работу с интерактивными тестами, при выполнении которых обучающийся себя проверяет, сразу же получив оценку, которую ставит ему компьютер. В случае неудовлетворительной оценки, обучающийся здесь же самостоятельно находит правильные решения, полистав страницы электронного учебника.
Использую в своей работе интерактивное обучение, как специальную форму организации познавательной деятельности, когда учебный процесс и воспитательный протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. На уроках и во внеклассных занятиях можно наблюдать в классе совместную деятельность обучаемых в процессе познания, освоения учебного материала. Каждый ребенок на таких уроках вносит индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новые знания, умения, навыки, но и развивать свои коммуникативные умения. При проведении ролевой игры “Аукцион” во время изучения темы “Межотраслевые комплексы” обучаемые весь урок находятся в непосредственном общении друг с другом и с учителем, в данном случае аукционистом. Обучаемые учатся выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение.. Интерактивные формы работы помогают установить эмоциональные контакты между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.
Интерактивные технологии помогают поддерживать интерес школьников к географии и этнографии, помогают организовать их самостоятельный систематический труд, дают знания и навыки владения способами группового и индивидуального обучения. Деловая экологическая игра “Суд идет” при изучении темы “География Белгородской области” в ходе общения подводит обучаемых к необходимости выработать самостоятельно нормы и правила охраны природы родного края.
Интерактивные технологии я применяю и на уроках усвоения материала, и на уроках по применению знаний, на специальных уроках, а также во время обобщения и контроля.
Современные информационные технологии позволяют мне в своей педагогической деятельности внедрять адаптивную систему обучения, формирующую личностные функции, связанные с самостоятельностью, инициативностью, ответственностью, критичностью, креативностью.
При проведении уроков, использует самые разнообразные формы: урок-поиск, урок-исследование, урок-размышление, урок-игра, урок-театр, урок-путешествие, бизнес-урок, уроки защиты проспектов, урок-аукцион, урок-лекция с использованием мультимедийных средств, уроки-соревнования, уроки вдохновения, урок-беседа за круглым столом, урок-эврика, урок размышление, урок взаимообучения, урок-конференция, урок-защита диссертации, урок-тезис – антитезис, урок-дискуссия, мозговой штурм, при контроле знаний используется урок - общественный смотр знаний, урок-геобизнес, урок-семинар, урок-фестиваль, урок-экспедиция, уроки психологических тренингов, интегрированные уроки, урок - географическое открытие и другие. Также использую на уроках элементы интерактивных технологий в виде дидактических игр: “снежный ком”, “азбука”, “отгадай героя-путешественника”, “отгадай термин”, “турнир-восхождение”, “продолжи рассказ”, исправь ошибку, урок игра “из уст в уста”, а также- эксклюзивное интервью, взаимоконтроль и самоконтроль. Эффективно проходят интегрированные уроки. Проводила уроки совместно с учителями биологии, литературы, информатики.
Все названные и неназванные уроки по построению, выбору темы, формулировке основной проблемы исходят из принципов личностно-деятельностного подхода в обучении. Они позволяют мне активизировать внутренний мир ребенка, его мыслительную деятельность, обратиться к его личностному опыту, пробудить мотив к учению, прививать самостоятельность.
Большое внимание в преподавании географии и внеклассной работе уделяю поисково-исследовательской работе. Обучающиеся под моим руководством изучают местные предприятия, историю их создания, технико-экономические особенности, внешние связи, пишут летопись поселка, изучают народные промыслы и традиции своей местности.
При интерактивных технологиях часто использую работу в парах, особенно она эффективна на начальных этапах обучения. Примером такой работы является обсуждение экономико-географического положения района, взятие интервью у напарника, анализ творческой работы партнера, разработка вопросов к классу или ответы на вопросы учителя, составление блоков взаимного контроля и самоконтроля. Особое внимание уделяю работе в малых группах. Когда нужно решить сложные проблемы коллективным разумом, в каждой группе ученик играет определенную роль, которую, он выбирает сам. В дидактической игре “Взлет разрешаю!” - это командир, пилот, помощник пилота; в игре-путешествии по океанам - это гидролог, климатолог, эколог, геоморфолог, гляциолог, биолог.
Организация интерактивного обучения и воспитания предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.
География, пожалуй как никакой другой предмет, дает простор для проведения всевозможных игр (познавательных, ролевых, деловых)
Правильно организованная работа позволит решить одновременно несколько задач. Главное – она развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей и одновременно учит самостоятельности, ответственности за принятие решения.
Многолетний опыт работы учителем географии и экономики, работа по сохранению наследия русского народа в рамках музейной и кружковой работы позволили выработать основную идею, которая красной нитью проходят через всю мою педагогическую деятельность:
- “творчество – есть основа эволюции”;
Инновационные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путем использования интерактивных технологий.
Интерактивные технологии дают мне возможность поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, развивать творческую самостоятельность, обучаемые учатся пользоваться самыми необычными источниками знаний.
В старших классах большой интерес вызывают у обучаемых уроки конференции, которые предполагают общение в одной аудитории людей, работающих над разрешением какой-либо (теоретической или практической проблемы. Движущей силой любой конференции является диалог- диспут. Так очень интересно проходит пресс-конференция в 10 классе “Государства-карлики”. Целью этой конференции я ставит активизацию познавательной самостоятельности, использование телекоммуникативных технологий, дальнейшее формирование умений работы с разнообразными источниками знаний, знакомство с мини-государствами Европы.
Весьма очевиден приоритет географии в экологическом образовании и воспитании. В содержании географического образования и воспитания включаю богатый опыт народа по сбережению, сохранению окружающей среды, который до сих пор чаще всего предают забвению. Опыт поколений, опыт ценностного отношения народа к земле, воде, растениям, животным и птицам включаю в уроки географии в виде отрывков из эпосов, легенд, народных преданий, вопросов и заданий в виде правил поведения в природе. На уроках и во внеклассной работе звучат народные изречения, пословицы, такие уроки, как правило, проходят в этнографическом музее “Русская горница”, руководителем которого я являюсь.
Использование в содержании географического образования традиций и обычаев народа, позволяет раскрывать перед учащимися пути рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды, что служит важным условием формирования глубокого и сознательного отношения к экологическим проблемам, как родного края, так и всей Земли.
Понимая, что учитель должен находиться в постоянном поиске инноваций, внедрять их в свою работу, нахожу новые технологии, приемлемые для сельской школы.
В настоящее время на первое место в моей работе выходят технологии с использованием компьютера. Информационно коммуникативные технологии оказывают заметнее влияние на содержание, формы и методы обучения, используемые мной на современном этапе. ИКТ всегда были неотъемлемой частью моего педагогического процесса и в “докомпьютерную эпоху”. Это, прежде всего, связано с тем фактом, что процесс обучения является информационным процессом. Но только с появлением возможности использования компьютеров в образовательном процессе сам термин “информационно-коммуникационных технологий” приобрел новое значение и звучание, так как стал ассоциироваться исключительно с применением персональных компьютеров. Таким образом, появление компьютера в образовательной деятельности, явилось катализатором тех тенденций, которые показали информационную суть процесса обучения. Возможность активного использования компьютерных технологий появляется все больше и больше с каждым годом. В нашей школе работает прекрасный компьютерный кабинет (13 компьютеров, объединенных в локальную сеть), у обучающихся дома также все больше появляются компьютеров, что позволяет руководить самостоятельной деятельностью обучающихся. По моему заданию и с моей помощью обучающиеся выполняют довольно сложные задания по оформлению исследовательских работ, составлению проспектов, презентации путешествия, слайд-проектов, биллютеней. Так во время общественного смотра знаний в 9-х классах обучаемые показали свои творческие работы по темам: “Байкал”, “Заповедники России”, “Жизнь в тундре”, “Демографические проблемы нашей местности” в виде слайд-проектов, презентаций. Сейчас в кабинете географии собран уже достаточно богатый информационный ресурс, который собрали обучаемые самостоятельно и оформили в виде презентаций.
Эти работы успешно используются на различных этапах урока географии с помощью мультимедиапроектора в кабинете географии, когда нет возможности вести урок в компьютерном классе. В кабинете уже собрана значительная коллекция таких материалов на компакт-дисках, как для урочной работы, так и для внеклассной.
В своей педагогической деятельности уже три года использую электронные учебники по географии для 6,7,8,9,10 классов, разработанные республиканским мультимедиа центром, которые имеются в кабинете географии.
Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. Электронное учебное пособие активизирует учебно-познавательную деятельность и позволяет осуществлять дифференцированный подход к каждому ученику, что дает возможность самостоятельно без помощи учителя изучать предлагаемый материал, расширять свой кругозор. Внедрение в учебный процесс современных информационных компьютерных технологий обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.
Я разработала и провела уроки с использование электронных учебников в 10 классе по теме “Население мира”, “Природные ресурсы мира”, “Мировое хозяйство”, “География отраслей Мирового хозяйства”, провожу Мастер-класс для учителей географии района, так как являюсь руководителем МО учителей географии Губкинского района.
Мультимедийные технологии превратили учебную наглядность из статистической в динамическую, т. к. появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени. Средствами приложения Excel, обучающиеся на уроке под моим руководством моделируют нефтяные, газовые мосты, направления грузопотоков, первые десятки стран – лидеров; визуально представляют результаты исследований в виде диаграмм и графиков. Работая с приложением Excel, обучающиеся на уроке сравнивают, делают выводы, умозаключения, составляют проекты.
Осознавая, что использование мультимедиа средств на уроке, не сможет решить все проблемы образования, (действенный инструмент в неумелых руках приобретает обратные свойства, начинает мешать, отягощать и запутывать) я четко продумываю цель каждого урока, и какие средства для ее реализации будут более эффективны. В своей работе провожу уроки, полностью задействовав информационные возможности. Для чего освоила программы и совместно с учителем информатики научила этому своих учеников. На уроках используются программы Microsoft: Word; приложения Power Point; Excel; Adobe PhotoShop.
Создание презентации с помощью компьютерной программы Microsoft Power Point по теме “Почвы России” позволило повысить мотивационную деятельность на уроках по данной теме и изучить ее, как и ряд других тем виде блочных уроков. Презентация, созданная с помощью данной программы, при необходимости может меняться, дополняться или переделываться.
Использование таких программ позволяет мне расширять кругозор обучаемых, активизировать их познавательную деятельность, получить как можно больше информации за меньшее время, а самое главное - уметь самостоятельно находить нужную информацию.
Творческая работа на уроках географии занимает особое место. Каждому культурному и образованному человеку важны географические знания, особенно знания о своей стране, своем крае. В настоящее время наряду с выполнением программных работ по географии в практике преподавания я стала использовать творческие работы учащихся. Эти работы все чаще обучаемые выполняют в электронном виде. С помощью компьютерных технологий обучаемые выполнили в 8 классе творчески работы по темам: “Описание одного из народов, населяющих РФ, его традиции, обычаи, современные проблемы”, “Мое географическое открытие”, “Стихийные бедствия планеты Земля” и др., проектные работы по теме “Хозяйство поселка Троицкий сегодня и завтра”, “Демографические проблемы и пути их решения”. Творческие работы обучаемых позволяют судить о их кругозоре по различным темам, ориентируя обучаемых на работу с дополнительными источникам географических знаний. И снова на помощь приходит информационный ресурс. Исследовательские работы позволяют мне развивать устойчивый интерес к географии для создания ориентационной и мотивационной основы осознанного выбора профессии. Все чаще я обращаюсь к методу проектов.
Дифференцированно задаю задания в зависимости от склонностей и интересов учащихся. Тщательно отбираю учебный материал, представленный на электронных носителях, структурирую его, прежде чем разместить в локальной сети.
Разработала дифференцированные индивидуальные инструкции и задания для учащихся по работе с электронными и информационными ресурсами.
Оказываю систематически в индивидуальном порядке помощь учащимся в овладении навыками работы на компьютере. Разрабатываю разноуровневые тесты, географические диктанты.
На уроке для большей эффективности использую предметные коллекции, портреты, видеоэкскурсии, динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, фотографии, иллюстрации объектов, проектируя их на большой экран с помощью LCD-проектора. При объяснении нового материала на уроке комментирую информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами. А при закреплении пройденного материала часто предлагаю учащимся работу с текстом электронного учебника, практикумы, интерактивные тесты. При этом, используются групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности. Применяю ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока. Например, мультимедийная школьная – лекция по теме “Там за морем Африка”.
Одним из популярных проектов учебного процесса является построение структуры и содержания деятельности обучаемых в виде модулей и блоков. Это очень эффективная работа, применяемая мной как на уроках, так и во внеурочной деятельности, позволяет основные понятия, законы темы прорабатывать несколько раз на различных этапах движения по модулю; знакомит с методами естественно-научного исследования - построением теоретических концепций, наблюдением и экспериментом; способствует повышению уровня комфорта на уроке, снимет фактор неизвестности, требования учителя становятся предсказуемыми; активизирует различные виды деятельности обучающихся в каждом конкретном блоке; помогает решать логико-аналитические задачи, с помощью которых я формирую активную обучающую среду, используя индуктивный и дедуктивный методы.
На уроках географии составляю задания с помощью графического редактора, где способом “перетаскивания” обучаемые самостоятельно решают логические задачи. (приложение1,2,3)
Особое место в познавательной деятельности уделяю урокам–путешествиям. Разве может быть география географией без путешествия. Каждый человек рожден мечтателем путешественником, в детстве, читая книги Ж.Верна мы стремимся ступить ногой на неизвестный, но манящий тайнами берег. Мир дальних стран зовет за собой, однако в реальной жизни не каждому удается, стать участником открытий и тогда их сердца с грустью отзываются на прочитанные строки Р.Рождественского:
“Я жалею о том, что не видел лица всей Земли…”
И вот тогда телекоммуникативные и информационные технологии помогают, нам отправится хоть на край света. И обучаемые превращаются в пытливых искателей знаний.
Язык географии – карта. География без номенклатуры – это не география. И снова нам на помощь приходит компьютер, откуда всегда можно спроектировать на экран любую карту.
Проблему качества обучения помогают решить мне информационные технологии, относящиеся к интерактивной методике.