Урок по теме: "Япония"

Разделы: География


Цели:

  1. Сформировать у учащихся представление о Японии, её ЭГП, природных условиях и ресурсах, населении, хозяйстве и его территориальной структуре.
  2. Осуществлять на данном материале умственное, нравственное, эстетическое воспитание, формировать общечеловеческое мировоззрение.
  3. Развивать навыки работы с картой, умение анализировать картографические и статистические материалы, умение сравнивать и обобщать, слушать и рецензировать.

Метод: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Тип урока: Изучения нового материала, первичное закрепление.

Оборудование: ПКМ, физическая и экономическая карты Японии, иллюстрации герба и флага, атлас для 10-го класса.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Изучение нового материала:

Страной Восходящего Солнца
Назвали соседи её.
Встаёт из-за моря здесь Солнце
Садится за горы оно.

Учитель:

Сегодня на уроке мы продолжим изучение Зарубежной Азии. Страна, с который мы сегодня познакомимся - страна гор. Их всегда видишь на горизонте, даже находясь посреди самой большой равнины. Для большинства жителей этой страны солнце всегда поднимается из-за моря и спускается за горы, для меньшей части - наоборот, поэтому соседи называют её страной Восходящего Солнца, что отражено на флаге и гербе, страной, где сочетаются традиции и современность, страной, являющейся членом “Большой восьмёрки”. Что это за страна? (Япония).

Итак, тема урока: “Япония”

Ребята, мы должны познакомиться с Японией, изучить её природные условия и ресурсы, население и хозяйство. Для того, чтобы решить эти задачи, мы разделимся на 4 группы:

  1. “Первооткрыватели”
  2. “Физгеографы”
  3. “Демографы”
  4. “Экономгеографы”

“Первооткрыватели” рассмотрят общие сведения и ЭГП страны, “Физгеографы” - природные условия и ресурсы, “Демографы” - особенности населения, “Экономгеографы” - хозяйство и его территориальную структуру. При изучении данных вопросов использовать план (Приложение 1), текст учебника Максаковский В. П. “Экономическая и социальная география мира”, - м.: Просвещение, 2004, атлас для 10-го класса дополнительные факты, атлас 7-го класса. На работу в группах – 10 млн. По истечению времени группы раскрывают данные им вопросы. Время - примерно 5 – 7 минут.

1. “Первооткрыватели”

а) Столица Токио

S = 372 тыс. км. 2

N = 127, 3 млн. чел.

б) Япония – конституционная монархия.

в) Унитарное государство. Глава государства – император.

Японцы с древних времен называют свою страну Ниппон (или Нихон). Это название состоит из двух иероглифических знаков, первый из которых означает “солнце”, а второй – “основа”. Отсюда и происходит иносказательное наименование Японии как Страны восходящего Солнца. Красный солнечный круг на японском флаге и круглая хризантема (национальный цветок японцев) на государственном гербе страны также символизируют восходящее солнце.

2. ЭГП.

2. 1. Государство – архипелаг, расположенная на четырех крупных островах Хоккайдо, Хонсю, Кюсю и 4 тыс. мелких островов, которые протягиваются дугой на 3,5 тыс. км. на стыке материка Евразия и Тихого океана.

2. 2. Находится в центре АТР на пересечении морских путей между Азией, Австралией, Америкой.

2. 3. Страна “Большой восьмерки”.

2. 4. Граничит с ядерными державами – Россия, Китай.

2. 5. Территориальные претензии к России на счет Курильских островов и юга Сахалина.

3. “Физгеографы”

1) Климат – муссонный: умеренный, субтропический.

2) Рельеф – 80% S – горы – Японские Альпы, кайнозойской складчатости, которые ещё формируются, поэтому в Японии более 1000 землетрясений в год, 150 вулканов, 15 действующих, в том числе священная гора – влк. Фудзияма – 3777 м. , который постоянно дымит. Остальная часть территории – 20% S – равнина Канто.

3) Минеральными ресурсами бедна, незначительные запасы медных руд, полиметаллических руд, железных руд, каменного угля.

4) Водными ресурсами обеспечена слабо – дефицит воды.

5) Реки используются в качестве гидроэнергетического потенциала и для орошения.

6) Агроклиматические ресурсы благоприятные.

7) Земельными ресурсами обеспечена слабо – 0,03 га/чел, почвы подзолистые, бурые лесные, черноземы, желтоземы.

8) Буддистские и синтоистские храмы, различные фестивали - в год проводится более 40 фестивалей, почитаются народные традиции.

4. “Демографы”

А. Население Японии относится к первому типу воспроизводства. Для страны характерно “старение нации”, средняя продолжительность жизни 80,7 лет.

Б. Национальный состав однородный. Это типичная однонациональная страна – 99,7% японцы. Японский язык очень специфичен и не входит не в одну из языковых семей. Очень сложная и система японской письменности, в которой используются как иероглифы, так и слоговая азбука.

В. Две основные религии – синтоизм и буддизм. Обычно верующие исповедуют одновременно обе эти религии, которые сосуществуют, поделив между собой сферы влияния. Синтоизм обслуживает основные религиозно-бытовые обряды, и прежде всего свадебные церемонии, которые всегда проходят в синтоистских храмах. Буддизм, напротив, берет на себя все погребальные и заупокойные обряды.

Япония - страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с самого раннего возраста. В Японии больше университетов, чем во всей Западной Европе. Это страна давних культурных, художественных и бытовых традиций, входящих составной частью в понятие японского образа жизни. К числу таких относятся икебана – искусство составления букетов и расстановки цветов и веток деревьев в вазах, бонсай – выращивание карликовых деревьев, каллиграфия – красивое письмо кисточкой и тушью, музыка, живопись на бумаге и шелке, оригинальная храмовая и садово-парковая архитектура, театр теней, чайная церемония, женская одежда кимоно, борьба тяжеловесов сумо, дзюдо, каратэ, палочки для еды, особенности кухни, сервировки стола и многое другое. К числу важнейших традиций относится почитание старших, заключение браков по сговору родителей, вера в многочисленные приметы, обряд медитации, использование различных календарных систем, обилие официальных государственных праздников, разного рода фестивалей. Одна из национальных традиций японцев, которая воспитывается у них с детского возраста, - бережное отношение к окружающей природе, к деревьям, цветам, животным.

Г. Расселение населения.

1 - Средняя плотность 340 чел. /км. 2 – Япония занимает одно из первых мест в мире, но почти все население сосредоточено на равнине – 80% (до 10 тыс. чел. /км. 2).

2 - Уровень урбанизации высокий – 80%.

3 - Города мультимиллионеры – Токио, Осака.

4 - Города миллионеры – Нагоя, Кобе, Киото.

5- Агломерации – Токио, Осака.

6- Мегалополисы – Токайдо, Токио - Кобе.

5. “Экономгеографы”

В хозяйстве Японии в 50 – 60 гг. 20 в. произошло “экономическое чудо”, причины которого:

- использование научно – технических достижений стран Запада;

- дешевая рабочая сила;

- наукоемкое производство;

- рациональное комплексное использование сырья;

- приток иностранного капитала;

- низкие военные затраты.

а) промышленность сначала ориентировалась на импортное сырье, но после энергетического кризиса – на новейшие наукоемкие отрасли. Лидирует в области электроники, робототехники, биотехнологии, автомобилестроения – “Тойота”, “Ниссан”, “Хонда”.

б)

Важная традиционная отрасль Японского хозяйства – рыболовство. По улову рыбы Япония занимает первое место в мире. В стране более 3 тыс. рыболовных портов. Богатая и разнообразная фауна прибрежных морей способствовала развитию не только рыболовства, но и марикультуры. Рыба и морепродукты занимают очень большое место в пищевом рационе японцев. Развит также жемчужный промысел. В Японии получили развитие все виды транспорта, за исключением речного и трубопроводного. По густоте пассажирских железнодорожных перевозок она занимает первое место в мире. Япония обладает также очень крупным и самым современным морским торговым флотом. Она широко использует и “дешевые флаги” Панамы и Либерии.

В экспорте Японии преобладают машины и оборудование, автомобили, продукция металлургии. В импорте - топливо, рудное сырье и продовольственные товары.

ІІІ. Закрепление. Тестовые задания. Верно справившись с заданием, учащиеся узнают орган власти страны.

(Приложение 2)

ІV. Домашнее задание: учебник §3 стр. 241 – 249, сообщение о традициях Японии.