План-конспект урока по теме: "Волшебный мир камней". 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Форма проведения: урок-путешествие.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Учебно-воспитательные задачи:

  1. Углублять знания о горных породах, их использовании и происхождении.
  2. Развивать умения учащихся определять горные породы.
  3. Воспитывать чувство гордости за страну богатую полезными ископаемыми и талантливыми людьми. Расширять кругозор учащихся.

Средства обучения:

  • коллекции горных пород;
  • раздаточный материал;
  • коллекции образования каменного угля, оформлен стенд “Самоцветы, выставка книг Куприна, Бажова.

Ход урока

Ребята, мы с вами отправимся в путешествие в мир удивительных камней.

А для этого нам понадобятся полученные на уроках знания.

- Что такое горная порода?

- Какие свойства горных пород вы знаете?

- На какие группы делятся горные породы по происхождению?

- Приведите примеры.

Издавна интересовались русские люди красотой и силой камня. Любой мастер камнерез должен уметь познать его скрытые свойства. Камни- немые свидетели прошлого, они могут рассказать о многом, нужно только суметь изучить и понять их “молчаливый язык”.

Помощник помогает учителю раздать образцы горных пород: базальта, гранита, известняка, торфа, каменного угля, мрамора, песчаника, магнитного железняка.

Определите свойства горных пород и назовите их.

С нами сегодня пойдут в путешествие юные геологи, которые подготовили рассказ о горных породах.

Заслушивание опережающих творческих заданий о горных породах. О поделках из горных пород, найденный материал на территории города, либо привезённый (янтарь, алюминий, соль ).

Теперь мы отправимся к хозяйке “Медной горы”,она нам приготовила вопросы.

(Вопросы оформлены в виде ромашки. Учащиеся подходят и выбирают вопрос)

Игра “Догадайся, о какой горной породе идёт речь”.

- Твёрдый, хрупкий, белого цвета, состоит из отдельных хрусталиков кубической формы, растворяется в воде, имеет вкус, не горит. /Соль/.

- Твёрдый, хрупкий, чёрного цвета, состоит из остатков растений тяжелее воды, ярко горит. (Уголь.)

- Защитник от огня, применяют в одежде у пожарных, огнестойкий и кислотоупорный /Асбест/

- Принесённые в наши края много 1000 лет назад древними ледниками, а потом оставленные ими тут при потеплении и отступлении на север - это камни-путешественники. /Валуны/

- Окаменевшие джунгли. /Уголь/

- Болотное богатство. /Торф/

- Из какого сплава изготовлены рубли. /Медно-никелевый/

- Камень для грамотеев. /Графит/

- Горные породы, образовавшиеся из остатков древних морей. /Известняки/

- Незаменимая рубашка для консервов. /Олово/

- Из какой породы в древние времена изготавливали топоры, ножи? /Кремень/

- Какой металл обладает высокой электропроводностью? /Медь/

Продолжим наше путешествие.

А слышали ли вы о так называемых “Камнях месяца рождения”?

У каждого человека есть свой камень, приносящий ему счастье. Например, человек, родившийся в декабре - бирюза. Если вы знаете свой камень, назовите и расскажите о нём. А кто не знает, мы определим их камни по числу и месяцу рождения.

(На доске прикреплена ромашка с 12 лепестками, сверху листка число и месяц рождения, а внутри лепестка камень).

Январь - гранат

Февраль - аметист

Март - аквамарин

Апрель - алмаз

Май - изумруд

Июнь - жемчуг

Июль - рубин

Август - хризолит

Сентябрь - сапфир

Октябрь - опал

Ноябрь - топаз

Декабрь - бирюза

Вызываем рождённых в январе, феврале и т. д, отрываем лепестки и смотрим какие камни соответствуют им.

Особое место среди камней занимают драгоценные камни. Приглашаю Вас посмотреть самоцветы (демонстрация стенда).

Алмаз - камень королей и стекольщиков, самый твёрдый на Земле минерал по твёрдости,10 баллов.

Яшма - пейзаж, нарисованный самой природой.

Янтарь - самоцвет из солнечных лучей, смола древних сосен, превратившихся в камень.

Куприн говорил о сапфире: “Он зелен, чист, весел и нежен, как трава весенняя, если поглядишь на него с утра, то весь день будет для тебя лёгкий”;

  • об изумруде: “Одни из них похожи на васильки в пшенице, другие - на осеннее небо, иные на море в ясную погоду. Это камень девственности - холодный и чистый”;
  • об алмазе: “ Это свет солнца, сгустившийся в земле и отражённый временем. Он играет цветами радуги, но сам остаётся прозрачным, словно капля…”.

О камнях писали и другие авторы - Бажов. Некоторые книги этих авторов на стенде.

На этом наше путешествие закончилось. Надеюсь, что вы много узнали нового и интересного. И вам захотелось узнать и о других минералах.

Подведение итога урока.