Форма проведения: урок-путешествие.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Учебно-воспитательные задачи:
- Углублять знания о горных породах, их использовании и происхождении.
- Развивать умения учащихся определять горные породы.
- Воспитывать чувство гордости за страну богатую полезными ископаемыми и талантливыми людьми. Расширять кругозор учащихся.
Средства обучения:
- коллекции горных пород;
- раздаточный материал;
- коллекции образования каменного угля, оформлен стенд “Самоцветы, выставка книг Куприна, Бажова.
Ход урока
Ребята, мы с вами отправимся в путешествие в мир удивительных камней.
А для этого нам понадобятся полученные на уроках знания.
- Что такое горная порода?
- Какие свойства горных пород вы знаете?
- На какие группы делятся горные породы по происхождению?
- Приведите примеры.
Издавна интересовались русские люди красотой и силой камня. Любой мастер камнерез должен уметь познать его скрытые свойства. Камни- немые свидетели прошлого, они могут рассказать о многом, нужно только суметь изучить и понять их “молчаливый язык”.
Помощник помогает учителю раздать образцы горных пород: базальта, гранита, известняка, торфа, каменного угля, мрамора, песчаника, магнитного железняка.
Определите свойства горных пород и назовите их.
С нами сегодня пойдут в путешествие юные геологи, которые подготовили рассказ о горных породах.
Заслушивание опережающих творческих заданий о горных породах. О поделках из горных пород, найденный материал на территории города, либо привезённый (янтарь, алюминий, соль ).
Теперь мы отправимся к хозяйке “Медной горы”,она нам приготовила вопросы.
(Вопросы оформлены в виде ромашки. Учащиеся подходят и выбирают вопрос)
Игра “Догадайся, о какой горной породе идёт речь”.
- Твёрдый, хрупкий, белого цвета, состоит из отдельных хрусталиков кубической формы, растворяется в воде, имеет вкус, не горит. /Соль/.
- Твёрдый, хрупкий, чёрного цвета, состоит из остатков растений тяжелее воды, ярко горит. (Уголь.)
- Защитник от огня, применяют в одежде у пожарных, огнестойкий и кислотоупорный /Асбест/
- Принесённые в наши края много 1000 лет назад древними ледниками, а потом оставленные ими тут при потеплении и отступлении на север - это камни-путешественники. /Валуны/
- Окаменевшие джунгли. /Уголь/
- Болотное богатство. /Торф/
- Из какого сплава изготовлены рубли. /Медно-никелевый/
- Камень для грамотеев. /Графит/
- Горные породы, образовавшиеся из остатков древних морей. /Известняки/
- Незаменимая рубашка для консервов. /Олово/
- Из какой породы в древние времена изготавливали топоры, ножи? /Кремень/
- Какой металл обладает высокой электропроводностью? /Медь/
Продолжим наше путешествие.
А слышали ли вы о так называемых “Камнях месяца рождения”?
У каждого человека есть свой камень, приносящий ему счастье. Например, человек, родившийся в декабре - бирюза. Если вы знаете свой камень, назовите и расскажите о нём. А кто не знает, мы определим их камни по числу и месяцу рождения.
(На доске прикреплена ромашка с 12 лепестками, сверху листка число и месяц рождения, а внутри лепестка камень).
Январь - гранат Февраль - аметист
Март - аквамарин
Апрель - алмаз
Май - изумруд
Июнь - жемчуг
Июль - рубин Август - хризолит
Сентябрь - сапфир
Октябрь - опал
Ноябрь - топаз
Декабрь - бирюза
Вызываем рождённых в январе, феврале и т. д, отрываем лепестки и смотрим какие камни соответствуют им.
Особое место среди камней занимают драгоценные камни. Приглашаю Вас посмотреть самоцветы (демонстрация стенда).
Алмаз - камень королей и стекольщиков, самый твёрдый на Земле минерал по твёрдости,10 баллов.
Яшма - пейзаж, нарисованный самой природой.
Янтарь - самоцвет из солнечных лучей, смола древних сосен, превратившихся в камень.
Куприн говорил о сапфире: “Он зелен, чист, весел и нежен, как трава весенняя, если поглядишь на него с утра, то весь день будет для тебя лёгкий”;
- об изумруде: “Одни из них похожи на васильки в пшенице, другие - на осеннее небо, иные на море в ясную погоду. Это камень девственности - холодный и чистый”;
- об алмазе: “ Это свет солнца, сгустившийся в земле и отражённый временем. Он играет цветами радуги, но сам остаётся прозрачным, словно капля…”.
О камнях писали и другие авторы - Бажов. Некоторые книги этих авторов на стенде.
На этом наше путешествие закончилось. Надеюсь, что вы много узнали нового и интересного. И вам захотелось узнать и о других минералах.
Подведение итога урока.