Цели:
- Выявить главные причины, влияющие на размещение растительности по территории нашей страны, основные типы растительности России, в каких условиях они формируются.
- Продолжить формирование умения рассказывать, вступать в диалог по проблеме единства взаимосвязи человека и природы. Развивать память, мышление, воображение.
- Воспитывать умение работать в коллективе, развивая такое качество как, взаимопомощь, культура обучения.
Категорийный аппарат: форма: “живая природа”.
Оборудование:
- настенные карты; “Растительность России”, “Природные зоны России”,
- гербарий,
- слайды “растительность России”,
- картины по природным зонам,
- инструктивные карточки на каждого ученика.
Ход урока
№ дидактического момента | Содержание дидактического момента | Дидактическая задача | Метод об-ния | Форма организаций познавательной деятельности | Реальный результат |
I | Организационный момент: | Настроить на урок | ОИ | ||
II | Сообщение темы и цели: сегодня мы будем
знакомиться с характером растительности на
территории России, типичными растениями,
условиями их формирования. Мы должны проследить
взаимосвязь “Растительность – природа. Время.
Человек”. Известный историк В.О. Ключевский
писал: “Сила, которая держит, в своих руках
колыбель каждого народа, – природа его страны”
Наша задача подтвердить высказывание, оперируя
факторами. Поэтому мы сегодня слушаем отчет этнобиологической экспедиции в составе 4-х групп “Арктика”, “Тайга”, “Степь”, “Пустыня”. Наблюдать за работой экспедиции, и оценивать будут научные работники, в составе которых геоботаник, биолог, социолог, этнограф, историк. Маршрут и алгоритм работы у начальника экспедиции. Но прежде чем отправиться в экспедицию, вспомним из курса ботаники. |
Сообщить тему и цель урока | МПИ ОИ |
Ф | |
III | Проверка пройденного материала: Как растения приспособлены к среде обитания? Что в первую очередь влияет на размещение растений? Какие компоненты природы тесно и неразрывно взаимосвязаны в природе? Составьте ранжированный ряд на доске с помощью карточек ГП рельеф климат Раститю Жюмир Хоз. деят. |
Повторить изученный ранее материал, развитие памяти, логического мышления, речи | Р | Ф | |
IV | Подготовка к активному и сознательному
усвоению нового материала: Учитель: Чем запоминается Россия? Неброской красотой природы, синевой бесчисленных озёр. Время словно остановилось в небольших затерянных среди лесов деревеньках. В строгости и величии древних городов. Новостройках, затерявшихся среди болот. “Живая природа” сопровождает человека. Принято считать, что главное в “живой природе” – растительность, флора. О ней говорят даже названия природных зон-тайга, степь, лесостепь и.т.д. В нашей стране высших растений около 18 тысяч. Интересно, что среди представителей растительного мира преобладают виды травянистых растений – их многие тысячи, тогда как деревьев чуть больше 500. Обо всех не расскажешь. Поэтому мы заслушаем результаты исследований научных экспедиций. |
Эмоционнальный настой на сознательное усвоение м-ла, работу в группах | ИО | Ф | |
V | Усвоение новых знаний: Перед нами
группа этнологическая экспедиция “Арктика”,
начальник экспедиции предлагает свой отчёт.
Задание группе “Арктика”
Задание группе “Тайга”.
Задание группе “Пустыня”.
|
Опережающее задание | ОИ | И | 5 человек в группе (по 1 мин) время ограниченно |
VI | Первичная проверка понимания. Учитель: Слушая отчёты экспедиции, мы незаметно подошли к пониманию того, что удивительна и разнообразна флора России, но прикосновение к ней должно быть бережное. Будущее процветание человечества возможно только при разумном сочетании древнего гуманного отношения к природе. Земля – наш дом, человек должен осознавать свою ответственность перед потомками. Возвращаюсь к словам Ключевского: “Сила, которая держит в своих руках колыбель каждого народа, – природа его страны” А теперь, пока нач. экспедиции, научные работники подводят итоги, оценивают изыскания каждой группы, мы выполним творческую работу на применение полученных вами знаний: к 70-летию нашего округа мы прокладываем экологическую тропу открытой местности г. Лянтора и первыми пришли туда первоклассники. С какими щитами-рекламами растений вы предложили бы им познакомится? (Брусничка, кедр, березка, рябина) – стих-ние о природе под титры о Лянторе. |
творческая работа | ои | г | 4 ч + 1 стих. |
VII | Подведение итогов: – Как вы оценили себя сами? (самооценка) – Как оценили вас научные работники? |
||||
VIII | Рефлексия: что понравилось? что не понравилось в уроке? | ||||
IX | Инструктаж о выполнении д/з стр 102–111 (написано на доске), рассказывать о типичных животных любой природной зоны, их приспособлении к жизни. |