Урок по теме: "Растительный мир России". 8-й класс

Разделы: География

Класс: 8


Цели:

  1. Выявить главные причины, влияющие на размещение растительности по территории нашей страны, основные типы растительности России, в каких условиях они формируются.
  2. Продолжить формирование умения рассказывать, вступать в диалог по проблеме единства взаимосвязи человека и природы. Развивать память, мышление, воображение.
  3. Воспитывать умение работать в коллективе, развивая такое качество как, взаимопомощь, культура обучения.

Категорийный аппарат: форма: “живая природа”.

Оборудование:

  • настенные карты; “Растительность России”, “Природные зоны России”,
  • гербарий,
  • слайды “растительность России”,
  • картины по природным зонам,
  • инструктивные карточки на каждого ученика.

Ход урока

№ дидактического момента Содержание дидактического момента Дидактическая задача Метод об-ния Форма организаций познавательной деятельности Реальный результат
I Организационный момент: Настроить на урок ОИ    
II Сообщение темы и цели: сегодня мы будем знакомиться с характером растительности на территории России, типичными растениями, условиями их формирования. Мы должны проследить взаимосвязь “Растительность – природа. Время. Человек”. Известный историк В.О. Ключевский писал: “Сила, которая держит, в своих руках колыбель каждого народа, – природа его страны” Наша задача подтвердить высказывание, оперируя факторами.

Поэтому мы сегодня слушаем отчет этнобиологической экспедиции в составе 4-х групп “Арктика”, “Тайга”, “Степь”, “Пустыня”. Наблюдать за работой экспедиции, и оценивать будут научные работники, в составе которых геоботаник, биолог, социолог, этнограф, историк. Маршрут и алгоритм работы у начальника экспедиции. Но прежде чем отправиться в экспедицию, вспомним из курса ботаники.

Сообщить тему и цель урока МПИ

ОИ

Ф  
III Проверка пройденного материала:

Как растения приспособлены к среде обитания?

Что в первую очередь влияет на размещение растений?

Какие компоненты природы тесно и неразрывно взаимосвязаны в природе?

Составьте ранжированный ряд на доске с помощью карточек

ГП рельеф климат

Раститю Жюмир Хоз. деят.

Повторить изученный ранее материал, развитие памяти, логического мышления, речи Р Ф  
IV Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала:

Учитель: Чем запоминается Россия? Неброской красотой природы, синевой бесчисленных озёр. Время словно остановилось в небольших затерянных среди лесов деревеньках. В строгости и величии древних городов. Новостройках, затерявшихся среди болот. “Живая природа” сопровождает человека. Принято считать, что главное в “живой природе” – растительность, флора. О ней говорят даже названия природных зон-тайга, степь, лесостепь и.т.д. В нашей стране высших растений около 18 тысяч. Интересно, что среди представителей растительного мира преобладают виды травянистых растений – их многие тысячи, тогда как деревьев чуть больше 500. Обо всех не расскажешь. Поэтому мы заслушаем результаты исследований научных экспедиций.

Эмоционнальный настой на сознательное усвоение м-ла, работу в группах ИО Ф  
V Усвоение новых знаний: Перед нами группа этнологическая экспедиция “Арктика”, начальник экспедиции предлагает свой отчёт. Задание группе “Арктика”
  1. Эмоционально, красочно описать место проведения экспедиции: арктические пустыни, тундра, лесотундра.
  2. Собрать и показать гербарий растений.
  3. Рассказать о приспособлениях растений к жизни в данных условиях.
  4. Рассказать об удивительном растении Арктики (полярная берёзка).
  5. Найти соответствие между названием месяцев древнего календаря и современного. Определить связь с растительным миром.

Задание группе “Тайга”.

  1. Эмоционально, красочно описать место проведения экспедиции: тайга, смешанный, широколиственный лес.
  2. Собрать и показать гербарий растений.
  3. Рассказать о приспособлениях растений к жизни в данных условиях.
  4. Рассказать об удивительном растении тайги-лиственнице.
  5. Найти материал о том, как славяне выбирали деревья для строительства дома. Задание группе “Степь”.

 

  1. Эмоционально, красочно описать место проведения экспедиции: лесостепь, степь.
  2. Собрать и показать гербарий растений.
  3. Рассказывать о приспособлениях растений в жизни в данных условиях.
  4. Рассказывать об удивительных растении степи-ковыль.
  5. Найти материал о том, как славяне занимались ремеслом, связанным с растительным миром.

Задание группе “Пустыня”.

  1. Эмоционально, красочно описать место проведения экспедиции: полупустыни и пустыни.
  2. Собрать и показать гербарий растений.
  3. Рассказать о приспособлении растений пустыни к жизни в данных условиях.
  4. Рассказать об удивительном растении пустыни – верблюжья колючка.
  5. Подведи итог экспедиции, выскажи свою точку зрения: важна ли гармония человека с природой иди такое отношение к ней устарело?
Опережающее задание ОИ И 5 человек в группе (по 1 мин) время ограниченно
VI Первичная проверка понимания.

Учитель: Слушая отчёты экспедиции, мы незаметно подошли к пониманию того, что удивительна и разнообразна флора России, но прикосновение к ней должно быть бережное. Будущее процветание человечества возможно только при разумном сочетании древнего гуманного отношения к природе.

Земля – наш дом, человек должен осознавать свою ответственность перед потомками. Возвращаюсь к словам Ключевского: “Сила, которая держит в своих руках колыбель каждого народа, – природа его страны” А теперь, пока нач. экспедиции, научные работники подводят итоги, оценивают изыскания каждой группы, мы выполним творческую работу на применение полученных вами знаний: к 70-летию нашего округа мы прокладываем экологическую тропу открытой местности г. Лянтора и первыми пришли туда первоклассники. С какими щитами-рекламами растений вы предложили бы им познакомится? (Брусничка, кедр, березка, рябина) – стих-ние о природе под титры о Лянторе.

творческая работа ои г 4 ч + 1 стих.
VII Подведение итогов:

– Как вы оценили себя сами? (самооценка)

– Как оценили вас научные работники?

       
VIII Рефлексия: что понравилось? что не понравилось в уроке?        
IX Инструктаж о выполнении д/з

стр 102–111 (написано на доске), рассказывать о типичных животных любой природной зоны, их приспособлении к жизни.