Цели:
- Образовательные: систематизировать знания об антропогенном воздействии на природную среду. Показать возможность решения экологических проблем в городе Смоленске и области в целях сохранения её природы.
- Развивающие:
- совершенствовать умения устанавливать причинно-следственные, прогностические подходы и межпредметные связи;
- развитие внимания, логического мышления и речи;
- формирование информационной культуры, компьютерной грамотности и потребности в приобретении знаний.
- Воспитательные: способствовать пониманию собственных интеллектуальных достижений, как фактора повышения внутренней мотивации учебной деятельности на уроках географии. Развивать экологическую культуру, используя интерактивные методы.
Тип урока: комплексное применение знаний и умений.
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая.
Методы: частично-поисковый, исследовательский, конструкционный, интерактивный.
Основные понятия: природный комплекс, заказники, национальный биосферный парк, антропогенные комплексы, водораздельная линия, подземные воды, рекреационные зоны.
Средства обучения:
- компьютеры с операционной системой Windows XP;
- мультимедийный проектор;
- слайды " Животные и растения, занесенные в Красную книгу Смоленской области", созданные в программе Microsoft Power Point;
- файлы с картографическими проекциями Смоленской области и территорией Национального биосферного парка "Смоленское Поозерье";
- физическая карта России;
- физическая карта Смоленской области;
- Красная книга Смоленской области. Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений. (Ответственный редактор Н.Д.Круглов). – Смоленск: Смол. Гос. пед. ин-т, 1997;
- География Смоленской области: Учебное пособие /Под ред. А.П.Катровского. – Издание пятое, переработанное и дополненное. Смоленск, 2005;
- периодические издания за 2006 год Смоленской области.
Педагогический сценарий урока-конференции
I. Подготовительный этап
1. Организационная работа.
За месяц учитель формирует группы по подготовке и проведении урока – конференции. В группах выбирается организатор-координатор, ему учитель дает разъяснения о необходимой информации, которую можно получить в региональных журналах и газетах, а так же в санэпидемстанции г. Смоленска, статистическом управлении и департаменте экологии Смоленской области по следующим проблемам:
- радиационная ситуация города Смоленска;
- распространение инфекционных заболеваний по территории Смоленской области;
- качество продуктов питания, овощей и фруктов, поступающих в магазины и рынки города;
- функционирование очистных сооружений и качество воды города, в частности в микрорайоне школы.
2. Техническое оформление.
Учащимся групп даются задания о создании слайдов в программе Microsoft Power Point по теме: "Животные и растения, занесенные в Красную книгу Смоленской области ". Так же учащиеся готовят картографический материал о географическом положении, размерах, границах территории области и Национального биосферного парка "Смоленское Поозерье" для воспроизводства его на компьютерах.
План конференции:
1. Особенности физико – географического положения Смоленской области:
a) Водораздел трех морей (Балтийское, Черное, Каспийское);
b) Водораздельные леса;
c) Верховые болота и их роль в поддержании режима рек;
d) Границы оледенений;
2. Особенности размещения промышленных предприятий;
3. Источники загрязнения почвы, воздуха и воды;
4. Последствия аварии на Чернобыльской АЭС на территории области;
5. Меры по охране природы. Особо охраняемые территории – Национальный биосферный парк "Смоленское Поозерье", заказники.
6. Рефлексия. Тестовый диктант.
7. Подведение итогов урока-конференции.
Ход конференции
Вступительное слово учителя о целях конференции.
Периоды социальных потрясений, ввергающих массы людей в экономические трудности и притупляющие их сознание до безразличия, - не лучшие периоды для решения экологических проблем. В это время, к сожалению, не соблюдаются многие законы, а экологические прежде всего. Вместе с тем очень важно именно сегодня не допустить пассивности и безразличия населения к ухудшению экологического положения в Смоленской области. К счастью, Смоленская область и город Смоленск пока не относятся к числу зон экологического бедствия, но могут стать таковыми. Поэтому очень важно уже сегодня, а не завтра помнить об этом. Как подтверждение сказанному уместно привести высказывание М.Пришвина "Все прекрасное на Земле – от Солнца, все хорошее – от человека".
Ведущий I. Чтобы перейти к решению отмеченных выше проблем, давайте определим уникальные особенности физико-географического положения Смоленщины. Слово предоставляется группе, которые готовили информацию об основных особенностях физико-географического положения Смоленской области.
Ученик. Рассказывает о том, что Смоленская область является водоразделом трех водных артерий страны: бассейн Днепра занимает 60%, Волги – 25% и Западной Двины – 15% общей площади водостока. На территории области протекает 1149 рек, а общие запасы поверхностных вод составляют 13,9 куб. км/год. Наибольшее потребление поверхностных вод из р.Днепр, из р. Десна и Западной Двины (на этих участках идет экономия воды за счет оборотного водоснабжения и составляет 70-80%).
По ходу работы I группы остальные учащиеся работают с компьютерами под руководством учителя. На картографических проекциях территории Смоленщины они отмечают физико-географическое положение области.
Ученик. Рассказывает о расположении Смоленской области в южной границе тайги, смешанных лесов (лесистость составляет 36%), лесостепной зоны и последствиях, связанных с вырубкой леса. Учащиеся отмечают на картографических проекциях границы лесной зоны в пределах области.
Ученик. Рассказывает о проблемах верховых болот и их роли в поддержании режима рек, одновременно отмечает, что Смоленская область была местом неоднократного наступления ледника. Границы распространения ледника показаны на картографических проекциях.
Ученик. К сожалению, немаловажно заметить, что природа области очень уязвима. Она находится под воздействием промышленных предприятий на территории области, где основными источниками загрязнения является Дорогобужский район (завод по производству минеральных удобрений), Вяземский район (завод графитовых изделий), Сафоновский район (Издешковский известковый комбинат), Смоленский район и центр области (АО "Свет", завод холодильников, автомобильный транспорт) и другие. По ходу выступления учащихся остальные участники конференции отмечают на картографических проекциях условными знаками источники загрязнения области и города Смоленска.
Ведущий II. Все это должно настораживать нас и предпринимать правильные научные решения при развитии и размещении "грязных" производств.
Ведущий I. В 2006 году было отмечено 20-летие со дня трагедии на Чернобыльской АЭС. Что она принесла Смоленщине?
Ученик. Рассказывает о радиоактивном загрязнении Смоленской области. В частности о территориях южной части Смоленщины, которые в большей степени подверглись загрязнению после аварии на ЧАЭС и о преодолении последствий радиоэкологических проблем в области.
Ведущий II. Учащимся групп были даны задания: посетить Смоленскую санитарно-эпидемиологическую службу, статистическое управление и департамент Смоленской области для выяснения экологических проблем города и области. Послушаем результаты их исследований.
Учащиеся докладывают об экологическом состоянии Смоленской области за 2004-2006 год по сведениям, полученным из разных источников, и делают сообщения по своим данным:
- Об источниках радиоактивного загрязнения как внутри области, так и за её пределами. Они отмечают, что радиационный фон в городе и области не вызывает тревог, однако воздействие радиационного характера на территорию области проявляется в изменении естественной радиации солнечного излучения и это будет влиять на качество здоровья населения области. Здоровье человека по данным ВОЗ напрямую зависит от состояния окружающей среды. Основные инфекционные заболевания, которые характерны для территории области – бешенство, туляремия, лептоспироз обусловлены контактами человека с больными животными.
- О состоянии подземных вод, которые находятся в прямой связи с поверхностными водами. Отмечены основные и потенциальные источники их загрязнения: животноводческие фермы, машинные дворы, нефтебазы, склады минеральных удобрений и ядохимикатов, промышленные предприятия. Дана характеристика воды в городе Смоленске и микрорайоне школы. Определено, что на качество водопроводной воды влияет техническое состояние очистных сооружений, которые нуждаются в замене старого оборудования и новой технологической эксплуатации.
- Качество продуктов питания, овощей и фруктов оставляет желать лучшего. Несбалансированное питание и повышенное содержание нитратов, пестицидов в сельхозпродуктах также влияет на качество здоровья населения области.
Ведущий I. Мы отметили негативные последствия, вызванные деятельностью человека. Встает вопрос, осуществляется ли положительная деятельность человека, общества на природу в нашей области?
Ведущий II. Очень приятно отметить, что в наше, довольно сложно время, на территории Смоленской области в 1992 году был создан национальный парк, ныне его название Национальный биосферный парк "Смоленское Поозерье", что выделяет его значимость в планетарном масштабе.
Ученик. Рассказывает о Национальном биосферном парке "Смоленское Поозерье", выделяя его уникальные черты:
Парк расположен на территории Демидовского и Духовщинского районов, общая площадь 146,2 тыс. га, из них 111,5 тыс. га – леса, преобладают мелколиственные породы – береза, осина, ольха. На территории парка расположены 35 озёр, в основном ледникового происхождения. Фауна позвоночных представлена 28 видами рыб, 10 видами земноводных, 5 видами рептилий, 190 видами птиц, 57 видами млекопитающих, 3,5 тыс. беспозвоночных животных. На территории парка отмечены археологические и исторические памятники, сохранились остатки древнерусского города Вержавска.
Учащиеся отмечают на картографических проекциях границы Национального биосферного парка "Смоленское Поозерье" и территории других заказников (выделенные в атласах по географии Смоленщины).
Ученики. Рассказывают о животных и растениях, занесенных в Красную книгу, а так же о памятниках природы области (в области объявлено 130 природных объектов, из которых водных – 42, ботанических – 49, комплексных и ландшафтных - 39).
По ходу рассказа учеников идет презентация слайдов через мультимедийный проектор, выполненные учащимися в программе Microsoft Power Point.
Учитель делает обобщение по теме конференции. Затем предлагает учащимся выполнить тестовый контрольный диктант, который заранее вынесен на компьютер.
Контрольный тест (выполнен в программе Microsoft Word). При выполнении которого учащиеся должны подчеркнуть варианты правильных ответов
Открыть файл "Контрольный тест" (папка "Мои документы"), содержащий тестовые задания по теме урока – конференции.
Образец тестового диктанта
1. Экология – это наука о …
a) о почвах
b) об условиях обитания и взаимосвязях живых организмов
c) о вымерших организмах
2. Антропогенное воздействие на окружающую среду обусловлено…
a) Влиянием климата
b) Хозяйственной деятельностью человека
c) Охраной растительного и животного мира
3. Самое "грязное" производство расположено на территории:
a) г. Смоленска
b) Дорогобужского района
c) Рославльского района
4. Национальный биосферный парк "Смоленское Поозерье" расположен:
a) в восточной части области
b) в южной части области
c) на северо-западе области
5. Рекреационные зоны – это:
a) промышленные районы
b) сельскохозяйственные районы
c) зоны туризма, отдыха
6. Природный комплекс – это территория:
a) взятый под охрану ландшафт
b) закономерное сочетание природных компонентов на определенной территории
c) измененные под влиянием деятельности человека природные ландшафты
7. Заповедники создаются с целью:
a) исследование и сохранение уникальных природных территорий
b) сохранение уникальных природных территорий
c) исследование уникальных природных территорий
8. Красная книга Смоленской области включает в себя
a) исчезнувшие виды животных и растений
b) исчезающие виды животных и растений
9. Основные источники загрязнения воздуха в г. Смоленске:
a) завод холодильников "Айсберг"
b) автомобильный транспорт
c) ТЭЦ – 2
d) приборостроительные предприятия
В конце урока-конференции учитель подводит итоги и выставляет отметки учащимся за работу.
Литература:
- Доклад о состоянии окружающей природной среды Смоленской области в 2006 году. – Смоленск, 2005.
- География Смоленской области: Учебное пособие /Под ред. А.П.Катровского. – Издание пятое, переработанное и дополненное. Смоленск, 2005
- Красная книга Смоленской области. Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений. (Ответственный редактор Н.Д.Круглов). – Смоленск: Смол. Гос. пед. ин-т, 1997
- Природа Смоленской области /Под ред. В.А. Шкаликова. – Смоленск: Изд-во "Универсум", 2001
- Самые-самые ... (водоемы области)// Аргументы и факты (еженедельник Смоленской области), - 2006. - №34.