Цели и задачи:
Обучающие:
- развивать представления об отраслях Мирового хозяйства;
- развивать умения характеризовать по основным параметрам Мировую транспортную систему, ее проблемы и перспективы развития;
- сформировать представление о различиях транспорта и его особенностях в странах разного типа;
- сформировать знания о географии основных видов транспорта.
Развивающие:
- развивать у учащихся умение выделять главное, существенное при работе с текстом в изучаемом материале; анализировать и обобщать изучаемые факты, логически излагать мысли;
- развивать умение работать во времени и в группах;
- развивать творческие способности учащихся и познавательный интерес;
- развивать умение выполнять задания аналитического характера;
- развивать умение работать с тематическими картами, с различными источниками информации.
Воспитательные:
Продолжить формирование системы нравственных отношений:
а) формировать у учащихся уважительное отношение к мнению других учеников;
б) формировать у учащихся таких личностных ценностей, как желание узнавать новое о своей Родине, воспитание чувства ответственности за ее настоящее и будущее, чувства патриотизма.
В ходе урока у учащихся развиваются следующие умения:
Учебно-управленческие:
- определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи;
- самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников, с собственной деятельностью в прошлом, с установленными нормами;
- оценивать деятельность одноклассников посредством сравнения с установленными нормами.
Учебно-информационные умения:
- умение работать с письменными и устными текстами;
- умение работать с картографическими источниками информации.
Учебно-логические умения:
- определять компоненты изучаемого объекта;
- осуществлять качественное и количественное описания компонентов объекта;
- осуществлять классификацию на основе установления признаков объекта.
Оборудование:
Карта “Транспорт мира”, атлас для 10 кл., картосхемы, выставка “Современные виды транспорта и транспорт будущего”, видеофрагмент “Влияние транспорта на окружающую среду”, графопроектор, комплект заданий для каждого ученика (можно использовать презентацию основных видов транспорта).
Основная форма работы – групповая с использованием опережающего домашнего задания и разноуровневых заданий.
Ход урока
1. Организация начала урока.
Приветствие учителя.
Проверка отсутствующих.
Проверка готовности к уроку.
Сегодня мы продолжим знакомство с отраслями мирового хозяйства и поговорим о транспорте мира.
Нам важно это знать, т.к. тема транспорта на сегодняшний день является очень важной и актуальной, т.к. транспорт выполняет важнейшие экономические и социальные функции. Современные виды транспорта обеспечили сближение самых удаленных уголков планеты. Происходит “сжатие” географического пространства. Сегодня благодаря транспорту не существует понятия удаленности.
2. Подготовка к активной УПД на основном этапе урока.
Исходя из огромной значимости транспорта, сегодня на уроке мы должны:
- познакомиться с мировой транспортной системой.
- узнать о значении транспорта, показать его место и роль в мировой экономике.
- дать характеристику видов транспорта.
- знать об особенностях транспорта в странах разного типа.
- поговорить о проблемах и перспективах развития транспортной системы.
Цели закреплены на доске в виде плаката.
Тема для вас не новая, мы говорили о транспорте России в 9 классе, но довольно обширная. Для того чтобы достичь все намеченные цели, мы будем работать по группам.
Я уверена, что мы справимся со всеми поставленными задачами самым лучшим образом. Если что-то не получится – ничего страшного, учтем наши недочеты в будущей работе. Итак – приступаем!
Начать лучше с повторения основных положений, знакомых нам из 9-го класса. И тут нам поможет 1 группа. У ребят было задание (Показать на доске схему №1; см. приложение): “Опираясь на учебник 9 класса, выбрать на ваш взгляд, самое главное и существенное из темы транспорт России”.
Результатом их работы явилась своеобразная “подсказка” под номером 1.
Задание классу: Возьмите из приготовленных для вас материалов лист 1. Прослушайте выступление ребят, вспомнив пройденный ранее материал.
Выступление учащихся 1 группы.
Первая группа свое выступление закончила. Спасибо! Я полагаю, что ребята с заданием справились, а мы вспомнили материал, необходимый нам в дальнейшей работе.
3. Усвоение новых знаний.
Теперь переходим к изучению новой темы “Транспорт мира”.
Второй группе было предложено раскрыть содержание главы “Транспорт – третья ведущая отрасль материального производства”.
Ребята приготовили шаблон №2, который вам надлежит заполнить в ходе их выступления (см. приложение №2, ). (приложение №2.1)
Выступление учащихся 2 группы.
А теперь давайте вместе проверим правильность заполнения шаблона (через кодоскоп или компьютер). Если есть ошибки или недочеты, исправьте их.
В ходе выступления 2 группы мы узнали:
- о значении транспорта;
- об основных различиях между транспортом экономически развитых и развивающихся стран.
Отметить эти цели на плакате. Дать качественную характеристику деятельности группы.
Третьей группе предложено познакомить вас с основными видами сухопутного транспорта.
Приготовьте листы под номером 3 “Основные виды транспорта”. В ходе выступления ребят третьей и четвертой групп вам предстоит выполнить различные виды работ: показать по атласу называемые объекты, вписать страны-лидеры по основным видам транспорта, заполнить диаграммы. Будьте внимательны!
Выступление учащихся 3 группы.
- Автомобильный транспорт.
- Железнодорожный транспорт.
- Трубопроводный транспорт.
В ходе выступлений учащиеся используют картосхемы, выполненные самостоятельно.
- Обеспеченность легковыми автомобилями.
- Различные конфигурации ж\д.
- Главные выводы к теме “Транспорт России”.
Все называемые объекты показываются у доски по карте “Транспорт мира”.
Закончила свое выступление 3 группа. Спасибо!
Дать качественную характеристику деятельности группы.
Четвертая группа познакомит вас с остальными видами транспорта.
- Воздушный (с использованием картосхемы “Авиационный транспорт мира” и магнитов одного цвета для обозначения крупнейших аэропортов мира).
- Морской (с использованием магнитов разного цвета для обозначения крупнейших универсальных, контейнерных, нефтеналивных портов).
- Речной (сопровождается показом крупных судоходных рек, системы каналов и главного района озерного судоходства).
Закончила свое выступление 4 группа. Спасибо!
Дать качественную характеристику деятельности группы.
В ходе интересных и объемных сообщений учеников 3 и 4 групп мы узнали об основных видах транспорта, его географии и особенностях, т.о. достигли еще одной намеченной цели.
Отметить цель на плакате.
Завершит разговор о транспорте 5 группа.
Ваша задача: внимательно слушать и записать в тетрадь:
- определение Мировой транспортной системы;
- основные экологические проблемы, связанные с транспортом.
(Можно воспользоваться учебником, стр. 151)
- Мировая транспортная система.
- Проблемы транспорта (с использованием фрагментов в\ф, либо презентации).
- Перспективы развития транспорта (рассказ сопровождается показом выставки “Современные виды транспорта и транспорт будущего”).
Отметить цели на плакате.
Дать качественную характеристику деятельности группы.
Как видите, мы справились поставленными целями.
4. Закрепление знаний.
Теперь давайте посмотрим, как мы сможем реализовать выполненные цели.
Возьмите приготовленные для каждого листы с тестовыми заданиями (5 вариантов) и в течении 1-2 минут постарайтесь правильно ответить на 5 вопросов.
Поменяйтесь листами, проверьте работу друг-друга, выставив отметки по критериям и сдайте мне.
Взаимопроверка работ и проверка посредством кодоскопа.
5. Итог.
В ходе урока мы познакомились с транспортом мира, выполнив все намеченные цели.
Дать качественную характеристику деятельности класса, выставить отметки.
Осталось заполнить Технологическую карту урока (см. приложение№3). (приложение №3.1)
6. Домашнее задание.
1. Повторить тему 5 раздел 3 “Транспорт мира”.
(Не забудьте о дополнительном материале в конце раздела, о таблицах в приложении и о картах атласа).
2. Нанести на контурную карту:
- страны-лидеры по основным видам транспорта;
- крупнейшие порты и аэропорты мира;
- основные каналы и проливы;
- крупные судоходные реки.
3. Уметь показать Транссибирскую ж\д магистраль и Панамериканское шоссе.
При выполнении домашнего задания воспользуйтесь листом №3 и картами атласа.
Наш урок закончен. Благодарю вас за работу.