Конспект урока природоведения в 5-м классе по теме: "Полет в космос"

Разделы: География


Тема урока. Полет в космос

Цели и задачи урока:

  • обобщить знания обучающихся о строении Вселенной,
  • выявить представления древнегреческих ученых о небесных телах,
  • закрепить основные понятия и термины по данной теме,
  • воспитать интерес к окружающему нас миру.

Оборудование:

  • учебные таблицы,
  • портреты древнегреческих ученых,
  • видеофильм “В мир звезд”.

Оформление:

  • плакат: “У тебя будут звезды, которые умеют смеяться” А. Экзюпери,
  • выставка рисунков “Планеты глазами детей”,
  • карточки-задания,
  • звезды,
  • авиабилеты,
  • чехлы на стульях,
  • пилотки для стюардесс.

Ход урока

Оргмомент.

Учитель: Дорогие ребята! Мы с вами сегодня совершим удивительный полет в Космос на космическом корабле “Россия”. В пути нам предстоит приземлиться на некоторых планетах. Старт нашего корабля будет совершен с Земли. Пассажиры нашего корабля - это уважаемые гости: руководители школы, учителя, родители и вы, ученики 5 “Г” класса. Прежде чем пройти в салон корабля и занять свое место, вы должны приобрести авиабилет, цена которого - ваши знания. Продают билеты стюардессы. Это мои помощницы Ксюша и Наташа.

Каждый ученик берет авиабилет и отвечает на вопрос, проходит и занимает свое место.

Вопросы на авиабилетах:

  1. В представлениях древних народов, что являлось центром Вселенной? (Земля).
  2. Кто впервые высказал мысль о том, что Земля обращается вокруг Солнца? (А. Самосский).
  3. Кто впервые предложил, что Земля имеет форму шара? (Пифагор).
  4. Был ли Коперник сторонником системы Птолемея? (Нет).
  5. Кто создал первую модель Вселенной, в центре которой поместил Солнце? (Н. Коперник).
  6. Кто утверждал, что Земля одна из планет, которая вращается вокруг Солнца? (Н. Коперник).
  7. Кто первым использовал телескоп для изучения небесных тел? (Г. Галилей).
  8. Кто открыл спутники Юпитера? (Г. Галилей).
  9. Вселенная – это наша Галактика? (Нет. Таких Галактик много).
  10. Как называются спутники Марса? (Фобос и Деймос).
  11. На какие две группы делятся планеты? (Планеты земной группы и гиганты).
  12. Какие планеты относятся к планетам земной группы? (Земля, Меркурий, Венера, Марс).
  13. Самая маленькая планета земной группы? (Меркурий).
  14. Самая дальняя от Солнца планета земной группы? (Марс).
  15. Какие из планет земной группы имеют спутники? (Марс, Земля).
  16. Какие планеты относятся к планетам гигантам? (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
  17. Какая планета была открыта с помощью расчетов? (Нептун).
  18. У какой планеты больше всего спутников? (Сатурн – 17).
  19. Какая планета имеет кольца? (Сатурн).
  20. На какой планете находится большое красное пятно? (Юпитер).
  21. Какая планета самая дальняя в солнечной системе? (Плутон).
  22. Астероиды. Это звезды? (Нет. Это малые планеты).
  23. Из чего состоят кометы? (Ядро, газовая оболочка, хвост).
  24. Как называются космические тела, упавшие на Землю? (Метеориты).
  25. Что такое метеоры? (Вспышки света, возникающие при сгорании в атмосфере частичек пыли).
  26. Какие звезды называются сверхгигантами? (Больше Солнца в сотни раз).
  27. Что называют созвездиями? (Фигуры из ярких звезд).

Учитель: Ребята, вы все заняли свои места, и мы отправляемся в наш увлекательный полет по Солнечной системе. В состав ее входят 9 планет, имеющих шарообразную форму. Все планеты светятся отраженным от Солнца светом. Кроме планет в Солнечную систему входят спутники, астероиды, множество метеорных тел.

Солнце – небесное тело, самая близкая к Земле звезда. Масса Солнца в 333 тыс. раз больше массы Земли. В основном Солнце состоит из тех же химических элементов, что и Земля, но водорода на Солнце больше, чем на Земле. Энергия, излучаемая Солнцем, огромна. На Землю попадает лишь ничтожная доля, но она в десятки раз больше, чем могли выработать все электростанции мира. Наблюдения за Солнцем позволили установить, что Солнце вращается вокруг своей оси и полный оборот делает за 27 земных суток. Температура внутри 15 млн. градусов. Солнце находится от Земли на расстоянии 150 млн. км. Солнце – гигантский пылающий шар – источник света и тепла на Земле.

Первая стюардесса: Пока мы летим до Меркурия, давайте вспомним, как представляли систему мира Аристотель и Коперник… Мы пролетаем мимо Меркурия. Посадку совершить не можем т.к. температура на поверхности +400 градусов. Краткие сведения о Меркурии (сообщает ученик).

Вторая стюардесса: - Справа по борту Венера (сообщение ученика о Венере).

Первая стюардесса: А сейчас мы приземлимся на Марсе (сообщение ученика о Марсе).

Вторая стюардесса: Уважаемые пассажиры! Мы с Вами сейчас пролетим мимо планет – гигантов: Сатурна, Юпитера, Урана, Нептуна, увидим Плутон, но, к сожалению, приземлиться мы на них не сможем. Эти планеты состоят из газов, не имеющих твердых поверхностей, атмосфера их состоит из водорода. Пролетаем мимо Юпитера.

Сообщение учащихся о Юпитере, Сатурне, Уране, Нептуне, Плутоне.

Первая стюардесса: В космическом пространстве есть таинственные соседи Солнца – это астероиды, кометы, метеориты, метеоры. В истории известно падение на территории нашей страны Тунгусского метеорита. Очевидцы описывают это редкое явление так (зачитывается отрывок из хрестоматии). Упав на Землю, метеорит рассыпается на мелкие кусочки. Да. Это страшное явление происходит крайне редко. По данным наблюдений большинство метеоритов имеют астероидное происхождение. В большинстве своем они имеют небольшие размеры.

Вторая стюардесса: Все вы уже знаете, что звезды – пылающие огромные шары, расположенные далеко от нашей планеты, поэтому кажутся нам мерцающими точками. Сейчас мы посмотрим фрагмент из видеофильма “Мир звезд”.

Вы видели современную обсерваторию, с помощью которой ведется наблюдение за звездами.

Учитель: В 1609 году Г. Галилей направил телескоп в звездное небо. “Теле” - далеко

“Скопия” - вижу.

С помощью телескопа наблюдают за небесными светилами.

Телескоп устроен таким образом

Объектив собирает свет, а окуляр позволяет рассмотреть предмет под большим углом. Линзы, собирающие свет, называются рефрактором, зеркало, собирающее свет – рефлектором. Т.е. существует еще зеркальный телескоп. Чтобы определить, во сколько раз увеличивает телескоп, следует фокус расстояния объектива разделить на фокус расстояния окуляра. В Ставропольском крае г. Пастухова находится обсерватория, в которой располагается самый большой в мире телескоп.

С развитием радиотехники на службу ученым пришли новые приборы – радиолокаторы, радиотелескопы. С их помощью были открыты новые звезды и квазары – космические объекты очень маленьких размеров.

Трудами многих ученых было установлено, что наше Солнце и все видимые на небе звезды образуют единую звездную систему, которую назвали Галактика. Она состоит из 100 млрд. звезд.

Наша Галактика – это лишь небольшая часть Вселенной (Схема Галактик). Во Вселенной множество Галактик, которые нам недосягаемы.

А мы возвращаемся на Землю. (Сообщение ученика о Земле, спутник Земли Луна, что мы знаем о Луне?)

Учитель: А сейчас, ребята, откройте тетради и выполните задания по карточкам. (У каждого на столе карточка – задание). Тетради с выполненными заданиями сдайте на проверку.

Карточка-задание

Задание 1. Напишите названия планет по изображению на рисунке по мере удаления их от Солнца.

Задание 2. Ученые – исследователи космоса

  1. Н. Коперник
  2. Д. Бруно
  3. Н. Армстронг
  4. А. Леонов
  5. Ю. Гагарин

Из перечисленного перечня фамилий выбрать правильный ответ:

  1. Назовите советского космонавта, впервые вышедшего в открытый космос.
  2. Ученый-астроном, утверждавший, что не Солнце движется вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца.
  3. Первый космонавт.
  4. Кто из ученых был сожжен на костре, утверждая, что Земля вращается вокруг Солнца.
  5. Кто из перечисленных знаменитых личностей первым ступил на поверхность Луны.

Учитель: В заключение нашего полета, чтобы благополучно приземлиться на Землю, заполните кроссворд, покажите свои знания.

Кроссворд

1. Вторая планета от Солнца. 2. Самая близкая звезда к нашей планете. 3. Что древние греки называли “волосатой”? 4. Кто создал первый телескоп? 5. У какой планеты – гиганта обнаружено красное пятно? 6. Спутник Земли. 7. Кто первым предложил современную модель Вселенной? 8. Какую книгу Аристотель написал в 8 томах? 9. Участки звездного неба.

 

Учитель: Таким образом, мы завершили наш полет в космическое пространство, удивительное и замечательное путешествие закончилось благополучным приземлением на Земле. Я думаю, что у вас, ребята, и у наших гостей останется незабываемое впечатление о нашем полете. Учитесь, дерзайте и я надеюсь, что вы совершите настоящий полет в космос. Удачи Вам и успехов.