Задачи:
- расширить понятие гидросфера;
- сформировать понятие о ветровых волнах их строении, причине возникновения, различиях по силе и т.д.;
- формировать диалектико-материалистическое мировоззрение учащихся;
- воспитывать эмоционально образное восприятие мира, природы и себя как ее части;
- формировать духовность, нравственные качества человека;
- развивать умения вычленять причинно-следственные связи, умение синтезировать и анализировать факты;
- развивать познавательные способности, самостоятельность, творческого мышление учащихся, работать с различными источниками информации.
Ход урока
Активизирующие начало урока
Представьте, что вы стоите на высокой скале, а перед вами простирается бесконечная гладь моря. Просмотр видеосюжета, изображающего море.
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить на уроке?
На уроке мы должны будем ответить на следующие вопросы: как построена волна? Почему она возникает? Какие бывают волны? Почувствовать красоту, величие волны и полюбить ее.
Диалог с учащимися.
- Произнесите в полголоса слово волна. Вслушайтесь в него. Что вы слышите?
- Какая картина возникает перед глазами?
- Представьте вы всемогущие великаны. Дотрон ьтесь до волны. Какая она?
- А теперь попробуйте ее на вкус?
На доске выставка рисунков нарисованных дома по заданию: нарисовать чувство волны. Перед вами ваши рисунки. Кто хочет рассказать о своем рисунке под воздействием, какого чувства он возник?
На доске выставка картин Айвазовского. Посмотрите, как видел море Айвазовский. Послушайте музыкальный фрагмент произведения Дебюсси “море и ветер”. Посмотрите еще раз на картины, с какой из них ассоциируется эта музыка?
Предлагаю вам вспомнить, что же мы знаем о воде, о море, о гидросфере?
Проводится географическое лото.
Изучение нового материала
Рассказ учителя мифа о Посейдоне. Давним давно, когда у людей не было научных знаний, они считали, что в море живет царь Посейдон. В припадке ярости он приводил в волнение море, создавая волны. Что бы предотвратить шторм люди приносили ему в жертву осужденного за преступления. Сейчас мы выясним, что же науке известно о волнах? Для этого проведем несколько опытов
Опыт 1. Ученику предлагается подуть с разной силой на тарелку с водой.
На основании опыта учащиеся приходят к выводу, что причиной является ветер, а следствием – волна. Выводы записываются в тетрадь.
Высота волны зависит от силы ветра. Рассказ учителя. Существует несколько типов волн. Мертвая зыбь, здесь суда вязнут как в грязи. На глубине образуются волны между слоями воды с разной температурой и соленостью. Тягун - это остаточные волны высотой до тридцати сантиметров, на берегу мешают вести погрузку и разгрузку судов. Сейша - стоячая волна. В результате происшедшего где-то землетрясения в закрытом водоеме две три волны набегают друг на друга. Это явление часто встречается в Азовском море. По скорости волны бывают несколько видов. Слабый ветер - 1 м/с - поверхность воды не изменяется, небольшие впадины. Ветер-10 м\с – маленькие, короткие волны, бегущие параллельными рядами. Сильный ветер – исчезают правильные ряды, море беспорядочное, вихревые движения. Штормовой ветер - высокие волны бегущие параллельными рядами несущие большую энергию. При затихании ветра волны продолжают двигаться, превращаясь в остаточные. Они длинные и пологие – это мертвая зыбь. В ней суда вязнут.
Опыт 2 .Ученику предлагается закрытыми глазами из емкости вытащить только те камни, которые морские. Так как морские камни гладкие, учащиеся записывают в тетрадь вывод, что волна имеет силу. Рассказ учителя. Стихотворение “веками длится этот бой”. Главным врагом Посейдона является берег. Ударная сила волны может достигать сорока тонн на квадратный метр. В Амстердаме волной высотой четыре метра с пирса сбросило двадцати тонную бетонную стену. В Шотландии на четыре метра сместилась дамба массой 800 тонн. В Одессе за 50 лет берег отступил на 45 метров в глубь материка. В Сочи сила удара волны зафиксирована на отметке 11-18 тонн на квадратный метр.
Физминутка. Имитация волны по рядам.
Работа со схемой. По весящей на доске схеме строения волны назвать ее части.
Беседа с учащимися. Человек пытается бороться с волной и использовать ее.
Приведите примеры? (электростанции, волноломы, спорт, искусство и т.д.)
Закрепление изученного материала.
Просмотр фрагмента кинофильма. Где в жизни вы еще можете встретить волну, что похоже на волны? Закрыв глаза, учащимся предлагается прослушать стихотворение на фоне шума моря и ответить на вопрос, в каком состоянии показано море? Запомните прилагательные, которыми оно характеризуется. Что это? Зябь, шторм или волна.
Обратная связь.
Учащимся раздаются листочки, и предлагается нарисовать ваши эмоции и чувства от урока в форме волны.
Рейтинг работы учащихся на уроке.
Рисунок чувств моря дома | 2 балла |
Комментарии к рисунку | 1 балл |
Участие в опытах | 1 балл |
Выводы к опытам | 3 балла |
Работа с учебником и схемой | 2 балла |
Комментарии к схеме | 3 балла |
Ответы на вопросы, одно логически законченное выступление | 2 балла |
Призовые баллы | 2 балла |
Работа в тетради | 1 балл |
Итоги, рейтинг урока. Комментарии к домашнему заданию.