Сценарий урока "Физическая география" по теме: "Волны" в свете технологии "Целостное восприятие мира"

Разделы: География


Задачи:

  • расширить понятие гидросфера;
  • сформировать понятие о ветровых волнах их строении, причине возникновения, различиях по силе и т.д.;
  • формировать диалектико-материалистическое мировоззрение учащихся;
  • воспитывать эмоционально образное восприятие мира, природы и себя как ее части;
  • формировать духовность, нравственные качества человека;
  • развивать умения вычленять причинно-следственные связи, умение синтезировать и анализировать факты;
  • развивать познавательные способности, самостоятельность, творческого мышление учащихся, работать с различными источниками информации.

Ход урока

Активизирующие начало урока

Представьте, что вы стоите на высокой скале, а перед вами простирается бесконечная гладь моря. Просмотр видеосюжета, изображающего море.

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить на уроке?

На уроке мы должны будем ответить на следующие вопросы: как построена волна? Почему она возникает? Какие бывают волны? Почувствовать красоту, величие волны и полюбить ее.

Диалог с учащимися.

  • Произнесите в полголоса слово волна. Вслушайтесь в него. Что вы слышите?
  • Какая картина возникает перед глазами?
  • Представьте вы всемогущие великаны. Дотрон ьтесь до волны. Какая она?
  • А теперь попробуйте ее на вкус?

На доске выставка рисунков нарисованных дома по заданию: нарисовать чувство волны. Перед вами ваши рисунки. Кто хочет рассказать о своем рисунке под воздействием, какого чувства он возник?

На доске выставка картин Айвазовского. Посмотрите, как видел море Айвазовский. Послушайте музыкальный фрагмент произведения Дебюсси “море и ветер”. Посмотрите еще раз на картины, с какой из них ассоциируется эта музыка?

Предлагаю вам вспомнить, что же мы знаем о воде, о море, о гидросфере?

Проводится географическое лото.

Изучение нового материала

Рассказ учителя мифа о Посейдоне. Давним давно, когда у людей не было научных знаний, они считали, что в море живет царь Посейдон. В припадке ярости он приводил в волнение море, создавая волны. Что бы предотвратить шторм люди приносили ему в жертву осужденного за преступления. Сейчас мы выясним, что же науке известно о волнах? Для этого проведем несколько опытов

Опыт 1. Ученику предлагается подуть с разной силой на тарелку с водой.

На основании опыта учащиеся приходят к выводу, что причиной является ветер, а следствием – волна. Выводы записываются в тетрадь.

Высота волны зависит от силы ветра. Рассказ учителя. Существует несколько типов волн. Мертвая зыбь, здесь суда вязнут как в грязи. На глубине образуются волны между слоями воды с разной температурой и соленостью. Тягун - это остаточные волны высотой до тридцати сантиметров, на берегу мешают вести погрузку и разгрузку судов. Сейша - стоячая волна. В результате происшедшего где-то землетрясения в закрытом водоеме две три волны набегают друг на друга. Это явление часто встречается в Азовском море. По скорости волны бывают несколько видов. Слабый ветер - 1 м/с - поверхность воды не изменяется, небольшие впадины. Ветер-10 м\с – маленькие, короткие волны, бегущие параллельными рядами. Сильный ветер – исчезают правильные ряды, море беспорядочное, вихревые движения. Штормовой ветер - высокие волны бегущие параллельными рядами несущие большую энергию. При затихании ветра волны продолжают двигаться, превращаясь в остаточные. Они длинные и пологие – это мертвая зыбь. В ней суда вязнут.

Опыт 2 .Ученику предлагается закрытыми глазами из емкости вытащить только те камни, которые морские. Так как морские камни гладкие, учащиеся записывают в тетрадь вывод, что волна имеет силу. Рассказ учителя. Стихотворение “веками длится этот бой”. Главным врагом Посейдона является берег. Ударная сила волны может достигать сорока тонн на квадратный метр. В Амстердаме волной высотой четыре метра с пирса сбросило двадцати тонную бетонную стену. В Шотландии на четыре метра сместилась дамба массой 800 тонн. В Одессе за 50 лет берег отступил на 45 метров в глубь материка. В Сочи сила удара волны зафиксирована на отметке 11-18 тонн на квадратный метр.

Физминутка. Имитация волны по рядам.

Работа со схемой. По весящей на доске схеме строения волны назвать ее части.

Беседа с учащимися. Человек пытается бороться с волной и использовать ее.

Приведите примеры? (электростанции, волноломы, спорт, искусство и т.д.)

Закрепление изученного материала.

Просмотр фрагмента кинофильма. Где в жизни вы еще можете встретить волну, что похоже на волны? Закрыв глаза, учащимся предлагается прослушать стихотворение на фоне шума моря и ответить на вопрос, в каком состоянии показано море? Запомните прилагательные, которыми оно характеризуется. Что это? Зябь, шторм или волна.

Обратная связь.

Учащимся раздаются листочки, и предлагается нарисовать ваши эмоции и чувства от урока в форме волны.

Рейтинг работы учащихся на уроке.

Рисунок чувств моря дома 2 балла
Комментарии к рисунку 1 балл
Участие в опытах 1 балл
Выводы к опытам 3 балла
Работа с учебником и схемой 2 балла
Комментарии к схеме 3 балла
Ответы на вопросы, одно логически законченное выступление 2 балла
Призовые баллы 2 балла
Работа в тетради 1 балл

Итоги, рейтинг урока. Комментарии к домашнему заданию.