Урок по физической географии России по теме: "Распределение температур и осадков". 8-й класс

Разделы: География

Класс: 8


Цель:

  • определить закономерности распределения элементов климата;
  • показать влияние океанов и течений на распределение температур и осадков.

Задачи:

  1. закрепить и расширить знания учащихся о климате и климатообразующих факторах, выявить влияние зональных и азональных факторов на распределение тепла и влаги на территории стран;
  2. развивать умения работать с различными видами географических карт и статистических источников, устанавливать причинно-следственные связи;
  3. формировать навыки диалогового общения при работе в группах, воспитание уверенности в своих силах и возможностях;

Оборудование:

  • Климатическая карта России;
  • Карта распределения температур и осадков на территории России;
  • Атласы;
  • Статистические таблицы с данными об изменении температуры и осадков по месяцам (данные Гидрометцентра);
  • Бланки для выполнения практической работы в группах.

Ход урока.

Организационный момент

Актуализация знаний учащихся

-Что называется климатом?

-Какие показатели характеризуют климат?

-От чего зависит распределение температуры воздуха?

-Каковы закономерности распределения осадков на Земле?

-Чем объяснить, что приход воздушных масс с Атлантического океана на европейскую часть России зимой приносит оттепель, снегопад, а летом – дожди и понижение температуры воздуха?

-Дайте определение:

АТМОСФЕРНЫЙ ФРОНТ
ЦИКЛОН
АНТИЦИКЛОН

-Как изменится погода в районе наступления теплого фронта, холодного фронта?

- «Давайте рассуждать»:

«Ветры, беспрепятственно носясь по Русской равнине… сближают в климатическом отношении места, очень удаленные друг от друга по географическому положению».
В.О. Ключевский

3.Сообщение темы и цели урока

Неравномерное распределение солнечной радиации, циркуляция воздушных масс над нашей страной непосредственно влияют на распределение температур и осадков. Выявить закономерности в их распределении вам помогут статистические данные Гидрометцентра.

4.Практическая работа в группах.

Целевая установка: найдите на физической карте России города, данные в задании. Определите их координаты. Проанализируйте статистические данные годового хода температур и осадков. Постройте графики. Проанализируйте полученные результаты и сделайте вывод о закономерностях распределения температур и осадков на территории России.

Раздаточный лист для ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

  • Определите координаты городов:

Калининград_________________________________
Москва______________________________________
Омск________________________________________
Томск_______________________________________
Иркутск_____________________________________
Якутск______________________________________
Магадан_____________________________________
Благовещенск________________________________

  • Постройте графики хода температур и осадков

(на листе расчерчено поле для построения графика)

  • Вывод:_________________________________________________
    _______________________________________________________
    _______________________________________________________
    _______________________________________________________
    _______________________________________________________
    _______________________________________________________
    _______________________________________________________

5.Подведение итогов практической работы.

Учащиеся сравнивают полученные результаты, в ходе ответов групп используются физическая и климатическая карты России.

6. Обобщение и закрепление (дополнительные вопросы группам)

-Какая сила нарушает закономерности изменения температуры с широтой?

-В какое время года закономерность распределения тепла проявляется над Россией в полной мере?

-Как изменяется амплитуда температур на территории России?

-О чем это свидетельствует?

-«Рекорды» температур России (информация подготовлена учащимися дома из справочных и статистических материалов)

Самая низкая температура воздуха в Оймяконе -71С(это полюс холода России и северного полушария)

Самая высокая температура +43С Астрахань, Волгоград

Самая холодная зима в Якутии

Самое теплое лето на Прикаспийской низменности

Самое холодное лето на островах Северная Земля

-Где самые «мокрые» районы России? Самые сухие?

7. Домашнее задание: параграф 12 вопрос 3

8.Рефлексия

-Удалось ли убедительно раскрыть закономерности распределения температур и осадков на территории России?
-Что было сложно?
-Что не вызвало затруднений?

Самооценка выполненных работ по группам.