Цель:
- определить закономерности распределения элементов климата;
- показать влияние океанов и течений на распределение температур и осадков.
Задачи:
- закрепить и расширить знания учащихся о климате и климатообразующих факторах, выявить влияние зональных и азональных факторов на распределение тепла и влаги на территории стран;
- развивать умения работать с различными видами географических карт и статистических источников, устанавливать причинно-следственные связи;
- формировать навыки диалогового общения при работе в группах, воспитание уверенности в своих силах и возможностях;
Оборудование:
- Климатическая карта России;
- Карта распределения температур и осадков на территории России;
- Атласы;
- Статистические таблицы с данными об изменении температуры и осадков по месяцам (данные Гидрометцентра);
- Бланки для выполнения практической работы в группах.
Ход урока.
Организационный момент
Актуализация знаний учащихся
-Что называется климатом?
-Какие показатели характеризуют климат?
-От чего зависит распределение температуры воздуха?
-Каковы закономерности распределения осадков на Земле?
-Чем объяснить, что приход воздушных масс с Атлантического океана на европейскую часть России зимой приносит оттепель, снегопад, а летом – дожди и понижение температуры воздуха?
-Дайте определение:
АТМОСФЕРНЫЙ ФРОНТ
ЦИКЛОН
АНТИЦИКЛОН
-Как изменится погода в районе наступления теплого фронта, холодного фронта?
- «Давайте рассуждать»:
«Ветры, беспрепятственно носясь по Русской
равнине… сближают в климатическом отношении
места, очень удаленные друг от друга по
географическому положению».
В.О. Ключевский
3.Сообщение темы и цели урока
Неравномерное распределение солнечной радиации, циркуляция воздушных масс над нашей страной непосредственно влияют на распределение температур и осадков. Выявить закономерности в их распределении вам помогут статистические данные Гидрометцентра.
4.Практическая работа в группах.
Целевая установка: найдите на физической карте России города, данные в задании. Определите их координаты. Проанализируйте статистические данные годового хода температур и осадков. Постройте графики. Проанализируйте полученные результаты и сделайте вывод о закономерностях распределения температур и осадков на территории России.
Раздаточный лист для ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
- Определите координаты городов:
Калининград_________________________________
Москва______________________________________
Омск________________________________________
Томск_______________________________________
Иркутск_____________________________________
Якутск______________________________________
Магадан_____________________________________
Благовещенск________________________________
- Постройте графики хода температур и осадков
(на листе расчерчено поле для построения графика)
- Вывод:_________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
5.Подведение итогов практической работы.
Учащиеся сравнивают полученные результаты, в ходе ответов групп используются физическая и климатическая карты России.
6. Обобщение и закрепление (дополнительные вопросы группам)
-Какая сила нарушает закономерности изменения температуры с широтой?
-В какое время года закономерность распределения тепла проявляется над Россией в полной мере?
-Как изменяется амплитуда температур на территории России?
-О чем это свидетельствует?
-«Рекорды» температур России (информация подготовлена учащимися дома из справочных и статистических материалов)
Самая низкая температура воздуха в Оймяконе -71С(это полюс холода России и северного полушария)
Самая высокая температура +43С Астрахань, Волгоград
Самая холодная зима в Якутии
Самое теплое лето на Прикаспийской низменности
Самое холодное лето на островах Северная Земля
-Где самые «мокрые» районы России? Самые сухие?
7. Домашнее задание: параграф 12 вопрос 3
8.Рефлексия
-Удалось ли убедительно раскрыть закономерности распределения температур и осадков на территории России?
-Что было сложно?
-Что не вызвало затруднений?
Самооценка выполненных работ по группам.