Цели:
1. Познавательные (образовательные):
Обобщение знаний и умений по теме “Природно-хозяйственные зоны страны”:
а) главные особенности и характерные черты основных природных зон на территории России;
б) набор природно-территориальных комплексов (ПТК) страны;
в) основные представители животного и растительного мира в различных природных зонах;
г) работа с различными источниками информации и картами.
2. Развивающие:
Определение и дальнейшее развитие уровня понимания учащимися:
а) причин и принципов выделения природных комплексов на определенной территории;
б) закономерности распределения природных зон в меридиональном направлении и в горных ландшафтах;
в) особенностей взаимодействия основных компонентов ПТК;
г) взаимосвязей, существующих между ПТК и основными видами хозяйственной деятельности людей в тех или иных природных зонах.
3. Воспитательные (мировоззренческие):
Продолжить формирование:
а) экологической культуры школьников, умения ценить и любить природу, воспитания чувства ответственности и заботы об органическом мире;
б) патриотических чувств через знание природы родного края;
в) уважения к мнению одноклассников;
г) развитие коммуникативных основ поведения учащихся через умение работать;
д) решение проблемных вопросов сообща.
Оборудование:
- компьютерные системы;
- учебное электронное мультимедийное издание “География России. Природа и население. 8 класс”;
- географические карты: природных зон России, карта Нижегородской области;
- карточки – названия природных зон России;
- карточки – названия природных компонентов ПТК;
- иллюстрации редких и исчезающих видов флоры и фауны нашей страны.
Методы:
- проблемно-поисковый (“мозговая атака”);
- ситуативный;
- самоконтроль;
- взаимоконтроль;
- элементы технологии критического мышления “синквейн”*, кластер**.
Формы работы:
- индивидуальная;
- фронтальная;
- групповая.
*“Синквейн” – прием технологии критического мышления, выраженный стихотворной формой из пяти строчек. Строится стихотворение по особым правилам:
- в первой строчке тема называется одним словом (существительным);
- вторая строчка – это описание темы в двух словах (прилагательных);
- третья строчка – описание действия в трех словах (глаголах);
- четвертая строка – фраза из четырех слов, раскрывающая отношение к теме;
- пятая строка – одно слово – синоним темы, обозначающий ее суть.
**
“Кластер” - метод систематизации знаний учащихся в виде графического организатора на доске.
Ход урока
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный этап. Сообщение целей и темы урока. Тема записана на доске. |
Приветствие класса. Пояснения к видам деятельности на уроке. | Приветствие учителя. Настраиваются на работу. |
II. Этап подготовки учащихся к активной систематизации и обобщению знаний | Создает эмоционально окрашенную атмосферу. Предлагает вспомнить содержание понятия “природная зона” и организует обобщение в форме – “синквейна” | Пробуют себя в этой работе, раскрывают творческие способности, самовыражаются. |
III. Этап повторения и обобщения.
(Используется за счет времени, отводимого в
комбинированном уроке на проверку домашнего
задания, усвоения и закрепления новых знаний.) “Мозговая атака” |
Проблемные вопросы 1.Почему изучению темы “Природные зоны” предшествовало рассмотрение вопросов ГП, рельефа, геологического строения, климата, почв, животного и растительного мира страны? 2. Какому географическому закону подчинена смена природных зон на территории страны? Как он звучит? |
Обдумывают, предлагают варианты
ответов. Делают выводы. (Природная зона – комплекс, таким образом, прежде всего, необходимо знание составных компонентов) Варианты ответов учащихся. Закону географической или широтной зональности. Это – закономерная смена ПК от экватора к полюсам. |
Работа с картой “Природные зоны
России”
Обращение к мультимедийной системе |
Раздает карточки - названия природных
зон учащимся.
Предлагается учащимся поднять карточки с указанием тех природных зон, которые будут сменяться с севера на юг страны в соответствие с законом географической зональности. Проверяет правильность действий учащихся по мультимедийной картосхеме. |
Поднимают свои карточки в
последовательности, согласующейся с сутью
закона географической зональности. Подтверждают
выводы показом природных зон по географической
карте. Входят в программу нажатием кнопок: - “Характеристика природы”; - “Растительный и животный мир”; - “О распространении животных и растений”. |
Обращение к мультимедийной программе | Предлагает подумать о месте карточки с обозначением “Высотная поясность”. | Входят в программу последовательным
нажатием кнопок: - “Характеристика природы”; - “Природно-хозяйственное районирование”; - “Высотная поясность”. |
Какой закон действует при смене
природных зон в горных ландшафтах? В чем его суть? |
Предлагают ответы по картосхеме
программы. Делают обобщения. |
|
Работа с картой Нижегородской области | Обращение к ученикам. В какой природной зоне проживаем мы? Аргументы и факты. Какие еще природно-территориальные комплексы проходят по нижегородской земле? |
Обращаются к картам атласа
Нижегородской области. Определяют местоположение Арзамасского района и города Арзамаса. Ответы аргументируют анализом карт и выводами. |
Работа в группах | Раздает карточки-названия природных
компонентов (по одной карточке на троих
учащихся), проговаривая названия всех карточек
для учебного коллектива.
Предлагает построить логическую цепочку причинно-следственных связей составляющих звеньев природно-территориального комплекса. |
Поднимают карточки-названия природных компонентов в порядке причинной и следственной значимости в природном комплексе. Действия комментируют и делают обобщения. |
Обращение к компьютеру | Как природа приспособилась к жизни в
различных природных зонах в экстремальных
условиях (холода, жары, сухости)? Почему природные зоны рассматриваются в теме как природно-хозяйственные зоны? |
Входят в программу последовательным
нажатием кнопок: - “Характеристика природы”; - “Растительный и животный мир”; - “О распространении животных и растений”. Строят ответы по предлагаемым иллюстрациям. Дают ответы на вопросы. Делают выводы. |
IV Этап. Подведение итогов Может проводиться вариантно
Составление “кластера” |
Первый вариант. Тестовый контроль Контролирует правильность ответов учащихся на вопросы теста. Второй вариант. Систематизирует знания учащихся в виде графического организатора на доске. |
Входят в программу нажатием кнопки
“Тест”. Индивидуально работают над вопросами теста по теме.
Фронтально выполняют “кластер” в тетради. |
Домашнее задание | Закрепление приема “синквейн” по теме “Охрана природы”. | Намечают пути выполнения домашнего задания. |