Цели урока:
- выявление особенностей населения, демографической ситуации, расселения ХМАО;
- продолжение формирования навыков работы с различными источниками географической информации,
- воспитание любви и уважения к родной стране.
Оборудование:
- политико-административная карта Тюменской области,
- политико-административная карта России,
- карта народов России,
- фотографии с изображением коренного населения и жилищ.
Ход урока
Учитель: На предыдущих уроках мы с вами завершили прохождение раздела географии “Населения ХМАО”. И прежде чем приступить к изучению “Экономики Ханты-Мансийского округа”, мы вспомним основные характеристики населения нашего края. Урок обобщающего повторения мы проведем в форме интеллектуальной игры.
Учитель объясняет структуру проведения урока.
Класс делится на 3 команды по 5 человек. Выбирается жюри из 3 человек. Выбирается ведущий из числа консультантов. Выбираются групповоды в командах. Ведущий предварительно знакомится с ходом проведения урока-игры. Правильный ответ оценивается в 2 балла, неточный в 1 балл, отсутствие ответа 0 баллов.
1 гейм. “Разминка”.
Ведущий задаёт команде по одному вопросу.
Вопросы для 1-й команды:
- назовите, какие народы сформировались на территории ХМАО? (ханты (остяки), манси (вогулы), ненцы (самоеды));
- к каким языковым группам относятся ханты и манси, ненцы? /финно-угорской и самодийской/;
- чем отличаются коренные народы от коренного населения ХМАО?
- Что из себя представляет одежда из оленьих шкур – малица, парка, совик или гусь?
- Назовите традиционные виды деятельности угорских пародов.
Вопросы для 2-й команды:
- Что обозначает слово “Юрга”?
(“Егра” – коми-зыряне зовут хантов и манси.) - Когда русские промышленники и торговые люди
узнали о существовании северных народов под
названием “югра”?
(“Повести временных лет” за 1096 г., т.е. в XI в.) - Чем отличаются женская шуба “Сах” и мужская куртка “Колек” от другой одежды из оленьих шкур?
- Где расселяли ханты в X веке н.э.?
(На огромной территории всей Западной Сибири.) - Когда началось быстрое экономическое развитие округа и что послужило толчком к этому?
Вопросы для 3-ей команды:
- Где обитали манси в X в. н.э.?
(На Урале и его западных склонах.) - Какое государство образовал хан Батый в XIII в. на
территории Обь-Иртышского междуречья?
(Золотоордынское.) - Какой современный город стоит на месте
монголо-татарского центра Чимга-Тура?
(г. Тюмень.) - Когда была проведена первая перепись коренных
народов?
(Манифест Екатерины II в 1763г.) - Когда были открыты первые месторождения нефти и
газа в ХМАО?
(21 сентября 1953 г. – газовое месторождение в п. Березово, июнь 1960 г. – нефти Шаимское.)
Жюри объявляет результаты, количество набранных баллов командам.
Второй гейм. “Заморочки из бочки”.
Участники команд достают из бочки билетики-вопросы и отвечают па них, посовещавшись (1–2 минуты).
- Что включает в себя материальная культура ханты
и манси? Чем она обусловлена?
(Включает предметы быта, охотничьего промысла, одежду, игрушки, украшения, музыкальные инструменты, жилища.) - Жильё-чум предназначен для кочующих оленеводов.
Как он устроен? Какие виды жилища вы знаете? Что у
них общее?
(Чум, юрта, земляная, берестяное, бревенчатое жильё. Пет окоп в сторону реки.) - Назовите орудие рыбной ловли, охоты и другие
изделия традиционных промыслов.
(Облас, острога, удочка, запоры; нарты, лыжи, лук, пальму, слопцы, плашки, кулемы, туеса, коробы, набирки, посуда из капа.)
Третий гейм: “Физкультминутка”.
Групповодам предлагается посовещавшись с участниками своих команд, придумать пантомиму-танец “оленья упряжка”. Все дети, сидя, подняв руки скрестно над головой, растопырив пальцы-“рога”, под музыку
“Мы поедем, мы помчимся
На оленях утром ранним
И отчаянно ворвемся прямо
В снежную зарю
Ты увидишь, что напрасно называют
Север крайним,
Ты увидишь, он бескрайний, я
Тебе его дарю!
- Для охотников любимой игрой является борьба.
Борьба, сидя, упёршись ступнями друг о друга. Оба игрока держаться за палку, кто кого перетянет на свою сторону.
- Очень почитается у народов ханты и манси медведь. Его имя боялись даже вслух произносить, а если когда приходилось его убить, то из медвежьей головы делали чучело, украшали её бусами, лентами, серьгами, ставили на стол, вокруг неё разные кушанья, а сами пускались в пляс. (Группа детей исполняет хантыйский танец.)
Жюри оценивает в баллах оригинальность физкультминутки, умение организовать участников игры.
Четвертый гейм: “Домашнее задание”.
Команды, используя дополнительную литературу, предлагают соперникам кроссворды по населению ХМАО.
Жюри подводят итоги.
Пятый гейм: “Ты мне я тебе”.
Групповоды всех команд на основе иллюстративного материала задают по одному вопросу групповодам команд соперников.
Жюри подводят итоги.
Шестой гейм: “Блиц-турнир”.
Ведущие задают вопросы всем командам одновременно. Баллы получает тот, кто быстрее даст правильный ответ. Баллы суммируются.
Вопросы:
- с целью укрепления своих позиций русская администрация последовательно возводила опорные пункты (крепости и остроги). В каком году возникли:
- Тюмень (1586 г.)
- Тобольск (1587 г.)
- Пелым (1593 г.)
- Берёзов (1593 г.)
- Сургут (1594 г.)
- Сколько лет Сургуту? (402 г.)
- Кто написал трехтомный труд “Тобольский север”? (А.А.Дунин-Горкавич.)
- Когда образовалась Тюменская область? (Август 1944 г.)
- Когда коренные народы получили свою письменность? (Ханты – 1930 г., манси – 1931 г.)
- Когда была образованна Тюменская нефтеразведочная экспедиция? (1948 г.)
- Когда Истру I были доставлены образцы Югорской нефти? (В 1703 г.)
- Как называется “этнозкологические резерваты”? (Родовые угодья.)
- Как называются три вида родовых угодьев? (Угодья отдельных граждан, семейные угодья, общинные угодья.)
- Назовите численность населения ХМАО. (1330,8 тыс. человек.)
- Знаете ли вы сколько коренных народов проживает в округе? (Хантов – 12222, манси – 6684, ненцы – 940, всего – 19846 человек.)
- Каков средний возраст жителей ХМАО? (29 лет.)
- Кого больше детей или пенсионеров в ХМАО? (Детей – 29%, пенсионеров – 6%.)
- Сколько людей разных национальностей проживает в ХМАО? (100.)
- Какие народы преобладают в ХМАО? (Русские, украинцы, татары.)
- Как переводятся слова ханты, манси? (Человек.)
- Назовите известных писателей ханты. (Е.Айпин, Р.Рупии, ненец Ю.Велла.)
- Чему равна рождаемость ХМАО? (10,9 человека на 1000 жителей.)
- Чему равна смертность в ХМАО? (7,5 человек на 1000 жителей.)
- Чему равен ежемесячный прирост населения? (3,4 человека на 1000 жителей.)
- Чему равно трудоспособное население? (65%.)
- Кого больше мужчин или женщин проживает в ХМАО? (Мужчин – 51%.)
- Какие факторы способствуют формированию “молодежной” структуры в округе?
- Назовите среднюю плотность населения ХМАО? (2,5 чел. на 1 км2.)
- Назовите долю городского населения в округе. (91,4%.)
- Назовите количество городов в ХМАО. (15.)
- Назовите долю занятых в промышленности, строительстве, транспорте? (58%.)
- Долю занятых в непроизводственной сфере? (22%.)
- Уровень безработицы В ХМАО? (0,4% от трудоспособного населения.)
- Когда образован г. Ханты-Мансийск? (10 декабря 1930 г.)
- Число административно-территориальных единиц в ХМАО? (22.)
- Число районов? (9.)
- Городов окружного подчинения? (13.)
- Городов районного подчинения? (2.)
- Когда был совершен первый поход новгородцев на Югорскую землю? (В 1446г. 3 тыс. человек предприняли поход на Югру.)
- Когда Югорская земля была присоединена к Московскому государству? (1501 г.)
- Когда и кем из государей была запрещена покупка и вывоз в рабство ханты и манси? (Петром I в 1791 г.)
- Когда на территории округа было открыто
движение первых
пароходов? (В 1844 г.) - Когда округ вошел в состав Тюменской области? (14 августа 1944 г.)
- Кто из советских ученых впервые предсказал наличие на территории нефти и газа? (Академик Губкин.)
- Назовите первый русский город в Сибири. (Тюмень 1586 г.)
- Какой город 200 лет главенствовал в “дальней заочной государевой вотчине”? (Тобольск.)
- Какой древний город был центром сибирского соболиного царства? Где он находился? (Мангазея. Он расположен на высоком правоберегу р.Таз, в 300 км от её устья.)
- Когда в г. Тюмень пришла железная дорога? (1885 г.)
- В каком городе создан первый музей памяти декабристов? (Ялуторовск.)
- Объясните происхождение названия г. Лянтор? (Лёнт-снежный, тор-озеро.)
Заключение.
Подведение итогов.
Рефлексия:
- Что понравилось?
- Что не понравилось в уроке?
Инструктаж по выполнению домашнего задания. Стр. 126–128.
Построить круговую диаграмму “отраслевая структура промышленности ХМАО”.
Проанализировать диаграмму стр.127 учебника.
Литература
- 1. Орлова Т.К. “География ХМАО”.
- 2. Энциклопедия для детей “Аванта+”. 1997 г. Т. 3.
- 3. Энциклопедия для детей “Аванта+”. 1998 г. Т. 12.