Авторская разработка элективного курса: "Природа и здоровье населения России"

Разделы: География


IX класс. 18 часов

Пояснительная записка

В настоящее время человек живет в меняющихся природных условиях, которые связаны с газовым составом атмосферы, химическим составом воды, уровнем магнитных колебаний, солнечной радиации, шума и т.д. Реакции приспособления организма человека в новых условиях среды нарушаются, что приводит к возникновению неблагоприятных сдвигов здоровья населения. Сохранение и укрепление здоровья особенно актуально в условиях ухудшения состояния окружающей природной среды, бурного роста объема информации, стремительного развития науки и техники, что требует от человека крепкого здоровья и гибкой адаптации физических и психических сил к быстро изменяющимся условиям жизни.

Здоровье и природа являются междисциплинарными понятиями и их можно рассматривать с точки зрения географии – науки, которая является одним из способов познания окружающего мира. Актуальность курса объясняется снижением в последние годы уровня и качества здоровья населения России в целом и отдельных её регионов. Курс ориентирован на приобретение учащимися общих знаний о здоровье людей с учетом территориальной дифференциации, от состояния природной среды и факторов социально-экономического развития государства.

Содержание предлагаемого курса ставит своей целью раскрытие учащимися оптимального варианта решения вопросов взаимодействия человека и природы России и отдельных её регионов как определяющего фактора здоровья.

Задачи курса:

  1. Раскрыть взаимосвязь природных и социально-экономических факторов отдельных регионов РФ, влияющих на здоровье людей; способствовать формированию экологического сознания учащихся, переосмыслению роли человека в природе, адекватной реальным условиям и возможностям территории.
  2. Развивать у учащихся умения выделять главное в изучаемом материале; пользоваться картами, справочниками; научить их мыслить комплексно и пространственно, решать доступные им эколого-географические проблемы; систематизировать и обобщать сведения о природных, социально-экономических условиях конкретных регионов и территории России.
  3. Содействовать воспитанию экологической культуры через самосознание важности проблемы экологии человека, сбережения и защиты его здоровья; идеи оптимизации тех факторов природы, которые формируют духовное и физическое здоровье людей.
  4. Воспитать положительное отношение к природе, что обеспечит готовность к практическому решению региональных проблем охраны окружающей природной среды.

В основе элективного курса лежит ценностный подход, который актуализирует знания о здоровье и факторах, его формирующих, так как они значимы для каждого человека.

Эколого-географическая направленность курса организуется с учетом трех основных направлений: углубление географических знаний о природном и социально-экономическом окружении, выработка практических умений работать с научной литературой, периодическими изданиями, картографическим материалом, статистическими данными по проблемам здоровья человека с географических позиций и воспитание положительного эмоционально – личностного отношения к природе, что будет способствовать потребности и привычки экологически целесообразного поведения.

Структура предпрофильного курса позволяет свободно соотносить его с содержанием географии мира, России, региональной географии, биологии, химии, физики, истории Отечества, литературы и другими предметами школьного образования.

Содержание курса – базовая основа для изучения географии, экологии, их смежных отраслевых дисциплин, т. е. для профильного естественно-научного образования на III ступени обучения.

В ходе изучения курса предусматриваются различные формы и методы проведения занятий, которые позволяют включать учащихся в проблемно-поисковую и исследовательскую деятельность, закреплять умения и навыки, которые оцениваются и корректируются при выполнении тестовых заданий, работы с картами, творческого отношения к изучаемому материалу, ведения научной работы, оформленной в отчетах и рефератах.

Требования к результатам усвоения материала элективного курса.

Учащиеся должны знать:

а) существенные признаки экологических и медико-географических понятий “география”, “экология”, “медицина”, “здоровье человека”, “медицинская география”, “окружающая среда”, “этнос”, “природные условия”, “природные факторы”, “социально-экономические факторы”, “антропогенное загрязнение”, “биосфера”, “географические зоны России”, “адаптация”, “акклиматизация”, “лечебные ресурсы”, “рекреационные ресурсы”, “ландшафтотерапия”, “рекреационная география”, “наследственность”, “мутация”, “парниковый эффект”, “экстремальные природные условия”, “туризм”, “курорт”, “лекарственные растения”, “фитотерапия”, “экология человека”, “охрана природы”.

б) этногеографические особенности населения России в зависимости от природной среды;

в) влияние природных условий регионально-национальных территорий на традиционный образ жизни людей;

г) состояние природных условий как важнейшего источника здоровья населения России;

д) связь и зависимость состояния человека с природными (геофизическими, метеорологическими и геохимическими) и социально-экономическими факторами;

е) проявление адаптации человека к природным условиям в различных географических зонах;

ж) лечебные и рекреационные ресурсы территории России их география распространения;

з) виды туристической географии и благоприятные территории для развития туризма в России.

Учащиеся должны уметь:

а) называть источники знаний о взаимосвязи человека и природной среды: научные, научно-популярные книги, журналы, энциклопедии, справочники;

б) оценивать природные условия регионально-национальных территорий влияющих на традиционный образ жизни людей;

в) оценивать изменения природных условий как источника состояния здоровья населения области и России;

г) объяснять особенности проявления природных и социально-экономических факторов на территории России и их воздействие на здоровье человека;

д) выявлять причинно-следственные связи между наследственностью и природной средой;

е) называть основные виды лечебных, рекреационных ресурсов России;

ж) анализировать статистический и картографический материал медико-географической направленности;

з) показывать на карте:

  • территории размещения крупных этносов и субэтнических групп России;
  • территории особого проявления природных и социально-экономических факторов;
  • благоприятные для туристско-рекреационной деятельности территории России;

к прогнозировать возможные изменения взаимодействий факторов здоровья.

В основу построения содержания курса положены следующие принципы:

  • принцип междисциплинарности (знания о природе и здоровье включают различные аспекты: биологические, географические, исторические, экономические, демографические);
  • принцип гуманизма (природа как фактор воспитывающий духовные потребности, ценностные ориентации, идеалы);
  • принцип проблемности (предполагает рассмотрение содержания курса на примере экологических проблем современности);
  • краеведческий принцип (позволяет осуществить взаимосвязь теоретических и практических видов деятельности школьников в природе, комплексно воздействовать на все сферы их личности);
  • личностно-деятельностный принцип (реализация этого принципа осуществляется путем предоставления учащимся выбирать форму освоения содержания с помощью разнообразной системы заданий).

Технологическая карта планирования:

Тема

Количество часов Форма обучения Вид контроля
Всего Теория Практика
Введение. Основные медико-географические понятия 1 1   лекционное занятие с приемами словарной работы терминологический диктант
Этногеографические особенности населения России 2 1 1 лекция;

практикум №1

заполнение таблицы
Факторы, влияющие на здоровье населения России 2 1 1 проблемная беседа,

практикум №2

анализ таблицы и статистических данных
Природные факторы:

геофизические, метеорологические, геохимические

3

 

2

 

1

 

эвристическая беседа;

практикум №3

работа на контурных картах
Социально-экономические факторы России, влияющие на здоровье людей 3 2 1 проблемная беседа,

экскурсия

сообщения учащихся,

отчет экскурсии

Наследственность и окружающая природная среда человека 2 1

 

1

 

лекционно-семинарское занятие тестовый диктант
Лечебные и рекреационные ресурсы России.

Ландшафтотерапия

Туризм и география отдыха в России

3 1 2 проблемно-поисковая беседа творческое задание
Взаимодействие факторов здоровья. Обобщение 2   2   защита рефератов
ИТОГО 18 9 9    

Программа элективного курса “Природа и здоровье населения России”

Введение.

Основные экологические, медико-географические термины элективного курса как научно-понятийная основа содержания. Источники знаний. Взаимосвязь географии, экологии, медицины. Из истории интеграции наук в России. Выбор тем рефератов по проблеме исследования.

Тема I.

Этногеографические особенности населения России.

Численность и география размещения крупнейших народов страны. Регионально-национальные территории и образ жизни людей.

История формирования крупных этносов России с учетом природных факторов, их современная география. Образ природы в культуре России.

Практикум №1

Оценка природных условий регионально-национальных территорий на традиционный образ жизни людей.

Цель: используя картографический и справочный материал научить учащихся оценивать влияние природных условий регионально-национальных территорий на традиционный образ жизни людей

Оборудование: физическая карта России; карта народов и плотности размещения населения России; атласы по географии для 8 класса; демонстрационные таблицы;

Задание:

1.Заполнить таблицу:

Влияние природных условий на традиционный образ жизни людей

Название территории, группы населения Особенности природных условий (благоприятные или неблагоприятные) Условия для жизни (основное занятие, основные продукты питания, из чего сделана одежда, где и как размещаются жилища, средства перевоза) Хозяйственная деятельность
исторически сложившаяся в современной жизни
Европейский Север, поморы        
Западная Сибирь, таежники        
Северный Кавказ, горцы        

2. Вывод.

Тема II.

Факторы здоровье населения России: экологические, экономические, медицинские. Состояние природных условий как важнейшего фактора здоровья. Здоровье человека – общественное и личное достояние. Глобальная проблема сохранения здоровья населения страны.

Практикум №2

Анализ таблицы “Группировка факторов риска по их удельному весу для здоровья”

Цель: проанализировать удельный вес факторов риска для здоровья, сделать вывод о взаимосвязи преобладающих факторов.

Оборудование: таблица “Группировка факторов риска по их удельному весу для здоровья”, физическая карта России, справочная литература.

Тема III.

Природные факторы. Геофизические факторы. Солнечная радиация и космическое излучение. Их взаимодействие в биосфере. Геомагнетизм и его влияние на организм.

Метеорологические факторы. Влияние температуры, ветра, атмосферного давления и влажности воздуха на организм человека. Метеотропные реакции.

Геохимические факторы. Биогеохимические территории России.

Практикум №3

Определение и обозначение на контурной карте территорий с неблагоприятными метеорологическими явлениями (сильные морозы, засухи, сильные ливни, ураганы, пыльные бури)

Цель: развитие умений работать с различными типами климатических карт

Оборудование: физическая карта России; климатическая карта России; атласы по географии для 8 класса;

Задания:

  1. На контурной карте обозначить радиационные пояса России.
  2. Отметить территории прохождения атмосферных фронтов.
  3. Подписать населенные пункты с абсолютными показателями температуры воздуха в январе и июле.
  4. Обозначить территории России наибольшего и наименьшего увлажнения.
  5. Сделать вывод.

Тема IV.

Социально-экономические факторы

Человек и городская среда. Шумовой фактор. Вибрация. Электромагнитное излучение. Механическое загрязнение.

Промышленность, сельское хозяйство, транспорт как факторы качества окружающей среды и здоровья населения.

Темы для сообщений:

“Шумовой фактор города”

“Электромагнитные излучатели в населенных пунктах”

“Среда жилого помещения”

“Вибрация в городе”

“Мусор – острая проблема города”

“Проблема питьевой воды”

Экскурсия в радиологическую лабораторию населенного пункта.

УВЦ: познакомить учащихся с функцией и основными направлениями работы радиологической лаборатории населенного пункта;

  • развивать умения анализировать состояние среды населенного пункта (по данным лаборатории);
  • формировать экологическое сознания и мышление на конкретных социально-экономических факторах населенного пункта, определяющих здоровье населения.

В ходе экскурсии учащихся предупреждают, что задание считается выполненным при условии, если материал экскурсии будет оформлен и сдан учителю.

Примерная форма отчета экскурсии:

  1. Название учреждения медико-санитарной и просветительской деятельности.
  2. Адрес учреждения.
  3. Функция и основные направления работы.
  4. Информационно-статистические показатели социально-экономических факторов населенного пункта
    - городского шума;
    - вибрации;
    - электромагнитного излучения;
    - радиационный показатель некоторых продуктов питания (по данным и возможностям лаборатории).
  5. Вывод о данных показателях.

Тема V.

Наследственность и окружающая природная среда человека. География долголетия в России. Адаптация и акклиматизация. Адаптации к природным факторам – космическим, климатическим, ландшафтным.

Тема VI.

Лечебные ресурсы: Солнце, воздух и вода, фитотерапия. Рекреационные ресурсы. Рекреационные зоны России: лечебного, познавательного, оздоровительного и спортивного типов. Ландшафтотерапия.

Туризм и география отдыха в России. Виды туризма: пешеходный, горный, водный, велосипедный, автомобильный. Развитие туризма в области и его потенциал. Основные туристско-рекреационные зоны региона.

Творческое задание.

Составление маршрутного листа или каталога рекреационных зон России (по выбору учащихся)

Цель: закрепить знания школьников о размещении рекреационных зон на территории России и развивать умения творческой деятельности при оформлении маршрутных листов или каталога.

Оборудование: туристско-рекреационная карта России; карта природного и культурного наследия; атласы по географии для 8 класса; справочная литература, энциклопедии.

Задания (по выбору учащихся 1 или 2):

1. Составить каталог рекреационных зон России познавательного, или оздоровительного, или спортивного характера по схеме:

Название Географическое положение Тип характера Краткое описание
       

2. Составить маршрутный лист с описанием одной из рекреационной зоны России по плану:

  1. Название рекреационной зоны.
  2. Географическое положение
  3. Способ туристического следования
  4. Тип рекреационной зоны.
  5. Описание компонентов или природных условий, формирующих данную рекреационную территорию.
  6. Информационно-статистический анализ развития.
  7. Прогноз и перспективы развития.

Тема VII.

Взаимодействие факторов здоровья. Экология человека.