Тема урока: Люблю я край родной (не произносится вслух).
Цель урока: помочь детям лучше узнать и оценить особенности той местности, в которой они живут.
Оборудование: цветные карандаши, контурная карта Краснодарского края, калькулятор, ручки, чистая бумага.
ХОД УРОКА
Сегодня мы с вами проведем урок по краеведению в нетрадиционной форме.
Класс делится на три группы: экономисты, экологи и художники. На стол каждой команде ставится табличка с названием команды.
У каждой группы на столе лежат кроссворды, решив которые мы сможем узнать ключевой слово (в красной рамке), заключающее в себе тему урока.
Экономисты
Цветы края
1. Растение, имеющие белые цветки с нежным запахом.
2. Переставив слоги “Тик Лю”, вы узнаете название цветка.
3. Шевелились у цветка все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел.
4. “Флю-Флю”, - птица распевает и … расцветает.
И земля глядит на нас миллионом синих глаз.
5. Родина этого цветка – Голландия, но он растет и у нас.
ХудожникиРеки края
1. Самая главная река края./
2. Левый приток Кубани.
3. Река, на которой стоит г.Усть-Лабинск.
4. Переставьте слоги “Суг Бей”.
ЭкологиГорода края
1. Краевой центр.
2. Город на побережье, где темные ночи.
3. Город-курорт.
4. Город, где производится самая вкусная сгущенка.
5. Город на тихой речке.
6. Город-курорт на берегу Азовского моря.
Команды отгадывают кроссворды и объявляют ключевые слова. Учитель формулирует тему урока. Люблю я край родной.
Команды получают письма с заданиями, выполнив которые они озвучивают само задание с ответом.
ЭкономистамЗдравствуйте! Меня зовут Краснодарский край. Я место, где ты живешь, растешь и проказничаешь. Я родился в 1937 году и мне уже 68 лет. Я занимаю, т.е. моя площадь 12 тыс. км2. Что не понятно, посчитай. Неизвестно две цифры. Чтобы найти первую, сделай так: задумай одно число от 1 до100 и запиши его
Теперь умножить на 2 ...
К тому, что получилось, прибавь 3 ...
Это число умножь на 4 ...
От того, что получится, отнять 12 ...
И раздели на то число, которое загадал. ...
Полученное число запишите в клеточку 1. ...
Чтобы найти вторую цифру, отгадайте загадку: “Сколько глаз у светофора, у Горыныча голов, поросят веселых в сказке и у бабушки зубов”. Ответ запишите в клеточку 2.
Экологам
Здравствуйте! Если посмотреть на меня сверху, с очень большой высоты, я покажусь тебе полосатым как тигр, потому что у меня много рек, а вот сколько же? У меня есть две загадки, отгадав которые вы узнаете количество рек.
Первая цифра всех красивее, первая цифра всех счастливее, ей знакомы дни недели, с радугой она дружна, мы ее с друзьями спели, дружит с нотами она.
Цифры два и три близняшки, похожи рубашки, похожи мордашки. Они одинаковы и означают, что нет ничего, но считать помогают.
Художникам
Здравствуйте! Вот, полюбуйся, это моя фотография. Ее почему-то называют картой. Но я не смог ее сделать цветной. Возьми карандаши и раскрась мою физиономию.
Горы – коричневым цветом. Реки и моря – синим цветом. Все остальное – луга, плавни – зеленым.
Небольшое обсуждение.
Новая тема: “Минеральные воды Краснодарского края”.
Ой, слышите шипение, не бойтесь, не змея, – это шипят от нетерпения минеральные воды Горячего Ключа, Ейска, Анапы.
Как вы уже знаете, что минеральные воды бывают: cтоловые, лечебные.
Сейчас мы проведем эксперимент, какая вода.
Заранее готовится минеральная вода, которую наливают в стаканчики.
Каждой команде предлагается попробовать воду и угадать, какая вода столовая, а какая лечебная.
Та команда, которая правильно ответила и охарактеризовала данную воду, награждается дополнительным баллом.
Подведение итогов. Выставление оценок.
Домашнее задание. Для каждой команды задание подготовлено индивидуально на карточках в виде цветов.
В заключение урока хочется вспомнить слова поэта Д. Кедрина:
В час испытаний
Поклонись Кубани
По-русски, в ноги,
И скажи ей – мать
Ты жизнь моя!
С тобою жить, с тобою умирать!