Оборудование:
- Воздушный шарик (с лицом),
- Карточки: атмосфера, 2000 км, Галилео Галилей,
- Портрет Г. Галилея,
- Карточка
- Названия химических элементов:
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
2. Вступительная беседа.
- Сегодня, когда я шла в школу, я увидела, что за ветку дерева зацепился воздушный шарик. Я решила отцепить его, и вдруг он со мною заговорил…
- Привет!- сказал он мне.
- Меня зовут Воздушный Шарик. Я очень люблю путешествовать. Хочешь, я скажу, какая у меня такая фамилия?
- Отгадайте его загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, а все же
Без него мы жить не можем.
(Воздух).
- Слово “воздух” происходит от слов “вздохнуть”, “вдыхать”.
Воздух – это то, чем мы дышим.
3. Новая тема.
- Итак, тема сегодняшнего урока “Воздух и его свойства”. (Запись в тетради).
- Ну-ка, попробуйте вдохнуть закрыть ладошкой рот, нос и счетаите про себя раз, два. . .
Вам непременно захочется глотнуть свежего воздуха. Без него на Земле не может обойтись все живое.
-Воздушный океан разлился на Землей. Мы с вами живем на дне этой воздушной оболочки. Ее называют атмосфера. Атмосфера – Воздушная оболочка Земли.
-Она вместе с Землей вращается вокруг своей воображаемой оси. Ее толщина достигает до 2000 км (карточка).
- А теперь подумайте и скажите, можно ли почувствовать воздух?
- Да, если мы едем в машине, если машем чем-либо. А если на улице безветренно, то для нас воздух – невидимка, он ничто.
- А теперь дадим характеристику свойствам воздуха, правильно отвечая на эти вопросы:
(на доске) 1. Имеет ли воздух запах?
2. Есть ли у воздуха вкус?
3. Какого цвета воздух?
- Запишите о свойствах воздуха в тетрадь.
(Свойства воздуха: 1. Не имеет запаха. 2. Не имеет вкус. 3. Бесцветен. )
- Ответьте на вопрос, смогли бы вы гулять при жаре 1000 днем и спать при холоде – 1000 ночью?
- Оказывается, воздушная оболочка – это удивительная голубая рубашка. В такой рубашке наша планета, не перегревает от солнечного жар и не стынет от космического холода ночью, кроме того. А, словно бронежилет защищает землю от космических снарядов- метеоритов. Воздушный океан защищает все живое от космических лучей – невидимок – ультрафиолета.
И еще одну работу выполняет – следит за климатом на планете: облачностью, дождем, ветром…
- Если бы не атмосферы – земля была бы голой пустыней.
- Итак, вспомнив все, что я сказала, обобщите и ответьте на вопрос: Какую работу выполняет Атмосфера? (Запись в тетрадь)
1. Защищает от метеоритов.
2. Предохраняет от перегрева и от морозов.
3. Защищает от губительных солнечных лучей.
4. Следит за климатом.
4. Занимательная минутка.
- А сейчас, чтобы дальше продолжить урок нужно отгадать кроссворд. Если мы правильно впишем в клетки слова, то в вертикальном столбце прочтем фамилию известного ученого <Кроссворд>.
1. Физическое тело, вещество способное распространятся по всему доступному ему пространству, равномерно заполняя его (газ).
2. Воздушная оболочка земли (атмосфера).
3. Мельчайшие частицы, носящиеся в воздухе (пыль).
4. Болезнетворные организмы, находящиеся в воздухе (микробы).
5. Человек, который ловит жемчуг (ловец).
6. Втягивание и выпускание воздуха легкими (дыхание).
7. Люди, создавшие особую систему, оздоравливающую дыхание (йоги).
5. Новая тема (продолжение).
- А, чтобы вы сказали о человеке, который бы решил взвесить 1кг воздуха?
-Оказывается, вы уже знаете этого забавного человека. Это был Галилео Галилей <Рисунок 2>. 300 лет назад он к всеобщему удивлению взял и взвесил воздух. Конечно, положить воздух на чашку весов ученый не мог, но он придумал одну хитрость. Он взял медный шар с отверстием и поставил на весы. А затем откачал из воздуха шар, заткнул отверстие и снова взвесил. Шар стал весить заметно меньше. (карточку на доску)
1м3 Воздуха, т. е. 1000 литров весят1кг 293 грамма,
Тогда 1 литр весит 1 гр 293 миллиграмма.
- Тогда вы должны подумать о том, что над нами, надземными лесами, горами и морями. Над всей землей лежит огромный воздушный океан – невидимая, многокилометровая масса и она давит на землю. Да еще как! С силой больше, чем 15 тонн! Это вес трех грузовиков.
- Почему же тогда мы не чувствуем этой тяжести?
- Да потому, что в организме человека тоже есть воздух, который давит с такой силой изнутри. Оттого мы ничего не ощущаем.
- А сейчас Шарик хочет с вами еще поговорить.
- Что внутри меня? (воздух)
- Это удивительный газ, но не простой, это смесь газов: Кислорода, Азота и Углекислого газа и др.
- А теперь снимем с невидимки “волшебную шапку”, возьмите цветные карандаши <Рисунок 1>.
Азот (желтый) – его в воздухе больше
всего. Кислород (зеленый) – он самый главный, когда мы дышмим то легкими мы вылавливаем его из воздуха. Углекислый газ (сиреневый) – он очень важен для растений. Его мы придыхании выдыхаем. Кроме того в воздухе есть инертные газы, водяные пары и пыль. |
6. Закрепление материала.
- Сейчас я проверю, как вы меня внимательно слушали. Если вы согласны с моим утверждением, то ставите 0, если же нет – 1. У вас должно получиться число, которое я задумала.
1. Мы живем на дне Водяного океана? (нет – 1)
2. В атмосфере зарождаются осадки, и образуется ветер? (Да – 0)
3. Именно Джордано Бруно впервые взвесил воздух? (Нет – 1)
4. 1 м3 воздуха – это 1 000 000 литров? (Нет – 1)
5. Воздух – это смесь газов? (Да – 0)
6. Атмосфера защищает от метеоритов? (Да – 0)
7. Углекислый газ – это самый главный газ, он необходим для жизни людей, мы им дышим? (Нет – 1)
- Должно получиться число: 1 011 001. С такими числами мы сегодня познакомимся на уроке математики.
7. Итоги урока. Дача д/задания.