Экология
-
Биоиндикация загрязнения водоема 2009
Целью исследования явилась оценка качества воды пруда методом биоиндикации по состоянию популяции Ряски малой. За основу была взята методика, предложенная сотрудниками кафедры экологического образования СПбГУ пед. мастерства под руководством профессора С.В. Алексеева. В ответ на наше обращение в комитет по охране окружающей среды г. Калуги водоём будет включён в список водных объектов для исследования и оценки качества воды в 2009 году.
-
Биологическое действие радиоактивных превращений. Дифференциальные уравнения. Выбор данных из таблицы с помощью запросов 2010
В представленной разработке урока прослеживается тесная взаимосвязь наук, в частности биологии, физики, математики, информатики в вопросах разработки, исследования и использования явлений радиоактивности на примере Семипалатинского испытательного ядерного полигона. В ходе урока учащиеся приходят к выводу, что все исследования в области ядерной физики должны быть тщательно проверены на безопасность влияния на живые организмы и экосистему в целом.
-
Биолого-экологическое обучение и воспитание со здоровьесберегающими технологиями 2006
Привожу краткое содержание биоэкологических проектов, каждый из которых реализовывался в процессе всего учебного года.
-
Биомониторинг в оценке состояния городских территорий 2024
Городская среда – специфическое образование, возникшее в процессе интегральной деятельности имевших место ранее природных ландшафтов и структуры города. Стремительный рост городов обуславливает изменение естественного (природного) ландшафта, приводя к образованию урбоэкосистем. Происходят значительные изменения в составе атмосферного воздуха, природных вод, почвы и микроклимата. Биоиндикация – это обнаружение и определение биологически и экологически значимых антропогенных нагрузок на основе реакций на них живых организмов и их сообществ. Биологические методы обеспечивают получение сведений о конкретной реакции организмов, сообществ или экосистем. Итог всех биотестов – анализ безопасности либо иных свойств изучаемого объекта на организмах-моделях и согласно полученным данным прогноз реакции организма. Для получения более корректной информации о токсичности изучаемых объектов целесообразно применение одновременно нескольких тест-объектов с учетом их специфики.
-
"Биоразнообразие — путь к спасению" (внеклассное мероприятие по экологии в 9-м классе) 2010
Цели мероприятия: содействовать расширению понятий о биогеоценозах, сложных и многообразных связях в них, а также введению понятия биоразнообразия; сознательному пониманию актуальности проблемы биоразнообразия в современном мире; осваивать новые модели поведения и формы общения.
-
Биотические взаимодействия. 9-й класс 2012
Урок по теме соответствует программе «Основы общей биологии», авторы: И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова. Презентация наглядно представляет биотические взаимодействия в природе, имеет звуковое сопровождение. Задания для определения типа взаимодействия развивают интерес к биологии.
-
Биоценозы 2009
Урок посвящен формированию представления о природных сообществах и их разнообразии. В ходе урока учащиеся должны изучить структуру и характеристику биоценоза леса; развивать мышление мыслеобразами, творческий подход к выбору образа, переработку информации.
-
Благословенный уголок земли… 2010
Мероприятие позволяет познакомить учащихся с Красной книгой Республики Саха (Якутия), изучить меры по сохранению окружающей среды. Якутия – одно из тех редких мест на планете, где сохранилась первозданная чистота природы и удивительное разнообразие флоры и фауны.
-
Блок уроков. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы 2009
Цели урока – рассмотреть основные компоненты биогеоценоза и биоценоза, выявить продуктивность биоценоза; формировать умение выделять главное, формулировать выводы. Урок способствует экологическому воспитанию, патриотическому воспитанию на примере работ В.Н. Сукачева по изучению биоценозов.
-
Борьба за существование. Приспособленность – результат действия естественного отбора 2010
Урок изучения новой темы, где преподаватель развивает умение составлять схемы и сравнительные таблицы, а также воспитывает бережное отношение к природе в целом, экологическую культуру учащихся, показывает связь изучаемого материала с реальной жизнью.
-
Ботанико-краеведческое исследование юных экологов в аспекте формирования экологической культуры личности 2011
В статье представлен опыт работы по экологическому воспитанию и образованию учащихся в МОУ общеобразовательная школа № 90 г. Самары. Опыт работы показал, что экологические спецкурсы, полевые практики, факультативы – мощное средство формирования познавательной самостоятельности учащихся. Они направлены на построение содержательного взаимодействия учителя и ученика с целью личностного развития обеих сторон, формирования творческой активности школьников и совершенствования их самостоятельности.
-
Ботаническая игра (модификация игры «Крестики-нолики») 2019
Участникам командной «Ботанической игры» предлагаются 25 вопросов о многообразии, особенностях строения и применения растений Амурской области. Возраст учащихся неограничен, количество игроков – от 2 до 5 команд по 5–6 человек. Продолжительность игры 40–60 минут. Участие в «Игре» позволит учащимся реализовать свои способности, осуществить выбор собственной роли в команде, а учителю – в игровой форме познакомить школьников с растениями Амурской области и их особенностями.
-
Бросовый материал в творческих руках 2010
Статье интересна для учителей технологии и начальных классов. В ней рассказано о том, как из простых и ненужных вещей сделать интересные поделки, которые можно подарить родным и друзьям. Практическая часть работы выполняется из бросового материала - бобины от скотча и коробочного гофрированного картона.
-
"Быть, а не казаться" (из опыта работы) 2003
Реализация познавательных и творческих способностей учащихся при составлении учебных загадок, кроссвордов, ребусов, тематических рисунков, песен и стихов. Использование элементов продуктивных технологий - необходимое условие активизации умственной деятельности учащихся. Роль произведений искусства: живопись, поэзия, музыка в "оживлении" предметов образовательной области "Естествознание".
-
В гости к деревьям 2011
Урок помогает познакомить детей с особенностями разных видов деревьев, взаимосвязями растений с окружающей средой (вода, почва, животные, солнце - свет, тепло); воспитать эмоционально-положительное, бережное отношение к растениям, научить видеть их красоту и неповторимость.
-
В гостях у травницы Лизаветы 2011
Урок знакомит учащихся с видами лекарственных растений, произрастающих в Сибири. Занятие проходит в увлекательной игровой форме, поэтому интересно не только детям, но и взрослым. Занятие развивает у ребят воображение, память, наблюдательность, любознательность.
-
В музее "Волшебница водица" 2016
Занятия детей в музее воды помогают им больше узнать о воде, о её свойствах, значении для всего живого на Земле, удовлетворить любознательность детей, желание опытным путём всё проверить, обсудить полученный результат, отстоять свою точку зрения. Эти занятия воспитывают у детей бережное отношение к воде.
-
В стране экологии 2023
В современной школе экологическое воспитание – это очень актуальная проблема. Мы должны вырастить поколение с новым экологическим мышлением, а для этого должны дать экологическое образование и воспитание. Экологическую культуру привить ребёнку можно только при комплексном воздействии семьи, школы, внешкольных воспитательных учреждений, средств массовой информации. Умение понимать окружающий тебя мир, ценить его, обладать умением сострадать, сочувствовать, оказывать помощь, да и умение просто не навредить тем, кто рядом с тобой зачастую влияет на жизнь нашего растущего человечка ничуть не меньше, чем знание точных наук.
-
Введение в математическую экологию 2017
На конкретных примерах раскрывается понятие о математической экологии как о науке, моделирующей экологические процессы, т.е. возможные изменения в природе при изменении экологических факторов. Прилагается элективный курс «Введение в биометрию».
-
Введение в Программу "Экологическое краеведение" 2021
Цель урока: расширение и углубление знаний учащихся в области природоведения, экологии и охраны природы нашего края.
-
Введение в экологию "Наш дом — планета Земля" 2010
Данная работа представляет собой конспект первого занятия учебно-тематического плана первого года обучения детского экологического объединения. Занятие занимает значимое место в учебном процессе, т.к. очень важно с первого занятия заинтересовать детей данным предметом, стимулировать их на дальнейшее изучение природы родного края.
-
Вводно-ознакомительный курс для 9-х классов (сфера Человек – Природа) "Азбука экологии" 2009
Разработка вводно-ознакомительного курса "Азбука экологии" предназначена для учащихся 9-го класса, участвующих в предпрофильной подготовке. Это двухчасовое занятие в сфере Человек-Природа. Оно включает в себя небольшой теоретический материал по профессиям, разработку мини-проектов (профессиональные пробы), их защиту и рефлексию. Разработку можно использовать для внеклассной работы по экологии, химии.
-
Веб-квест "ЭкоМИФ" 2017
Сетевой проект «ЭкоМИФ», посвященный году экологии, позволяет учащимся, ответить на вопрос «Каковы пути решения экологических проблем, связанных с техническим прогрессом?» Цель проекта: углубление знаний по естественно-научным и математическим дисциплинам, формирование экологической культуры обучающихся как части общей культуры, внедрения в процесс обучения современных информационных технологий и развитие сетевого взаимодействия педагогов и школьников.
-
Веселый английский в донской степи 2014
В ходе урока дошкольники знакомятся с взаимодействием животных и растений в степи, получат представление о степи, как о едином природном комплексе. Повторяются универсальные фразы о временах года и призывы об охране природы на английском языке.
-
Весна и первоцветы в стихах, прозе и легендах 2008
Мероприятие "Весна и первоцветы в стихах, прозе, легендах" как способ развития познавательного интереса учащихся к предметам: биологии, экологии, литературе, музыке.
-
Вестники весны 2018
Цель урока: уточнить и расширить представления о перелётных птицах в весенний период.
-
Взаимодействие между растениями и животными 2012
Разработка содержит материал по экологии, при изучении биотических связей и рассматривает взаимодействия между животными и растениями. Рекомендуется использовать на уроках в 5-м классе, а так же можно использовать фрагменты и в начальной школе. Материал предоставлен в игровой форме, в виде заочной экскурсии, что должно способствовать лучшему усвоению материала обучающимися.
-
Взаимосвязи организмов в экосистемах 2009
Материал показывает необходимость сохранения биологического разнообразия и является подтверждением одного из законов социальной экологии Барри Коммонера: «Все связано со всем» — и поэтому способствует формированию экологической культуры учащихся. Большинство заданий проводятся в соревновательной и игровой форме с присуждением баллов.
-
Видеоролик по экологии родного края – г. Новосибирска 2021
Представлен видеоролик по экологии родного края – города Новосибирска.
-
Видеоэкология 2011
Статья в краткой форме знакомит с видеоэкологией. Материал может быть использован на уроках экологии, внеклассных мероприятиях, в проектной деятельности.