Цель урока: изучить типы взаимодействия между организмами в экосистемах.
Задачи:
Обучающие: сформировать у учащихся знания о видах взаимодействий между организмами, показать зависимость одних видов от других.
Развивающие: развивать умения анализировать, делать выводы, а также развитие творческого мышления и интереса к экологии.
Воспитывающие: способствовать нравственному воспитанию учащихся, формированию чувства толерантности как основе доброжелательных отношений внутри классного коллектива.
Технология: проблемно-диалогическая
Методы урока: словесный, проблемно-поисковый, наглядно-графический, эвристическая беседа.
Межпредметные связи: биология, социология, психология, математика
Внутрипредметные связи: типы взаимодействий видов, трофические цепи как условие устойчивости экосистем
Ход урока
I этап - проверка ранее изученного материала по маршрутному листу урока с заданиями
Фамилия, имя ученика _______класс_____ вариант ____
Форма работы ученика | Методы контроля | Оценка |
1.Самооценка знаний по теме «Экология», «Популяция» | Самоконтроль | |
2. Экологическая зарядка | Фронтальный опрос | |
3. «Блеф-клуб» | Самоконтроль | |
4. Терминологический диктант | Взаимоконтроль | |
5. «Это мы не проходили» | Личное первенство | |
Контроль преподавателя | ||
Итог занятия | Контроль преподавателя |
Экологическая зарядка (фронтальный опрос)
1. Работа с терминами – терминологический бой между рядами.
Какие термины вы употребите, если вам нужно рассказать: 1варианту об экосистеме, 2 варианту о популяции. Составьте предложения с этими терминами. Время 1минута.
2. Решите экологические примеры: запись на доске
Особь +особь…..+ особь =
Популяция + популяция +…+ популяция =
Экосистема + экосистема +…+ экосистема =
Ценоз + ценоз +…ценоз =
Биоценоз + экотоп =
3. Слон, лягушка травяная, голубь сизый, заяц? Объясните сколько видов и сколько особей перечислено?
«Блеф-клуб» (выберите правильность суждений), самоконтроль
- Ярусность дает растениям более полно использовать ресурсы среды.
- Примером межвидовой конкуренции является взаимоотношения волков в стае.
- Хищничество как правило полезно для популяции жертв
- Паразитов относят к редуцентам.
- В лесных экосистемах основную массу продуцируют деревья.
- Во всех биогеоценозах есть продуценты
- Любой биогеоценоз является экосистемой.
- В пищевых цепях количество звеньев неограниченно.
- В Мировом океане зоомасса во много раз превышает фитомассу.
- Все растения – продуценты
Ключ: 1,3,5,7,9 Критерии: 0 – «5», 1-2 – «4», 3-4 - «3», 5 и боле ошибок – «2».
Письмо барона Мюнхаузена
Определите – о каком районе республики идет речь? Найдите экологические ошибки?
Свой очередной отпуск я, как обычно, провожу в Чувашии, в небольшом сельском местечке, у своего старого друга. Природа этого края поразила меня своей необычностью. Моему взору предстала ковыльная степь. В недалеко от меня застыли столбики, вглядевшись, я узнал сусликов. Это самый крупный грызун для Чувашии. Он является автотрофным организмом, так как сам делает запасы на зиму. Они здесь чувствуют себя в полной безопасности, так как это охраняемый зверек. И с этой целью в этом районе республики организован заказник. Мое внимание привлек пронзительный свист, оглянувшись, зверька этого, я узнал сразу. Ну, конечно, же это был метнувшийся в сторону тушканчик.
Ответ: Батыревский район Чувашской Республики, 5 ошибок. В Чувашской Республике уникальные биоценозы – степи, лесостепи, участки тайги.
Терминологический диктант (взаимоконтроль)
1 вариант – нечетные вопросы
2 вариант – четные вопросы
- Автотрофы, производящие органические в-ва из неорганических ( продуценты)
- Гетеротрофы, разрушающие органические в-ва до минеральных ( редуценты)
- Гетеротрофы, питающиеся готовыми органическими веществами (консументы)
- Последовательный перенос энергии с одного трофического уровня на другой (пищевая цепь)
- Звено в пищевой цепи (трофический уровень)
- Переплетения цепей питания (сети питания)
- Живое сообщество на определенной территории (биоценоз)
- Растительное сообщество (фитоценоз)
- Территория с однотипным рельефом и условиями среды (экотоп)
- Любая совокупность видов со средой обитания, где поддерживается круговорот веществ (экосистема)
Работа на доске: устно, фронтально
1. Найдтеи лишнее понятие – третий лишний и объясните почему?
Продуцент, консумент, паразит
Сосна, лягушка, петров крест
Дождевой червь, плесневый гриб, гусеница
Дуб, ковыль, белка
2. Восстановите последовательность
-Медведь, зоопланктон, лосось, мелкая рыба, планктон. И рассчитайте сколько надо фитопланктона чтобы вырос медведь массой 300 кг?
-Паук, синица, нектар цветов, ястреб, муха. И рассчитайте сколько надо массы пауков, чтобы вырос ястреб массой 5 кг?
3. Решите письменно по вариантам задачи:
1 вариант - Какое количество растительной биомассы сохраняет одна особь гигантской вечерницы (занесена в Красную книгу Чувашской Республики), весящая около 50 г и питающаяся крупными растительноядными жуками? Ответ : ( 5000 г)
2 вариант – Какую массу зерна сохраняет одна сова, весящая 1,5 кг и питающаяся мышами? Ответ: (150 кг)
«Это мы не проходили»
В рыбном хозяйстве Козловского района Чувашской Республики широко разводят карпов (порода чувашский карп). Объясните с экономической точки зрения - почему не занимаются разведением судаков или щук?
Собрать маршрутные листы. Отметить работу активных учащихся. Оценки за урок объявляются на следующем уроке.
II. Изучение нового материала
Индукция (эмоциональный настрой учащихся):
В известной русской народной сказке «Теремок» в одном доме поселились лягушка, мышка, ежик, лиса, заяц и волк.
- Могут ли действительно все эти животные находиться в одном биоценозе? Каком? Какие экологические взаимосвязи могут быть между ними?
– Сформулируйте тему нашего занятия. Тема: (на доске записывается тема)
– Какой из 4-х законов Барри Коммонера подходит в качестве эпиграфа к нашему уроку?
Цель: (формулируют учащиеся самостоятельно).
- А существуют подобные взаимоотношения в вашем классе ? Обозначьте их все возможные комбинации через математические знаки на доске – 1ученик, другие в тетрадях.
Экологические взаимоотношения организмов
- + 0 полезно-нейтральные
- -0 вредно-нейтральные
- ++взаимновыгодные
- +- полезно-вредные
- – - взаимно -вредные
- 0 0 нейтральные
-Расставьте знаки в парах животных сказки. Охарактеризуйте словами типы связей.
–А существует содружество в природе? Полезный союз? А какой тип более выгодный?
– Почему эволюционно сохранились и вредные отношения? На все эти вопросы мы сегодня дадим ответ.
- Составьте план изучения новой темы: (самостоятельно)
План изучения темы:
- Симбиотические взаимосвязи
- Антисимбиотические
- Нейтральные
По ходу беседы составляется кластер (схема) типов биотических взаимосвязей.
I. Симбиотические взаимосвязи
1. Мутуализм - взаимовыгодное сожительство двух видов, каждый из видов может существовать только в присутствии другого. Лишайники, клубеньковые бактерии и бобовые, термины и жгутиковые, шмели и клевер, береза и подберезовик.
2. Протокооперация –взаимно-полезные взаимоотношения двух видов, при которых польза очевидна обоим, но их связь не обязательна. Рак-отшельник и актиния, муравьи и тля, волоклюй и буйвол.
3. Комменсализм – полезно-нейтральные взаимоотношения, при которых один вид извлекает пользу, о другому безразлично.
А)нахлебничество – львы и гиены, акула и рыбы-прилипалы
Б)квартиранство – орхидея и дерево, дерево и лишайник, горчак и беззубка.
II. Антисимбиотические взаимосвязи
1. паразитизм – полезно-вредные межвидовые отношения, при которых один вид живет за счет другого.
2. хищничество – полезно-вредные межвидовые отношения, при которых один вид нападает на другой с целью его уничтожения. Росянка и муха, комар и волк. Частный случай – каннибализм у крыс, бурых медведей.
3. конкуренция – взаимно-вредные взаимоотношения, при которых организмы угнетают друг друга в результате борьбы за существование.
4. амменсализм – (нейтрально-вредные )подавление одного организма другим, при этом угнетающий ни вреда, ни пользы не получает. Ель и травы, северные олени и белые куропатки
III. Нейтрализм
Взаимоотношения организмов двух видов, обитающих на одной территории, не оказывающих влияния друг на друга. Лось и белки, клопы- водомерки и беззубки, синица и еж.
IV. Аллелопатия
Межвидовые отношения организмов посредством химических продуктов обмена веществ. Дуб не растет с ясенем, осиной, березой (ему вредны выделения их корней и листьев). Но положительно влияет липа и клен, способствуя росту дуба. Береза тормозит рост сосны. А лиственница и сосна благоприятны друг для друга. Лесоводы должны учитывать биохимическое взаимовлияние.
Пеницилл и бактерии, тополь и туберкулезная палочка, лук, чеснок (фитонциды). Тюльпаны и нарциссы, гвоздики и розы губительно действуют друг на друга в одной вазе.
Рефлексия
- Что нового вы узнали? Что подтверждает тема нашего занятия? Где эти знания вам пригодятся в практической деятельности? (биологический метод борьбы, продуманное вмешательство в природу) Пример экологического взрыва в Австралии (завоз кроликов, динго).
Итак, существуют невидимые нити жизни в природе. Вернитесь на наш эпиграф урока, объясните его вновь, как вы понимаете «Все связано со всем».
- Какое значение имеют в природе отношения типа мутуализм и комменсализм? (Сплачивают виды, скрепляют сообщества)
- Каково значение нейтральных отношений? (Больше видовая насыщенность)
- Каково значение конкуренции и аменсализма? (отбор видов в биоценозе, если потребности разные к среде, то они уживутся в сообществе)
В замечательном произведении Киплинга «Маугли» весьма тонко описаны конкурентные взаимоотношения трех хищников – тигра, медведя, волка. Однако в этой сказке допущены и литерные вольности: «Хорошие» волки и медведь с помощью человеческого детеныша одерживают победу над злым Шарханом и изгоняют его из джунглей.
Вопрос: каким может быть исход этой конкуренции в реальной действительности?
Творческое домашнее задание (по выбору):
- Подобрать из художественных произведений примеры симбиотических отношений между видами
- Выделить типы отношений, которые могут быть среди домашних животных.
- Составить схему «Организмы, с которыми может взаимодействовать человек» (указать характер взаимодействия)
Использованная литература:
- Борисова Н.В., Ефимова Н.Н. Интеллектуальный тренинг. – Чебоксары: Клио, 2000
- Завельский Ю.В. Как подготовить современный урок. - // Завуч, № 4, 2000
- Чернова Н.М., Галушин В.М. Основы экологии. – М.: Просвещение, 2000