Цели: (Слайд 2, приложение)
- Познакомить учащихся с Красной книгой Республики Саха (Якутии), содержащей сведения о редких, исчезающих растениях и животных;
- Изучить меры по сохранению окружающей среды;
- Создать ситуацию успеха для учащихся, вызвать положительные эмоциональные переживания и способствовать повышению познавательного интереса.
Задачи:
- образовательная – продолжить формирование знаний о Красной книге РС (Я), редких и исчезающих растениях и животных, охраняемых территориях; разъяснить практическое и научное значение создание широкой сети заповедников, заказников и национальных парков;
- развивающая – развитие умений самостоятельно обрабатывать и анализировать теоретические и экспериментальные данные;
- воспитательная – познание родного края, воспитание чувства любви к природе и желание о ней заботиться.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран; презентация, физическая карта Якутии, атласы, глобус, иллюстрации охраняемых территорий, буклеты; экологические плакаты.
В основе этого мероприятия лежат:
- личностно-ориентированный подход в обучении учащихся: репродуктивный, конструктивный, творческий;
- личностно-психологические факторы: мышление, характер, темперамент.
Форма проведения: внеклассное мероприятие для учащихся 8-11 классов.
Объект исследования: Республика Саха (Якутия).
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы, используемые в ходе проведения мероприятия:
- словесные – (беседа, рассказ);
- наглядные – работа с интерактивным материалом (информационным и исследовательским, составление презентации);
- сотрудничество контроля – (консультанты);
- практические – (умение использовать наглядный материал);
- аналитические – (анализ событий).
Формирование навыков:
- системный подход в решении возникших проблем;
- самостоятельного приобретения, обработки и обобщения информации;
- умение использовать причинно-следственные связи.
Подготовительный этап
Для подготовки мероприятия создаётся инициативная группа желательно старшеклассники, которые организовывают консультации, помогают в подготовке творческих работ, дают советы при подборке соответствующей литературы. Деление на группы позволяет более эффективно работать с теми учащимися, у которых не велик интерес в изучении экологической тематики, а также реализуется желание сильных и заинтересованных учащихся быстрее и глубже продвинуться в образовании. На стенах вывешены стенгазеты, плакаты на экологическую тему; на столах разложены творческие работы учащихся и выставка книг.
Ход проведения
Ведущий: (звучит музыка, на ее фоне звучат слова). Наше мероприятие посвящено проблемам экологии, которые ещё в ХХ веке стали глобальными, т.е. проблемами всем вместе, сообща, и юным и взрослым жителям Земли. Главное – надо помнить: от каждого из нас зависит её настоящее и будущее.
Ученик: Мы речь свою ведём о том, что вся Земля – наш общий дом. Наш добрый дом, просторный дом – мы все с рожденья в нём живём. Ещё о том ведём мы речь, что мы должны наш дом беречь. Давай докажем, что не зря, на нас надеется Земля. (Слайд 3, приложение) Красная книга Республики Саха (Якутия) считается официальным государственным документом, содержащим свод сведений об исчезнувших, исчезающих, уязвимых, редких и малочисленных видах, подвидах и популяциях животных, растений и грибов Якутии, а также о необходимых мерах по их охране и восстановлению. Объекты животного и растительного мира, грибы, занесенные в Красную книгу Республики Саха (Якутия), подлежат государственной охране. В Красную книгу Республики Саха (Якутия) внесено высших сосудистых растений - 337 видов, моховидных -13, лишайников - 7; грибов - 10 видов. В ней приводятся сведения об их статусе, дано краткое морфологическое описание, экология, биология и ареал, а также проанализированы лимитирующие факторы и принятые или рекомендуемые меры охраны. В Красную книгу Республики Саха (Якутия) внесены 112 видов животных, в том числе: 16 - насекомые, 6 - рыбы, 3 - земноводные, 2 - пресмыкающиеся, 68 - птицы, 17 - млекопитающие. Приведены сведения об их статусе, распространении, местах обитания, образе жизни, численности и лимитирующих факторах, принятых и рекомендуемых мерах охраны.
Ученик: Столько разных животных и птиц, чтобы выжил простор многоликий. Ради света грядущих зарниц, чтоб пустыни нагрянуть не смели, Чтобы души не стали пусты, охраняются звери, охраняются змеи, охраняются, даже цветы. (Б. Дубровин) Красная книга РС (Я) Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и грибов; редкие и находящиеся под угрозой исчезновения животных.
Ведущий: Ребята, посмотрите сюда. Не правда ли, как прекрасны эти творения природы. Ими бы только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: все эти объекты занесены в Красную книгу и им всем угрожает исчезновение с лица Земли. Мы предлагаем вашему вниманию редкие и исчезающие виды растений и животных Якутии, слово предоставляется нашим «исследователям». «Ученики- исследователи», во время своих сообщений по очереди подходят к физической карте Республики Саха (Якутия), и показывают объекты на ней, одновременно учащиеся, работающие в «микрогруппах» используют иллюстрации охраняемых территорий, буклеты, а также атласы и глобус.
Ученик: (Слайд 4, приложение) Мхи Изоопахес обесцвеченныйобитает на каменистых субстратах в местах с поздно растаивающим снегом, часто в виде примеси к другим печеночникам. Распространение в Якутии: Томпонский р-н, устье р. Дюганда. Внесён в Красную книгу РСФСР.
Ученик: Грибы Грифола зонтичная - редкий вид. Встречается в Олёкминском улусе. Внесён в Красную книгу России. Необходим поиск новых местонахождений вида, в том числе в существующих заповедниках.
Ученик: Лишайники Цетрелия аляскинская была обнаружена в Якутии: Хараулахский хр., кряж Кунга, р. Арангастаах. Внесена в Красную книгу РСФСР. Охраняется на территории Усть-Ленского заповедника
Ученик: Хвощи Хвощ зимующий семейство Хвощевые. В Якутии встречается в долине р. Лены на территории Олёкминского заповедника. Охраняется на территориях Олёкминского заповедника и ресурсного резервата "Пилка".
Ученик: Растения Лапчатка Эгеде семейство Розоцветные Распространена в Якутии: окрестности бухты Тикси и пос. Наиба. Относится к редким растениям. Охраняется на территории Усть-Ленского заповедника.
Ученик: Насекомые Бархатница Аммосова отряд Чешуекрылые; семейство Cатириды.
Встречается в пределах центральной Якутии по долинам Лены, Алдана, Вилюя и Амги. Чрезвычайно редкая численность. Предложено включить вид в список охраняемых насекомых. Нуждается в строгой охране. Необходимо ввести полный запрет на отлов и вывоз бабочек в коммерческих целях, а так же провести работу по выявлению и охране ценных местообитаний, пропаганде охраны вида среди населения.
Ученик: Рыбы Арктический голец отряд Лососеобразных; семейство Лососевые (Слайд 5, приложение).
В Якутии встречается в бассейне Олёкмы вблизи границы с Читинской областью (озера Токко, Усу в бассейне р. Токко; Камканда, Леша в бассейне р. Хани). Был внесён в Красную Книгу РСФСР. Необходимо запретить его вылов, а среди населения вести разъяснительную работу. Голец представляет научный интерес для исследования эволюционных процессов, вопросов зоогеографии и вопросов формирования биоразнообразия у рыб.
Ученик: Земноводные Дальневосточная лягушка отряд Бесхвостые; семейство Лягушки.
Встречается в юго-восточной Якутии по р. Алдан, на север проникает до пос. Хара-Алдан и Кылайы. Помимо р. Алдан, дальневосточная лягушка встречается по долинам его крупных правых притоков: Учур, Мая и Аллах-Юнь. Необходимо усиление пропаганды экологических знаний среди населения.
Ученик: Пресмыкающиеся Живородящая ящерица отряд Чешуйчатые; семейство Настоящие ящерицы.
Очень редкий вид. Северная граница обитания ящерицы - поселки Хайыр в низовье Омолоя и Абый на Индигирке. Необходимо усиление пропаганды экологических знаний среди населения. Повсеместное запрещение отлова, строгая охрана на заповедных территориях.
Ученик: Птицы Стерх отряд Журавлеобразные; семейство Журавлиные.
Область регулярного гнездования и летнего обитания стерха в тундре Яно-Колымского междуречья. Занесён в Красные книги МСОП, СССР, РСФСР, ЯАССР и другие региональные перечни редких животных. Добыча запрещена с 1962 г. Проводятся международные исследования экологии и миграции, ведется активная пропаганда охраны восточной популяции путем издания научно-популярной литературы, проведения лекций, теле- и радиопередач. Необходима разработка единой системы природоохранных действий на международном, национальном и региональном уровнях, основанной на объективной оценке популяции, факторов ее динамики и опыта сохранения редких животных мировой фауны.
Ученик: Млекопитающие Белый медведь отряд Хищные; семейство Медвежьи.
Ареал белого медведя в Якутии охватывает полностью акватории морей Лаптевых, Восточно-Сибирского с включением всех островов и 200 - километровой полосы побережья материка. В настоящее время белый медведь занесен в Красную Книгу РФ. В 1985 г. организован Усть-Ленский заповедник. Необходимо дальнейшее расширение арктических особо охраняемых территорий.
Ведущий: В нашей республике Саха (Якутия) реализуется Государственная экологическая политика. В ней созданы: 2 заповедника, 4 национальных природных парка, 45 ресурсных резерватов, 1 охраняемый ландшафт, 26 уникальных озер, 90 памятников природы и 12 зон покоя.
Ученик: Меры сохранения живых организмов в Якутии (Слайд 6, приложение): Заповедник - участок земли либо водного пространства, в пределах которого весь природный комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного использования и находится под охраной государства. Заповедник “Олекминский” организован 3 января 1984 г. Расположен на юге Республики Саха, на территории Олёкминского улуса. На территории заповедника произрастает 650 видов растений, 34 из них – редкие исчезающие. Основные лесообразующие природы – лиственница даурская и сосна, встречаются так же береза, кедр, ель, пихта, осина.
Заповедник “Усть-Ленский” организован18 декабря 1985 г. Расположен на крайнем севере Якутии, в дельте реки Лены. Большая часть заповедника – тундры и тундровые болота. Флора заповедника представлена 372 видами растений, 24 из них занесены в Красную Книгу РС (Я). В водоемах встречаются 36 видов рыб. Фауна наземных млекопитающих представлена 25 видами. Это северный олень, песец, горностай, лемминги, белый медведь, ласка и др. Из морских млекопитающих в прилежащих к дельте частях нарвал, морж, морской заяц, кольчатая нерпа.
Ученик: Зоологический парк - научно-просветительное учреждение, в котором содержат в неволе или полувольно диких животных с целью их демонстрации, изучения, сохранения и воспроизводства. (Слайд 7, приложение) Национальный парк - территория (акватория), на которой охраняются ландшафты и уникальные объекты природы. Национальный парк “Ленские столбы” расположен в Центральной Якутии, на территории Хангаласского улуса. На территории парка расположены уникальные ландшафты – знаменитые Ленские Столбы. На территории парка выявлено 340 видов растений, из них 20-исчезающие и редкие. В парке обитает 36 видов млекопитающих, в том числе лось, изюбр, бурый медведь, росомаха, кабарга, косуля, дикий северный олень, белка, соболь и др. Здесь гнездится 110 видов птиц. В реках обитают 23 видов рыб. На скалах, в долинах рек отмечаются наскальные рисунки – “писаницы”, встречаются древнетюркские рунические надписи.
Национальный парк “Сиинэ”создан 12 августа 1996 г. Расположен в бассейне реки Сиинэ на территории Горного улуса. Площадь парка – 1467,52 тыс.га. На территории парка известны красивейшие скальные выходы – Синские Столбы, отмечаются наскальные “писаницы”.
Национальный парк “Момский» организован 18 июня 1996 г. расположен в горной части Якутии на территории Момского улуса. Уникальными природными объектами на территории парка являются: Большая морская наледь - Улахан Тарын, имеющая площадь около 90 кв. км и мощностью до 11 метров, а так же вулкан Балаган-Тас. Самая высокая вершина в парке – пик Победы (более 3000м). Особенностью фауны парка является снежный баран-чубуку.
Национальный природный парк “Усть-Вилюйский” организован 15 мая 1997 г. Расположен в бассейне р. Лены на территории Кобяйского улуса, в местности, называемой “Сорок островов”. Отличительной особенностью является обилие островов, ихтио- и орнитофауны, особенно водоплавающих птиц.
Ученик: Заказник - территория (акватория), на которой при ограниченном использовании природных ресурсов охраняются отдельные виды животных, растений, водные, лесные, земельные объекты и т. д. Заказник республиканского значения «Озеро Большое Токо» образован в 1983 г., реорганизован в ресурсный резерват в 1997г. Состоит из двух участков – Токинского и Алгамского. Озеро «Большое Токо» - одно из самых глубоких в Якутии. Из редких видов растений, занесённых в Красную Книгу России, на территории заказника произрастают башмачок настоящий, крупноцветковый и родедендрон Редовского. Здесь обитают около 40 видов млекопитающих. Несколько представителей мира пернатых подлежат особой охране: дикуша, орлан-белохвост, скопа, беркут.
Ученик: Ботанический сад - научно-исследовательское, учебно-вспомогательное и культурно-просветительное учреждение. В основе ботанического сада — коллекции живых растений, выращиваемых в открытом грунте и оранжереях. На основании многолетних испытаний в Ботаническом саду РС (Я) были созданы первые отечественные сорта газонных трав - "Якутский" мятлик луговой, "Энгсэли" - овсяница красная, "Иэттээн" - ломкоколосник ситниковый.
Ученик: Резерваты - территории традиционного природопользования и ненарушенные природные комплексы, видового разнообразия северной флоры и фауны для будущих поколений. Ресурсные резерваты республиканского значения “Чонский”, “Джункун”, “Вилюйский”, а так же местного значения – “Чоно-Вилюйское междуречье” и охраняемые ландшафт “Вилюйское водохранилище”. Резерват “Джункун”находится в среднем течении реки Большая Ботуобия и междуречье ее левых притоков Средний Джункун и Курунг-Джункун. Основным типом растительности здесь являются лиственные леса, часто с примесью сосны, ели и, что интересно, кедра (сибирская сосна). В ручьях обнаружен редкий вид мха Dichelyna falcatum, найденный ранее в Якутии только в Ленском и Олёкминском районах. Среди редких растений, занесенных в Красную Книгу РС (Я), отмечены лилия кудреватая и пенсильванская, венерин башмачок пятнистый, имеющий вторую категорию редкости.
Ведущий: - Сегодня мы многое узнали о государственной политике РС (Я) по охране окружающей среды, об охраняемых территориях Республики Саха (Якутия) и сейчас мы предлагаем вам ответить на следующие вопросы: Как вы думаете, почему не удается защитить редкие виды даже в заповедниках и национальных парках? Какую работу, по вашему мнению, могут проводить школьники для того, чтобы остановить уничтожение растительного и животного мира? Какими качествами на ваш взгляд, должны обладать люди, которым не безразлична судьба нашей планеты? Какие советы по сохранению флоры и фауны вы могли бы дать младшим школьникам? (Ребята и все присутствующие принимают участие в дискуссии).
Ученик: (Слайд 8, приложение)
О, Якутия, дали бескрайние,
С птичьим гомоном белых ночей,
Край суровый, любовь моя давняя,
Ты – частица России моей.
Якутия – одно из тех редких мест на планете, где сохранилась первозданная чистота природы и удивительное разнообразие флоры и фауны. Ее северная природа, такая красивая, стихийная, суровая и тонкая одновременно, вдохновляет художников и поэтов.
Ученик: (Слайд 9, приложение) В нашей республике есть что-то мирное, доверчивое, раскрытое то, что отзывается в наших сердцах… «Страна незаходящего солнца» – тундра, завораживающая своим горизонтом, равнинно-таежная местность, раскинувшаяся зеленым покрывалом на сотни тысяч километров, составляют величественную красоту и бесконечный покой северной природы, которая испокон веков влекла людей, стремившихся разгадать тайны мироздания. Якутия поражает своей необычайной красотой природы и является одним из самых удивительных мест на карте России. Ученые считают экосистему Якутии бесценным богатством человечества, истинной сокровищницей для будущих поколений.
Ученик: (Слайд 10, приложение) Сегодня, мы рассказали вам о том, как прекрасен наш край, как разнообразен животный и растительный мир. Обширная территория Якутии располагает разнообразными растительными и животными ресурсами, которая обусловлена особенностями природных условий. 5 июня отмечают Всемирный день охраны окружающей природы. После нашей встречи, мы хотим, чтобы все мы задумались о том, что нельзя быть равнодушными по отношению к нашему общему Дому – Земле. Земля – всего лишь маленькая частица вселенной, но только на ней, насколько известно учёным, есть жизнь.
Ученик: Человек! Задумайся! Что ты есть без природы? Без воздуха, воды, пения птиц! Всё это щедро даёт людям природа и не просит взамен никакой платы, только ждёт от нас доброго отношения к себе. (Слайд 11, приложение) Люди, задумайтесь! Пора бы человечеству понять, Богатство, у природы отбирая, Что землю нужно тоже охранять, Она как мы, такая же живая.
Ведущий: Благодарим за внимание. До новых встреч!