"Быть, а не казаться" (из опыта работы)

Разделы: Химия, Биология, Внеклассная работа, Экология


Два мира есть у человека:
Один – который нас творил,
Другой – который мы от века
Творим по мере наших сил.

Я никогда не мечтала о профессии учителя. Разве что в детстве, играя с куклами, чему-то учила их, за что-то наказывала, копируя свою первую учительницу, и строгим голосом приговаривала: “Никакой вам физкультуры, будете у меня два урока математикой заниматься”. В старших классах посещала кружок “Юный медик”, надеясь принадлежать к когорте людей в белых халатах. Кстати, с халатом все нормально: он у меня есть, и он белый. Правда, надеваю его только тогда, когда провожу практические занятия, лабораторные опыты или демонстрационный химический эксперимент: ведь я работаю учителем химии, биологии, экологии.

В жизни чаще востребованы творческие личности, поэтому личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании не просто слова. Постоянно работая над собой, совершенствуя свой профессиональный уровень, я в своих учениках стремлюсь развивать личность. Согласна с Евгением Евтушенко, который писал:

“Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы, как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее”.

Я стараюсь рассмотреть в каждом из своих учеников его достоинства. Верю, что каждый ребенок талантлив. Как говорил один поэт:

“Взгляни горе в лицо, – тупа вершина,
А сбоку посмотри, – она остра,
Иди к горе – она все выше,
А от горы – и ниже все она.
О нет, гора свой облик не меняет,
Она одна и та же, - в этом суть,
А измененья от того зависят,
С какого места на нее взглянуть”.

В зависимости от способностей детей каждому ребенку даю индивидуальное творческое задание. В результате класс превращается в коллектив личностей.

Красноречивому и артистичному – предлагаю подготовить доклад (на уроках химии – биографию ученого; на уроках биологии и экологии – сообщение о каком-либо животном, растении, микроорганизме). Запускаем “машину времени” и “переносимся” на несколько лет (веков) назад. Ребятам нравится перевоплощаться в образ другого человека, животного, растения, тогда рассказ ведется от первого лица. Интересны пресс-конференции, когда слушатели по окончании выступления задают докладчику вопросы, которые их заинтересовали, но на которые они не получили исчерпывающего ответа.

Тому, кто неплохо сочиняет, – предлагаю составить загадки по изученной теме. Подобрать рифму к названиям некоторых веществ по химии бывает очень непросто. Прежде чем создать рифмованные строки, нужно неоднократно обратиться к книге – источнику знаний и еще раз проработать изученный материал. Сама тоже пробую составлять небольшие загадки, рифмую некоторые понятия, определения, термины (см. приложение № 1). Использую и те, которые уже были опубликованы в предметных газетах, журналах, размещены на соответствующих сайтах в интернете. Ребятам это нравится. Они устают от однообразия. Им хочется учиться весело, необыкновенно, увлекательно. Я стараюсь им в этом помочь.

Усидчивым предлагаю составить кроссворд с каким-либо ключевым словом, общей буквой, общим окончанием. Например, по химии кроссворды по темам: “Металлы”, “Галогены”, “Сложные эфиры”, “Парафины” и другие. По биологии – “Водоросли”, “Голосеменные”, “Пищеварение”, “Выделение” и т.д. В ходе решения этих кроссвордов отрабатываем термины, номенклатуру, вспоминаем названия процессов, органов, представителей классов, семейств. Детские кроссворды я редактирую, набираю на компьютере, делаю несколько копий и использую затем в своей работе как разноуровневый дидактический материал (слабым учащимся – одни, сильным – другие). Иногда полностью составляю их сама. Лучшие из кроссвордов посылаю в редакции еженедельника “Химия” и журнала “Химия в школе”. С некоторыми из наших кроссвордов читатели еженедельника “Химия” могли познакомиться в номерах: 16/2003 г., 30/2003 г., 32/2003 г., 39/2003 г., 43/2003 г. И еще один кроссворд был опубликован в № 8/2003 г. журнала “Химия в школе”. Конечно, это далеко не все.

Тем, кто любит и умеет хорошо рисовать, время от времени предлагаю выполнить рисунки с химическим содержанием. Например, при изучении темы “Первоначальные химические понятия”, знакомя восьмиклассников с химическими элементами, их символами и названиями, предлагаю ребятам найти объяснение этим названиям и отразить это в рисунке, созданном по типу опорного конспекта. В центре листа помещается непосредственно рисунок, отражающий название элемента, а вокруг – даты, цифры, фамилии, говорящие о том, кто и когда открыл данный химический элемент, какова его плотность, температура плавления и кипения, процентное содержание в земной коре и организме человека и т.д. (рис. 1,2). Подобное задание предлагаю выполнить и учащимся старших классов при изучении химических элементов отдельных групп.

Рисунок 1Рисунок 2

Проектная методика также находит место, особенно при разработке экологических тем: “Квартира как экосистема”, “Растения в городе” и других.

Мне и моим ученикам интересен сам путь к познанию. При необходимости напоминаю им слова Л.Н. Толстого: “Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью…”. Пытаюсь разбудить детскую мысль, заставить ребят думать, анализировать, сравнивать. Для этого использую такие приемы и методы в своей работе, как эвристическая беседа, создаю проблемные ситуации, задаю вопросы, содержащие проблему, которую в ходе урока решаем вместе. Например, демонстрируя реакцию нейтрализации, сливаю щелочь и кислоту без индикатора, спрашиваю учащихся, происходят ли реакции между кислотами и щелочами? Почему мы не наблюдали никаких признаков химической реакции? (О том, что пробирка разогрелась – умалчиваю). Чем нужно воспользоваться, чтобы доказать, что реакция все-таки произошла? (Жду от учащихся ответа, что данный демонстрационный эксперимент нужно проводить с помощью индикатора).

Как привлечь внимание всего класса? Есть много методических приемов. Я нашла для себя еще один – использование ребусов на уроке (рис. 3,4,5). При изучении темы “Металлы” в 9 классе, приготовив несколько ребусов с зашифрованными в них названиями некоторых металлов: медь, железо, серебро, золото, никель, ванадий и т.д., после небольшого вступления демонстрирую один из них. Прошу отгадать, что в нем зашифровано (первый этап). После правильного ответа предлагаю учащимся рассказать мне (второй этап), что они знают об этом металле (принимаю ответы от характеристики химического элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева до применения данного металла в народном хозяйстве). О некоторых из них (медь, железо, серебро, золото) дети знают много, включая и то, что их тоннами вывозят в рядом расположенный Китай. О других (никель, ванадий) – мало или совсем ничего. Приступаю к третьему этапу работы – анализирую ответы учащихся. Констатирую, что о некоторых металлах класс практически ничего не знает. Предлагаю поработать с дополнительными источниками литературы и подготовить сообщения. Напоминаю ребятам, что самым продуктивным способом получения знаний является самостоятельная работа.

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

С особо одаренными детьми занимаюсь индивидуально: решаем задачи повышенной сложности, готовясь к олимпиадам (среди моих учащихся есть победители и призеры районных и областных олимпиад по химии, призер всероссийской олимпиады по биологии).

Выбрав для себя тему по самообразованию “Исследование как метод обучения химии, биологии и экологии”, учитывая специфику своих предметов, вовлекаю учащихся в трудный, но увлекательный процесс познания истины – исследование. Причем провожу это не только на уроках, но и занимаюсь этим во внеклассной работе. Объекты для исследования выбираю самые разнообразные. Это и цветки растений – представителей разных семейств, растворы органических и неорганических соединений, почва, воздух, атмосферные осадки, продукты питания и т.д.

Не первый год руковожу кружком “Юный эколог”. На занятиях кружка с учащимися старших классов мы проводим интереснейшие исследования, делаем заключения, даем рекомендации. С результатами мы знакомим администрацию и учащихся школы. Ребята выступают со своими рефератами на уроках, школьной научно-практической конференции, в Центре детского творчества, на областных экологических конференциях, проводимых ежегодно летом в детском экологическом лагере, созданном при Хинганском государственном природном заповеднике, расположенном на территории нашего Архаринского района. Назову некоторые из тем: “Гигиеническая оценка классной комнаты”, “Нитраты и нитриты. Методика определения их в сельскохозяйственной продукции”, “Исследование микробного загрязнения воздуха”, “Исследование загрязнения воздуха городским транспортом”, “Определение устойчивости растений к сернистому газу, хлору и аммиаку. Выявление биоиндикаторов”, “Пищевые добавки в продуктах, производимых на территории Амурской области”, “Исследование снега на общую химическую токсичность методом биотестирования”, “Определение содержания гуминовых кислот в почве методом бумажной хроматографии” и другие.

Стремлюсь лишь направлять учащихся в нужное русло, стараюсь развивать в них самостоятельность мышления. Напоминаю слова поэта Н. Рыленкова:

“Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, –
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится,
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется”.

Внедряю элементы модульной технологии на своих уроках – чтобы каждый ученик, работая с книгой, самостоятельно шел к достижению поставленной цели, выполняя задания от простого к сложному.

Не хлебом единым сыт человек. Поэзия помогает мне делать уроки эмоционально окрашенными, затрагивает тонкие струны детских душ, заставляет видеть красоту природы и человеческих чувств. Часто (особенно на уроках биологии и экологии) даю детям творческое задание – подобрать или написать стихи о представителях какого-нибудь семейства, класса, отдела, проанализировать их, выявить биологические особенности, отраженные в стихотворении или, наоборот, биологические казусы и обосновать их. Рассмотрим в качестве примера стихотворение М.Ю. Лермонтова:

“На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она…”

На доске – таблицы по биологии, репродукция картины И. Шишкина “На севере диком…”. Задаю вопросы – “А возможно ли это? Одиночно растущая сосна, на севере, на голой вершине? Могла ли на ее месте оказаться, например, ель? Прав ли поэт?” Оказывается, да! Ведь сосны в отличие от елей могут расти и одиночно, и группами, распространяются они далеко на север и к почве абсолютно не требовательны, – могут расти и на песке, и на скале, и даже на заболоченных участках. С помощью красивых стихов, наполненных глубоким смыслом, создаю на уроке особое лирическое настроение, стараюсь донести до ребят, что к природе относиться нужно чутко и бережно. О знаниях мы, порой, думаем больше, чем о воспитании нравственности. А между тем, чем выше уровень интеллектуального развития, тем опаснее разрыв между умом и чувством. Умение нести добро, использовать свои знания в гуманных целях не возникает само по себе. Над этим надо работать.

В моей методической копилке есть немало прекрасных стихотворений, призывающих людей беречь родную природу. В канун Нового года, изучая тему “Голосеменные растения”, всегда читаю полюбившийся мне отрывок: “…Ночь была волшебной, чудной, утром все застыло в сне,

Словно сказка Приамурья в зазвеневшей кутерьме.
Вдруг ворвалися машины в мир таежной красоты –
Ели головы склонили, повалились на кусты.
Наряжая елки шумно, все от радости смеялись.
И кому, какое дело, что те елки умирали,
Что их выбросят, забудут, когда стихнет смех ребят.
Люди! Добрыми вы будьте, Елки тоже жить хотят!
Их растили очень долго. Сколько вложено труда,
А погибли моментально. Разве это не беда?
Милосердие, сердечность – не простые словеса.
Пусть живут на радость людям сотни елочек в лесах!

Спрашиваю ребят: “А как поступают в вашей семье? Как поступили бы вы, если бы были взрослыми?” И ребята делают вывод, что можно обойтись веточкой ели, не губя при этом целое дерево.

Считаю эффективной работу в группах, в парах сменного состава. Порой, что не удается нам, учителям, бывает под силу учащимся. Все это способствует воспитанию коллективной ответственности друг за друга и осознанию себя как личности. Эти методические приемы использую при объяснении темы “Электронное строение и электронные формулы атомов элементов больших периодов”, а также при решении задач: на вывод формулы, на нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе, на избыток – недостаток и т.д. Таким образом, для каждого ребенка совместными усилиями создаем ситуацию успеха, и результат не заставляет себя долго ждать.

Обобщающие уроки часто провожу в игровой форме – КВН, турнир, суд, “ восхождение на пик знаний” , заседание “круглого стола” и т.д. Использую при этом химическое лото, таблицы с содержащимися в них условиями и ответами на задачи, кроссворды, ребусы, загадки, провожу занимательные опыты, под гитару поем переделанные нами песни (см. приложение № 2). Ребятам нравится составлять новые тексты на популярные мелодии. На страницах еженедельника “Химия” (№ 36/2002 г., № 16/2003 г.) и журнала “Химия в школе” (№ 8/2003 г.) я предложила массовой аудитории учителей химии нашей страны оценить мое видение проведения обобщающих уроков по темам: “Важнейшие классы неорганических веществ”, “Предельные углеводороды”, “Спирты и фенолы”.

На уроках всегда обращаюсь к жизненному опыту учащихся.

Осуществляю межпредметные связи: на уроках химии решаем задачи экологического содержания (см. приложение № 3), читаем составленные мною тексты на английском языке о детстве Д.И. Менделеева, об уникальнейшем из веществ – воде, переводим основное содержание прочитанного. Сейчас работа с компьютером тесно связана со знанием английского языка, и дети еще раз убеждаются, что их школьные знания по любому предмету могут пригодиться им в жизни.

Стараюсь вместе с коллегами творчески проводить предметные декады. Особенно запомнилась нашим учащимся интеллектуальная игра “Что? Где? Когда?”, где против сборной “ знатоков” учащихся 9-11 классов честно боролась сборная учителей химии, биологии, экологии, географии нашей школы. Учителя готовили вопросы учащимся, а учащиеся, стараясь “посадить нас в калошу”, выискивали самые каверзные, необыкновенно интересные вопросы для нас: “Какое отношение имеет слово “пломба” к химии?”, “В каком платье можно загорать?”, “Из-за недостатка кислорода и высокой солености растениям трудно выжить на берегах Красного моря. Существуют 26 видов мангровых деревьев, которые умеют избавляться от соли. Благодаря чему выживают эти растения?”, “Докажите, что при нуле градусов по Кельвину, давление газа равно нулю” и другие.

Традицией стало “Посвящение восьмиклассников в химики”, где проводим конкурсы, занимательные опыты и под мой аккомпанемент поем “Оду химии” (см. приложение № 2).

В заключении хочу сказать, что я стараюсь быть, а не казаться творческой личностью. Тому же учу и своих учеников.

Приложение № 1.

Загадки по органической химии

(о спиртах и фенолах).

Получают из глюкозы.
Вреден он, когда сверх дозы.
Антифризы из него
Получают для авто,
Многим жизнь укоротил
Радикал + гидроксил. (Этанол).

И взрывчатку и лавсан.
В слове корень есть “этан”.
(Этиленгликоль или 1,2-этандиол).

Для живого всего ядовит.
Коль прибавить железа хлорид
В миг раствор фиолетовым станет,
Но пускай Вас тот цвет не обманет.
Все равно, хоть по виду прекрасен,
Он, поверьте мне, очень опасен. (Фенол).

Многоатомный спирт, сладковат.
Он бесцветен, воде очень рад.
Гидроксида коль меди вливаешь
Средь других всех веществ распознаешь.
Кожу рук он смягчит,
Даже сердце полечит, а войдет в динамит
Берегись – искалечит! (Глицерин).

Загадки по неорганической химии

(о важнейших классах неорганических веществ).

Их получают путем горения,
Или сложных веществ разложением.
В них два элемента, один – кислород.
Я отнесу к ним и известь и лед. (Оксиды).

Они имеют кислый вкус,
В них изменяет цвет лакмус,
А если активный металл попадет
Получим мы соль и еще водород. (Кислоты).

В каких веществах у фенолфталеина
Бывает не жизнь, а сплошная малина?
Хлориды и нитраты,
Сульфаты, карбонаты.(Щелочи).

Я без труда и боли
Объединю в класс. . . (Соли).

Загадки по биологии и экологии

(о млекопитающих животных – консументах 1-ого и 2-ого порядка).

Хоть не птицы, а летают,
Ультразвуки издают,
В темноте людей пугают,
В спячку зимнюю впадают,
Насекомых истребляют
В дуплах днем они живут.
(Летучие мыши).

Зубатый, очень крупный кит
И голова большая.
Кальмарами живот набит,
Он через час вдыхает.
(Кашалот).

Он самый крупный из оленей
С мясистой верхнею губой,
На горле – вырост волосатый.
Рогат, три метра он длиной. (Лось).

Он деятелен круглый год,
Обходит свои норы.
Коль пищи мало – он готов
За ней пройти сквозь горы. (Крот).

Близка опасность – он в клубок
И иглы выставляет,
А ночью с аппетитом он
Личинок поедает.
А с наступлением зимы,
При недостатке пищи
Впадает в спячку до весны –
Никто его не ищет. (Еж).

Грызет она резцами,
Клыков ведь вовсе нет,
А толстый слой эмали,
Защитой много лет.
В лесу – все на деревьях,
В дупле или в гнезде
Обгрызенные шишки
Под деревом везде. (Белка).

Загадки по биологии и экологии

(о плоских, круглых и кольчатых червях – экто- и эндопаразитах, детритофагах).

Живет в протоках печени рогатого скота,
Имеет две присоски – на брюхе и у рта.
Длиной три сантиметра и сильно сплющен он
По форме листовидный. Скажите, кто же он?
(Печеночный сосальщик).

Живут в водоемах, питаются кровью,
А коконы прячут в песок.
Одну в медицине давно применяют
Давленье понизилось чтоб.
(Пиявки).

Обитает в почве и зимой, и летом.
Круглое в разрезе тело у него.
Больше перегноя, кислорода тоже.
Чья это заслуга? Знаете его?
(Дождевой червь).

Тело желтоватое, круглое в разрезе,
Острыми концами держатся в кишке,
Три губы имеют и раздельнополы,
Кто это такие? Назовите мне.
(Аскариды).

Приложение № 2.

“Кто такие рыбы?”

(исполняется на мотив песни “Осень” группы ДДТ).

Кто такие рыбы – это карпы, щуки, караси, ерши, белуги,
Если солнце в небе светит, рыба плещет в море, 2 раза
Радостней становится в округе.

Припев:

Рыбы – это блеск чешуи,
Рыбы – это шум, плеск воды,
В речке ль, в море тонет печаль –
Всюду синяя даль.

Не ловите рыбу вы сетями, охраняйте водоемов воды,
Я хочу напомнить вам теперь о самом главном:
Рыбы – это часть живой природы.
Я хочу напомнить вам теперь о самом главном:
Рыбы – тоже часть живой природы.

“Песня о картофеле”

(исполняется на мотив “Ой, цветет калина”).

Ой, цветет картофель в поле у ручья,
В мае посадила я его сама,
Лето все полола, в холод и в жару,
Осенью огромный урожай сниму.

Он цветет, не знает ничего о том,
Что дикорастущий есть за рубежом,
Из Южной Америки он попал сюда,
Петр l, умница, ввез его не зря.

А любовь к картошке с каждым днем сильней,
Времени не хватит рассказать о ней,
Ценны и питательны клубни у него,
В них крахмал содержится, он как мумие.

А в ботве и ягодах – страшный соланин,
Предостереженье вам номер один:
Отравленье вызовет, не спасешь тогда,
Лучше уж не пробовать – коль жизнь дорога.

Примененье клубней в жизни велико,
Очень уж полезное в химии сырье:
Спирт, крахмал и пленки, ацетон и клей
Из него получат – нет его милей! Все!

“Ода химии”.

(исполняется на мотив известной в 80-ых годах песни “Али-баба”).

Даже в праздник учил свой любимый предмет. О, химия!
И законы зубрил, и себя не щадил. О, химия!
Реактивы сливал и задачи решал. О, химия!
И во сне каждый день ты являлась как тень. О, химия!

Припев:

Снится гелий и азот, молибден и водород.
Сера, медь и углерод, серебро и кислород.
О-о, о-о, о-о, о-о.

После взрывов носил весь в заплатах халат. О, химия!
Острый запах вдыхал и в дыму выживал. О, химия!
То, что сам вытворял, в школе все показал. О, химия!
На уроках всех спал, о тебе вспоминал. О, химия!

Припев:

И во сне и наяву только химией живу.
Тебе песню я пою, больше всех тебя люблю.
О-о, о-о, о-о, о-о.

Приложение № 3.

Задача по химии с экологическим содержанием.

На новогодние праздники были вырублены елки с площади 20 га. Какой объем кислорода могли бы выделить эти деревья в течение года? В среднем можно допустить, что один гектар хвойного леса выделяет 10 кг кислорода в сутки. Вычисления вести для н.у.