Цели познакомить детей с особенностями разных видов деревьев, взаимосвязями растений с окружающей средой (вода, почва, животные, солнце - свет, тепло); воспитать эмоционально-положительное, бережное отношение к растениям, научить видеть их красоту и неповторимость.
Материалы и оборудование: оформите письма детям от хозяина тропы Боровичка. Тексты писем приводятся ниже. Каждое послание должно быть написано на листе бумаги, напоминающем по форме листья деревьев, в гости к которым отправятся дети. Эти письма заранее вывешиваются на соответствующих деревьях тропинки. Ребята о них не должны знать! Возле деревьев поставьте лейки или ведерки с водой, положите лопатки. На дерево, находящееся в конце тропы, повесьте баранки, конфеты - сюрприз Боровичка, награда детям за выполнение задания.
Во время занятия ваши воспитанники будут дарить деревьям подарки. Подготовьте их сообща с ребятами. Каждый подарок имеет функциональное значение: ребенок должен уметь объяснить, для чего и почему он преподносит дереву именно такой дар. Варианты подарков: кормушка для птиц, которые спасут дерево от гусениц, капелька воды (из бумаги), чтобы дерево могло напиться, солнышко (рисунок), чтобы давать тепло и окрашивать листья в зеленый цвет; бумажный дождевой червяк, который перерабатывает опавшие листья, рыхлит почву под деревом и делает ее плодороднее; земля в мешочке, чтобы дерево лучше росло и т. д. Возможны различные варианты подарков, важно, чтобы они имели экологическое содержание и были изготовлены с участием детей. Помимо этого, вырежьте из зеленой бумаги небольшие листья тех деревьев, в гости к которым пойдут дети. Эти листочки также незаметно привяжите к нижним веткам деревьев на тропинке.
Примечание. Занятие можно разделить на несколько частей и провести в несколько этапов: во время первой прогулки познакомиться с липой, во время второй - с рябиной и березой. В тексте перечисляется ряд подарков, вы можете выбрать только некоторые из них или дополнить новыми, которые придумают сами учащиеся.
Наблюдения за обитателями в кустарниках можно проводить только в хорошую погоду, после дождя найти насекомых практически не удается, так как они прячутся.
Ход занятия
Ведущая. Ребята! Сегодня, в День дерева, хозяин тропинки - старичок Боровичок пригласил нас в гости и приготовил сюрприз. Вот какое письмо он недавно прислал:
Дорогие мои маленькие друзья!
Я очень рад, что вы не забываете меня и приходите в гости ко мне и моим деревьям. Я - хозяин волшебной тропинки - приглашаю вас в путешествие, в конце которого вас ждет сюрприз. А для того чтобы его получить, нужно отгадать мои загадки-задания и выполнить просьбы деревьев. Ведь деревья на моей тропинке тоже особенные, волшебные. Вот я и попросил их придумать для вас задания. Вы отыщете их в письмах, а письма - на деревьях: липе, березе, рябине. Слышал, что и вы для моих деревьев приготовили подарки. Они будут очень благодарны.
Итак, в путь! Желаю вам удачи. А я спрячусь и буду ждать, пока вы выполните все мои просьбы. Если вы все сделаете правильно, то выйду, побеседую с вами.
Ваш любимый старичок Боровичок
Ведущая (продолжает): Ну что, ребята, пойдем по тропинке? Кто знает, где у нас растет липа? Давайте поищем на ее ветках письмо.
Дети находят письмо, воспитатель снимает его с ветки и читает. По ходу чтения ребята выполняют задания липы (следите, чтобы они постоянно были вовлечены в какую-то деятельность, а не просто стояли бы и слушали).
ПИСЬМО ЛИПЫ.
Я, большая старая липа, очень рада вашему приходу, так как люблю гостей. Давайте поздороваемся: обнимите меня крепко-крепко. (Дети берутся за руки, окружая ствол.) Смотрите, какая я большая! Ну-ка, давайте померяемся силой: попробуйте вытащить меня из земли. (Дети пытаются это сделать.) Кто из нас сильнее? Есть у меня еще силушка! А теперь ответьте на мой вопрос: что же меня в земле так крепко держит? (Ответы детей.) А для чего мне еще мои корни-ноги нужны? (Чтобы брать из земли воду, пищу.) Если вы правильно ответили, полейте меня, пожалуйста, мне очень хочется пить. (Дети выполняют просьбу липы.) Спасибо, ребятки, я теперь так хорошо себя чувствую! Потрогайте меня руками, погладьте мою кору-кожу ладошками и скажите, какая она - шершавая или гладкая? Мокрая или сухая? Теплая или прохладная? А чем я пахну? (Дети выполняют и эти просьбы.) А теперь постойте и послушайте, как шелестят мои листочки: это я с вами разговариваю. Что я сейчас сказала? (Выслушиваем предположения детей.) А почему шевелятся мои листочки? Кто из вас помнит, что такое ветер? И последний вопрос: как вы думаете, почему ко мне так любят прилетать пчелы? (Они переносят пыльцу с цветка на цветок, именно запах цветков привлекает пчел.) Если вы, ребята, на все мои вопросы ответили правильно, я подарю вам свои листочки. (Ведущая снимает с дерева бумажные листочки и раздает их детям. Живые листья рвать нельзя!)
Ведущая. Ребята, а ведь мы с вами тоже приготовили липе подарки, давайте их вручим.
Дети по очереди дарят дереву подарки, объясняя (своими словами) их значение. Например:
Я дарю тебе птицу (фигурка из бумаги). Она будет тебе другом и спасет от гусениц. Я дарю тебе солнышко, путь оно светит ярко-ярко, согревает тебя, помогает листикам окраситься в зеленый цвет. Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя. Я дарю тебе дождевого червяка, пусть он сделает землю плодородной, и она будет кормить тебя. Я дарю тебе зеленые листики, пусть у тебя их вырастет много-много, они будут шуметь, а я приду послушать шум и спрячусь под ними от жаркого солнца. Я дарю тебе кормушку. Пусть к тебе прилетит много твоих друзей-птиц. Я дарю тебе землю-почву, чтобы ты лучше росло, пусть она кормит и поит тебя. Я дарю тебе семена. Пусть у тебя будет много-много семян, и из них вырастет много-много твоих деток. Я дарю тебе цветок, пусть он украсит тебя. Пусть у тебя будет много цветков, ведь чем больше цветков, тем больше семян-деток. Я дарю тебе бабочку, пусть она отдыхает на твоих цветках, листьях, пусть украсит тебя своим ярким нарядом.
После вручения подарков дети отправляются искать следующее дерево - березу.
Ведущая. Ребята, давайте поздороваемся и с березкой, она нас тоже ждала, письмо приготовила (Дети обнимают березу, а Ведущая достает письмо с ветки и читает его.)
ПИСЬМО БЕРЕЗЫ.
Дорогие ребята! Наконец-то вы ко мне пришли, уж так я вас ждала, уж так ветками качала, листочками шелестела, чтобы вы меня услышали. Я вам тоже подарю свои листочки, но сначала, выполните мои желания и задания. Погладьте мою кору, понюхайте ее и скажите: чем мы с липой похожи, а чем отличаемся? А как вы узнали, что мы с липой - деревья? Может, мы травинки? Докажите мне, что я - дерево! (Дети доказывают, объясняя, что у дерева один ствол, он твердый, а у кустарников - много стволиков, растущих из земли. У травинок не бывает таких больших деревянистых стволов, как у деревьев. Пусть дети покажут березе растущие с ней рядом кустарник или травянистое растение, травинку.) И еще у меня просьба к вам, ребята. Очень мы, березы, любим слушать о себе песни и стихи, Я сегодня именинница, порадуйте меня! (Дети водят вокруг березы хоровод, поют песни, читают коротенькие стихотворения, но недолго!) Спасибо вам, ребята, за все! Возьмите мои листики на память. Приходите ко мне еще, не забывайте меня!
Ведущая помогает детям достать с дерева бумажные листочки, предлагает напоить березу, взрыхлить землю под ней, чтобы ее корешки лучше дышали. Затем ребята дарят березе свои подарки и направляются в гости к следующему дереву - рябине, ищут на ней письмо, которое зачитывает.
ПИСЬМО РЯБИНЫ.
Ребята, здравствуйте! Очень рада вашему визиту и тоже хочу, чтобы меня погладили. (Дети выполняют просьбу.) Я люблю, когда меня гладят, и не люблю, когда бьют по стволу палкой или царапают кору ножом. Мне ведь тоже бывает больно и обидно, когда ко мне плохо относятся. (Дети исследуют кору рябины, как и предыдущих деревьев, отвечают на вопросы Ведущей.) Посмотрите вверх, на мои листочки. Какие они ажурные, красивые, даже небо сквозь них видно. Проверьте, где темнее - под моими листьями или под листьями липы? Почему? Какие птицы ко мне прилетают? А как вы думаете, почему они меня любят? (Ягоды рябины- пища для многих птиц.) Ребята, а вы пробовали мои ягоды? Я их всем дарю осенью, всех радую. Знаете ли вы обо мне стихи? (Дети рассказывают стихотворение о рябине.) И еще у меня просьба: попробуйте палочкой, твердая или нет земля подо мной. (Дети выполняют просьбу. Если земля твердая, то поливают дерево.) И, наконец, мой последний вопрос: как вы думаете, червяки, которые ползают в земле подо мной, мои друзья или враги? (Дети отвечают, что дождевые черви едят старые листья, комочки земли, земля становится лучше, значит - друзья.) Ну, ребята, вы молодцы! Берите мои подарки-листочки и не забывайте обо мне.
Дети дарят рябине оставшиеся подарки и снимают с дерева бумажные листочки.
Ведущая. Ребята, я думаю, мы с вами выполнили все задания, и Боровичок должен быть нами доволен. Но где же он? (Из-за дерева появляется Боровичок и проводит игру.)
Боровичок. Ну, ребятки, порадовали вы старичка! Слышу я, что и деревья теперь по-другому листочками шелестят, настроение у них праздничное. А как вы думаете, интересно быть деревьями? Хотите попробовать? Сейчас я превращу всех вас в деревья. (Делает волшебный знак.) Ваша кожа превращается в кору, а руки - в ветки. Поднимите свои руки-ветки, пошелестите, пошумите листьями-пальчиками. Слышите, какой ветер налетел? (Дети выполняют рекомендации Боровичка.) Расставьте ноги пошире: это растут ваши корни, они держат вас в земле, дают воду, пищу. Ах, какие замечательные деревца выросли на моей тропе! Даже жалко вас расколдовывать (вздыхает). Но пора вам опять стать маленькими человечками (по волшебному знаку дети "превращаются" в людей) и отправиться в путь.
Боровичок ведет детей к заранее намеченному кустарнику, вынимает из своей волшебной котомки белую ткань или бумагу и расстилает под кустом (или раскрывает зонтик и переворачивает его).
Боровичок. Я хочу показать вам своих невидимых друзей. Они живут рядом с вами - на деревьях, кустарниках, но вы их не видите и даже не подозреваете об их существовании. Сейчас я позову моих маленьких друзей (наклоняется к кустарнику).
Ну-ка, мошки-букашки, паучки-червячки, выходите с нами знакомиться! (Легонько встряхивает куст, чтобы на ткань упали насекомые и пауки, обитающие на этом растении.) А теперь я дам вам, ребята, волшебные стекла. (Достает из котомки лупы и раздает детям, они рассматривают всех, кто упал с ветки.) Пожалуйста, обращайтесь с моими малышами поаккуратнее, они такие крохотные, их так легко обидеть. Видите, ребятки, в моем царстве-государстве лесном у каждого жителя свой дом есть. И я, хозяин тропы, строго слежу, чтобы дома эти никто не разрушал и покой жильцов не нарушал.
После окончания исследований Боровичок помогает детям вернуть всех животных обратно на куст, осторожно стряхнув их с ткани.
Боровичок. Вот и кончается, ребята, наше сегодняшнее путешествие. Понравилось вам? А что больше всего понравилось? (Выслушивает ответы детей.) А теперь - мой сюрприз! Как вы думаете, на каких деревьях растут конфеты и баранки? В моем царстве есть такие деревья. Поищите их, недавно на одном дереве выросли эти волшебные плоды! А я пойду отдохну, прощайте!
Дети ищут дерево, затем Ведущая предлагает им пойти в школу и нарисовать березу, липу, рябину (или их листья по выбору).
На занятии по рисованию дайте задание каждому ребенку: нарисовать наиболее понравившееся ему дерево и рассказать о нем: чем пахла кора, о чем шелестели листья и т.п. В заключение организуйте выставку рисунков "Наши новые знакомые - деревья".