Введение в Программу "Экологическое краеведение"

Разделы: Экология, Краеведение, Дополнительное образование

Ключевые слова: экология


Цель: Расширение и углубление знаний учащихся в области природоведения, экологии и охраны природы нашего края.

Задачи:

  • Сформировать понятие об экологии леса.
  • Познакомить с сезонными изменениями в природе.
  • Дать понятие природным ресурсам Северной Осетии.
  • Охрана природы нашего края.

Оборудование:

  • Красная книга РСО-А.
  • Технические средства обучения - цифровая презентация.
  • Карточки, визитки команд.
  • Бумажные заготовки для изготовления объёмного плаката.

Организационная часть урока

  1. Сформировать понятие об экологическом краеведении.
  2. Познакомить с сезонными изменениями в природе
  3. Игра «Найди ошибку»
  4. Дать понятие природным ресурсам Северной Осетии.
  5. Охрана природы нашего края.
  6. Игра объёмный плакат своими руками.
  7. Подведение итогов.

Ход урока

Организационный момент

Создать спокойную, деловую обстановку.

1. Сообщение темы и цели урока. Вступительное слово учителя.

2. Экология в переводе с греческого означает «наука о доме»: «Ойкос» - дом; «логос» - наука. Наука изучает взаимосвязи живых организмов с окружающей средой, а так же как живые организмы связаны между собой.

Например, лес - это участок, состоящий из деревьев, кустарников, трав. Но кроме растений в лесу обитают животные, миллионы разнообразных микроорганизмов, которые тесно связаны с растениями, животными, окружающей средой.

- Ребята, как вы думаете, сможет ли белый медведь жить в нашем кавказском лесу? (Ответы детей)

- А бурый медведь сможет? Почему? (Ответы)

- Значит, у каждого животного и растения есть свой дом - или место обитания. Кружок «Экологическое краеведение» занимается изучением жизни растений и животных нашего края.

- Ребята, сегодня мы с вами будем не только изучать наш край, но и играть.

Сейчас я объясню, как мы это будем делать:

Я приготовила для вас ваши визитки, у каждой команды своя копилочка с номером команды. Туда мы будем забрасывать очки, которые вы заработаете за свои ответы в конкурсах и играх.

Мой первый вопрос команде №1:

  • Назовите 3 животных обитающих в лесах Осетии.

Вопрос 2 команде:

  • Назовите 3дерева, произрастающие в Осетии.

3. Ребята, мы кое-что знаем о природе нашего края. Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Как вы это определили?

А как вы думаете, а наши животные чувствуют эти изменения в природе?

Физминутка «Снеговик»

4. Для того, чтобы убедиться в этом проведём игру «Найди ошибку»

  • Весной птицы улетают на юг.
  • В марте медведь впадает в спячку.
  • В апреле на деревьях желтеют листья.
  • Подснежник расцветает в июне.

Ребята, вы убедились, сколько интересных явлений происходит в природе в разные времена года.

Природные ресурсы Северной Осетии

Ребята, как вы думаете, лес имеет большое значение только для животных и растений? А для человека?

(Ответы детей) Даётся понятие рекреации.

Охрана природы нашего края

Ребята, Природа Осетии уникальна, потому, что у нас есть и горы, и лес, луга, и горные реки, чистый воздух, необыкновенные растительный и животный мир. Скажите, кто из вас был в горах?

А всегда ли вы были довольны чистотой на берегах рек?

(Ответы детей)

Да, к сожалению, население не очень бережно относится к природе нашего края. Какие правила поведения в природе вы бы предложили.

(Ответы)

Зеленый цвет - это символ нашей планеты, символ жизни. Представьте на минуту, закрыв глаза, что все растения Земли вдруг исчезли.

- Какие картины возникли в вашем воображении? (безжизненные)

От растений зависит жизнь человека и животных. Растения - основа всего живого на Земле.

Красная книга

- Как вы думаете, о чем идет речь? (Красная книга, 2 тома: 1 - о животных, 2 - о растениях)

- Почему красная? (Цвет красный - сигнал опасности)

Первая "Красная книга" была издана в 1948 г. (МСОПом) - Международным союзом охраны природы. 1966 г. - новое издание, в которой страницы были разноцветные, чтобы по этим цветам было видно, в каком положении находится то или иное растение и животное.

В нашей стране первая русская "Красная книга" была издана в 1978 г.

- Для чего нужна такая книга? (Перечень растений, меры охраны, причины сокращения вид, где обитает)

Это документ совести человека!

- Некоторые ребята приготовили сообщения о растениях нашего края, которые находятся под охраной. (Сообщения детей)

- Что общего у этих растений?

Вывод: каждый человек должен помнить несколько правил:

  • знать редкие и исчезающие растения, не рвать их;
  • собирать в букеты только садовые растения.

Сейчас нам предстоит создать плакат «Береги природу нашего края»

Для этого проведём викторину. Каждый правильный ответ даёт право приклеить объект природы на будущий плакат.

Вопросы к викторине

1.

Чем-то на быка похож,
Только помощнее,
Обитает он в лесу,
Бороду имеет!
(Зубр)

2.

Шапка красная видна,
Пёстрая раскраска,
И по дереву стучит,
Кто он всем понятно?
(Дятел МАЛЫЙ)

3.

И на крышах, на столбах,
Гнёзда вьют большие,
Вести добрые несут,
Кто они такие?
(Аист ЧЁРНЫЙ)

4.

Появился из-под снега,
Увидал кусочек неба.
Самый первый самый нежный,
Чистый маленький …
(Подснежник Кавказский)

5.

Русская красавица,
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
(Берёзка Радде)

6.

Синенький звонок висит,
Никогда он не звонит.
(Колокольчик Цейский)

7.

Расцветаю, чтоб тебе сказать:
«Я - цветок, умеющий летать».
(Бабочка Махаон)

Оценка результатов работы на уроке

Поощрение: словесное, открыткой.

Домашнее задание - сделать скворечники ко дню прилёта

Итог урока

Как должен человек относиться к природе? (Ученики дают ответы)

Что он должен делать, чтобы сохранить растительный покров нашей страны?

  • Охранять природу (растения).
  • Вести борьбу за чистоту воздуха и воды.
  • Правильно вести хозяйственную деятельность.
  • Правильно собирать лекарственные растения.

Чем можете помочь вы, Школьники?

  • Охранять растения.
  • Принимать участие в озеленении населенных пунктов.
  • Ухаживать за зелеными насаждениями.
  • Выполнять "правила друзей природы".