Цель: Расширение и углубление знаний учащихся в области природоведения, экологии и охраны природы нашего края.
Задачи:
- Сформировать понятие об экологии леса.
- Познакомить с сезонными изменениями в природе.
- Дать понятие природным ресурсам Северной Осетии.
- Охрана природы нашего края.
Оборудование:
- Красная книга РСО-А.
- Технические средства обучения - цифровая презентация.
- Карточки, визитки команд.
- Бумажные заготовки для изготовления объёмного плаката.
Организационная часть урока
- Сформировать понятие об экологическом краеведении.
- Познакомить с сезонными изменениями в природе
- Игра «Найди ошибку»
- Дать понятие природным ресурсам Северной Осетии.
- Охрана природы нашего края.
- Игра объёмный плакат своими руками.
- Подведение итогов.
Ход урока
Организационный момент
Создать спокойную, деловую обстановку.
1. Сообщение темы и цели урока. Вступительное слово учителя.
2. Экология в переводе с греческого означает «наука о доме»: «Ойкос» - дом; «логос» - наука. Наука изучает взаимосвязи живых организмов с окружающей средой, а так же как живые организмы связаны между собой.
Например, лес - это участок, состоящий из деревьев, кустарников, трав. Но кроме растений в лесу обитают животные, миллионы разнообразных микроорганизмов, которые тесно связаны с растениями, животными, окружающей средой.
- Ребята, как вы думаете, сможет ли белый медведь жить в нашем кавказском лесу? (Ответы детей)
- А бурый медведь сможет? Почему? (Ответы)
- Значит, у каждого животного и растения есть свой дом - или место обитания. Кружок «Экологическое краеведение» занимается изучением жизни растений и животных нашего края.
- Ребята, сегодня мы с вами будем не только изучать наш край, но и играть.
Сейчас я объясню, как мы это будем делать:
Я приготовила для вас ваши визитки, у каждой команды своя копилочка с номером команды. Туда мы будем забрасывать очки, которые вы заработаете за свои ответы в конкурсах и играх.
Мой первый вопрос команде №1:
- Назовите 3 животных обитающих в лесах Осетии.
Вопрос 2 команде:
- Назовите 3дерева, произрастающие в Осетии.
3. Ребята, мы кое-что знаем о природе нашего края. Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Как вы это определили?
А как вы думаете, а наши животные чувствуют эти изменения в природе?
Физминутка «Снеговик»
4. Для того, чтобы убедиться в этом проведём игру «Найди ошибку»
- Весной птицы улетают на юг.
- В марте медведь впадает в спячку.
- В апреле на деревьях желтеют листья.
- Подснежник расцветает в июне.
Ребята, вы убедились, сколько интересных явлений происходит в природе в разные времена года.
Природные ресурсы Северной Осетии
Ребята, как вы думаете, лес имеет большое значение только для животных и растений? А для человека?
(Ответы детей) Даётся понятие рекреации.
Охрана природы нашего края
Ребята, Природа Осетии уникальна, потому, что у нас есть и горы, и лес, луга, и горные реки, чистый воздух, необыкновенные растительный и животный мир. Скажите, кто из вас был в горах?
А всегда ли вы были довольны чистотой на берегах рек?
(Ответы детей)
Да, к сожалению, население не очень бережно относится к природе нашего края. Какие правила поведения в природе вы бы предложили.
(Ответы)
Зеленый цвет - это символ нашей планеты, символ жизни. Представьте на минуту, закрыв глаза, что все растения Земли вдруг исчезли.
- Какие картины возникли в вашем воображении? (безжизненные)
От растений зависит жизнь человека и животных. Растения - основа всего живого на Земле.
Красная книга
- Как вы думаете, о чем идет речь? (Красная книга, 2 тома: 1 - о животных, 2 - о растениях)
- Почему красная? (Цвет красный - сигнал опасности)
Первая "Красная книга" была издана в 1948 г. (МСОПом) - Международным союзом охраны природы. 1966 г. - новое издание, в которой страницы были разноцветные, чтобы по этим цветам было видно, в каком положении находится то или иное растение и животное.
В нашей стране первая русская "Красная книга" была издана в 1978 г.
- Для чего нужна такая книга? (Перечень растений, меры охраны, причины сокращения вид, где обитает)
Это документ совести человека!
- Некоторые ребята приготовили сообщения о растениях нашего края, которые находятся под охраной. (Сообщения детей)
- Что общего у этих растений?
Вывод: каждый человек должен помнить несколько правил:
- знать редкие и исчезающие растения, не рвать их;
- собирать в букеты только садовые растения.
Сейчас нам предстоит создать плакат «Береги природу нашего края»
Для этого проведём викторину. Каждый правильный ответ даёт право приклеить объект природы на будущий плакат.
Вопросы к викторине
1.
Чем-то на быка похож,
Только помощнее,
Обитает он в лесу,
Бороду имеет!
(Зубр)
2.
Шапка красная видна,
Пёстрая раскраска,
И по дереву стучит,
Кто он всем понятно?
(Дятел МАЛЫЙ)
3.
И на крышах, на столбах,
Гнёзда вьют большие,
Вести добрые несут,
Кто они такие?
(Аист ЧЁРНЫЙ)
4.
Появился из-под снега,
Увидал кусочек неба.
Самый первый самый нежный,
Чистый маленький …
(Подснежник Кавказский)
5.
Русская красавица,
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
(Берёзка Радде)
6.
Синенький звонок висит,
Никогда он не звонит.
(Колокольчик Цейский)
7.
Расцветаю, чтоб тебе сказать:
«Я - цветок, умеющий летать».
(Бабочка Махаон)
Оценка результатов работы на уроке
Поощрение: словесное, открыткой.
Домашнее задание - сделать скворечники ко дню прилёта
Итог урока
Как должен человек относиться к природе? (Ученики дают ответы)
Что он должен делать, чтобы сохранить растительный покров нашей страны?
- Охранять природу (растения).
- Вести борьбу за чистоту воздуха и воды.
- Правильно вести хозяйственную деятельность.
- Правильно собирать лекарственные растения.
Чем можете помочь вы, Школьники?
- Охранять растения.
- Принимать участие в озеленении населенных пунктов.
- Ухаживать за зелеными насаждениями.
- Выполнять "правила друзей природы".