Жизнь – беззащитна
И любовь – нежна.
И Разум Землю
Облагает данью.
И точная ответственность
Должна сопутствовать
Великому познанью.
М. Дудин
2017 год в России объявлен годом экологии.
Состояние нашей планеты оставляет желать лучшего. Эксперты говорят об усугублении проблем экологии с каждым годом. Экологические проблемы современности в основном связаны с антропогенным воздействием на природу. На состояние экологии оказали влияние научно-технический прогресс и быстрый рост населения нашей планеты. Развитие техники и промышленности привело к многократному увеличению потребляемых природных ресурсов, что, в свою очередь, оказало пагубное влияние на окружающую среду.
Большие надежды возложены на 2017 год — Год экологии и Год особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Самое время изменить экологическую ситуацию в России, позаботиться о заповедниках, заняться оздоровлением водных ресурсов и воздуха, начать пользоваться возобновляемой системой энергоснабжения и раздельной утилизацией отходов.
В 2016-2017 учебном году в рамках предметной недели совместными усилиями учителей математики, информатики и биологии был инициирован веб-квест «ЭкоМИФ». Работа проекта «ЭкоМИФ» была организована на сайте https://sites.google.com/site/ekomif2017/home
Целью проекта является углубление знаний по естественно-научным и математическим дисциплинам, формирование экологической культуры обучающихся как части общей культуры, внедрения в процесс обучения современных информационных технологий и развитие сетевого взаимодействия педагогов и школьников.
В ходе работы над проектом учащиеся, смогут ответить на вопрос «Каковы пути решения экологических проблем, связанных с техническим прогрессом? »
Все участники веб-квеста объединяются в творческие группы по 7-10 человек, которые должны собрать материал и представить его в разной форме. На первом этапе игры каждый участник группы выбирает себе определённую роль:
Шеф-редактор отвечает за выпуск материала, определяет форму контактов с участниками, помогает в создании окончательного продукта.
Экологи (2-3 человека) – собирают информацию по проблеме и структурируют ее в необходимой форме, отвечают за содержание представленных материалов.
Хронографы (1-2 человека) - отслеживают ход событий, отвечают за достоверность информации, работают с Лентой времени совместно с IT-специалистами.
Специалисты по инженерным расчетам- (2-3 человека) - решают вычислительные задачи экологического содержания
IT-специалисты (1-2 человека) - работают с сервисами и ресурсами Интернет, отвечают за размещение материалов.
На втором этапе участники размещают информацию о своей команде на совместной презентации. На слайде-визитке должно быть отражено:
1. Название команды
2. Девиз или слоган
3. Эмблема (компьютерная графика или отсканированный рисунок)
4. Состав команды с распределением ролей
5. Руководители команды
На третьем этапе учащимся предлагается выполнить 4 задания.
Задание 1. «Открытия, которые потрясли мир»
Составить подробную хронологию событий определенного периода XX века (для каждого класса определен свой временной период) и разместить собранную информацию на Ленте времени. Работают Хронографы и IT-специалисты (кто конкретно из команды, должно быть отражено в плане-графике). Хронографы отбирают наиболее важные научные открытия заданного периода, устанавливают конкретную дату, дают название событию и кратко описывают его.
Задание 2. «Экологические проблемы в математических расчётах!»
Экологические проблемы приобрели первостепенное значение в мире. Целые отделы математики создаются для анализа явлений природы и для решения технических задач.
Участникам команд предлагается применить свои математические знания при решении задач экологической направленности.
Задачи для 9-10 классов
- Коэффициент полезного действия (КПД) кормозапарника равен отношению количества теплоты, затраченного на нагревание воды массой mв (в килограммах) от температуры t1 до температуры t2 (в градусах Цельсия) к количеству теплоты, полученному от сжигания дров массы mдр кг. Он определяется формулой η =, где св =4,2·103Дж/(кг К) — теплоёмкость воды, qдр = 8,3·106 Дж/кг — удельная теплота сгорания дров.
а) Определите массу дров, которые понадобится сжечь в кормозапарнике, чтобы нагреть m=166 кг воды от 20⁰С до кипения, если известно, что КПД кормозапарника равен 21 % . Ответ выразите в килограммах.
б) Предложите способы повышения КПД кормозапарника.
- Весной очистка свалки была закончена за три дня. В первый день очистили 35% всей площади, во второй 33%, а в третьей день остальную часть. Найдите площадь участка свалки, если в третий день очистили на 0,6 га меньше, чем в первый?
- Даже легковому автомобилю для сгорания 1 кг бензина требуется 2,5 кг кислорода. В среднем автолюбитель проезжает в год 10 тысяч км и сжигает 10 т бензина, расходуя 35 т кислорода и, выбрасывая в атмосферу 160 т выхлопных газов, в которых обнаружено 200 различных веществ, в том числе 800 кг оксида углерода, 40 кг оксида азота, 200 кг углеводородов, если бензин этилированный, то ещё 3,5 кг ядовитого свинца, кроме того, каждый автомобиль, стирая шины, поставляет в атмосферу 5-8 кг резиновой пыли ежегодно. Вычислите, какое количество загрязняющих веществ выбросят в атмосферу автомобили жителей нашей области за год, если их в 1046445 штук?
Задачи для 7-8 классов
- Из тысячи частей воды, поглощенной деревом, лишь около двух частей усваивается им в процессе питания. Береза поглощает в день 75 л воды, липа – 200 л.
а) Сколько гр. воды в день идет на питание березы, липы?
б) Какие экологические выводы можно сделать по этим данным?
- Каждый человек ежедневно имеет дело с продуктами, которые быстро становятся отходами. В среднем каждый житель выбрасывает в мусор ежедневно от 0,5 до 2 кг только домашних или бытовых отходов. Когда выбрасывается 1кг отходов, то считается, что выбрасывается еще 25, т.к. в процессе производства использованного человеком продукта уже возникло 25кг отходов. Таким образом, весь процесс производства, вся наша экономика – это на самом деле гигантская машина по производству отходов. Определите количество отходов, выбрасываемых городом в 100 тысяч человек: а) за день; б) за неделю; в) за год.
- Подсчитано, что каждый легковой автомобиль при среднем годовом пробеге 15 тыс. км “выдыхает” 250 кг углекислого газа, 93 кг углеводорода, 27 кг оксида азота. Подсчитайте количество выделяемых за год в атмосферу вредных веществ в нашей области, учитывая, что в Нижегородской области 1046445 личных автомобилей.
Ответы на задачи необходимо ввести в специальную форму.
Задание 3. «Мифы или реальность?»
При выполнении данного задания учащимся предлагается ответить на проблемные вопросы:
Для 7 и 8 классов: Тепловые двигатели и их воздействие на окружающую среду. Каковы пути снижения вреда, наносимого экологии?
Для 9 и 10 классов: Каково влияние атомной энергетики на жизнедеятельность человека и окружающую среду?
Ответ на вопрос команды должны представить в форме презентации.
Задание 4 «Тот истинный мудрец, кто многое сказать умеет коротко и ясно» (Аристофан).
Представить пути решения экологических проблем, вызванных техническим прогрессом в виде кластера и разместить его на совместной ментальной карте. Для выполнения данного задания учащимся необходимо продумать наиболее значимые решения экологических проблем, с помощью которых можно помочь нашей планете.
Результаты работы учащихся в игре веб-квест размещаются в таблице продвижения.
Поскольку работа выполнялась в команде, все члены группы получают один и тот же балл.
Оценка производится на основе наблюдений, в ходе выполнения поставленных задач, представленных продуктов на каждом этапе. Оценка каждого этапа проводится по 5 критериям. Максимальное количество составляет 35 баллов (25-35 баллов – отлично, 19-24 баллов – хорошо, 12 -18 баллов – удовлетворительно, менее 12 баллов – неудовлетворительно).
Критерии оценивания прохождения веб-квеста
Этапы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Предварительный |
Название команды не соответствует теме, девиз, эмблема и оформление отсутствуют, более 3 грамматических ошибок |
Название команды оригинально девиз и эмблема отсутствует, Оформление минимально, 1-2 грамматические ошибки |
Название команды и девиз отражают тематику проекта, эмблема отсутствует, тривиальное оформление слайда, 1-2 грамматические ошибки |
Название команды, девиз и эмблема не вполне отражают тематику проекта. Слайд оформлен творчески, нет грамматических ошибок |
Оригинальное название команды, девиз и эмблема отражают тематику проекта. Слайд оформлен творчески, нет грамматических ошибок |
1 этап |
Материал собран, но не представлен на линии времени |
Материал собран, но представлен на линии времени с нарушением хронологии или фактическими ошибками |
События указаны не полностью. Размещение событий на линии времени верно. |
События указаны верно. Хронология не нарушена. |
События указаны верно. Хронология не нарушена. |
2 этап |
Презентация составлена, но не представлена |
Материал презентации не соответствует проблеме; |
Материал презентации соответствует проблеме; нагляден; слайд читаем; текст слайда соответствует теме; содержит небольшие грамматические ошибки, аргументация неполная |
Материал презентации соответствует проблеме; аргументирован; нагляден; слайд читаем; текст слайда соответствует теме; содержит небольшие грамматические ошибки |
Материал презентации логичен и соответствует проблеме; аргументирован; нагляден; слайд читаем; текст слайда соответствует теме; не содержит фактических и грамматических ошибок |
3 этап |
Задачи решены не полностью. Ответы не предоставлены на ресурсе |
Задачи решены, но содержат ошибки. Работа выполнена с опозданием |
Верно решена ода задача из трех. Работа выполнена в срок |
Верно решены две задачи из трех. Работа выполнена в срок |
Верно решены три задачи. Работа выполнена в срок и размещена на ресурсе |
4 этап |
Работа выполнена, но не представлена |
Работа выполнена формально |
Работа выполнена с некоторыми нарушениями требований по составлению кластеров |
Кластер выполнен в соответствии с требованиями, но размещен с опозданием |
Кластер выполнен в соответствии с требованиями: с соблюдением алгоритма формы, грамотно, образно и эмоционально. Использован оригинальный подход |
Дополнительно 5 баллов команда зарабатывает за выступления перед учащимися 5-6 кл и 5 баллов в виде бонусов за оригинальность и творчество.
В условиях современной экологической ситуации этот проект очень актуален, ведь взаимодействие человека и природы очень сложный процесс, и каждый должен понимать, что без перестройки сознания человека и его отношения к природе, наша жизнь находится в большой опасности.Применение сетевых проектов в работе с учащимися способствует созданию у них устойчивого интереса к изучению учебного материала и совершенствованию речевых умений и навыков, приобщению к чтению художественной, публицистической и специальной литературы, совершенствованию интеллектуальных способностей личности, получению эстетического и познавательного интереса, реализации креативного потенциала.