"Биоразнообразие — путь к спасению" (внеклассное мероприятие по экологии в 9-м классе)

Разделы: Внеклассная работа, Экология


Методическая задача: активизация познавательной деятельности учащихся на основе личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию школьников.

Презентация.

Приложение.

(слайд 2)

ЦЕЛИ:

  • Содействовать расширению понятий о биогеоценозах, сложных и многообразных связях в них, а так же введению понятия биоразнообразия;
  • Содействовать сознательному пониманию актуальности проблемы биоразнообразия в современном мире;
  • Осваивать новые модели поведения и формы общения.

ЗАДАЧИ:

  • Организация развивающего пространства;
  • Создание ситуации выбора и успеха;
  • Организация совместной творческой деятельности;
  • Реализация индивидуального подхода;
  • Создание атмосферы сотрудничества.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Магнитные карточки – рисунки с изображениями растений, животных, микроорганизмов, типов взаимоотношений в биогеоценозах;
  • Инструктивные карточки с заданиями для команд и слайды одноимённой мероприятию Презентации;
  • Предметы для инсценирования;
  • Магнитная доска.

(слайд 3)

ПЛАН:

1. Вступительное слово. (слайд 4)

А.Фет.

Целый мир от красоты
От велика и до мала,
И напрасно хочешь ты
Отыскать её начало.
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, - человечно.

Провозглашаю славный век
Больших деревьев, длинных рек.
Прохладных гор, степей могучих
И солнца розового в тучах…[5]

2. Понятие биоразнообразия. Биологическое разнообразие, биоразнообразие – термин, вошедший в широкое употребление после Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 года в Рио-де-Жанейро. Под биоразнообразием понимается вся совокупность видов, составляющих экосистему, причём именно разнообразие является основным условием сохранения её устойчивости. [4]

Разнообразие и многообразие живых организмов и связей между ними, роль в природе и влияние человека – вот тема нашей встречи сегодня.

3. Формирование команд (4 команды по 4-6 человек) и жеребьёвка. Получение карточек-заданий.

Конкурсы команд: (слайд 5)

Первый: Выбрать картинки из ряда предложенных, характеризующие определенный тип взаимоотношений между организмами (Симбиоз, Мутуализм, Хищничество, Паразитизм). (3 балла)

(слайды 6,7)

Второй: Выбрать из числа предложенных карточки с изображением растений и животных, характерных для соответствующего биогеоценоза: 1. ВОДОЁМА, 2. БОЛОТА, 3. ЛУГА, 4. СМЕШАНОГО ЛЕСА. (5 баллов)

(слайд 8)

Третий: Из выбранного материала составить пищевую цепь. (По одному баллу за каждое звено).

(слайд 9)

Четвёртый: Изобразить пару хищник-жертва так, чтобы окружающие могли их угадать. 1. ПАУК-МУХА, 2. ДЯТЕЛ-КОРОЕД, 3. СОВА-МЫШЬ

4.ВОЛК-ЗАЯЦ. (5 баллов).

(слайды 10,11)

Пятый: Прочесть зашифрованную пословицу.

ККЕТКОЕЗКЕЕМКЛЕЮКЛЕЕКЛЕЕКЕЕТК, ЕТКОЕГКОЕЗКЕЕМКЛЕЯ

КЖЕАКЛЕЕКЕЕТК. (Кто землю лелеет, того земля жалеет) [1] (3 балла).

(слайд 11)

4. Подведение итогов конкурса.

(слайд 12)

5. Инсценирование на тему: “Биоразнообразие и причины его сокращения” (Приложение) [2,3]

Литература.

  1. Балобанова В.В., Максимцева Т.А., Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. Волгоград, Издательство “Учитель”, 2003, с.79.
  2. Миркин Б.М., Розенберг Г.С., Наумова Л.Г. Словарь понятий и терминов современной фитоценологии. М., 1989.
  3. Наумова Л.Г., Миркин Б.М., Симбиотрофия у растений. Экологический вечер. Ж-л: Биология в школе, 1/2000, с.48. М.: Школа-Пресс.
  4. Ошмарин А.И., Ошмарина В.И. Экология. Школьный справочник. Ярославль, “Академия развития”, 1998.
  5. Фет А.А. Сад весь в цвету. Лирика. М.: Детская литература, 1975.
  6. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2000.