Методическая задача: активизация познавательной деятельности учащихся на основе личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию школьников.
(слайд 2)
ЦЕЛИ:
- Содействовать расширению понятий о биогеоценозах, сложных и многообразных связях в них, а так же введению понятия биоразнообразия;
- Содействовать сознательному пониманию актуальности проблемы биоразнообразия в современном мире;
- Осваивать новые модели поведения и формы общения.
ЗАДАЧИ:
- Организация развивающего пространства;
- Создание ситуации выбора и успеха;
- Организация совместной творческой деятельности;
- Реализация индивидуального подхода;
- Создание атмосферы сотрудничества.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Магнитные карточки – рисунки с изображениями растений, животных, микроорганизмов, типов взаимоотношений в биогеоценозах;
- Инструктивные карточки с заданиями для команд и слайды одноимённой мероприятию Презентации;
- Предметы для инсценирования;
- Магнитная доска.
(слайд 3)
ПЛАН:
1. Вступительное слово. (слайд 4)
А.Фет.
Целый мир от красоты
От велика и до мала,
И напрасно хочешь ты
Отыскать её начало.
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, - человечно.Провозглашаю славный век
Больших деревьев, длинных рек.
Прохладных гор, степей могучих
И солнца розового в тучах…[5]
2. Понятие биоразнообразия. Биологическое разнообразие, биоразнообразие – термин, вошедший в широкое употребление после Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 года в Рио-де-Жанейро. Под биоразнообразием понимается вся совокупность видов, составляющих экосистему, причём именно разнообразие является основным условием сохранения её устойчивости. [4]
Разнообразие и многообразие живых организмов и связей между ними, роль в природе и влияние человека – вот тема нашей встречи сегодня.
3. Формирование команд (4 команды по 4-6 человек) и жеребьёвка. Получение карточек-заданий.
Конкурсы команд: (слайд 5)
Первый: Выбрать картинки из ряда предложенных, характеризующие определенный тип взаимоотношений между организмами (Симбиоз, Мутуализм, Хищничество, Паразитизм). (3 балла)
(слайды 6,7)
Второй: Выбрать из числа предложенных карточки с изображением растений и животных, характерных для соответствующего биогеоценоза: 1. ВОДОЁМА, 2. БОЛОТА, 3. ЛУГА, 4. СМЕШАНОГО ЛЕСА. (5 баллов)
(слайд 8)
Третий: Из выбранного материала составить пищевую цепь. (По одному баллу за каждое звено).
(слайд 9)
Четвёртый: Изобразить пару хищник-жертва так, чтобы окружающие могли их угадать. 1. ПАУК-МУХА, 2. ДЯТЕЛ-КОРОЕД, 3. СОВА-МЫШЬ
4.ВОЛК-ЗАЯЦ. (5 баллов).
(слайды 10,11)
Пятый: Прочесть зашифрованную пословицу.
ККЕТКОЕЗКЕЕМКЛЕЮКЛЕЕКЛЕЕКЕЕТК, ЕТКОЕГКОЕЗКЕЕМКЛЕЯ
КЖЕАКЛЕЕКЕЕТК. (Кто землю лелеет, того земля жалеет) [1] (3 балла).
(слайд 11)
4. Подведение итогов конкурса.
(слайд 12)
5. Инсценирование на тему: “Биоразнообразие и причины его сокращения” (Приложение) [2,3]
Литература.
- Балобанова В.В., Максимцева Т.А., Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. Волгоград, Издательство “Учитель”, 2003, с.79.
- Миркин Б.М., Розенберг Г.С., Наумова Л.Г. Словарь понятий и терминов современной фитоценологии. М., 1989.
- Наумова Л.Г., Миркин Б.М., Симбиотрофия у растений. Экологический вечер. Ж-л: Биология в школе, 1/2000, с.48. М.: Школа-Пресс.
- Ошмарин А.И., Ошмарина В.И. Экология. Школьный справочник. Ярославль, “Академия развития”, 1998.
- Фет А.А. Сад весь в цвету. Лирика. М.: Детская литература, 1975.
- Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2000.