Цель: сформировать у учащихся знания о многообразии и сложном характере взаимосвязей между живыми организмами в природе.
Задачи: продолжить развитие интеллектуальных способностей учащихся (умения обобщать, анализировать синтезировать, делать выводы); развитие мышления в процессе изучения темы; формирование экологически грамотной личности, способной любить и беречь родную природу.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация к уроку, иллюстрации с изображениями различных типов взаимодействий.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Слайд №2, №3 (ответы на вопросы появляются по щелчку на вопрос).
III. Изучение нового материала.
После ответа на последний вопрос учитель сообщает тему урока «Биотические взаимодействия» и цель урока.
Далее учитель говорит о том, что в природе взаимоотношения очень разнообразны, со многими учащиеся уже знакомы. Взаимодействия принято обозначать с помощью знаков: 0; +; -.
Слайд №4 - обозначения.
Учащиеся получают на столы картинки различных пар организмов с изображениями разных биотических взаимодействий.
Учитель предлагает назвать известные для них взаимодействия. В процессе изучения нового материала, учащиеся обращаются к изображениям, подтверждая, тот или иной тип взаимодействия.
Учащиеся (работа в малых группах) называют те взаимодействия, которые для них хорошо знакомы - хищничество, паразитизм, симбиоз, конкуренция.
Учитель должен сообщить ребятам о том, что, кроме 5 названных взаимодействий, существует еще один тип – нейтрализм(0;0) - межвидовое взаимодействие биотических факторов. Оба вида не оказывают никакого воздействия друг на друга. В природе истинный нейтрализм крайне редок или даже невозможен, поскольку между всеми видами возможны косвенные взаимоотношения. В связи с этим понятие нейтрализма часто распространяют на случаи, когда взаимодействие между видами слабое или несущественно.
Учащиеся приводят примеры нейтральных отношений.
Учащиеся записывают обозначения в тетрадь:
- 0 – отсутствие взаимодействий
- «-» - отрицательное воздействие (угнетение)
- «+» - положительное воздействие (процветание)
Слайд №5
Взаимовыгодные отношения - отношения, при которых оба организма получают выгоду (Симбиоз, мутуализм, протокооперация).
Симбиоз – тесные неразделимые взаимовыгодные отношения, при которых два организма образуют неразделимое единое целое.
На слайде представлены: внешний вид лишайника, а также строение лишайника в разрезе (гифы грибов и водоросли).
Сообщение учащегося
Среди организмов с развитыми биотическими связями особое место занимают муравьи. Муравьи занимаются «животноводством» - разводят тлю и «растениеводством» - создают грибные сады. В Амазонии они ведут «комплексное сельское хозяйство» - строят гнезда - плантации, куда затаскивают помет позвоночных животных, сажают растения-эпифиты, а на этих растениях разводят тлю, получение выделение которой является основной целью такой «фермы».
Центральной Америке у одного из видов акации возникли симбиотические взаимоотношения не менее тесные, чем между бобовыми и клубеньковыми бактериями. На стебле акации расположены специальные питательные органы, в которых поселяются муравьи, питающиеся сладким нектаром. За эту пищу, муравьи ведут сторожевую службу и не только уничтожают насекомых – вредителей, которые пытаются напасть на растение - кормильца, но и сдирают кору и иссушают побеги других деревьев, если они соприкасаются с побегом, на котором они живут. Таким образом, они осветляют полг и обеспечивают для своей акации световой режим. Если уничтожить муравьев, акация быстро погибает от вредителей.
Слайд №6 (Анимация – трюк птички Тари, которая чистит зубы крокодилу.)
Мутуализм - отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным для обоих, каждый из сожителей получает относительно равную пользу, и партнеры (или один из них) не могут существовать друг без друга.
Сообщение учащегося
Интересные случаи взаимопомощи у растений отмечаются в полупустынях Америки, где в естественных условиях растут кактусы. Кактусы обладают особым типом фотосинтеза – они днем фотосинтезируют при закрытых устьицах, чтобы не испарять воду, а ночью запасают углекислый газ. Такая экономия воды ведет к перегреву кактусов. Молодые кактусы на открытом солнце погибают. Спасают их растения – няни из семейства губоцветных, которые притеняют молодые растения. При увеличении осадков и более прохладном климате - в сухих горных лесах, в услугах растений – нянь они не нуждаются.
Слайд №7
Протокооперация - отношения, при которых совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно для них.
Слайд №8
Полезновредные отношения – паразитизм и хищничество.
Хищничество - способ добывания пищи и питания животных (иногда и растений), называемых хищниками, при котором они ловят, умерщвляют и поедают других животных - жертв. Хищники первого порядка нападают на "мирных" травоядных животных, второго - на более слабых хищников. Способность "переключаться" с одного вида добычи на другой является одним из необходимых экологических приспособлений хищников.
Паразитизм - форма взаимоотношений организмов разных видов, при которой один их них (паразит) использует другого в качестве источника пищи и среды обитания, возлагая на него регуляцию своих взаимоотношений с внешней средой.
Учитель
По характеру связей со своим местообитанием различают несколько видов паразитов:
- Эктопаразиты - питаются телом хозяина, находясь на его поверхности.
- Эндопаразиты - внутренние паразиты, живущие внутри тела хозяина и питающиеся его соками и тканями.
По степени зависимости от хозяина:
- Факультативные паразиты - способны жить и размножаться самостоятельно, независимо от хозяина, но ведущие паразитический образ жизни в случае снижения жизнестойкости
- Облигатные паразиты - абсолютно неспособные жить и размножаться вне своего хозяина (полные паразиты).
Учащиеся приводят примеры:
- блохи, клещи, вши; мучнистая роса – эктопаразиты;
- клещи, пиявки, веслоногие ракообразные в жабрах рыб, глисты - эндопаразиты;
Слайд №9
Вреднонейтральные отношения – аменсализм.
Аменсализм - отношения, при которых один из совместно обитающих видов угнетает другой, не получая от этого ни вреда, ни пользы.
Остановить слайд №9 и провести физкультминутку (дети должны представить себя в лесу, под звуки пения птиц, выполнить упражнения), в это время звучит пение птиц в лесу (звуковой файл).
Слайд №10, 11
Взаимовредные отношения - конкуренция (межвидовая и внутривидовая).
Конкуренция - тип биотических взаимоотношений, при котором организмы или виды соперничают друг с другом в потреблении одних и тех же обычно ограниченных ресурсов.
Работа в малых группах: из предложенного списка составить пары, которые в природе конкурируют между собой (названия организмов можно использовать только один раз): ель обыкновенная, волк, василек синий, гадюка обыкновенная, полевая мышь, олень европейский, пшеница, американская норка, ворона серая, лисица обыкновенная, грач, европейская норка, хомяк обыкновенный, горностай, лось, береза повислая.
Слайд №12
Полезнонейтральные отношения – комменсализм (квартиранство, нахлебничество, сотрапезничество).
Учитель
Комменсализм - форма взаимоотношений двух организмов, при которой один организм-комменсал извлекает выгоду, используя особенности строения или образа жизни хозяина, для другого эти отношения безразличны. При сотрапезничестве комменсальные отношения возникают на базе пищевых связей. Квартиранство (синойкия) - пространственное сожительство, полезное для одного и безразличное для другого. Поверхностное размещение мелких животных на крупных - эпиойкия, а размещение мелких организмов внутри крупных - эндойкия. При форезии мелкие слабоподвижные животные (комменсалы) используют крупных животных для расселения, прикрепляясь к их телу.
Квартиранство - отношения, при которых вид использует другой (его тело или его жилище) в качестве убежища или своего жилья. Особую важность приобретает использование надежных убежищ для сохранения икры или молоди.
Сотрапезничество - отношения, при которых несколько видов потребляют разные вещества или части одного и того же ресурса.
Нахлебничество - форма комменсализма, при которой один вид потребляет остатки пищи другого.
Перед просмотром ролика (слайд №13), учитель задает вопрос: «Можете ли вы утверждать, что в ролике речь идет только о комменсализме?»
На слайде №12 – гиперссылка на статью и видео «Бездомные собаки - причина распространения крыс».
Учащиеся после просмотра должны назвать тип взаимодействия между бездомными собаками и крысами.
Слайд №13
Видеоролик о комменсализме – (колибри и клещ).
Комменсализм (квартиранство – колибри – транспортное средство для клещей, а с другой стороны - о конкуренции – клещи являются конкурентами колибри и еще о мутуалистических отношениях – клещи питаются нектаром строго определенных цветов)
В процессе изучения нового материала учащиеся заполняют в тетради таблицу:
Типы биотических взаимодействий.
Тип взаимодействия |
Вид 1 |
Вид 2 |
Характер взаимодействия |
Примеры |
.Нейтрализм |
0 |
0 |
Ни одна популяция не оказывает никакого воздействия на другую |
Стрекоза-муравей |
Конкуренция: а) межвидовая б) внутривидовая |
_ |
_ |
а) Оба вида испытывают угнетение б) Подавление особей внутри одного вида |
а) Серая крыса - чёрная крыса б) Самоизреживание у растений |
Аменсализм |
_ |
0 |
Один вид испытывает угнетение, другой - безразличен |
Светолюбивые травы-ели |
Комменсализм: а) нахлебничество б) сотрапезничество в) квартиранство |
+ |
0 |
а) Один вид использует остатки пищи другого б) Использование разных частей одного ресурса в) Один вид использует другой в качестве жилья или убежища |
а) Рыба - прилипала-акула б) Копытные - сурки в) Кольчатый червь-рак-отшельник |
Паразитизм |
+ |
- |
Один вид живет за счет другого, поселяясь внутри или на поверхности его тела |
Бычий цепень-человек |
Хищничество |
+ |
- |
Хищник убивает жертву и съедает ее |
Щука-карась |
Протокооперация |
+ |
+ |
Взаимовыгодное, но необязательное сотрудничество двух популяций |
Пчелы - луговые травы |
Мутуализм |
+ |
+ |
Выгодное и обязательное сотрудничество |
Буйволовы птицы- носороги |
Симбиоз |
+ |
+ |
Тесное обязательное взаимовыгодное сотрудничество |
Микориза |
IV. Закрепление
Слайд№14 (определить тип биотического взаимодействия – ответ за «шторкой»)
Слайд№15, 16 (работают по принципу триггеров).
Слайд№17 (триггеры – при нажатии на кнопку появляется ответ (кнопка №1,2)
Слайд№18 - подбери пары (при нажатии на тип биотического взаимодействия в левой колонке, появляется стрелка, ведущая к правильному ответу в правой колонке).
Какой тип взаимоотношений характерен для организмов, указанных в правой колонке таблицы, подберите соответствующие пары:
Тип взаимоотношений |
Примеры растений и животных |
1. Хищничество |
А.Густой подрост ельника |
2.Симбиоз |
Б.Волк и олень |
3. Аменсализм |
В.Травы под елью |
4. Конкуренция внутривидовая |
Г.Лишайники |
5.Конкуренция межвидовая |
Д.Аскарида и человек |
6.Паразитизм |
Е.Бабочка Адмирал и растение Телекия красивая |
7.Протокооперация |
Ж.Прусак и чёрный таракан |
8.Мутуализм |
З. Акула и рыба-прилипала |
9.Комменсализм |
И. Пчёлы и луговые цветы |
10.Нейтрализм |
К. Синица и лягушка |
1-Б; 2-Г; 3-В; 4-А; 5-Ж; 6-Д; 7-И; 8-Е; 9-З; 10-К.
V.Домашнее задание
§53; приготовить карточки с изображениями организмов, между которыми могут возникать различные взаимоотношения, можно в карикатурной форме.
Литература
- Жигарев И. А. Основы экологии.10-11 класс. Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику под редакцией Черновой Н. М. Основы экологии. 10-11 класс. – М.: Дрофа,2002
- Криксунов Е. А., Королев Ю.Б., Пасечник В.В.Экология. Рабочая тетрадь 9 класс. – М.: Дрофа, 1996
- Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Экология России. – М.: Устойчивый мир 2001.