Общепедагогические технологии
-
Программа Дня адаптации в лицее 2003
Программа Дня адаптации учащихся в лицее содержит в себе перечень мероприятий с указанием форм и методов их проведения. Проведение такого дня помогает ускорить процесс узнавания учителей, а значит избежать сложностей, излишнего напряжения, беспокойства у детей при вхождении в учебно-воспитательное пространство лицея, создает ситуацию психологического комфорта, способствует успешному обучению ребят и сохранению их психического и физического здоровья.
-
"Портфель учителя или профессиональная культура учителя" (Экология — разработка уроков) 2003
В статье подробно описана серия уроков по теме "Экология". Первая часть - лексика и упражнения по отработке лексики. Затем проблемы и вопросы по данной теме и описание организации деятельности учащихся: обсуждение в группе и презентация, художественный проект, презентация и т.д. "Портфель учителя" может стать мотивационной основой деятельности учителя, может помочь формированию его личности."Портфель учителя" обеспечит учителя возможностью индивидуальной самореализации.
-
Математическая сказка как средство развития математического творчества учащихся 5—9-х классов средней школы 2003
Сочинение математических сказок не является заменой обучения математике традиционными способами. Основной акцент при написании математических сказок делается на глубокое понимание учебной информации, сознательное и активное усвоение, формирование у школьников умения самостоятельно и творчески применять полученную учебную информацию.
-
Турнир по истории средних веков 2003
Турнир представляет собой внеклассное мероприятие, рассчитанное на параллель, состоящую из трех классов. Он завершает изучение курса истории Средних веков и проходит после проведения олимпиады, в которой участвуют все шестиклассники. Данный турнир войдет в систему игр и других мероприятий по всеобщей и отечественной истории, разработкой которой мы в настоящее время занимаемся.
-
Применение технологии критического мышления в преподавании истории и обществознания в средней школе 2003
Использование технологии критического мышления позволяет посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс создать условия для формирования важнейших интеллектуальных умений учащихся, обеспечить три составляющие успеха на уроке: интеллектуальную составляющую, коммуникативную составляющую и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело. Предложенные проекты уроков разработаны на основе базовой модели урока в технологии критического мышления, были проведены в 8-м классе средней общеобразовательной школы и позволили обеспечить хорошие результаты в освоении тем.
-
Технология присвоения метазнаний 2003
Основана на метапредметности, которая выступает как средство формирования метазнаний и присвоение их учениками, а также как условие целостности познания, порождающие метазнания как полную картину мира с научной точки зрения.<br> В нашем понимании метазнания как продукт познания интегрируют образное и теоретическое, а также выступают в качестве когнитивной структуры.
-
Коррекционно-развивающая программа по профилактике дезадаптации у первоклассников 2003
Результаты проведенной в начале учебного года диагностики уровня развития памяти, внимания, мышления и воображения показали, что около 50 % первоклассников имеют низкий уровень развития того или иного познавательного процесса, что в дальнейшем может быть причиной неуспеваемости и потери учебной мотивации школьника. По итогам диагностики формируется группа, с которой проводятся занятия на коррекцию и развитие воображения, памяти, внимания и мышления. Основные цели и задачи коррекционно-развивающей программы - развитие памяти, внимания, мышления; создание положительного эмоционального фона, чувства принадлежности к группе у детей и, как следствие, - развитие коммуникативных навыков, сплочение класса, развитие познавательных процессов.
-
Основные принципы интегрирования уроков и межпредметные связи 2003
Предлагается новая методика изложения школьных предметов, основанная на явном изучении основ научного мышления в курсе каждой науки, изучаемой в школе.
-
Методические основы лагеря "Лидерство" 2003
Статья раскрывает методические основы и опыт организации лагеря "Лидерство" - тренинга коммуникативной компетенции, который проводит команда старшеклассников 14-17 лет (8-12 человек оптимально), называемых J.С. (Junior Councellor), под руководством учителя, владеющего этой методикой (Staff). Учитель организует команду J.C., помогает им спланировать, организовать, провести и проанализировать лагерь.
-
Типические свойства методической системы и их реализация на уроках математики 2003
Предложен конспект двух уроков математики во 2-м классе по теме "Зависимость величины значений произведения от величины одного множителя"
-
Тихая лекция 2003
Мы понимаем процесс формирования личности как единство двух составляющих: социализации личности и её индивидуации. Второе понятие слабо проявлено в программах и учебниках по обществознанию. Индивидуация требует постановки в учебном процессе экзистенциальных проблем, которые определяют внутренний мир молодого человека. Решению таких проблем способствует "тихая лекция"- основа для создания УМК по обществознанию.
-
Информационно-библиографическая деятельность учащихся при изучении ОБЖ 2003
Обобщается система индивидуальной, активной-поисковой, учебно-исследовательской работы учащихся на уроках ОБЖ. Информационно-библиографическая деятельность, включающая в себя работу с печатными и электронными источниками, позволяет активизировать интерес у учащихся к вопросам безопасности жизнедеятельности.
-
Связь между развитием учебных умений и навыков учащихся и учебным модулем в интегральной технологии обучения и разработка внеклассного мероприятия "Музей математики" 2003
Предлагаю в интегральной технологии предусмотреть элементы интерактивного обучения учащихся, а также разработку внеклассного мероприятия по предмету "Музей математики".
-
Работа над проектом на уроках технологии в начальной школе. Мастерская как нетрадиционная форма обучения, воспитания, развития 2003
Уроки технологии в системе развивающего обучения в начальной школе. Особенности курса. Содержание раздела "Работа над проектом". Этапы работы над проектом. Практический пример работы на уроке над первым этапом проекта творческих мастерских.
-
Сопровождение социально-психологической адаптации первоклассников к школе как одно из эффективных условий ее протекания 2003
Во многом судьба человека определяется уровнем его адаптивности - способности к приспособлению к многообразию жизни при любых условиях, уровень которой изменяется под воздействием воспитания, обучения, условий и образа жизни. Психологическое сопровождение - комплексный системно ориентированный процесс, осуществляемый педагогом-психологом, заключающийся в подборе средств и методов, необходимых для успешной адаптации ребенка как в школьной среде, так и за ее пределами, направленный на раскрытие внутреннего потенциала личности, на формирование опыта по разрешению сложных проблем саморазвития.
-
Урок семинар по химии в 11-м классе "Сущность и классификация химических реакций" 2003
Уроки-семинары обобщают и корректируют знания учащихся. Использование таблиц систематизирует в наглядной форме теоретический материал. Выполнение химического эксперимента делает обучение наглядным. Включение литературных отрывков позволяет рассмотреть привычные и знакомые явления с различных углов зрения.
-
Музыкальный протест против человеческих пороков 2003
Выступление агитбригады учащихся старших классов на тему борьбы с пьянством, курением, наркоманией.
-
Ранняя предпрофильная подготовка на уроках физики 2003
Предлагается система организации работы учителя, которая поможет учащимся осознать свои склонности и способности и выбрать профиль. В основе системы лежит деятельностный подход к построению учебного процесса.
-
Опыт внедрения метода проектов в начальной школе 2003
Опыт внедрения метода проектов в начальной школе. В статье рассказывается о дополнительных возможностях развития детей в начальной школе с помощью метода проектов. Даётся подробное описание одного из проведённых общешкольных проектных дней.
-
Эстетическое воспитание на уроках истории 2003
Статья посвящена эстетическому воспитанию в процессе обучения истории в школе. Приводится собственный взгляд автора на данную проблему, дается обоснование необходимости повышения эстетического воспитания в школе, показаны методы работы, позволяющие развивать эстетическое чувство у школьников в процессе изучения истории. По мнению автора, данная работа должна проводиться как на уроке, так и во время внеклассной работы.
-
Методический сборник ОУ 2003
В работе представлены отдельные главы "Методического сборника МУО", освещающие вопросы модернизации раннего обучения иностранным языкам, изучения поэзии Н. Заболоцкого, русской словесности в 5-м классе, а также темы "Витамины" на уроке валеологии.
-
Использование оригами в предметно-развивающей среде в учебно-образовательных учреждениях 2003
При выполнении поделок оригами у детей развивается наглядно-образное мышление, творческое воображение, память, внимание, точность движения пальцев рук. Дети, занимающиеся оригами, приобретают такие качества, как усидчивость, целеустремленность, развивают собственный творческий потенциал, для дошкольников характерно желание творить и быстро получать результат своих действий.
-
Методика проведения методического семинара для учителей школы "Технология модульного обучения" 2003
Вовлечение педагогов школы в активное освоение новых педагогических технологий посредством участия в школьном методическом семинаре "Современные образовательные технологии", занятия которого проходят с применением новых педагогических технологий (тех технологий, которыми предлагается овладеть слушателям) с показом видеофильмов, включающих фрагменты живых уроков.
-
"Систематизация понятий" (Осторожно - дети!) 2003
В статье автор описывает педагогическую идею о трудностях передачи научной информации школьникам в силу особенностей детской психики. Цель статьи - предложить экономное использование учебного времени ученика и высокое качество приема и обработки информации за счет систематизации понятий, позволяющей использовать глубинные механизмы человеческой памяти.
-
Развитие интереса к предмету 2003
Интересная информация воспринимается легче. С помощью несложных приемов можно сделать любой урок насыщенным и интересным. Хорошо, если учитель владеет этими приемами на уровне педагогической техники и, просто отлично, если научит и детей этим приемам. Ребята с удовольствием подготовят материал для проверки знаний и организации работы на уроках. Главное для учителя - не бояться доверять детям.
-
Концепция режиссуры уроков эстетического цикла в современном гуманитарном образовании 2003
Построение уроков эстетического цикла, в центре внимания которых находятся виды искусства, необходимо осуществлять по законам искусства. Это становится возможным благодаря режиссуре урока - способу организации процесса познания и переживания произведения искусства, в ходе которого формируются духовные ценности и опыт творческой деятельности ученика через сотворчество всех субъектов взаимодействия.
-
Причины неуспеваемости и организация работы учителя с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности 2003
В статье представлены:<br> - внутренние и внешние причины низкой мотивации к учебно-познавательной деятельности;<br> - средства предупреждения развития неуспеваемости учащихся, путем определения типа мыслительной деятельности;
-
Все будет … как 2003
Статья "Все будет…как?": каждый ученик должен идти по учебным курсам в соответствии со своими возможностями в своем темпе; государственные экзаменационные центры фиксируют уровень образованности учащихся, результаты олимпиад, конкурсов и пр. в виде рейтингов; компьютеризация обеспечит первое и второе. Автор рассказывает о своей программе, которая может служить опорой в учебном процессе, удовлетворяющей первому пункту.
-
Что такое счастье для второклассников 2003
Персонажи гайдаровского рассказа "Чук и Гек" близки второклассникам и по возрасту, и по мироощущению. На обобщающем уроке "превращаемся" в Чука и Гека и, глядя на мир их глазами, переживаем минуты радости и удивления, тревоги и счастья. А социоигровые приемы и предновогоднее настроение помогают нам в этом.
-
"Неделя самостоятельной работы" старшеклассников 2003
Еще Ян Амос Коменский писал: "... альфой и омегой нашей дидактики да будет: изыскание и открытие способа, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся же больше учились". "Неделя самостоятельной работы старшеклассников" - одно из средств управления самообразованием, обучение школьников приемам самостоятельной познавательной деятельности.