Вступление
Ведущий: Уважаемые участники и зрители! Мы рады приветствовать на турнире, посвященном истории Cредних веков.
Звучит средневековая музыка.
Ведущий:
Сражение сейчас начнется непростое:
Стремясь завоевать победу,
Вы копья будете ломать
Лишь в интеллектуальном поединке,
Вести который будем мы – герольды.
Роль зрителей – смотреть и слушать со вниманьем.
А чтоб турнир не превратился в драку,
А рыцари – в разбойников с большой дороги,
У нас есть строгий суд, который может
В мгновенье ока первенство отнять
И передать достойному. Ну что же,
Ни пуха, ни пера! Сражайтесь честно,
И пусть сегодня победит сильнейший.
Итак, мы начинаем первый конкурс.
I конкурс. Рыцарский герб.
Ведущий: За неделю до турнира команды получили задание придумать и нарисовать свой герб и девиз, ведь какие же рыцари без рыцарского герба? За 2-3 минуты объясните, что символизирует ваш герб. Максимальное число баллов за конкурс – 5.
Команды объявляют свое название и девиз. Представители команд раскрывают значение элементов герба: форма щита, щитодержатели, хоругви и знамена, эмблемы, цвета.
II конкурс. Рыцарское поведение и обычаи.
Ведущий:
Второго конкурса настал черед:
О нравах рыцарских здесь речь у нас пойдет.
Команды получают по отрывку из разных средневековых поэм. Нужно прочесть их и ответить на вопросы. Максимальное число баллов в этом конкурсе – 5.
Задание первой команде:
В немецкой эпической поэме “Песнь о Нибелунгах” описывается праздник в земле правителя:
Две полные недели тянулся пир честной,
Веселье не стихало ни днем, ни в час ночной,
И развлекались гости, как было им угодно.
Не пожалел казны на них хозяин благородный.
Одеждой, и конями, и всяческим добром,
И золотом червонным, и звонким серебром
Он одарить приезжих велел своей родне,
Чтоб каждый щедростью его доволен был вполне.
Здесь отмечена характерная черта рыцарского поведения и обычаев. Какая? Чем вы можете объяснить такое поведение и обычаи? (Щедрость. Богатство. Рыцари стремились тратить в присутствии многих людей, чтобы укрепить авторитет среди людей своего круга).
Задание второй команде: В рыцарском романе Кретьена де Труа “Эрек и Энида” (XII век) рассказывается о турнире:
Вот кони всех мастей, гнедые
И серые, и вороные,
Летят друг к другу с двух сторон.
На поле схватки грохот, звон.
Там копья всадники ломают,
С могучим треском пробивают
Щиты червленые друг другу.
Дырявят прочную кольчугу,
Чтоб сбить со взмыленных коней
Своих противников скорей.
К упавшему под шум и гром
Несутся с поднятым мечом
Одни – в полон забрать,
Другие – поживей поднять.
В чем вы видите сходство турнира и битвы, а в чем – отличия? Можно ли догадаться, что в приведенном отрывке описывается турнир, а не боевое сражение? (Сходство турнира и битвы в вооружении рыцарей и методах ведения боя, отличие – в целях. Цель битвы – убить противника, цель турнирного поединка – сбить его с коня. Можно догадаться, что в отрывке описан именно турнир, так как рыцари – участники сражения остались живы).
Задание третьей команде: В немецкой эпической поэме “Кудруна” (XIII век) описан идеальный рыцарь, или, как тогда говорили, “Рыцарь без страха и упрека”:
Всему, что подобает, был выучен герой,
Ни страха, ни упрека не зная за собой.
За это восхищались им славные девицы.
Он был настолько щедрым, что все не могли надивиться.
И так он был отважен, как нам твердит молва,
Что мстил врагам и близких отстаивал права,
Не выгоды, а чести искал он в каждом деле,
О нем слагали сказки, и песни на родине пели.
Какими чертами идеального рыцаря наделен в поэме благородный герой? Как вы думаете, чему он был обучен? Что входило в понятие рыцарской чести? (Герой поэмы храбр, отважен, щедр, бескорыстен, он защищает слабых. Его обучали верховой езде, владению оружием, куртуазности. В понятие рыцарской чести в средние века входили: верность сеньору, подвиги во имя Прекрасной Дамы, борьба с неверными).
Игроки берут листы с напечатанным на них заданием и начинают обсуждение.
Ведущий: Пока команды готовятся, зрители решают историческую задачу. У франкских королей не было постоянной столицы, они переезжали со своим двором из одного поместья в другое и жили там столько времени, пока хватало заготовленных продуктов. О каком признаке феодального общества идет речь? Почему короли не имели постоянной столицы? (Господствовало натуральное хозяйство, еще не сложился аппарат угнетения подданных).
Команды заканчивают подготовку и отвечают на вопрос II конкурса.
III конкурс. Угадай сеньора.
Ведущий:
Пришпоривая боевых коней,
Три рыцаря мчались через века и страны,
Чтоб меч свой доблестный и честное копье
Для службы верной предложить сеньору.
Три рыцаря мчались… И конкурс тоже третий.
Труба зовет на битву, капитаны!
Уважаемые капитаны, представьте, что вы оказались при дворе могущественного сеньора, чье имя вам неизвестно. По характеристике вы должны угадать этого исторического деятеля. У вас есть семь подсказок, но если вы догадаетесь раньше, можете дать ответ. Если подсказки кончились, а ответа нет или он неправилен, вы можете взять помощь команды. Максимальное количество баллов в этом конкурсе – 7.
Задание первому капитану:
1. Ваш сеньор – человек надменный и вспыльчивый до безрассудства.
2. Жажда великой славы более всего толкает его к подвигам.
3. Он желает походить на государей древности, о которых говорят: “Он был храбр, как никто другой в его время”.
4. При его дворе – самом богатом в Европе – сохранились рыцарские идеалы, но запоздалый век рыцарства стал своего рода игрой.
5. Он тяготится вассальной зависимостью от короля.
6. Очень жаль, но в 1477 году в битве при Нанси он потерпит поражение от лотарингцев и погибнет на поле боя.
7. Это он сказал: “Я так люблю Францию, что предпочел бы иметь в ней шесть королей вместо одного”. (Карл Смелый).
Задание второму капитану:
1. Ваш сеньор – умный и дальновидный политик.
2. Он удачлив, потому что не полагается только на победы в сражениях.
3. Не раз он исправлял за столом переговоров то, что казалось безнадежно проигранным на полях войны.
4. Он друг людей среднего класса и враг всех вельмож, которые могут обойтись без него.
5. Он скуп на траты во всем, что касается роскошных праздников, но щедр, когда нужно подкупить всякого, кто может послужить или навредить ему.
6. Его заветная мечта – захватить Фландрию, а под конец жизни ему удается присоединить к свои владениям Прованс.
7. У него есть прозвище – Паук. (Людовик XI).
Задание третьему капитану:
1. Ваш сеньор – доблестный рыцарь, талантливый полководец и государственный деятель.
2. Он желает усилить свой домен, но, к сожалению, не учитывает, что его противник – не только Папа римский, но и новая сила – независимые города.
3. Он осадил восставший Милан, а когда город сдался, подверг его невиданному разгрому.
4. Виновником своего поражения он объявил герцога Саксонии Генриха Льва.
5. Он надеется, что большего в объединении государства удастся добиться его сыну Генриху VI, который, благодаря женитьбе приобрел права на королевство норманнов в Южной Италии.
6. Отправляясь в III крестовый поход, он неожиданно для армии утонет, купаясь в реке.
7. Его прозвали Рыжебородый. (Фридрих I Барбаросса).
Ведущий:
Трое путников в долгом пути.
Половина пути позади.
Кто отстал? И кто – впереди?
Жюри объявляет итоги по первым трем конкурсам.
IV конкурс. Готический собор.
Ведущий:
В нем витражи горят, как пламя,
Ряды колонн – как будто темный лес,
Одеты стены в кружево из камня,
Венчают кровлю шпили до небес.
Пойдет в четвертом туре разговор
Про сердце города – готический собор.
Перед вами изображения трех готических соборов. Представьте, что вы должны присутствовать на коронации французского короля. Вы выезжаете из города, где построен самый большой готический собор во Франции. На окраине города, где строительство собора велось почти 140 лет, вы нагнали королевскую свиту и уже вместе прибыли к месту коронации. В какой последовательности вы видели эти три собора. Ответ напишите в таблице. Максимальное количество баллов – 3.
Номер иллюстрации | Город, где находится собор | |
Самый большой готический собор во Франции |
||
Собор, который строили почти 140 лет | ||
Собор, где проводилась коронация французских королей |
(Самый большой готический собор во Франции – рис. 1 – Амьен; Собор, который строили почти 140 лет – рис. 3 – Париж; собор, где проводилась коронация французских королей – рис. 2 – Реймс).
Ведущий: Пока команды обдумывают ответ, зрители решают историческую задачу. Первые дома и улицы города Арля на юге Франции располагались на гладком, похожем на стол месте, имевшем правильную овальную форму. По краям этого овала тянулись засыпанные песком ступени, широким полукольцом охватывавшие поселение. Как вы модете объяснить столь своеобразное местоположение города Арля? (Город возник на месте арены древнеримского цирка, его первоначальные размеры были небольшими).
V конкурс. Знаешь ли ты средневековую культуру?
Ведущий:
Проснитесь, зрители! Вас ждут великие дела!
Пусть бьют ответы в цель, как меткая стрела.
Скучать мы не позволим игрокам,
Но этот конкурс посвящаем вам.
Объявим тему пятого тура:
“Средневековая культура”.
Пока идет игра со зрителями, все три команды получают одинаковое задание – решить головоломку (рис. 4), выполняют его и записывают ответ. Нужно по ходу часовой стрелки, пропуская одинаковое количество делений, восстановить высказывание бургундского историографа и поэта Шателлена о том, что составляло главное качество рыцарей. (Ответ: “Княжеская слава ищет проявиться в гордости и в высоких опасностях”). Максимальное количество баллов – 5. Зрители за правильный ответ получают жетон.
1. Какую роль играл город в средневековой Европе? (Центр ремесел, торговли и образования).
2. В каких местах строились первые в Западной Европе городские поселения? (На месте старых римских городов, на перекрестках дорог, у мостов).
3. Что изображалось на печатях средневековых городов? (Крепостные стены).
4. Кто из ученых-богословов XII века мечтал о летательных машинах, подъемных кранах и плавании на лодках без гребцов? (Роджер Бэкон).
5. Как в средние века называли студентов? (Ваганты).
6. Этот философ попытался объединить веру и разум. (Пьер Абеляр).
7. Как называлась ученая степень, дававшая ее обладателю право преподавать? (Магистр).
8. Какой персонаж средневековой народной поэзии изображен в романе Вальтера Скотта “Айвенго” под именем Локсли? (Робин Гуд).
9. В каком городе Робин Гуд выиграл золотую стрелу? (В Ноттингеме).
10. Назовите персонажей баллад о Робин Гуде. (Маленький Джон, монах Тук, ноттингемский шериф, Гай Гисборн, дева Марианна и т.д.).
11. Как звали художника, создавшего картину “Рождение Венеры”? (Сандро Боттичелли).
12. Прозвание правителя Флоренции, знаменитого мецената. (Лоренцо Великолепный).
13. Как звали зодчего, создавшего купол Флорентийского собора? (Брунеллески).
14. Как имя живописца, посвятившего немало сюжетов святому Франциску Ассизскому? (Джотто).
15. Какой правитель государства в Средней Азии известен своими достижениями в астрономии и математике? (Улугбек).
16. Какой жанр средневековой китайской живописи назывался “горы и воды”? (Пейзаж).
17. Здание в виде башни, сооружавшееся в честь буддийских святых? (Пагода).
18. Как называлось узелковое письмо инков? (Кипу).
VI конкурс. Блицтурнир.
Ведущий:
Ну, что у нас осталось? Блицтурнир, вопросов череда.
Кто? Как? И почему? Что? Где? Когда?
Знаешь ответ – говори поскорей,
Не задерживай добрых и честных людей!
В блицтурнире команды по очереди должны ответить на вопросы. Если у команды нет ответа, вопрос передается другой команде. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.
1. Лирическая героиня средневековой поэзии, возлюбленная рыцаря. (Прекрасная Дама).
2. Назовите одним словом рыцарскую верность, доблесть, щедрость, учтивость и т.д. (Куртуазность).
3. Кто являлся лирическим героем куртуазной поэзии? (Рыцарь).
4. Кого в средние века называли рыцарями? (Представителей военного сословия, имевших землю и занимавшихся государственными делами).
5. Что являлось центральным событием в жизни рыцаря? (Посвящение в рыцарское звание).
6. Что являлось обязательным для каждого рыцаря в эпоху Крестовых походов? (Борьба с неверными, освобождение Иерусалима).
7. Какой мотив был наиболее распространен в романской живописи? (Страшный Суд).
8. Почему стены романских соборов украшались библейскими сюжетами? (Большинство прихожан было неграмотно, рельефы и росписи были для них своеобразной Библией, иллюстрирующей слова священника).
9. Во Франции некоторые соборы вмещали больше людей, чем проживало в соответствующем городе. Почему заказчики и строители соборов делали их такими большими? (Чтобы кроме жителей города собор мог вместить также всех паломников).
10. Как назывались древние письмена, применявшиеся викингами? (Руны).
11. Почему века с V по VIII называют “темными веками”? (Развитие культуры в эти времена отставало от развития хозяйства и общества).
12. Какой готский король был последним продолжателем римских традиций? (Теодорих).
13. Во время правления какого короля происходит действие романа Вальтера Скотта “Айвенго”? (Ричард Львиное Сердце).
14. Что было изображено на гербе Айвенго? (Вырванный с корнем молодой дуб).
15. К какому рыцарскому ордену принадлежал главный противник Айвенго? (Орден тамплиеров, или храмовников).
16. Как назывался церковный суд? (Инквизиция).
17. Как называлась церковная грамота об отпущении грехов? (Индульгенция).
18. Это слово обозначает экзаменационную работу на звание мастера. (Шедевр).
19. Как называлось объединение купцов и ремесленников, защищавшее их интересы и цеховые привилегии? (Гильдия).
20. Как называли организацию монахов или рыцарей со своими целями и правилами поведения? (Орден).
21. Почему перед посвящением в рыцари оруженосца водили в баню? (Баня – знак очищения и вступления в новую жизнь).
Ведущий:
Добрый конец – делу венец.
Вот и нашей игре конец.
Итоги вам жюри объявит,
А мы пока хотим поздравить
Призеров исторической олимпиады.
Итак, вручаются награды…
Звучит средневековая музыка. Награждение победителей олимпиады, подведение итогов игры, вручение грамот и призов игрокам и наиболее активным болельщикам.
Литература:
1. Гузик М. А., Кузьмина Е. М. Культура средневековья: занимательные игры: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1997.
2. Донской Г. М. Задания для самостоятельной работы по истории средних веков: 7 класс: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1992.
3. Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1. – М.: Аванта +, 1997.