Связь между развитием учебных умений и навыков учащихся и учебным модулем в интегральной технологии обучения и разработка внеклассного мероприятия "Музей математики"

Разделы: Математика, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Внедрение компьютеризации в различные сферы деятельности требует умения быстрого прочтения, “снятие информации” и люди учатся читать по вертикали, диагонали и всё реже читают по горизонтали вдумчиво, не спеша переваривая полученную информацию. Сведения получают объемные, но отрывочные и обучение в школе при сложившейся такой системе получения знаний становится проблематичным. Учителю в своей деятельности необходимо активнее переходить к новым технологиям обучения.

Но без формирования умений и навыков по применению знаний, умений учебно-исследовательской деятельности, формирования умственных операций (анализ, сравнение, классификация, систематизация и т. п.), без сотрудничества в классном комплекте - с высоким теоретическим уровнем учебного материала и задачей всестороннего развития социально - адаптированной личности школе не справиться.

Основные дидактические компоненты усвоения знаний: восприятие учебного материала, осмысление сущности объективных связей между предметами и явлениями, запоминание учебного материала, обобщение и систематизация знаний, а также связанные с ними вопросы формирования умственных действий и сферы воспитания реализуются постепенно и поэтапно.

Я предлагаю следующую связь между развитием общеучебных умений и навыков учащихся и учебным модулем в интегральной технологии обучения.

М.1. Вводное повторение. (В.П.)

Дидактическая цель

Основной принцип

ОУУН учащихся, развиваемые в модуле

Определить зону актуального развития детей (входной контроль).

Не приступать к изучению нового материала, если не усвоен предыдущий.

  1. Обращение с вопросом ко всему классу (конкретному
  2. Конструирование ответа по готовому опорному конспекту, таблице.
  3. Научить учащихся внимательно слушать ответ товарища, делать замечания и дополнения.
  4. Свободно переносить комплекс умственных действий с одного параграфа на другой.
  5. Уметь переводить устную речь в письменную с использованием математической символики и наоборот.

М.2. Организационный. (ОРГ). Введение в тему.
Вывод детей в зону их ближайшего развития (введение в УДЕ).
  1. Мотивировать необходимость познания нового материала, используя выставку литературы, альтернативные источники знаний.
  2. Совместное планирование хода и конечного результата изучения УДЕ.
  1. Самоосознание цели.
  2. Научить совместно планировать предстоящую деятельность.
  3. Умение организовать себя на выполнение поставленной задачи.
  4. Выбрать тему для реферата.
  5. Организация групп, пар, определение консультантов, ассистентов учителя.
  6. Подбор соответствующей литературы.
М.3. Изучение нового материала. (ИНМ). У.Д.Е.
  1. Раскрыть все понятия во взаимосвязи на доступном уровне в соответствии с требованиями стандарта образования.
  2. Высвободить достаточное количество времени для углубленного изучения темы на уроке под руководством учителя.
  1. Подача учебного материала большими порциями; от общего к частному, помнить о ведущей роли теоретического материала в обучении.
  2. Обучение на оптимальном уровне сложности.
  1. Коллективное восприятие и усвоение нового материала (учить слушать и записывать лекцию).
  2. Учить составлять опорный конспект и по нему вторично осмысливать учебный материал.
  3. Самостоятельно разработать план пошаговой работы (алгоритм).
  4. Оперативно использовать старые знания в ситуации приобретения новых.

М.4. Закрепление У.Д.Е. (Т-М) тренинг-минимум.

Отработка основных понятий до автоматизма, перевод знаний в навыки, а навыки в умения.
( знание-навык-умение).

  1. Основы знаний должен усвоить
  2. Промежуточный контроль знаний и умений.
  3. Меры по коррекции знаний и умений, предупреждение неуспеваемости.
  1. Учить сотрудничеству при решении учебных задач (работа в парах, группах).
  2. Выработать умение работать по инструкции, алгоритму.
  3. Анализировать формы и методы предстоящей работы.
М.5. Изучение нового материала на дополнительном уровне. И.Н.М.(Д)

Углубить, расширить знания и умения по У.Д.Е.

  1. Максимальное использование самостоятельности в получении знаний.
  2. Обучение вести на уровне выше минимального стандарта.
  1. Работать в опытно-экспериментальном и исследовательском режиме с учетом возраста.
  2. Выбирать главный и второстепенный материал.
  3. Пользоваться различными видами анализа и синтеза.
  4. Работать с учебником, справочником, дидактическим материалом в условиях класса.
  5. Создание "базы данных".

М.6. Закрепление, развивающее разноуровневое обучение по данной теме.(З.Р.Д.О.)
Развить индивидуальную траекторию каждого ученика.
  1. Индивидуализировать процесс обучения, предложив задания трех уровней.
  2. Промежуточный контроль знаний, умений и навыков.
  1. Моделировать ход рассуждения, по возможности алгоритмизируя его.
  2. Доказывать или опровергать с помощью взаимосвязанных приемов; пользоваться математическим языком при выражении своих мыслей.
  3. Выбирать оптимальные пути решения задачи.
  4. Работать с тетрадью на печатной основе.
  5. Видеть альтернативы.
  6. Пользоваться Т.С.О.
  7. Самоанализ и самооценка; взаимоанализ и взаимооценка.
  8. Самокоррекция недочетов.
  9. Установление внутрипредметных связей.
М.7. Обобщающее повторение. (О.П.) Тематический учет знаний.

Обобщить знания, привести в систему, ликвидировать пробелы в знаниях, подготовить учащихся к контрольной работе.

  1. Максимум времени использовать для усиления работы на общем и продвинутом уровне. Использовать дидактические игры.
  2. Работа с резервом отличников.
  3. Принять меры по коррекции знаний и предупреждению неуспеваемости.
  1. Тематический учет знаний (выставление рейтинговой оценки).
  2. Самопроверка по вопросам в учебнике.
  3. Готовить доклад на основе систематизации большого объема информации.
  4. Выработка монологической речи.
  5. Устанавливать межпредметные связи.
  6. Составлять таблицы, блок-схемы по всей теме.
  7. Уметь организовывать себя и свою группу на выполнение поставленной задачи.
  8. Выполнение ролей в игре, К.Т.Д.
  9. Защита проекта, исследования.
  10. Участие в дискуссии.

М.8. Контрольная работа. (Кон.)

Организовать проверку З.У.Н. и их оценку, вовремя заметить отставание и предотвратить неуспеваемость.

Постоянный и многократный контроль за качеством и глубиной усвоения учебного материала, уровнем сформированности учебных умений и навыков: зачетная устная или письменная работа; право на исправление ошибок.

  1. Самоконтроль и самооценка.
  2. Взаимоконтроль и взаимооценка.
  3. Соотношение самооценки с взаимооценкой, оценкой учителя.

 

М.9. Коррекционная работа. (Кор.)

Организовать работу учащихся по самокоррекции.

Создать благоприятный для обучения психологический климат.
Мотивация на положительный успех и совершенствование своих знаний.

  1. Работа консультантов.
  2. Работа в парах.
  3. Работа с опорным конспектом.
  4. Работа с учебником.
  5. Анализ ошибок.

“Музей математики”

Предлагаемое внеклассное мероприятие ставит целью:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • способствовать развитию творческой деятельности и самореализации учащихся;
  • развитие интереса к математике;
  • развитие элементов ораторского искусства;
  • воспитывать культуру общения.

Один раз в год кабинет математики превращается в “музей”, где группа учащихся - “сотрудники музея” - проводят школьников с V по Х1 класс по “залам музея”, знакомя с экспозициями.

1 Зал. “Галерея математиков”.

( на стене до 20 портретов знаменитых математиков, оператор направляет луч света на портрет и начинается рассказ о жизни и творчестве ученого).

В зависимости от возраста учащихся, прибывших в “музей”, выбирается 3-4 портрета.

2 Зал. “Многогранники”.

(табличка “Руками не трогать”)

Ученица. Я вас познакомлю с геометрическими телами, которые называются многогранниками - это тела, ограниченные плоскими многоугольниками, их мы встречаем повсюду: здания, шкафы, телевизор… . Среди них выделяются правильные многогранники, те, которые построены из одинаковых многоугольников, причем в каждой вершине сходится одинаковое количество таких многоугольников.

Еще в Древней Греции были описаны все правильные многогранники. Их пять.

– Тетраэдр от греческого слова “тетра” четыре, составлен из четырех правильных треугольников, символизирует “огонь”.

Гексаэдр (куб) – составлен из шести (гекса) квадратов, символизирует “землю”.

Октаэдр – от греческого слова “окта”- восемь, состоит из восьми правильных треугольников, он является символом “воздуха”.

Додекаэдр – от греческого слова “додека” двенадцать, составлен из двенадцати правильных пятиугольников. Древнегреческий философ Платон считал этот многогранник самым загадочным, поэтому он стал символом “Вселенной”.

Икосаэдр от греческого слова “икос” 20 – составлен из двадцати правильных треугольников; символизирует "воду".

Эти многогранники носят название " Платоновы тела ".

Правильные многогранники привлекают совершенством форм, полной симметричностью, что позволило венгерскому инженеру Эрне Рубику создать свой знаменитый " кубик Рубика ", а затем аналогичные головоломки из остальных "Платоновых тел" (ученица показывает их).

Если использовать не только обычные правильные многогранники, но и звездчатые формы, разрешить им пересекаться, то можно получить очень красивые многогранники (открывает выставку правильных, полуправильных и звездчатых форм моделей многогранников, изготовленных десятиклассниками).

Вы, ребята, можете самостоятельно создать такие красивые модели и украсить ими новогоднюю елку.

 3 Зал. " Зал открытий ".

( табличка " руками трогать обязательно ", на столах: клей, полоски бумаги, ножницы, фломастеры ; работают два "сотрудника музея ").

Сейчас мы с вами совершим открытие, которое сделал в 1858 году лейпцигский профессор Август Фердинанд Мебиус (ученик К. Ф. Гаусса ) в возрасте 68 лет, а помогла ему служанка, которая неправильно сшила концы ленты. У вас на столе такие ленточки (полоски бумаги). В С А D

Те, кто сидит на 1 варианте, склеивают полоску так, чтобы совпали А и D, В и С, а 2 вариант А и С, В и D. Рассмотрите, что у вас получилось. У 1 варианта получилось обычное кольцо, а у 2 перекрученное кольцо, которое стали называть "Лист Мебиуса ".

Какие же открытия сделал Мебиус, разглядывая такую ленточку?

Проведите посередине кольца фломастером линию. У 1 варианта она оставила след только на одной стороне листа, а у 2 варианта по всему кольцу протянулся след, т. е. " Лист Мебиуса " ОДНОСТОРОННЯЯ ПОВЕРХНОСТЬ. Если начать его окрашивать в какой-либо цвет, то через некоторое время вся поверхность окажется окрашенной в этот цвет. Если на одну сторону посадить муху а на другую – паучка, то она обязательно с ним встретится и съест. На обычном кольце это не произойдет. А теперь разрежем кольцо по той линии, которую вы провели.

Покажите, что получилось? У 1 варианта два более узких кольца, а у 2 - одно перекрученное, но уже ДВУХСТОРОННЕЕ. У "Листа Мебиуса" ГРАНИЦА ОДНА, а не состоит из двух частей как у обычного кольца. Эта особенность используется в технике: ремень у ременной передачи делают в виде "Листа Мебиуса", и его поверхность меньше изнашивается. Такие поверхности изучает наука ТОПОЛОГИЯ.

Проверьте дома, что получится, если перед склеиванием лист перекрутить дважды, а затем разрезать посередине. Разделите полоску на 4-5 частей. А если перекрутить трижды?…

Пробуйте, наблюдайте, делайте открытия!

(с учащимися 6-го класса изготавливаем "Решето Эратосфена").

4 Зал. "Кинозал".

"Кинооператор" представляет диафильм "Развитие математики в СССР". В процессе показа ученик (или учитель), в зависимости от возраста аудитории, ведет комментарий, знакомит с ПРОБЛЕМАМИ ГИЛЬБЕРТА, новыми разделами математики: теорией вероятностей, кибернетикой, топологией, доберется в своем рассказе до космических высот.

В заключительном слове учитель представляет выставку занимательной и научно-популярной литературы по математике.