Внедрение компьютеризации в различные сферы деятельности требует умения быстрого прочтения, “снятие информации” и люди учатся читать по вертикали, диагонали и всё реже читают по горизонтали вдумчиво, не спеша переваривая полученную информацию. Сведения получают объемные, но отрывочные и обучение в школе при сложившейся такой системе получения знаний становится проблематичным. Учителю в своей деятельности необходимо активнее переходить к новым технологиям обучения.
Но без формирования умений и навыков по применению знаний, умений учебно-исследовательской деятельности, формирования умственных операций (анализ, сравнение, классификация, систематизация и т. п.), без сотрудничества в классном комплекте - с высоким теоретическим уровнем учебного материала и задачей всестороннего развития социально - адаптированной личности школе не справиться.
Основные дидактические компоненты усвоения знаний: восприятие учебного материала, осмысление сущности объективных связей между предметами и явлениями, запоминание учебного материала, обобщение и систематизация знаний, а также связанные с ними вопросы формирования умственных действий и сферы воспитания реализуются постепенно и поэтапно.
Я предлагаю следующую связь между развитием общеучебных умений и навыков учащихся и учебным модулем в интегральной технологии обучения.
М.1. Вводное повторение. (В.П.)
Дидактическая цель |
Основной принцип |
ОУУН учащихся, развиваемые в модуле |
|
Определить зону актуального развития детей (входной контроль). |
Не приступать к изучению нового материала, если не усвоен предыдущий. |
|
|
М.2. Организационный. (ОРГ). Введение в тему. | |||
Вывод детей в зону их ближайшего развития (введение в УДЕ). |
|
|
|
М.3. Изучение нового материала. (ИНМ). У.Д.Е. | |||
|
|
|
М.4. Закрепление У.Д.Е. (Т-М) тренинг-минимум.
Отработка
основных понятий до автоматизма, перевод знаний
в навыки, а навыки в умения. |
|
|
||
М.5. Изучение нового материала на дополнительном уровне. И.Н.М.(Д) | ||||
Углубить, расширить знания и умения по У.Д.Е. |
|
|
||
М.6. Закрепление, развивающее разноуровневое обучение по данной теме.(З.Р.Д.О.) | ||||
Развить индивидуальную траекторию каждого ученика. |
|
|
||
М.7. Обобщающее повторение. (О.П.) Тематический учет знаний. | ||||
Обобщить знания, привести в систему, ликвидировать пробелы в знаниях, подготовить учащихся к контрольной работе. |
|
|
М.8. Контрольная работа. (Кон.)
Организовать проверку З.У.Н. и их оценку, вовремя заметить отставание и предотвратить неуспеваемость. | Постоянный и многократный контроль за качеством и глубиной усвоения учебного материала, уровнем сформированности учебных умений и навыков: зачетная устная или письменная работа; право на исправление ошибок. |
|
М.9. Коррекционная работа. (Кор.) |
||
Организовать работу учащихся по самокоррекции. | Создать
благоприятный для обучения психологический
климат. |
|
“Музей математики”
Предлагаемое внеклассное мероприятие ставит целью:
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- способствовать развитию творческой деятельности и самореализации учащихся;
- развитие интереса к математике;
- развитие элементов ораторского искусства;
- воспитывать культуру общения.
Один раз в год кабинет математики превращается в “музей”, где группа учащихся - “сотрудники музея” - проводят школьников с V по Х1 класс по “залам музея”, знакомя с экспозициями.
1 Зал. “Галерея математиков”.
( на стене до 20 портретов знаменитых математиков, оператор направляет луч света на портрет и начинается рассказ о жизни и творчестве ученого).
В зависимости от возраста учащихся, прибывших в “музей”, выбирается 3-4 портрета.
2 Зал. “Многогранники”.
(табличка “Руками не трогать”)
Ученица. Я вас познакомлю с геометрическими телами, которые называются многогранниками - это тела, ограниченные плоскими многоугольниками, их мы встречаем повсюду: здания, шкафы, телевизор… . Среди них выделяются правильные многогранники, те, которые построены из одинаковых многоугольников, причем в каждой вершине сходится одинаковое количество таких многоугольников.
Еще в Древней Греции были описаны все правильные многогранники. Их пять.
– Тетраэдр – от греческого слова “тетра”– четыре, составлен из четырех правильных треугольников, символизирует “огонь”.
– Гексаэдр (куб) – составлен из шести (гекса) квадратов, символизирует “землю”.
– Октаэдр – от греческого слова “окта”- восемь, состоит из восьми правильных треугольников, он является символом “воздуха”.
– Додекаэдр – от греческого слова “додека” – двенадцать, составлен из двенадцати правильных пятиугольников. Древнегреческий философ Платон считал этот многогранник самым загадочным, поэтому он стал символом “Вселенной”.
– Икосаэдр – от греческого слова “икос” – 20 – составлен из двадцати правильных треугольников; символизирует "воду".
Эти многогранники носят название " Платоновы тела ".
Правильные многогранники привлекают совершенством форм, полной симметричностью, что позволило венгерскому инженеру Эрне Рубику создать свой знаменитый " кубик Рубика ", а затем аналогичные головоломки из остальных "Платоновых тел" (ученица показывает их).
Если использовать не только обычные правильные многогранники, но и звездчатые формы, разрешить им пересекаться, то можно получить очень красивые многогранники (открывает выставку правильных, полуправильных и звездчатых форм моделей многогранников, изготовленных десятиклассниками).
Вы, ребята, можете самостоятельно создать такие красивые модели и украсить ими новогоднюю елку.
3 Зал. " Зал открытий ".
( табличка " руками трогать обязательно ", на столах: клей, полоски бумаги, ножницы, фломастеры ; работают два "сотрудника музея ").
Сейчас мы с вами совершим открытие, которое сделал в 1858 году лейпцигский профессор Август Фердинанд Мебиус (ученик К. Ф. Гаусса ) в возрасте 68 лет, а помогла ему служанка, которая неправильно сшила концы ленты. У вас на столе такие ленточки (полоски бумаги). В С А D
Те, кто сидит на 1 варианте, склеивают полоску так, чтобы совпали А и D, В и С, а 2 вариант – А и С, В и D. Рассмотрите, что у вас получилось. У 1 варианта получилось обычное кольцо, а у 2 – перекрученное кольцо, которое стали называть "Лист Мебиуса ".
Какие же открытия сделал Мебиус, разглядывая такую ленточку?
Проведите посередине кольца фломастером линию. У 1 варианта она оставила след только на одной стороне листа, а у 2 варианта по всему кольцу протянулся след, т. е. " Лист Мебиуса " – ОДНОСТОРОННЯЯ ПОВЕРХНОСТЬ. Если начать его окрашивать в какой-либо цвет, то через некоторое время вся поверхность окажется окрашенной в этот цвет. Если на одну сторону посадить муху а на другую – паучка, то она обязательно с ним встретится и съест. На обычном кольце это не произойдет. А теперь разрежем кольцо по той линии, которую вы провели.
Покажите, что получилось? У 1 варианта два более узких кольца, а у 2 - одно перекрученное, но уже ДВУХСТОРОННЕЕ. У "Листа Мебиуса" ГРАНИЦА ОДНА, а не состоит из двух частей как у обычного кольца. Эта особенность используется в технике: ремень у ременной передачи делают в виде "Листа Мебиуса", и его поверхность меньше изнашивается. Такие поверхности изучает наука ТОПОЛОГИЯ.
Проверьте дома, что получится, если перед склеиванием лист перекрутить дважды, а затем разрезать посередине. Разделите полоску на 4-5 частей. А если перекрутить трижды?…
Пробуйте, наблюдайте, делайте открытия!
(с учащимися 6-го класса изготавливаем "Решето Эратосфена").
4 Зал. "Кинозал".
"Кинооператор" представляет диафильм "Развитие математики в СССР". В процессе показа ученик (или учитель), в зависимости от возраста аудитории, ведет комментарий, знакомит с ПРОБЛЕМАМИ ГИЛЬБЕРТА, новыми разделами математики: теорией вероятностей, кибернетикой, топологией, доберется в своем рассказе до космических высот.
В заключительном слове учитель представляет выставку занимательной и научно-популярной литературы по математике.