Использование технологии критического мышления позволяет посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс создать условия для формирования важнейших интеллектуальных умений учащихся, обеспечить три составляющие успеха на уроке: интеллектуальную составляющую, коммуникативную составляющую и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело.
Предложенные проекты уроков разработаны на основе базовой модели урока в технологии критического мышления, были проведены в 8 классе средней общеобразовательной школы и позволили обеспечить хорошие результаты в освоении тем.
История России XIX века. 8 класс.
Тема урока: Либеральные начинания в царствование Александра I. Реформаторская деятельность М.М. Сперанского.
Место урока в изучении темы: 3 урок в теме “Россия в первой половине XIX века” и в курсе истории России XIX века.
Цели урока:
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.
Цели по содержанию:
Образовательный аспект: создание условий для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с попыткой реализации либеральных преобразований в стране в начале царствования Александра I; выяснение причинно-следственных связей между социально-политической ситуацией в стране с неудачами этих начинаний.
Развивающий аспект: развитие коммуникативных навыков, умений работать с различными видами источников, навыков исторического анализа.
Воспитательный аспект: создание условий для осознания и принятия учащимися либеральных ценностей, уважения к историческому прошлому страны, формирование активной жизненной позиции.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная. Для работы на уроке формируются 4 группы по 5-6 человек. Расположение учащихся в классе должно быть комфортным, удобным для всех форм деятельности.
Оборудование:
1. Учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. XIX век. 8 класс.
2. Дополнительный материал “Александр I. Характеристика личности”.
3. Портреты Александра I и М.М. Сперанского.
3. Задания для групповой работы.
На доске, под портретом Александра I – эпиграфы урока:
“В политике Александр тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как пена морская”
Шведский дипломат Лагербильке.
“Он человек! Им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей”
А.С. Пушкин
1 этап урока - вызов.
В 1801 году русским царем стал Александр I, сын Павла I, вольно или невольно участвовавший в заговоре против отца, который закончился убийством Павла.
Он вступил на престол с ясными намерениями сделать страну счастливой. А вот что он понимал под этими словами – счастливая страна? Какие проблемы должны быть решены Александром, чтобы он мог эту цель реализовать?
Учащиеся сначала индивидуально, затем в парах, группах формулируют важнейшие проблемы России в виде кластера.
Итог работы – общеклассный кластер на доске. Среди выделенных целей царствования Александра обязательно прозвучат и такие, как:
- ликвидация последствий правления Павла I;
- отмена крепостного права;
- введение конституции;
- усовершенствование государственного аппарата, создание парламента;
- развитие образования в стране.
С первых же дней молодой император взялся за государственные дела. Планов – громадьё.
Еще в 1797 году он писал: “Когда же придет мой черед, тогда нужно будет трудиться над тем…, чтобы создать народное представительство, которое…составило бы свободную конституцию, после чего моя власть совершенно прекратилась бы, и я… удалился бы в какой-нибудь уголок и жил бы там счастливый и довольный, видя процветание своего отечества. И наслаждался бы им”
А.С. Пушкин об этом времени говорил так: “Дней Александровых прекрасное начало”.
Что было осуществлено в ходе реформ, проведенных в 1801 – 1806 гг.?
Вновь организуется работа сначала индивидуально, затем в группе с материалами § 1. На доске появляется кластер № 2:
Преобразования | Александра I | в 1801 – 1806 годах. |
Ликвидация последствий правления Павла I Выполнено: Возвращение репрессированных Павлом I – проведена амнистия 12 тыс. чел. Открыты границы. Разрешено ввозить товары и книги из Западной Европы. Восстановление Жалованных грамот дворянству и городам. |
Решение “крестьянского” вопроса Выполнено: 1803 г. – Указ о вольных хлебопашцах. 1808, 1809 гг. Указы, ограничивающие произвол помещиков: запрет продавать крестьян на ярмарках и пр. 1801 г – право недворян покупать землю. |
Усовершенствование государственного строя России Выполнено: 1802 г. – Сенат - высший судебный орган. Созданы министерства Проведена реформа государственной власти: 1802-1811 гг. – созданы министерства, заменявшие коллегии. Установлено единоначалие. |
Сравните планы и их конкретную реализацию. Какой вывод напрашивается из данного сравнения?
Учащиеся делают вывод, что не удалось осуществить отмену крепостного права, введение конституции и парламента.
Возникает вопрос: почему царю, самодержцу российскому, не удалось осуществить задуманное? (Ситуация вызова состоялась, если учащиеся сами формулируют данный вопрос)
2 этап - осмысление
Сегодня на уроке мы попытаемся дать ответ на поставленный вопрос, проанализировав еще одну попытку царя провести реформы политического характера - ввести в России конституцию и парламент. Постараемся выяснить, почему так трудно шло осуществление реформ в России начала XIX века.
Первая попытка введения представительного органа в России связана с именем М.М. Сперанского.
Историческую справку – биографию М.М. Сперанского – сообщает один из учащихся.
Учащимся предлагается проанализировать планы Сперанского по реформированию сословного строя России и государственного управления.
Задания группам:
Группа №1
Ознакомьтесь с текстом учебника на стр. 18. Выполните следующее задание:
1. Проанализируйте планы Сперанского по изменению сословного строя России:
а) какие сословия должны были быть созданы по его проекту;
б) какие права получили бы эти сословия.
Подготовьте схему (на доске) и рассказ.
Группа №2
Ознакомьтесь с текстом учебника на стр. 18. Выполните следующее задание:
1. Проанализируйте планы Сперанского по изменению сословного строя России.
2. Подготовьте и задайте группе №1 три вопроса по изменению положения сословий в России.
Группа №3
Ознакомьтесь с текстом учебника на стр.18. Выполните следующее задание:
Проанализируйте планы Сперанского по изменению государственного устройства России:
а) организация государственной власти;
б) организация выборов.
Подготовьте схему (на доске) и рассказ.
Группа №4
Ознакомьтесь с текстом учебника на стр.18. Выполните следующее задание:
Проанализируйте планы Сперанского по изменению государственного устройства России.
Подготовьте и задайте группе № 3 три вопроса по данной теме.
Среди вопросов, подготовленных учащимися, прозвучал и такой: “Кого не устраивал предложенный вариант реформ?”.
В ходе рассуждений учащиеся делают вывод, что данный проект не устраивал дворянство, которое не хотело ни с кем делиться своими привилегиями.
Учитель обращает внимание учащихся на приведенный в учебнике (стр. 21) отрывок из воспоминаний Д.Н. Рунича:
“Даже самый недальновидный человек понимал, что вскоре наступят новые порядки, которые перевернут вверх дном весь существующий строй. Об этом уже говорили открыто, не зная еще, в чем состоит угрожающая опасность. Богатые помещики, имеющие крепостных, теряли голову при мысли, что конституция уничтожит крепостное право и что дворянство должно будет уступить шаг перед плебеями. Недовольство высшего сословия было всеобъемлющим”
В этих условиях многое зависит от личности царя. Почему Александр I не проявил политическую волю и не довел дело до конца?
Учитель предлагает познакомиться с характеристикой Александра. При чтении учащиеся используют маркировочные значки:
Знаю V новое знание + непонятно ?
Александр I: особенности характера.
Старший сын императора Павла Александр был человеком нового века. Во всяком случае, он живо интересовался идеями своего времени, примеряя их к российской действительности. Эти идеи являлись, с одной стороны, наследством его бабки Екатерины II, с другой – он впитывал их во время занятий со своим воспитателем Ф. Лагарпом. Учеба у знаменитого швейцарца заставила великого князя относиться к крепостничеству и грубому деспотизму с брезгливостью просвещенного европейца. Именно поэтому Александр I пытался бороться с ними на протяжении почти всего своего царствования. Правда, об истинных намерениях императора судить очень трудно, так как он с детства отличался великолепными актерскими способностями, замешанными на изрядном лицемерии.
Иного поведения от него трудно было и ожидать, поскольку с раннего возраста Александр вращался между Екатериной II, Павлом Петровичем и Лагарпом, нигде не смея быть самим собой, или так и не выбрав того, с кем он мог бы откровенно разговаривать. После воцарения отца он вынужден был лицемерить еще больше, делая вид, что полностью разделяет идеи и методы императора.
В заговор против Павла Александр был втянут обстоятельствами – подозрительность императора привела к тому, что его старшим сыновьям реально стала угрожать тюрьма или Сибирь. Больше всего Александра потрясло не убийство само по себе, а та легкость, с которой оно было совершено.
Именно с этих пор он ощущал себя свободным только вне столицы, а еще лучше – вне России.
Александр неплохо разбирался в людях, но видел в них лишь инструмент для достижения целей, поставленных им самим. Желание оставить свой след в истории, подозрительность, актерство, может быть и необходимые для политика, временами принимали у императора такие размеры, что отталкивали от него серьезных реформаторов. К тому же на протяжении всего царствования у Александра не обнаруживалось программы преобразований.
П.А. Строганов отмечал: “Император взошел на трон с наилучшими намерениями – утвердить порядок на возможно наилучших основаниях; но его связывают личная неопытность и вялая, ленивая натура…”
А. Чарторыйский, друг царя, писал: “Император любил внешние формы свободы, как можно любить представление… Он охотно согласился бы, чтобы каждый был свободен, лишь бы все добровольно исполняли бы его волю”.
Со временем Александр все больше входил во вкус самодержавного правления. Однажды он накричал на Г.Р. Державина: “Ты все хочешь учить, а я – самодержавный царь и хочу, чтобы было так, а не иначе”
В его деятельности всегда преобладали красивые слова, за которыми трудно разглядеть реальные дела. Современники называли его сфинксом, неразгаданным до гроба.
После знакомства с предложенной характеристикой учащиеся делают вывод, что многие личностные качества Александра I являлись препятствием в осуществлении предложенных проектов - нет опыта, нет настойчивости, двойственность натуры, желание произвести впечатление, скрытность, желание сохранить власть, царь лишь на словах республиканец, а на деле – самодержец и т.д.
3 этап урока – рефлексия - проводится в виде написания синквейна.
Вот примеры синквейнов, подготовленных учащимися:
Александр
Мыслящий, наивный
Мечтает, планирует, но не осуществляет.
Он – сфинкс, не понятый до гроба.
Он самодержец.
Сперанский
Умный, мечтающий,
Планирует, разрабатывает, стремится.
Он мечтает о свободе в России.
Напрасно.
Россия
Огромная, сильная,
Создает, трудится, развивается.
Она достойна счастья.
Надеюсь.
Обществознание. 8 класс.
Тема урока: Культура тела (“Будьте здоровы!”)
Цели урока:
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.
Цели по содержанию:
Образовательный аспект: создание условий для усвоения учащимися темы урока.
Развивающий аспект: развитие коммуникативных навыков, умений работать с текстом
Воспитательный аспект: создание условий для осознания и принятия учащимися ценности здорового образа жизни.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Оборудование: учебник А.Ф. Никитин. “Основы обществознания” 8 класс.
1. Вызов.
Не объявляя темы урока, учитель предлагает продолжить разговор об основных жизненных ценностях, обращается к учащимся с вопросом: “Что вы считаете для себя самым важным в жизни?”
В итоге на доске появляется кластер из жизненных приоритетов учащихся. Как показывает практика, учащиеся называют как материальные, социальные, так и духовные ценности.
Затем учитель предлагает ученикам из всего множества ценностей выбрать три, самые значимые лично для каждого. Ученики выбирают, записывают в тетради, обсуждают с соседом по парте, затем по очереди называют. Чаще всего среди названных ценностей обязательно звучит “жизнь” или “здоровье”. Можно для повышения интереса к теме на доске отмечать рейтинг той или иной ценности.
Определив важность здоровья для реализации всех остальных жизненных ценностей, учитель отмечает:
- Кто из нас, грешных, не мечтал прожить “многия-многия” лета? За последнее столетие увеличилось количество людей, достигших возраста старше 80 лет. Самая большая средняя продолжительность жизни в Японии - 79 лет.
Учитель приводит статистику соотношения различных причин смерти людей в развитых странах:
45,6 % - болезни системы кровообращения;
23,1% - недиагностированные болезни;
21% - рак;
8,1% - болезни органов дыхания;
1,2 % - инфекционные болезни;
1% - болезни новорожденных.
Ваше здоровье – самое ценное, что у вас есть. На всю жизнь вам дается только один организм. Если вы небрежно обращаетесь с любимыми предметами, их можно заменить, но заменить свой организм вы не сможете.
Учитель предлагает назвать учащимся условия, необходимые для сохранения здоровья на долгие годы. На доске появляется корзинка информации (сначала учащиеся работают индивидуально, затем парой, потом в четверке; результаты обсуждения выносятся на доску).
2 этап – осмысление.
Учитель предлагает учащимся причитать советы врача Н.М. Амосова (учебник, стр. 71). При работе с текстом использовать маркировочные значки.
После изучения источника учитель предлагает учащимся обсудить, что заинтересовало, показалось новым или непонятным в советах доктора, а затем обращает внимание на корзинку информации, предлагает исправить неточности (если они есть) или дополнить ее новой информацией
3 этап – рефлексия.
Этот этап можно провести, предложив учащихся написать синквейн по теме “Здоровье”.
Пример синквейна, написанного учащимся:
Здоровье,
Крепкое, долголетнее,
Берегу - закаляюсь, занимаюсь.
Не стоит надеяться лишь на врачей.
Здоровье – это жизнь.
Можно использовать метод незаконченного предложения.
Например, “Я понял, что для сохранения здоровья нужно…”
Применение технологии критического мышления обеспечивает достижение качественно нового результата, который включает в себя коммуникативную культуру школьника; рефлексивную культуру учащихся; овладение интеллектуальными технологиями; готовность учащихся к пересмотру своих суждений в свете убедительных аргументов в пользу такого пересмотра.