Информативная база предмета “Основы безопасности жизнедеятельности” отличается высокой мобильностью. Новые сведения по мерам и правилам поведения в условиях предупреждения чрезвычайных ситуаций (ЧС) видоизменяются и дополняются вариативно при анализе ( разборе ) причин возникновения и последствий конкретной ЧС.
В СМИ (газеты, журналы, электронные средства) публикуются регулярные отчеты, хроники региональных, территориальных органов РСЧС, деятельности МЧС по предупреждению и ликвидации ЧС как природного, так и техногенного характеров.
Отслеживание текущей и свежей информации, связанной с различными аспектами безопасности жизнедеятельности, под силу самим учащимся, изучающим курс ОБЖ.
- Печатные источники для информационно-библиографической деятельности:
- Журнал “Основы безопасности жизнедеятельности”.
- Журнал “ОБЖ”.
- Журнал “Гражданская защита”.
- Журнал “Военные знания”.
- Центральные, региональные, местные газеты.
- Учебные, научно-популярные книги, связанные с данной областью знаний.
- Электронные источники для информационно-библиографической деятельности:
- Теле- и радиовыпуски новостей.
- Тематические телевизионные передачи ( например, “Вести. Дежурная часть”, “Служба спасения” и др. ).
- Электронные адреса, Web-страницы специализированных служб и журналов.
Информационно-библиографическая деятельность учащихся включает в себя:
- подготовку обзора источника информации ( 1 этап );
- собственно библиографическую работу ( 2 этап );
- подбор библиографических источников информации для подготовки сообщения, реферата, доклада ( 3 этап ).
1 этап – обзор источника информации – не менее важный и ответственный, чем последующие два этапа информационно-библиографической деятельности. От грамотного и тщательного исполнения данного этапа зависит успешность всей информационно-библиографической деятельности по предмету. Учитель объясняет цель, задачи, ход и процесс работы; ученик четко следует инструкциям учителя.
- Подготовка обзора номера журнала “Военные знания”. Ученик просматривает номер журнала, бегло прочитывает статьи, помещенные в нем. В итоге должен быть подготовлен отчет по форме:
- Ежедневный обзор новостей. Ученик анализирует выпуски новостей и те сообщения, которые могут быть использованы на уроках ОБЖ, оформляет следующим образом:
Название: Военные знания
Исходные данные: 2001 год, № 10
Статья 1: “Новая эра для Т-72” - о тактико-технических характеристиках танка Т-72 М 1.
Статья 2: “От “Копья” до “Грома” - об истории создания ручного противотанкового гранатометного комплекса РПГ-7.
Статья 3: “Слава и трагедия первого “Декабриста” - о подводной лодке “Декабрист”.
Статья 4: “Преодоление полосы препятствий” - комплекс упражнений на полосе препятствий”.
Статья 5: “Воинская дисциплина” - конспект урока по данной теме.
Рубрика “Библиотека “ВЗ”: Памятка по действиям населения и должностных лиц при угрозе террористического акта.
Обзор подготовил:
Александр Смирнов,
преподаватель-организатор ОБЖ
гимназии № 7.
Дата 29.09.2003г.
Подпись_______
Дата 26.10.2003г.
Место Россия, Ростовская область
Тема Авария на шахте “Западная-Центральная”
Краткое содержание: …………………………….
……………………………………………………..
……………………………………………………..
Подготовленные обзоры заслушиваются в виде кратких сообщений ( не более 3-минут ) на уроках ОБЖ.
2 этап – библиографическая работа – более кропотливый вид деятельности.
- Все материалы, подготовленные в первом этапе, водятся на отдельные библиографические карточки размером 7,5 х 12,5 см.
- Библиографические карточки расставляются по соответствующим разделам картотеки “Основы безопасности жизнедеятельности”. Разделы соответствуют параграфам учебников ОБЖ для 5-11 классов общеобразовательных учреждений.
Пример:
Террористический акт
// Основы Безопасности Жизнедеятельности. –
2003. - №№ 8-9. – с.82-84.
Пример разделов картотеки 10 класса ( фрагмент ):
- РСЧС
- План действий в ЧС
- Ядерное оружие
- Химическое оружие
- Бактериологическое ( биологическое ) оружие
- Обычные средства поражения
- Единая система оповещения о ЧС
- СИЗ
3 этап – подбор библиографических источников для системной работы. Составленная и постоянно обновляемая картотека курса ОБЖ активизирует познавательную деятельность учащихся по предмету и позволяет им самостоятельно легко и быстро находить источники дополнительной информации для подготовки сообщений, докладов, рефератов.
Предлагаемая информационно-библиографическая работа учащихся способствует формированию и развитию у них:
- самостоятельной поисковой деятельности;
- навыков учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы;
- дополнительного интереса к предмету ОБЖ;
- профориентационных навыков в выборе дальнейшей профессиональной деятельности;
- навыков последующей студенческой жизни.