Информационно-библиографическая деятельность учащихся при изучении ОБЖ

Разделы: ОБЖ, Общепедагогические технологии


Информативная база предмета “Основы безопасности жизнедеятельности” отличается высокой мобильностью. Новые сведения по мерам и правилам поведения в условиях предупреждения чрезвычайных ситуаций (ЧС) видоизменяются и дополняются вариативно при анализе ( разборе ) причин возникновения и последствий конкретной ЧС.

В СМИ (газеты, журналы, электронные средства) публикуются регулярные отчеты, хроники региональных, территориальных органов РСЧС, деятельности МЧС по предупреждению и ликвидации ЧС как природного, так и техногенного характеров.

Отслеживание текущей и свежей информации, связанной с различными аспектами безопасности жизнедеятельности, под силу самим учащимся, изучающим курс ОБЖ.

  1. Печатные источники для информационно-библиографической деятельности:
    1. Журнал “Основы безопасности жизнедеятельности”.
    2. Журнал “ОБЖ”.
    3. Журнал “Гражданская защита”.
    4. Журнал “Военные знания”.
    5. Центральные, региональные, местные газеты.
    6. Учебные, научно-популярные книги, связанные с данной областью знаний.
  2. Электронные источники для информационно-библиографической деятельности:
    1. Теле- и радиовыпуски новостей.
    2. Тематические телевизионные передачи ( например, “Вести. Дежурная часть”, “Служба спасения” и др. ).
    3. Электронные адреса, Web-страницы специализированных служб и журналов.

Информационно-библиографическая деятельность учащихся включает в себя:

  • подготовку обзора источника информации ( 1 этап );
  • собственно библиографическую работу ( 2 этап );
  • подбор библиографических источников информации для подготовки сообщения, реферата, доклада ( 3 этап ).

1 этап – обзор источника информации – не менее важный и ответственный, чем последующие два этапа информационно-библиографической деятельности. От грамотного и тщательного исполнения данного этапа зависит успешность всей информационно-библиографической деятельности по предмету. Учитель объясняет цель, задачи, ход и процесс работы; ученик четко следует инструкциям учителя.

  1. Подготовка обзора номера журнала “Военные знания”. Ученик просматривает номер журнала, бегло прочитывает статьи, помещенные в нем. В итоге должен быть подготовлен отчет по форме:

    Название: Военные знания

    Исходные данные: 2001 год, № 10

    Статья 1: “Новая эра для Т-72” - о тактико-технических характеристиках танка Т-72 М 1.

    Статья 2: “От “Копья” до “Грома” - об истории создания ручного противотанкового гранатометного комплекса РПГ-7.

    Статья 3: “Слава и трагедия первого “Декабриста” - о подводной лодке “Декабрист”.

    Статья 4: “Преодоление полосы препятствий” - комплекс упражнений на полосе препятствий”.

    Статья 5: “Воинская дисциплина” - конспект урока по данной теме.

    Рубрика “Библиотека “ВЗ”: Памятка по действиям населения и должностных лиц при угрозе террористического акта.

    Обзор подготовил:

    Александр Смирнов,

    преподаватель-организатор ОБЖ

    гимназии № 7.

    Дата 29.09.2003г.

    Подпись_______

  1. Ежедневный обзор новостей. Ученик анализирует выпуски новостей и те сообщения, которые могут быть использованы на уроках ОБЖ, оформляет следующим образом:

Дата 26.10.2003г.

Место Россия, Ростовская область

Тема Авария на шахте “Западная-Центральная”

Краткое содержание: …………………………….

……………………………………………………..

……………………………………………………..

Подготовленные обзоры заслушиваются в виде кратких сообщений ( не более 3-минут ) на уроках ОБЖ.

2 этап – библиографическая работа – более кропотливый вид деятельности.

  1. Все материалы, подготовленные в первом этапе, водятся на отдельные библиографические карточки размером 7,5 х 12,5 см.
  2. Пример:

    Террористический акт

    // Основы Безопасности Жизнедеятельности. –

    2003. - №№ 8-9. – с.82-84.

  3. Библиографические карточки расставляются по соответствующим разделам картотеки “Основы безопасности жизнедеятельности”. Разделы соответствуют параграфам учебников ОБЖ для 5-11 классов общеобразовательных учреждений.

Пример разделов картотеки 10 класса ( фрагмент ):

  1. РСЧС
  2. План действий в ЧС
  3. Ядерное оружие
  4. Химическое оружие
  5. Бактериологическое ( биологическое ) оружие
  6. Обычные средства поражения
  7. Единая система оповещения о ЧС
  8. СИЗ

3 этап – подбор библиографических источников для системной работы. Составленная и постоянно обновляемая картотека курса ОБЖ активизирует познавательную деятельность учащихся по предмету и позволяет им самостоятельно легко и быстро находить источники дополнительной информации для подготовки сообщений, докладов, рефератов.

Предлагаемая информационно-библиографическая работа учащихся способствует формированию и развитию у них:

  • самостоятельной поисковой деятельности;
  • навыков учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы;
  • дополнительного интереса к предмету ОБЖ;
  • профориентационных навыков в выборе дальнейшей профессиональной деятельности;
  • навыков последующей студенческой жизни.