Тихая лекция

Разделы: Общепедагогические технологии


Проекты стандартов и программы по истории и обществознанию пронизаны идеей социализации личности. Социализация понимается как процесс приобщения к ценностям гражданского общества и демократического государства. Но это попытка шагать одной ногой, т.к. забывается, что социализация – это лишь одна сторона медали под названием “формирование личности”. Есть и обратная сторона, в специальной литературе освещённая предостаточно. Речь идет о процессе индивидуации, целью которой является реализация в отдельном человеке его уникальности [1]. Без индивидуации никакая социализация не произойдёт. Шагать можно только двумя ногами.

В учебных пособиях 90-х годов [2,3] идея индивидуации присутствует в полном объёме, хотя и в труднопонимаемом для учащихся виде. Современные учебники по степени занудства и удалённости от проблем личности могут поспорить даже с советскими. Попробуйте прочесть, например, раздел “Структура деятельности” в современном учебнике обществознания [4] и выделите из прочитанного существенное содержание. У вас получится что-то вроде: “Деятельность состоит из действий.

Поступки – это действия.

Поведение состоит из поступков.

Поведение – это деятельность.”

Сразу вспоминается учебник грамматики средневекового монаха Алкуина:

“Что такое буква? – Страж истории.

Что такое слово? – Изменник души.

Что рождает слово? – Язык.

Что такое язык? – Бич воздуха.”

Как видим, за последнюю тысячу с лишним лет авторы учебников не очень поднаторели в подаче материала учащимся. Схоластика, как говорится, она и в Африке схоластика. Схоластика Алкуина была хотя бы одухотворённой. Когда учитель спотыкается о бездарные учебники, у него возникает мысль: “А не написать ли учебные тексты для детей самостоятельно? Если –да, то о чём?” А вот о чём:

Человек (тем более молодой человек) во все времена жил и живёт проблемами личной жизни и личной судьбы. Можно сколь угодно долго призывать к гражданской активности и ответственности, но если подросток не чувствует нашей озабоченности по поводу его экзистенциальных проблем, курс обществознания воспринят не будет.

Вот тут и наступает время тихой лекции и примыкающих к ней семинарского занятия и практической работы с авторским текстом. Тихая лекция (одна печатная страница) – это голос учителя, запечатлённый на бумаге. Сначала мы применяли этот приём, пытаясь уйти от избыточной нагрузки на голосовые связки, когда шесть уроков подряд приходится говорить одно и то же. Потом вдруг обнаружился целый веер полезных эффектов от такой подачи материала:

– сокращается время лекции; устная лекция отнимает все 40-45 мин урока, тихая лекция – 15-20 мин;
– быстро читающие дети могут многократно вернуться к нужной части текста;
– появляется время для конспектирования;
– лекцию можно ксерокопировать, а затем свободно работать с ней – чиркать карандашом, разрезать на части;
– мнение учителя зафиксировано, следовательно, есть возможность критиковать и опровергать его (при устной лекции это сложно сделать, т.к. слова лектора текут как ручей, ускользают и забываются);
– самое главное: текст лекции действует целенаправленно и индивидуально, как действует на больной организм хорошее лекарство; каждый ученик находит в нём то, что соответствует его ментальности – кому-то важны факты, кому-то – общее содержание, кому-то - ирония, стиль и скрытые смыслы;
– на основе текста лекции легко сдаются зачёты и без труда выполняется домашнее задание.

Предлагаем вам образец тихой лекции по теме “Свобода”.

Свобода

Cвобода и независимость – это разные вещи. Человек всегда зависим: в детстве от родителей, в подростковом возрасте от мнения ровесников, в старшем возрасте от государства и общества. Даже на необитаемом острове Робинзон Крузо был зависим сам от себя: от своих привычек, желаний, чувства голода и т.п.

Независимость от разных обстоятельств не мешает человеку быть свободным. Свободным можно быть даже в тюрьме. М.Сервантес написал свой знаменитый роман “Дон Кихот”, сидя в тюрьме. Л.Н. Гумилёв создал теорию этногенеза, сидя в страшных сталинских лагерях. Творческий человек свободен “тайной свободой”, о которой писал ещё А.Пушкин. А нетворческий, ленивый человек – всегда раб своих страстей.

Свобода всегда имеет внешнюю границу – закон. Как только ты переступаешь закон, т.е. нарушаешь свободу другого человека, ты тем самым уничтожаешь свою собственную свободу. Свобода за рамками закона – это не настоящая свобода, это “беспредел”. Беспредел превращает человека в животное. А свобода делает человека человеком.

Быть свободным нелегко, потому что свобода всегда предполагает выбор между добром и злом. Человек сам свободно определяет своё поведение и решает: кто он – порядочный человек или негодяй. У многих на этот выбор не хватает душевных сил. Быть порядочным человеком тяжело, ведь это требует постоянного самоконтроля и самодисциплины. Быть негодяем – тоже “не сахар”, общество с негодяями не церемонится. Те, кто не находит сил на этот выбор, бегут от свободы в толпу, в “тусовку”, в секту, в компанию, где “все свои”, где легко и приятно, потому что никто ни за что не отвечает, никто ни от кого ничего не требует, где быть свободной личностью не нужно, а нужно просто быть “как все”.

Толпа – это коллективный “зверь”, пожирающий личность, индивидуальность, свободу и нашу жизненную энергию. Жизненная энергия (пассионарность) дана нам от природы. У детей её избыток. К старости энергия иссякает. Старческое “занудство” в семье – это способ взять жизненную энергию у молодых членов семьи. Старики и старушки любят “тусоваться” в очередях и на митингах, откуда возвращаются обычно жизнерадостными и бодрыми – насытившимися чужой энергией в толпе. Лучший способ для стариков насыщаться энергией не от людей, а от земли, т.е. копаться в своём саду или огороде. Большинство наших любимых бабушек и дедушек так и поступает и не мешает жить молодым. Земля – колоссальный источник энергии. Отдыхая на природе, мы получаем эту энергию.

Не стремитесь быть в толпе. Если вы чувствуете себя усталыми, разбитыми, почти больными после дискотеки или другой “тусовки”, знайте, что это толпа отнимает у вас ваши силы. Толпа на улице склонна к погромам и другим массовым беспорядкам. Так ведут себя футбольные фанаты, “бритоголовые” и другие “тусовщики”. Личность человека в толпе растворяется, разрушается, т.е. замутняются разум и совесть, остаётся одно тёмное бессознательное. А отвечать за погромы всё равно придётся лично.

Есть организации, лишающие человека его свободы. Это различные тоталитарные секты и партии. Их цель – лишить человека его свободы и отнять его собственность путём воздействия на подсознание. Их методы таковы :

– “промывание мозгов”, например, когда детям внушают, что главные их враги – родители, от которых надо отказаться;
– “зомбирование”, т.е. техническое или химическое воздействие на мозг с целью контроля над поведением;
– медитация – продолжительная однообразная молитва, делающая человека чрезвычайно внушаемым;
– побуждение человека к самоубийству и др.

Как уберечь себя от всего этого? Надо знать и помнить о своей внутренней свободе, о праве выбора между добром и злом. Секты вылавливают инфантильных, слабых и ленивых к познанию. Чтобы быть свободным, надо много знать и понимать, в том числе стремиться понимать самого себя. А для этого надо УЧИТЬСЯ !

Не только толпа и секты могут покушаться на нашу свободу. Этим может заниматься и особая категория людей с негативным мироощущением. Чем отличается здоровое позитивное мироощущение от негативного?

Позитивное мироощущение полагает, что…

Негативное мироощущение полагает, что…

…природа (мир) – светлое, доброе начало

…жизнь тяжела, но прекрасна

...зло преходяще (приходит и уходит)

...смысл жизни в ней самой

...природа (мир) – тёмное, грязное начало

...жизнь отвратительна

...зло вечно

...смысл жизни – в стремлении к смерти

Главное в жизни людей такого рода – делать гадости другим. Уничтожить как можно больше людей – их основное удовольствие. Иногда негативное мироощущение овладевает народами и эпохами. Например, германских фашизм погубил более 50 млн человек. Современный терроризм уничтожает невинных людей без счёта. Насилие – вот главный их метод. Человек, призывающий вас к насилию, как способу решения ваших проблем, на самом деле покушается на вашу свободу и вашу личность. Александр Невский в таких случаях говорил: “Не в силе Бог, а в правде”, а китайский мудрец Конфуций рассуждал: “Если у тебя есть ум, то зачем тебе сила?”

Будьте умными и, следовательно, свободными!

За тихой лекцией следует семинарское занятие по данной теме. План этого занятия может быть таким:

1. Свобода в понимании западного человека

а) христианская “свобода воли”;
б) свобода совести эпохи Реформации;
в) свобода в понимании человека нового времени (её формулировка в “ Декларации прав человека и гражданина” эпохи Великой Французской буржуазной революции);
г) экзистенциальная свобода в понимании мыслителей ХХ века;
д) гражданские права и свободы новейшего времени

2. Свобода и судьба в понимании человека Востока

а) фатализм в философских системах Индии, Китая, Японии
б) “воля Аллаха” в исламе

3. Свобода в русской ментальности

а) “беспредел” и “воля-вольная”, вольный казак Стенька Разин (он же Саша Белый из телефильма “Бригада”) как народный герой;
б) наше понимание свободы в ХХI веке

Следующий урок по теме “Свобода” нужно посвятить практической работе с авторским текстом. Начать следует с анализа античных сюжетов:

1. Миф о Сизифе (в интерпретации А.Камю) – как свободный человек может противостоять даже всемогущему Зевсу.

2. История Моисея, который вывел свой народ из рабства и сделал его свободным.

3. История Спартака (особенно момент поворота его войска от предгорий Альп на юг) – путь к свободе или бегство от свободы?

Затем следует анализ сказки В.Гаршина “Attalea princeps” (сказка должна быть прочитана заранее). Анализ можно провести по плану:

1. За что боролась пальма? Чего она добилась? Чем за это заплатила? Стоит ли достигнутый результат такой цены?

2. Какова роль маленькой травки в этой истории? Кто она – провокатор или союзник?

3. Кто самый отрицательный персонаж сказки? Какова доля вины каждого участника этой истории в том, что произошло?

4. Как бы вы себя вели в подобной ситуации? Чью роль вы бы исполняли и как? Как бы вы изменили сюжет и финал?

5. Что автор хотел сказать нам? Что он изобразил, зашифровал? Были ли в истории человечества ситуации, похожие на сюжет этой сказки?

6. Как вы понимаете слово “свобода”?

Уроки по этой теме всегда проходят эмоционально насыщенно. Ни разу эта тема не оставила ребят равнодушными. Контроль знаний по этой теме лучше проводить в устной форме или в форме эссе “Моё понимание свободы”

Аналогично можно проводить занятия по таким темам, изучение которых способствует процессу индивидуации, как “Общение”, “Личность”, “Духовные ценности”, “Девиантное поведение”, “Смысл жизни” и др.

Список литературы

  1. Юнг К.Г., фон Франц М.–Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы/ Под общей редакцией С.Н.Сиренко. – М.:Серебряные нити, 1997.
  2. Мир человека: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/ А.Ф.Малышевский, Б.А. Ерунов, В.А.Карпунин и др.– М.: Просвещение,1994.
  3. Гуревич П.С. Человек.9 класс.: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа,1995.
  4. Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Ч.1.10 класс./ Л.Н. Боголюбов,Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой. – М.: Просвещение. 2002.