Типические свойства методической системы и их реализация на уроках математики

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Об авторе. С 1963 года принимала участие в эксперименте лабораториии Л. В. Занкова “Методическая система начального обучения” будучи студенткой Ленинградского педагогического института им А. Герцена. Судьба свела меня с интереснейшей учительницей начальных классов г. Ленинграда Смирновой Ниной Васильевной. Педагогическую практику 2 года проходила с детьми Нины Васильевны как моей наставницей. Это дало мне возможность с 1965 года самостоятельно работать по экспериментальной программе (официально была зачислена на проведение эксперимента при лаборатории развивающего и опережающего обучения под руководством действительного члена АПН СССР Л. В. Занкова).

Я – молодой специалист, получила 1-й класс сш. №143 Калининского района г.Ленинграда. Помогали мне в реализации новых программ по всем предметам сотрудники лаборатории: Аргинская И. И. (математика), Полякова А. В. (русский язык), Романовская З. И. (чтение), Дмитриева Н. Я. (естествознание), Чутко Н. Я. (история). Я очень признательна всем этим педагогам-учёным-энтузиастам в становлении меня, как учителя-новатора. 1968год. Впервые в СССР эксперимент по начальной школе дал возможность перевести школьников из 3-го класса в 5-й класс (3 года обучения вместо 4-х лет)! Ленинград, сш. №143, 3-Г класс: из 32 уч. – 26 уч. в 5-й класс (моих детей называли “вундеркиндами”).

Всю сознательную педагогическую жизнь работала по системе Л. В. Занкова (учебный план, учебные программы, методика, учебники, консультации). 1968-75г.г. – г.Новосибирск, сш. №22; 1975-95г.г. – г. Киев, сш. №51; 1995год – по сегодняшний день – Киевская детская Академия искусств – Высший коледж искусств. Молодым учителям сш. №51 и коледжа г.Киева передавала опыт своей работы по проблемам развивающего и опережающего обучения в системе Л.В.Занкова через методические семинары-практикумы, посещение уроков с последующим анализом, предоставлением учебных материалов лаборатории Л.В.Занкова.

Образовательная задача школы, действительная для всех её ступеней, а именно вооружение учащихся основами наук, системой знаний и навыков, получает своеобразное преломление на ступени начального обучения соответственно её специфике.

Начальное обучение, которое является первой ступенью школы и предваряет её последующие этапы, должно положить фундамент дальнейшего развития школьников и успешного овладения основами наук.

Педагогическая специфика данной ступени – работа над общим развитием детей. Эта работа осуществляется в процессе систематического усвоения школьниками знаний и навыков, определяемых программами начальных классов; развитие, с одной стороны, и усвоение знаний и навыков – с другой, ни в коей мере не противопоставляются. Оба эти процесса представляют органическое единство.

Однако, чтобы обучение было возможно более эффективным для развития школьников, оно должно быть продумано и построено исходя из данной задачи. Работу над общим развитием следует особо выделить: она не может быть растворена в обучении школьным предметам.

Органическая связь работы над общим развитием и выполнение образовательно-воспитательных задач выдвигают необходимость дать учащимся начальных классов общую картину мира на основе науки, литературы и искусства. Здесь имеются в виду природа, жизнь и труд людей; следует особо выделить прогресс техники.

Общее развитие не может быть достигнуто в познании отдельных кусочков действительности, не может быть ограничено узким бытовым мирком. Оно требует широкого охвата явлений окружающего мира в его многообразии и значительности.

Этим вовсе не отрицается формирование умений и навыков как одна из важнейших задач начального обучения. Овладение чтением, письмом и другими умениями и навыками должно быть понятно не как особая сфера усвоения натренированных операций, а как часть овладения человеческой культурой.

На данной ступени надо дать учащимся общую картину мира. Это – первый цикл познания мира на основе науки, литературы и искусства; занимаемое им место в начале школьного образования и возрастные особенности младших школьников обуславливают характерные черты начального обучения.

В начальных классах познание мира отмечается непосредственностью и целостностью. Анализ познаваемой действительности носит здесь первоначальный характер, в том смысле, что он ближе к поверхности явлений, пока ещё мало проникает в их глубину.

Главными ступенями внутри начального обучения являются: 1-й класс – с одной стороны, и 2-3 классы – с другой. 1-й класс характеризуется тем, что ребёнок впервые знакомится с основными категориями и стержневыми явлениями, относящимися к различным учебным предметам, представленным в начальном обучении.

В грамматике: звук, буква, слог, слово, смыслоразличительная роль звуков речи, расхождения произношения и написания, ударение, часть речи, изменения слов, относящихся к разным частям речи, предложение.

В математике: число, числовой ряд, равенство и неравенство, мера и измерение, арифметические действия и их законы, пространственные формы (отрезок, прямой угол, прямоугольник) и действия с ними, буквенная запись законов действий и их отношений, числовая задача и её решение).

В естествознании: закономерный характер явлений в жизни растений и животных (на материале сезонных изменений, необходимых для продолжения жизни).

В географии: разнообразие климата, флоры и фауны, а также занятий населения в различных районах земного шара (на материале резко контрастирующих районов, таких, как Арктика, Антарктида, районов, близких к экватору) и первоначальное ознакомление с причиной таких различий.

В трудовом обучении: связь между отдельными частями объекта и способом их выполнения.

В рисовании: особенности формы, строения, пропорций предметов и их изображение.

В пении: музыкальные звуки (звуки разной высоты), звукоряд, мелодия, направление её движения, ноты и нотная запись, тон, полутон, различная длительность звуков.

Во 2-3-х классах основные категории и стержневые явления получают дальнейшее развитие: расчленяются, дифференцируются, углубляются.

Так понятие “имя существительное” становится разветвлённым, дифференцированным, поскольку теперь уже выступают разные типы склонения.

Понятия об арифметических действиях приобретают сложную структуру на основе познания двоякого смысла сложения и вычитания, умножения и деления, овладения арифметическими действиями с многозначными числами, составными именованными числами, ознакомления со свойствами суммы и разности, изучения и выполнения действий с пространственными формами.

В трудовом обучении получает своё развитие в осмыслении основания последовательности действий и в предварительном планировании изготовления объекта.

Идея связи между живой и неживой природой получает своё воплощение в познании той роли, которую играют вода и воздух в процессе жизни на нашей планете.

Общая зависимость между местонахождением определённого района, с одной стороны, и особенностями его флоры, фауны, занятий населения – с другой, конкретизируется и обогащается в процессе ознакомления с тепловыми поясами и в то же время получает опору в формировании понятия о климате.

В органической связи с обрисованным выше процессом идёт овладение умениями и навыками по каждому учебному предмету.

На протяжении 2-го класса вступают в силу условия формирования гибкости и разносторонности мыслительных процессов. Младший школьник постепенно отходит от свойственной ему статичности и альтернативности мышления, и это открывает широкую перспективу дальнейших успехов в общем развитии и познании.

2-й класс вместе с тем – это переломный этап в приобщении младшего школьника к литературе и искусству.

Если в 1-м классе работа по чтению, занятия в области изобразительного и музыкального искусства проводилась так, чтобы школьник почувствовал настроение, которое разлито в художественном произведении, чувства, которые в нём выражаются, то во 2-м классе происходит решительный прогресс в данном направлении.

Дети получают элементарные знания о построении литературного произведения, знакомятся с некоторыми видами и жанрами художественной литературы, с изобразительно-выразительными средствами языка.

В области изобразительного искусства школьники получают представление о композиции рисунка.

Рассматривая картины, дети наблюдают своеобразие форм и цветов, используемых художником в произведении.

На музыкальных занятиях много места уделяется мажорному и минорному ладу, пению по нотам.

Благодаря всему этому и на основе достигнутого ранее развития эстетических чувств второклассники значительно продвигаются в восприятии произведений литературы и искусства как особых ценностй, в которых художественный образ и средства его создания служат выражению разнообразных чувств и мыслей.

Если работа в системе развивающего обучения ведётся правильно, дети учатся не ради отметок, а из желания узнавать новое. Они испытывают удовлетворение от напряжённой умственной работы, рады решать трудные задачи. Школьники идут как бы навстречу тому новому, что им предстоит узнать.

Совсем не нужно выставлять отметок за устные ответы, а также за сочинения и текущие письменные работы учебного характера (диктанты, решение примеров, задач и т.п.). Оценивать отметками следует только письменные работы явно контрольного характера. Четвертные (семестровые) и годовые баллы выставляются на основе знания учеников, их успехов и пробелов по каждому предмету.

О качестве работы ученика учитель сообщает ученику и родителям через индивидуальные беседы (своевременно).

Домашние задания должны быть очень умеренными по объёму (чтение, естествознание, география, иностранные языки). По остальным предметам – без домашних заданий! Знания, умения, навыки отрабатываются на уроке. При правильной постановке работы по системе Л.В.Занкова усвоение материала программы достигается благодаря быстрому и интенсивному развитию школьников, а не путём увеличения домашних заданий и дополнительной работы с учениками после уроков.

Учитель может по-разному строить расписание уроков (согласовав с администрацией школы). Вовсе не обязательно, чтобы одна неделя была тождественна другой. Например, если в связи с изучением сезонных явлений в природе нужно уделить много времени экскурсиям, наблюдениям в живом уголке, разбору материала, собранного на экскурсии, можно отвести уроки по русскому языку (1-2 урока в неделю), а затем компенсировать это время за счёт часов, отводимых на изучение других разделов естествознания.

Совершенно не допустимо такое явление, когда часы, отведённые на эстетический цикл, естествознание, географию, заменяются уроками русского языка или математики без последующей компенсации. Это в корне противоречит системе начального образования, разработанной Лабораторией воспитания и развития под руководством Л.В.Занкова.

Тема: “Зависимость величины значения произведения от величины одного множителя”.

Система: развивающая и опережающая система Л. В. Занкова.

2 класс отличается тем, что школьники получают материал, на котором формируется очень важное свойство мышления, а именно рассмотрение того или иного объекта с разных точек зрения.

На протяжении 2 класса вступают в силу условия формирования гибкости и разносторонности мыслительных процессов, что открывает широкую перспективу дальнейших успехов в общем развитии и познании.

Цели:

учить учащихся наблюдать зависимость между величинами в произведении чисел;
развивать мышление и речь учащихся;
воспитывать учебное слушание.

Ведущий метод: исследовательско-поисковый.

Ход урока (1).

  1. Организационный момент (готовность к уроку, хорошее настроение, комфортность).
  2. Работа по теме урока:

а) Тема сегодняшнего урока звучит так: (она записана на доске - читаю).

Пусть дано произведение чисел а и в, оно равно с

а • в = с

Наша задача на уроке: пронаблюдать, как может изменяться значение произведения с в зависимости от изменения одного из множителей а или в.

Попробуйте ответить на такие вопросы:

  • как изменится значение произведения с:
    • если 1-й сомножитель увеличить в 2 раза, а другой оставить без изменения? Приведите примеры:

(5 • 5 = 25    (5 • 2) • 5 = 10 • 5 =50     50 > 25 в 2 раза) и т. д.

    • если 1-й сомножитель оставить без изменения, а 2-й увеличить в 3 раза? Приведите примеры:

(5 • 5 = 25    5 • (5 • 3) =5 • 15 = 75    75 > 25 в 3 раза) и т. д.

    • если 1-й сомножитель уменьшить в 2 раза, а 2-й оставить без изменения? Приведите примеры:

(8 • 5 = 40    (8: 2) • 5 =4 • 5 =20    20< 40 в 2 раза)

Попробуем обобщить наши наблюдения (у каждого ученика карточка с текстом):

“Если один из сомножителей … или … в несколько раз, а другой оставить без изменения, то значение произведения … или … во … раз.”

Внимательно прочитать и карандашом вставить нужные слова.

Проверить, обсудить (желательно дать слово ученику, который может не допустить ошибок).

Обобщение учителем: “Вы – молодцы! Сами вывели закономерность зависимости значения произведения от величины одного множителя!”

б). Найти значения произведений:

12 • 6      11 • 8      16 • 4      18 • 4
24 • 3      22 • 4      32 • 2      36 • 2

(можно коментировать в устной форме запись результата:

“удобно 10 • 6 = 60      2 • 6 = 12      60+12= 72
       20 • 3 = 60       4 • 3 =12      60+12 = 72 ” (а далее самостоятельно).

Сравнить результаты в каждом столбике; почему при умножении разных чисел получаются одинаковые результаты?

Верно ли утверждение: “Если один из сомножителей увеличить в несколько раз, а другой уменьшить во столько же раз, то значение произведения не изменится?” Заслушать суждения ребят!

Обобщение учителем: “Вот такая живая математика!”

3. Музыкальная пауза на 1 –2 мин. (использовать возможности детей или технических средств обучения).

4. Решение задач.

а) (На доске скелет таблицы)

  Вес 1 ящика Кол – во ящиков Общий вес
с деталями 96 кг    
пустой ? кг на ? кг легче 3 ящика 24 кг

Читаю условие задачи (один раз): “ Ящик с деталями весит 96 кг, а 3 таких же пустых ящика весят 24 кг. На сколько килограммов пустой ящик легче ящика с деталями?”

Проанализируем условие задачи и заполним таблицу.

Что известно по условию задачи?
А что спрашивается в задаче?
Кто повторит условие задачи?

Анализ решения задачи.

Можем сразу ответить на главный вопрос задачи? (Нет)
Почему? (Объяснения)
Можем узнать вес 1 пустого ящика? Почему? Как?
Можем теперь ответить на главный вопрос задачи?
Почему? Как?

Почему от 96 надо отнять 8? (Мы же сравниваем 2 числа: “на сколько меньше: нужно от большего отнять меньшее)

Так задача простая или составная? Почему?

б) Оформить решение задачи в тетрадях с пояснением (на доске опора)

Задача.

Решение.

  1. _
  2. _

Ответ:

в) Проверка:

    • лучший вариант - через эпидиаскоп: “Какие есть замечания по оформлению решения задачи?”
    • другой вариант - решение с пояснением и ответ.

г) Как иначе можно сформулировать вопрос задачи? (При этом решение задачи не должно измениться).

д) Предлагаю новую задачу-ситуацию:

“У девочки есть сестра, а братьев у неё вдвое больше. Сколько всего детей в семье?

(Всего в семье четверо детей: 2 девочки и 2 мальчика.) Это много или мало?”

5.Обобщение по уроку.

Посмотрите внимательно на свою работу в тетради.

У Вас возникли какие-нибудь вопросы?

У меня к Вам задание: дано произведение 3-х чисел а • в • с = d.

Как изменится значение произведения:

    • если а и в оставим без изменения, а с уменьшим в 4 раза?
    • если а ув. в 2 раза, в ум. в 2 раза, с – оставим без изменения?

Я Вас благодарю за работу!

Ход урока (2).

1). Организационный момент (готовность к уроку, хорошее настроение, комфортность).

2). Разминка. Вспомните задачу про девочку, у которой были сёстры и братья. Так сколько в семье детей?

У девочки есть сестра, а братьев у неё на 2 больше, чем сестёр. Сколько всего детей в семье?

Что Вы можете сказать про эту семью?

3). Работа по теме урока:

а) Тема сегодняшнего урока звучит также, как и на предыдущем уроке (она записана на доске) – читаю.

Наша задача на уроке: продолжать наблюдать, как может изменяться значение произведения с в зависимости от изменения одного из множителей а или в.

б). Сравнить между собой произведения, чем они похожи, чем отличаются?

33 • 2
37 • 2
31 • 2
39 • 2
35 • 2
32 • 2
38 • 2
34 • 2

Расположить их в порядке возрастания.

Вычислить значения произведений и проверить действительно ли они расположены в порядке возрастания (работа парами).

На сколько увеличивается значение произведения в каждой следующей строке по сравнению с предыдущей?

От чего зависит это изменение?

Везде ли изменение одинаково? Если нет, то почему?

Можно ли сделать так, чтобы изменение везде было одинаково? Если можно, то сделайте.

Сравнить способы вычисления значений произведений (без перехода через десяток и с переходом через десяток).

Подчеркнуть наименьшее произведение, в котором при вычислении произошел переход через десяток (работа в парах).

Почему это произошло?

Будет ли среди больших произведений такое, в котором не будет перехода через десяток? Если нет, то почему?

в). Обобщим наши наблюдения а • в = с

На предыдущем уроке мы наблюдали изменение значения произведения, если … (можно воспользоваться опорной карточкой прошлого урока, которая у каждого приклеена в тетради).

А на сегодняшнем уроке? … (Высказывания детей).

На что вы обратили внимание? (Высказывание детей).

На досуге подумайте: “Зачем ученику нужно знать об этих изменениях в произведении?”

4). Поэтическая пауза на 2 мин. (Заранее учитель предусматривает кто из учеников и с чем выйдет перед классом).

5). Решение задачи.

а). на доске скелет таблицы

  Норма за 1 день Кол-во дней Всего
І школа ? скв.

3 дня

36 скв.

ІІ школа ? скв. на ск. б.

2 дня

36 скв.

Читаю условие задачи (один раз). Ко дню птиц в одной школе сделали 36 скворечников за 3 дня, а в другой школе то же количество скворечников сделали за 2 дня. На сколько больше скворечников делали за день во второй школе?

Проанализируем условие задачи и заполним таблицу:

– что известно по условию задачи?

– а что спрашивается в задаче?

– а что, во 2-й школе дети работали лучше? Вы уверены? Почему?

– кто повторит условие задачи?

Анализ решения задачи :

– можем сразу ответить на главный вопрос задачи? (Нет) Почему? (Объяснения);

– можем узнать норму за 1 день 1 школы? Почему? Как?

– можем узнать норму за 1 день 2 школы? Почему? Как?

– можем теперь ответить на главный вопрос задачи? Почему? Как? Почему так? (“Чтобы сравнить два числа, нужно … – дополните”)

– так задача простая или составная? Почему?

б). Оформить решение задачи в тетрадях с пояснением (работа в парах; два ученика самостоятельно работают у доски (“крылья”).

в). Проверка (2 ученика у доски открывают “крылья”, учащиеся за партами сравнивают свои решения задачи с решением задачи на доске; свободные высказывания, замечания, может быть предложение записать решение задачи выражением: 36 : 2 – 36 : 3 = 6 (скв.)

г). Как иначе можно сформулировать вопрос задачи (при этом решение задачи не должно измениться)?

6). Итог урока.

Посмотрите внимательно на свою работу в тетради (учительница может продемонстрировать лучшие работы учащихся).

У Вас возникли какие-нибудь вопросы?

Закончу урок одним из условий успешной работы: “Будь внимательным. Не позволяй себе отвлекаться на уроке, иначе пропустишь важное.”