В работе каждого педагога складывается определенная система, стиль – техника работы. Т.е. сочетание разных методов и приемов. В настоящее время разработано и применяется масса приемов. Все они обладают разной степенью эффективности. Как в потоке педагогической литературы выбрать оптимальные приемы обучения и организации обучения? Эффективный технологичный прием, легко применимый в условиях обычной школы, направлен на достижение нескольких целей и отвечает хотя бы одному, а лучше, нескольким принципам педагогической техники. На своих уроках я с удовольствием их применяю, обучила детей этим приемам. Теперь у меня есть помощники в каждом классе – подготовят материалы для проверки домашнего задания, закрепления материала и отработки навыков. Любимое время урока – взаимоопрос. Ребята готовят дидактические материалы, игры, конкурсы. Главными критериями эффективности приема для меня стали
Принципы педагогической техники
Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!
- Это можно сделать в рамках современной системы обучения.
- В начале урока предоставляется выбор роли на сегодняшний урок – подводящий итоги, психолог.
- Во время урока предоставляется выбор последовательности выполнения заданий, самостоятельно или в паре, форма выполнения задания, выбор источников информации.
- В конце урока – выбор домашнего задания.
Принцип открытости. Не только давать
знания – но еще и показывать их границы.
Сталкивать ученика с проблемами, решения которых
лежат за пределами изучаемого курса.
Использовать в обучении открытые задачи.
Открытость информации для детей – план темы,
раздела с указанием основного содержания, план
деятельности на тему, урок. В совершенном виде –
совместное с детьми проектирование урока. Для
этого необходимо обучить детей приемам
обработки информации, разным видам деятельности,
учебным приемам, коммуникативным
взаимодействиям.
Принцип деятельности. Освоение
учениками знаний, умений, навыков
преимущественно в форме деятельности.
Чтобы знания становились инструментом, с ним
нужно работать – применять. Любые знания, где
ученик действует сам или в паре, группе, делает
для себя или других. Даже во время лекции
учащиеся составляют “свою опору” - не просто
слушает, а обрабатывает информацию, выделяет
главное, ключевое (для него), фиксирует. Т.о.
работает со знанием, преобразует его в другую
форму.
Принцип обратной связи. Регулярно
контролировать процесс обучения с помощью
развитой системы приемов обратной связи.
Чем лучше развита система, тем больше в ней
механизмов обратной связи. Учитель отслеживает
на уроке выполнение домашнего задания, понимание
и усвоение материала, овладение умениями и
навыками, включенность ученика в процесс
обучения, его настроение и т.д. Существуют приемы,
позволяющие это сделать быстро и эффективно.
На каждом уроке с помощью нескольких приемов
проверяются теоретические знания и уровень
сформированности практических умений
Принцип идеальности (высокого КПД). Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования от взаимоопроса до составления контрольных работ и их взаимопроверки. Активное вовлечение учащихся в процесс управления своим коллективом, собой, тогда они САМИ обучают друг друга, чувствуют свою успешность и САМИ стремятся ее подкрепить.
Результат применения педагогических техник – хорошо организованный труд учителя и учеников, хорошо организованный класс, хорошо организованные знания.
Эти приемы применяю наиболее часто, и они особенно любимы детьми.
Зашумленная тема. Тема урока записывается с добавлением других букв без разрывов между словами. Предлагается детям прочитать “про себя”, помочь прочитать учителю. Также можно давать понятия прошлого урока, суждения, определения. Этот прием развивает зрительную перцепцию.
Перевертыш. Тема урока записывается словами в перевернутом виде, не меняя порядка слов в предложении. Предлагается детям прочитать, рассказать, как они это сделали. Так же можно давать определения понятий, суждения, небольшой текст задания. Или предложить в качестве домашнего задания изложить основные тезисы темы в таком виде. На следующем уроке дети обменяются своими “шифровками”. Повторение и развитие зрительной перцепции.
Лови ошибку. Ученики получают текст со специально допущенными ошибками. Их необходимо отыскать и объяснить, как должно быть правильно. Обучив учеников этому приему, можно задавать в качестве домашнего задания составление такого текста для взаимопроверки на следующем уроке.
Окна.
1. Дается схема учебного материала с подсказками (некоторые элементы схемы прописаны). Изучая новый материал, ученики дополняют схему, “открывают окна”.
2. Дается схема учебного материала с подсказками (некоторые элементы схемы прописаны) по материалу прошлого урока. Используя подсказки, ученики дополняют схему.
Осколки.
1. Учащиеся получают текст из обрывков фраз.
Необходимо выстроить их в предложения.
2. Учащиеся получают запись в виде двух столбиков:
первый столбик – начало фразы, второй – конец
фразы. Нужно собрать фразы.
3. Понятия разбиты на слоги, которые записываются
в табличку в произвольном порядке. Учащиеся
отыскивают эти понятия и дают им определение.
Прием хорош на любом этапе урока и в качестве домашнего задания – составить по теме “осколки” для взаимопроверки.
Словолов. Учащимся предъявляется кроссворд с записанными понятиями темы, названиями объектов. Необходимо отыскать эти понятия, показать мелом на доске или выписать на листке – кто больше найдет и даст определения этих понятий.
Реставрация. Учащиеся получают текст, рисунок с пропусками, недостающими элементами. Необходимо заполнить “пробелы”. Прием возможно использовать на любом этапе урока и в качестве домашнего задания.
Своя опора.
1. Ученик составляет собственный опорный
конспект по новому материалу.
2. Составить опорный конспект и объяснить его
соседу.
3. Составить опорный конспект по части учебного
материала и обменяться с соседом.
4. Опора составляется каждым учеником по лекции
учителя. При чтении учебника дополняется.
Пересказ по опоре в паре.
Пример: конкурс на лучшую шпаргалку, создать универсальную шпаргалку.
Таблица. После прочтения учебного
материала выбрать объекты для сравнения, выбрать
характеристики (признаки) для сравнения.
Составить форму таблицы, защитить ее публично,
заполнить индивидуально или в паре.
В этом приеме важно предварительно научить детей
составлять форму таблицы, располагать столбцы и
строки. Начать обучение следует с анализа
готовых таблиц, их преобразования.
Случайность. Учитель вводит в урок элементы
случайного выбора.
Это игры, в которых выбор вопроса или объекта
предоставляется жребию. Таких игр существует
много, и можно изобрести еще или модифицировать
под условия конкретного приема. Этот прием можно
применять почти повсюду: выбор вопросов в
контрольной работе, выбор домашнего задания,
последовательность организационных форм урока и
т.д.
Можно использовать кубик, волчок, мишень,
билетики с номерами, названиями.
Совет. По всяким сложным вопросам, проблемам организации труда учитель советуется с классом: какое домашнее задание задать, как лучше выполнить задание, каким способом лучше изучить новый материал, как организуем работу на уроке. Но чтобы это не было отрицательных ответов, типа “никакое, не надо, не будем и т.д.”, детей необходимо прежде обучить интересным приемам работы, мотивировать на изучение темы, поставить перед ними четкую цель урока, ожидаемый результат, к которому должны прийти концу урока. А вот как работать, в какой форме выразить результат - лучше планировать с детьми.
Творчество на будущее. Ученики выполняют творческие задания по созданию дидактических материалов. Сочинение стихов, ребусов, загадок по теме. Ученики составляют “Словолов”, “Осколки”, кроссворды по теме урока. Или разрабатывают игру на изучение, повторение или закрепление темы. Придумывают сценарии предметных праздников, вечеров. Сборники адаптированных рассказов по предмету для малышей.
Дай себе помочь. Этот прием тесно соприкасается с предыдущим приемом, но направлен на привлечение детей к составлению текстов контрольных работ, проверочных диктантов, тестов. Учитель максимально использует ситуацию, в которой дети могут ему помочь. Особенно, если нет оргтехники, а нужно переписать несколько вариантов контрольной работы.
Вопрос к тексту.
Перед изучением учебного текста ребятам
ставится задача: составить к нему список
вопросов. Иногда целесообразно оговаривать
количество вопросов, их вид.
В конце урока можно дать задание составить
вопросы для закрепления учебного материала или
взаимопроверки на следующем уроке или дается
задание составить вопросы, на которые с
легкостью ответишь сам. Т.о. опосредованно
выявляем уровень усвоения материала и получаем
список вопросов для проведения опроса на
следующем уроке.
Домашнее задание. Идеально, если бы вообще не задавать домашних работ. Дети их часто не выполняют в силу разных причин. А главное, потому, что часто на дом задается то, что не успели сделать в классе. И ребенок сам не всегда может разобраться. Домашними заданиями преступно воруется свободное время ребенка усердного. А для неусердного – пустой звук, для совестливого – постоянное психологическое угнетение. Но уж если мы не можем не задать домашнего задания, то нужно сделать так, чтобы оно стало привлекательным для ребенка. Чтобы ученик не боялся наказания и плохой оценки за домашнюю работу, и выполнял его не потому, что “географичка пару вкатит”, а потому что интересно. Если сделал домашнюю работу, молодец! Сделал правильно – получи хорошую дополнительную оценку, сделал не правильно – разберемся. Главное, чтобы ребенок хотел работать. Но одним моральным стимулированием не обойтись. Поэтому несколько приемов относительно домашнего задания.
Идеальное задание. Учитель предлагает ученикам выполнить дома работу по своему пониманию и усмотрению, выбрать любую форму и способ выполнения. Дается перечень номеров, выбирать можно любой.
Три уровня домашнего задания.
Учитель в начале темы задает домашнее задание одновременно в двух или трех уровнях.
- обязательный минимум – абсолютно понятно и доступно всем.
- тренировочный уровень – для учеников, желающих хорошо знать предмет и без особой трудности осваивать программу.
- творческий уровень – выполняются добровольно, выполнение стимулируется высокой оценкой, освобождением от заданий уровня 1 и 2, сдача выполненных заданий происходит в любое время в течение изучения темы.
В творческом уровне дается разработать частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам. Составить кроссворды, чайнворды, ребусы, словоловы, загадки, тематические сборники интересных фактов, примеров, задач. Разработать плакаты опорных конспектов; сочинить стихотворные формулировки.
Необычная обычность.
Учитель задает домашнее задание необычным образом.
- вставить пропущенные буквы, из них составить слово, оно и является домашним заданием: .ода, р.са, .оезд, во.с, м.олоко, .ова, обр.в. (вопросы)
- зашифровать цифрами буквы алфавита: 16,15,14,33,18,10,33 (понятия)
- возьмите приставку от слова "поезд", возьмите корень из слова "поднят", и окончание от слова "сомнения". (понятия)
- “жребий” или “беспроигрышная лотерея” - вытянуть билет с вариантом задания.
Обсуждение домашнего задания. Учитель
вместе с детьми обсуждает вопрос: каким должно
быть домашнее задание, чтобы новый материал был
качественно закреплен?
Уровень усвоения знаний учениками,
сформированность умений и навыков является пока
что основным показателем качества работы
учителя. Каждый учитель вырабатывает со временем
свой стиль проверки знаний учащихся. Но как это
сделать быстро, всесторонне, эффективно? Главное,
чтобы проверка знаний для учеников была
систематическим, привычным и необходимым делом.
Проверку знаний или выполнение домашнего
материала идеально проводить на каждом уроке и у
всех учеников. Очень эффективны разного рода
диктанты и другие приемы, о которых рассказано
выше. Очень хорошо привлечь для проверки работ
учащихся. Вот несколько приемов.
Фактологический диктант. Диктант проводится по фактическому материалу прошлого урока. Вопросы задаются быстро, ответ требует двух-трех слов. На партах листки и ручки, если нужно - карты. Отвечать очень быстро на листках.
Щадящий опрос. Учитель проводить
фронтальный опрос, но сам ответы не выслушивает.
Дети отвечают друг другу в паре или группе. Затем
учитель сам отвечает на этот вопрос, и дети
сравнивают ответы товарищей с ответом учителя и
ставит ему “+” или “-“. Целесообразно проводить
перед обобщением или контрольной работой. Но
можно и на любом уроке.
После щадящего опроса можно дать небольшую
работу на оценку.
Выборочный контроль. Проверяются работы учеников выборочно. Работы после сдачи пересчитываются, перетасовываются, и вытаскивается несколько наугад.
Зачет. Проводится, если нужно отследить сформированность базовых умений. Учащиеся получают практические задания. Можно проводить как часть урока или посветять целый урок в конце темы.
Блиц контрольная. Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязан владеть каждый ученик. Время на ответы дается ограниченное – до 1 минуты на вопрос, вопросы должны быть конкретными, ответы короткими.
Уровневая контрольная работа.
Текст контрольной работы дается в трех уровнях:
- базовый состоит из трех заданий, обязательных для всех, на знание фактического материала
- на оценку 4 – два задания на понимание на процессов и явлений, требующих объяснить их причины или взаимосвязи.
- на оценку 5 – два задания на применение знаний в новой ситуации, анализ явлений и процессов, выдвижение гипотез.
Супер - контрольная. Текст контрольной работы разрабатывают ученики друг для друга. На одном листе пишут задания, на другом ответы. На уроке обмениваются заданиями и выполняют их. По своим листам ответов проверяют выполнение. На этой контрольной ученик получает три оценки – за задания, выполнение и ответы с проверкой. Стоит потрудиться. Выставляется средняя оценка.
Опрос-итог. Учитель в конце урока задает
вопросы, побуждающие к рефлексии: что на уроке
было главным? Что было интересным? Что нового
сегодня узнали? Урок не прошел даром, потому что…
Я чувствую, что стал лучше…
Все эти приемы прекрасно вписываются в любую
систему, методику обучения. Например, в уроке
географии.
География.
6 класс.
Тема урока: Движение вод в Мировом океане.
Цели:
- Обучающая – сформировать понятия о видах движения вод в МО и их причинах.
- Развивающая – развивать репродуктивные умения, навыки работы разными способами.
- Воспитывающая – воспитывать познавательную активность, самостоятельность, коммуникативность.
ПЛАН УРОКА:
I. Вход в урок.
|
Задача - психологический настрой,
мотивация, актуализация опорных знаний. Прием – беседа. Оборудование - план изучения оболочки Земли |
II. Проверка домашнего задания.
М (Материк, океан, море, остров, полуостов, архипелаг, пролив, залив) |
Задача - повторить определения
понятий, подготовиться к диктанту. Прием - “Словолов” Оборудование - сетка “Словолова” на доске |
|
2. Диктант по понятиям
пошлого урока. Учитель проговаривает определение понятий, учащиеся на листках записывают номер вопроса и номер соответствующего понятия |
Задача - проверить
сформированность определений, понятий. Прием – диктант по понятиям |
|
|
1 – 3 2 – 5 3 – 6 4 – 10 5 – 1 6 – 8 7 – 4 8 – 9 9 – 2 10 - 7 |
|
3. Игра
“Случайность”. Каждый ученик выбирает себе кружок, на котором написаны: “Покажи моря и острова”, “Покажи материки и проливы”, “ Покажи архипелаги и полуострова” и т. д . Нужно показать на карте мира любые 5 объектов из названных. |
Задача - проверить, как
дети ориентируются по карте, усвоение главных
признаков частей Мирового океана. Прием – игра “Случайность” Оборудование - карта мира, кружки с надписями географических объектов. |
III. Изучение нового материала.
Почитайте тему урока, скажите мне
и всем детям (тема урока заранее написана на
доске с “зашумлением”: парадвижениежводивомировомнокеанебо) Цель урока сформулировать вместе с детьми. 1.Лекция “Движение вод в МО” План лекции (на доске):
2.Во время чтения лекции учитель на доске показывает способ схематизации учебного материала, учащиеся зарисовывают схему в тетради: |
Задачи - развитие зрительной
перцепции, учить составлять “Свою опору”,
сворачивать информацию в схему. Приемы.-“Зашумление”, “Своя опора”, “Схема”. Оборудование - карта, учебник, картины, атласы, рис.54, 56, 57. |
IV. Закрепление, наработка умений.
Проговаривание друг другу в паре учебного материала, пользуясь “Своей опорой” - схемой. | Задача - развивать речь, усилить
понимание учебного материала. Прием - взаимообучение, пересказ в паре |
V. Контроль усвоения знаний.
Восстановить текст, вписать
пропущенные слова: “В океане различают ____ вида движения вод:____________ и _____________. Вертикальные движения называют ___________. Волны
бывают ветровые,_______________ , приливы и __________.
______________ волны возникают под воздействием _____________
. |
Задача -проверить усвоение
учебного материала, умение разворачивать текст. Прием - “Реставрация” |
VI. Итог урока.
Подводящий итоги отвечает на
вопросы, написанные заранее на доске: Что сегодня
изучали? Какова была тема урока? Какова была цель
урока? Что узнали нового? Достигли ли цели? Какими
способами работали? Как сегодня работалось?
Устали? Сообщение оценок. |
Задача - учить анализировать свою
деятельность Прием - роль “Подводящий итоги” |
VII. Домашнее задание.
Прочитать, домашнее задание: “ьтасипаз яинеледерпо хывон йитяноп в уцилбат” ( записать определения новых понятий в тетрадь) Параграфы 26, 27. |
Задача - развитие зрительной
перцепции, познавательной активности. Прием – “перевертыш” |
ЛИТЕРАТУРА:
1. А. Гин. Приемы педагогической техники. Вита-Пресс. М. 2002 г.
2. М.Гриндер. НЛП в педагогике. ИОИ. М. 2001г.
3. С.В.Кульневич. Совсем необычный урок. Т.Ц. Учитель Волгоград.2001.
4. А. Ярулов. Индивидуально-ориентированная система обучения. Красноярск.1998
5. Е.А. Ямбург. Школа для всех. Адаптивная модель. Новая школа. М.1997.