Общепедагогические технологии
-
Сказка о том, как спорили волокна 2003
Данная разработка знакомит учащихся с историей использования и получения волокон, их свойствами, с экологическими проблемами. При проведении мероприятия использованы межпредметные связи по химии, биологии, истории, экологии, физики, медицины. Учащиеся реализовали свои творческие способности всесторонне.
-
Оценка успешности обучения учащихся 2003
Для достижения наибольшей успешности обучения педагоги школ используют различные методики и технологии, как уже проверенные в педагогической практике, так и оригинальные, собственной разработки. Однако, прежде чем рекомендовать новые разработки к широкому внедрению в практику, необходимо проверить их работоспособность. Традиционные пятибалльная и рейтинговая оценки имеют свои плюсы и минусы. Предлагаемая оценка успешности обучения учащихся, по нашему мнению, имеет некоторые преимущества перед ними.
-
Статья "Меры по повышению качества образования учащихся" 2003
В гимназии введено “горизонтальное” обогащение содержания образования, т.е. в дополнение к традиционному учебному плану введены специальные интегрированные курсы, ориентированные на решение проблемы развития ребенка в трех основных направлениях - “социальная компетенция”, “обучение мышлению”, “физическое развитие”. В результате комплексного подхода качество знаний улучшилось на 17% по сравнению с предыдущим годом, возросла мотивация к обучению, повысился общий уровень развития творческого мышления на 12%.
-
Некоторые проблемы преподавания литературы в национальной школе 2003
Литературное образование школьников на современном этапе переживает не лучшее время. Диалог культур немыслим без общения. А самопознание немыслимо без общения с литературой. Литература многонациональной России всегда помогала населению выжить, с достоинством выйти из трудных ситуаций. Следует возродить традиционное преподавание многонациональной литературы.
-
О темпераменте с интересом 2003
Цель: закрепление понятия темперамент. Обогащение представлений о психологических особенностях человека, совершенствование умения оперировать понятиями, применяя различные игровые и практические методы и приемы в работе (рисование портретов, прослушивание мелодий, стихосложение).
-
Преемственность развивающего обучения по системе Л.В. Занкова 2003
Развивающая система обучения в начальной школе велением времени и на основе практики должна иметь преемственность в средней школе, чтобы сохранить познавательный потенциал ребенка и развивать его далее, опираясь на то, что он уже достиг.
-
Авторский семинар "Связь предметов инвариативной и вариативной частей учебного плана" 2003
Связь предметов инвариативной и вариативной частей учебного плана (на примере преподавания риторики в 5-8-х классах).
-
Конспекты занятий по развитию опорно-двигательного аппарата дошкольника в коррекционно-оздоровительной группе 2003
B процессе проведения занятий увеличивается двигательная активность, совершенствуются количественные и качественные показатели развития движений, посредством оздоровительного бега и ходьбы, корригирующей гимнастики, гимнастики с элементами Хатха-йоги, самомассажа, игр, дыхательных упражнений, релаксации и др.
-
Игры в карты, или Кое-что о методических штучках 2003
В статье представлены несколько очень простых методических приемов преподавания географии. Главная идея: подобные задания и разминки географичны, осмысленны, их легко вписать в практически любой урок географии. Можно проводить с детьми более старшего возраста, чем приняты подобные формы работы. Занимает 1-2 минуты. Налаживает взаимодействие учителя и учеников. Соответствует требованию о смене деятельности. Развлекает детей.
-
Система релаксационных упражнений для детей дошкольного возраста 2003
Система релаксационных упражнений для детей дошкольного возраста (представлена в сокращенном варианте) дает возможность переключиться с негативных эмоций на позитивные, снять мышечный и эмоциональный зажим, просто расслабиться. Является частью системы мер по снятию психоэмоционального напряжения для дезадаптивных детей, воспитывающихся в условиях дошкольного учреждения с режимом круглосуточного пребывания.
-
Открытый урок чтения по учебнику Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева "Маленькая дверь в большой мир" 2003
В начальных классах очень важно обеспечить постепенный перевод учащихся от взаимодействия с учителем к самостоятельной познавательной деятельности, обеспечив при этом необходимую познавательную активность. В центре моего внимания такие формы уроков, которые способствуют организации диалога, живой и свободной взаимосвязи между учителем и учащимися, создают для каждого ученика возможность самовыражения. Это особенно актуально при обучении в классах с многонациональным составом учащихся.
-
Трудный класс. Трудные ученики 2003
В статье "Трудный класс. Трудные ученики" описывается поэтапная работа классного руководителя с классом и индивидуальная работа с трудным учеником. Описаны конечные результаты успеха класса и отдельных учеников
-
Использование метода проектов на уроках технологии 2003
Метод проектов является технологией четвёртого поколения и позволяет на деле реализовать личностно-ориентированный подход в трудовом обучении учащихся, интегрировать знания, умения и понятия, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин, на разных этапах обучения, актуализирует познавательную деятельность, творческий подход, мотивирует учебную деятельность с доминированием мотивов её совершенствования.
-
Урок-дискуссия в 11-м классе "Теории происхождения жизни на Земле" 2003
В ходе урока рассматриваются понятие "жизнь" и некоторые гипотезы происхождения жизни на Земле (включая научный и теологический подходы). Опираясь на идеи развивающего обучения, предлагаются приемы ведения дискуссии, формирования собственного отношения к вопросу происхождения жизни в свете концепции устойчивого развития, в духе культуры мира и толерантности.
-
Интерактивные алгоритмы саморазвивающихся систем в информационной педагогике 2003
В работе автором рассматриваются принципиально новые подходы семантического текстового моделирования в информационной педагогике, вводится терминологический аппарат и приводится коммуникационная модель обучения. Приводимая в настоящей заметке модель иконографической коммуникации открывает на наш взгляд новую страницу в теоретических, методических и прикладных исследованиях по технологии эффективности передачи информации с помощью учебных текстовых моделей.
-
Урок-экскурсия "Фабрика слов" 2003
Интересные, занимательные, почти детективные истории о происхождении, строении, сочетаниях слов помогут разобраться во многих вопросах лексикологии, фразеологии, этимологии, правописания, орфоэпии, поэтики и лингвистики. Задания даны под разными рубриками "Из истории слов", "Почему мы так говорим?", "Зарубить на носу", "Полминутки для шутки". В частности, на конкретных примерах рассматриваются различные трудности, которые возникают при написании слов. Интерес поддерживается с использованием занимательных и игровых материалов для развития творческих способностей детей. Принцип занимательности - один из главных по данному уроку.
-
Артистизм и стильность учителя 2003
В статье определены основные направления, которые раскрывают смысл понятий "артистизм" и "стильность" учителя. Эрудиция, обаяние, самобытность, импровизация, образность речи, пластика, ясность поведения, простота, сдержанность, лаконизм - все это, в совокупности с необходимыми знаниями по предмету, позволяет учителю раскрыться в полной мере и достичь высокого профессионализма в процессе своей деятельности.
-
Модульные уроки по биологии с рейтинговой системой контроля знаний 2003
На каждом модульно-рейтинговом уроке суммируются все баллы, полученные учащимися, и записываются в свободную рейтинговую ведомость. (Ведомость вывешивается на доску в начале каждого урока). В конце темы выводится рейтинг каждого ученика. Это система проведения урока позволяет ученику видеть своё продвижение, стимулирует его к получению максимального количества баллов, желанию идти вперед, т.е. повышать состязательность в учебе.
-
На пути организации профессионального обучения 2003
В статье рассматриваются: - необходимость модернизации системы образования на современном этапе; - переход на профильное обучение как возможность выхода из кризиса образовательной системы; - основные проблемы организации профильного обучения; - необходимость создания предпрофильной программы каждым учебным заведением.
-
Организация учебного процесса и исследовательско-познавательной деятельности в разноуровневом детском коллективе 2003
В работе рассмотрен процесс обучения детскому техническому творчеству в ДТО "Электроник". Выявлено, что применение многоуровневого, ступенчатого образования при разновозрастном содержании групп позволяет организовать гибкий, вариативный образовательный процесс путем использования различных организационных моделей организации детской технической творческой деятельности, способствующей развитию исследовательской и познавательной деятельности у обучаемых.
-
Применение метода проектов для создания образовательных ресурсов по литературе и литературному краеведению 2003
В современной педагогике активно разрабатывается и используется уже более десяти лет так называемый метод проектов, нацеленный на активизацию творческих возможностей личности. Применение его позволяет по-новому организовать внеклассную работу по литературе и литературному краеведению. Таким проектом стал проект "Образовательный web-ресурс "А.С. Пушкин в Оренбурге. Творческая история повести "Капитанская дочка".
-
Программа Дня адаптации в лицее 2003
Программа Дня адаптации учащихся в лицее содержит в себе перечень мероприятий с указанием форм и методов их проведения. Проведение такого дня помогает ускорить процесс узнавания учителей, а значит избежать сложностей, излишнего напряжения, беспокойства у детей при вхождении в учебно-воспитательное пространство лицея, создает ситуацию психологического комфорта, способствует успешному обучению ребят и сохранению их психического и физического здоровья.
-
"Портфель учителя или профессиональная культура учителя" (Экология — разработка уроков) 2003
В статье подробно описана серия уроков по теме "Экология". Первая часть - лексика и упражнения по отработке лексики. Затем проблемы и вопросы по данной теме и описание организации деятельности учащихся: обсуждение в группе и презентация, художественный проект, презентация и т.д. "Портфель учителя" может стать мотивационной основой деятельности учителя, может помочь формированию его личности."Портфель учителя" обеспечит учителя возможностью индивидуальной самореализации.
-
Математическая сказка как средство развития математического творчества учащихся 5—9-х классов средней школы 2003
Сочинение математических сказок не является заменой обучения математике традиционными способами. Основной акцент при написании математических сказок делается на глубокое понимание учебной информации, сознательное и активное усвоение, формирование у школьников умения самостоятельно и творчески применять полученную учебную информацию.
-
Турнир по истории средних веков 2003
Турнир представляет собой внеклассное мероприятие, рассчитанное на параллель, состоящую из трех классов. Он завершает изучение курса истории Средних веков и проходит после проведения олимпиады, в которой участвуют все шестиклассники. Данный турнир войдет в систему игр и других мероприятий по всеобщей и отечественной истории, разработкой которой мы в настоящее время занимаемся.
-
Применение технологии критического мышления в преподавании истории и обществознания в средней школе 2003
Использование технологии критического мышления позволяет посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс создать условия для формирования важнейших интеллектуальных умений учащихся, обеспечить три составляющие успеха на уроке: интеллектуальную составляющую, коммуникативную составляющую и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело. Предложенные проекты уроков разработаны на основе базовой модели урока в технологии критического мышления, были проведены в 8-м классе средней общеобразовательной школы и позволили обеспечить хорошие результаты в освоении тем.
-
Технология присвоения метазнаний 2003
Основана на метапредметности, которая выступает как средство формирования метазнаний и присвоение их учениками, а также как условие целостности познания, порождающие метазнания как полную картину мира с научной точки зрения.<br> В нашем понимании метазнания как продукт познания интегрируют образное и теоретическое, а также выступают в качестве когнитивной структуры.
-
Коррекционно-развивающая программа по профилактике дезадаптации у первоклассников 2003
Результаты проведенной в начале учебного года диагностики уровня развития памяти, внимания, мышления и воображения показали, что около 50 % первоклассников имеют низкий уровень развития того или иного познавательного процесса, что в дальнейшем может быть причиной неуспеваемости и потери учебной мотивации школьника. По итогам диагностики формируется группа, с которой проводятся занятия на коррекцию и развитие воображения, памяти, внимания и мышления. Основные цели и задачи коррекционно-развивающей программы - развитие памяти, внимания, мышления; создание положительного эмоционального фона, чувства принадлежности к группе у детей и, как следствие, - развитие коммуникативных навыков, сплочение класса, развитие познавательных процессов.
-
Основные принципы интегрирования уроков и межпредметные связи 2003
Предлагается новая методика изложения школьных предметов, основанная на явном изучении основ научного мышления в курсе каждой науки, изучаемой в школе.
-
Методические основы лагеря "Лидерство" 2003
Статья раскрывает методические основы и опыт организации лагеря "Лидерство" - тренинга коммуникативной компетенции, который проводит команда старшеклассников 14-17 лет (8-12 человек оптимально), называемых J.С. (Junior Councellor), под руководством учителя, владеющего этой методикой (Staff). Учитель организует команду J.C., помогает им спланировать, организовать, провести и проанализировать лагерь.