Адаптированность – уровень фактического приспособления человека, его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью.
В современной образовательной практике, наряду с формированием знаний и умений, в число приоритетных, включены цели, связанные с общим личностным развитием и сохранением психологического здоровья учащихся. Существенное значение в их достижении имеет психолого-педагогическое сопровождение обучаемых.
Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие. Механизмы же приспособления, возникшие в процессе адаптации, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера.
Согласно М.М. Безруких, процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.
Первый этап – ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели.
Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижается, бурная реакция начинает затихать.
Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.
Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую.
При легкой адаптации состояние напряженности организма компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия, что можно считать закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни. У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года, и это свидетельствует о непосильности учебных нагрузок и режима обучения для организма данного первоклассника.
Критериями благополучной адаптации детей к школе М.М. Безруких предлагает считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей.
Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября происходит освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Это легкая форма адаптации.
Вторая группа детей имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести адаптация.
Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, родители. Это тяжелая форма адаптации. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Среди этих детей могут быть те, кто нуждается в специальном лечении – ученики с нарушениями психоневрологической сферы, но могут быть и ученики, не готовые к обучению. Если вовремя не разобраться в причинах плохого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, то все вместе может привести к срыву, дальнейшей задержке в развитии и неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья ребенка. Так или иначе, плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на ученика и вместе с родителями разобраться в причинах трудности адаптации к школе.
В логике системно-ориентационного подхода сопровождение – это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого наиболее эффективным методом. Таким методом в современной практике образования можно назвать новый компонент – психолого-педагогическую поддержку в процессе сопровождения. Ее основные принципы: согласие ребенка на помощь и поддержку, опора на наличные силы и потенциальные возможности личности; ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать трудности; сотрудничество, содействие; доброжелательность; безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства; рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату. Целью психолого-педагогической поддержки является устранение препятствий, мешающих самостоятельному продвижению ребенка в образовании.
Система психолого-педагогической работы по сопровождению адаптации первоклассников к школе
Работа с документами |
Работа с детьми |
Работа с педагогами |
Работа с родителями |
|
Выпуск из ДОУ |
Изучение представлений дошкольных психологов. Протоколы диагностики. Журнал консультаций. |
Диагностика: определение уровня актуального развития, прогноз школьных трудностей. |
Консультации и малые педсоветы с психологами и педагогами ДОУ. |
Консультации по результатам диагностики. Родительское собрание “Скоро в школу” Тестирование “Готов ли ваш малыш к школе?” Анкетирование. Рекомендации консультаций у специалистов (логопед, невролог) |
I четверть |
Изучение медицинских документов, составление справки о состоянии здоровья детей. Анализ анкет. Сбор анамнеза. Учет посещения занятий и динамики поведения детей. Журнал консультаций. |
Организация занятий по программе сопровождения адаптации (со 2 недели сентября). Динамическое наблюдение в разных видах деятельности. |
Консультации в режиме динамического наблюдения. Предварительное подведение итогов протекания адаптации в конце четверти |
Родительское собрание “Хорошо ли вашему ребенку в школе?” Консультации по протеканию адаптации, рекомендации консультаций детского невролога |
II четверть |
Учет посещения занятий и динамики поведения детей. Журнал консультаций |
Занятия по программе сопровождения адаптации. Динамическое наблюдение в разных видах деятельности |
Консультации в режиме динамического наблюдения. Предварительное подведение итогов протекания адаптации в конце полугодия |
Консультации по протеканию адаптации, рекомендации консультаций детского невролога |
III четверть |
Анализ результатов протекания адаптации. Учет посещения занятий и динамики детей. Журнал консультаций |
Коррекционно-развивающие занятия с детьми с тяжелой формой адаптации. Динамическое наблюдение в разных видах деятельности |
Консультации в режиме динамического наблюдения. |
Родительское собрание “Адаптация к школе – радости и трудности”. Тест “Адаптировался ли ваш ребенок к школе?” Консультации по протеканию адаптации в тяжелой форме, рекомендации обязательных консультаций детского невролога |
IV четверть |
Анализ результатов динамики развития. Протоколы диагностики. Оформление представлений на ПМПК. Журнал консультаций. |
Диагностика: определение уровня актуального развития у учащихся с тяжелой формой адаптации и не справляющихся с учебной программой для представления на ПМПК |
Подготовка представления на ПМПК |
Консультации по результатам диагностики и подготовка родителей к обследованию ребенка на ПМПК. |
Программа сопровождения адаптации первоклассников к школе “Умелые первоклашки”
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.
Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций. Но ученики уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям – развивается произвольность. Поддержка мотивации идет через развитие любознательности. Недоразвитие мелкой моторики рук не позволяет некоторым детям достаточно успешно овладевать основами красивого письма. Поэтому важно уделять внимание развитию мелких мышц в разных видах деятельности. В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии.
Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим.
Основной целью программы является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие саморегуляции детей, предупреждение и снижение тревожности, а также помощь учителю в создании условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей и коммуникативных способностей первоклассников.
Занятия строятся в доступной и интересной форме. Используются методы: техники и приемы саморегуляции, рисуночные методы, метод направленного воображения, игры.
Общие рекомендации по проведению занятий:
Занятия входят в систему сопровождения адаптации первоклассников к школе, поэтому в ходе их проведения проходят консультации с учителем на протяжении всего учебного года, встречи с родителями детей индивидуально и на родительских собраниях.
Часть занятий носит двойственный характер: они содержат не только развивающие, коррекционные упражнения, но и диагностические задания.
Программа рассчитана на работу в группе из 10-14 человек, поэтому класс рекомендуется делить на подгруппы и проводить занятия одновременно с уроком ритмики или обучения письму.
Для занятий каждый ребенок должен иметь тетрадь в клетку, альбом, цветные карандаши.
Продолжительность занятия 30 – 40 минут.
Оптимальная периодичность встреч – 1-2 раза в неделю.
Важно создать доброжелательную обстановку в классе, чтобы каждый чувствовал себя уверенно и не боялся сделать ошибку.
Необходимое обеспечение: магнитофон, кассеты со спокойной нейтральной инструментальной музыкой.
1 занятие “Ромашка”
Ход занятия: “Ромашка”
“На что похоже?”
Расскажи стихи руками
Рисование
“Цветик-многоцветик”
2 занятие “Путешествие по воде”
Ход занятия: Ассоциации
“Графический диктант”
Игра “Морская фигура”
Штриховка
Составление рассказа
Настроение
3 занятие “Школа”
Ход занятия: Ассоциации
Рисование
Расскажи стихи руками
“Лабиринты”
Настроение
4 занятие “Животные”
Ход занятия: “Что изменилось?”
“Кто лишний?”
Штриховка
Физкультминутка “Зайка”
“Назови одним словом”
“Кто больше назовет”
Настроение
5 занятие “Космонавт”
Ход занятия: Ассоциации
“Летающая тарелка”
“Графический диктант”
Физкультминутка “Полет в космос”
Работа со словарем
Дорисовывание
Составление рассказа
Настроение
6 занятие “Если бы …”
Ход занятия: “Что изменилось?”
“Представь себе”
Расскажи стихи руками
Рисование
Настроение
7 занятие “Съедобное – несъедобное”
Ход занятия: “Отгадайте, что это?”
Штриховка
Игра с мячом “Съедобное – несъедобное”
Кроссворд “У самовара”
Настроение
8 занятие “В зимнем лесу”
Ход занятия: “Отгадайте, чьи следы?”
Ассоциации “Это все в лесу”
Дорисовывание “Волшебный лес”
Игра “Не разбуди медведя”
Кроссворд “В лесу”
Настроение
9 занятие “Встреча в лесу”
Ход занятия: Ассоциации
Пиктограммы
“Графический диктант”
Составление рассказа
Пиктограммы
Настроение
10 занятие “Животные”
Ход занятия: “Доскажи словечко”
“Живая азбука”
Расскажи стихи руками “Снегопад”
Настроение
11 занятие “Мечты”
Ход занятия: Беседа
“Незаконченные предложения”
Рисование
Чтение рассказа В. Голявкина “Как я встречал Новый год”
Настроение
12 занятие “Путешествие”
Ход занятия: “Загадки”
Станция “Графическая”
Станция “Пещерная”
Станция “Буквенная”
Станция “Цирковая”
Настроение
Список использованных источников
Безруких М. М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? – М., 1991. – 176 c.
Данилова Е. Первоклассники // Школьный психолог. – 2002. – № 6. – С.14.
Джежелей О.В. Помогайка. – М., 1994. – 192 с.
Дружинина М. Кроссворды и игры для детей. – М., 1999. – 16 с.
Ковалева Е., Синицына Е. Готовим ребенка к школе. – М., 2000. – 336 с.
Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. – М., 1993. – 64 с.
Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А. Скоро в школу! – М., 1998. – 128 с.
Расскажи стихи руками / Пер. с англ. Егорова В., жестовое оформл. Закрочинской И. – М., 1992. – 32 с.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. – Ярославль, 2002. – 208 с.
Учимся думать / Сост. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. – Киров, 1998. – 33 с.
Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М., 2998. – 80 с.
Черепанова Е.М. Психологический стресс. – М., 1996. – 96 с.