Бывшие девятиклассники стоят на пороге старшей школы. Для большинства детей старшая школа – это ступенька непрерывного образования и ученики ждут от школы хорошей подготовки. Для кого-то старшая школа – это время, когда ребенок дорастает, созревает до совершеннолетия. Но! В таком виде перед школой ни та, ни другая задача не ставится. Школа – это не курсы подготовки в вузы и не камера хранения для еще не повзрослевших детей.
Задача старшей школы – создать условия для самоопределения, для поиска своего “я”; формирование ответственности за собственные поступки и решения.
Каждая школа ищет свои пути для решения этой задачи. Мы нашли, на наш взгляд, универсальную форму работы со старшеклассниками.
Каждый год в начале декабря наступает особый период в жизни десятиклассников – “Неделя самостоятельной работы”. Для учащихся эта “Неделя” дает возможность приобрести навыки самостоятельной, исследовательской работы, реализовать право выбора, научиться рационально использовать время. Для учителя в эти дни созданы все условия для дифференциации и индивидуализации обучения. И время проведения “Недели” выбрано не случайно. Завершаются адаптационные процессы в десятых классах, накопилась усталость у школьников – необходимо переключиться. Смена видов деятельности – лучшее для этого средство.
Чтобы эта “Неделя” прошла продуктивно, нужна четкая ее организация.
В начале учебного года информация о “Неделе” доводится до сведения старшеклассников и их родителей. За десять дней до начала “Недели” учащиеся получают лист – заявку:
Заявка на участие в неделе самостоятельной работы
ученик (ца)___________________________________ класс ___________
Выбираю |
Цель |
Задание |
Выполнение |
|
1 |
||||
2 |
||||
3 |
На обратной стороне заявки дана инструкция по ее заполнению:
- Выбери три учебных предмета, по которым тебе более всего необходима самостоятельная работа, запиши их в первой колонке.
- Сформулируй для себя и для учителя цель самостоятельной работы. Запиши ее в соответствии с выбранными предметами во вторую колонку. Цели могут быть сформулированы следующим образом:
- Получить консультацию по написанию реферата
- Вести подготовку к научно-практической конференции
- Выполнить лабораторную работу
- Решать задачи по теме “__________________________________________”
- Подготовить сообщение для учащихся начальных или средних классов
- Поработать в читальном зале городской библиотеки с определенным заданием
- Посетить городской музей с определенным заданием
- Выполнить контрольную работу повышенного уровня обучения
- и т. п.
- Третью и четвертую колонку заполняет учитель.
- После завершения недели лист-заявка с отметками о выполнении заданий сдается в кабинет завучей.
Учащиеся оформляют первые две колонки. Завуч, куратор старшей школы обрабатывает информацию и доводит ее до учителей – предметников; учителя определяют объем и содержание заданий. Эти задания вписываются в заявочный лист, который вручается старшеклассникам за два дня до начала “Недели”.
Все консультации и встречи с учащимися проводятся согласно постоянно действующему расписанию уроков.
После завершения “Недели” лист-заявка с отметками о выполнении заданий сдается куратору старшей школы. Отметки за выполненные задания вносятся в классный журнал.
Для подведения итогов “Недели” проводится анкетирование учащихся и их родителей (см. образцы анкеты ниже).
Итоги подводятся на заседании Школьного Методического Совета.
“Неделя самостоятельной работы” имеет практические результаты: интересные сообщения для младших школьников, рефераты для школьной и городской научно-практической конференции, для Дня науки, творческие проекты.
Таким образом, “Неделя самостоятельной работы” старшеклассников способствует раскрытию интересов и склонностей учащихся к научно-исследовательской деятельности, формированию у учащихся навыков планирования и самоконтроля деятельности; удовлетворению познавательных потребностей учащихся.
Образцы анкет:
Уважаемые ребята!
Для подведения итогов “Недели самостоятельной работы” просим Вас ответить на следующие вопросы:
- Какие положительные моменты Вы видите в проведении “Недели”?
- Что Вас не устраивает?
- Что, на Ваш взгляд, нужно изменить?
- Как отнеслись к неделе Ваши родители?
Уважаемые родители!
Для подведения итогов “Недели самостоятельной работы” просим Вас ответить на следующие вопросы:
- Насколько полной была информация о “Неделе самостоятельной работы”?
- Как Вы оцениваете успехи Вашего ребёнка?
- Каковы Ваши замечания по проведению “Недели самостоятельной работы”?