Близится Новый год и мы с второклассниками читаем “Чука и Гека”. Читаем не торопясь, несколько уроков подряд. На разговоры особенно не отвлекаемся, интересно и всё понятно. Разве что приходится разобраться в видах почтовой связи: письма и телеграммы сейчас редкие гости. Прочитаны страницы о сборах и отъезде, о приключениях в дороге. На предыдущем уроке волновались из-за пропавшего Гека и радовались, когда он благополучно нашёлся. Сегодня – заключительный эпизод – встреча Нового года.
А у нас в классе – предновогодний порядок: кругом висят самодельные цепи, гирлянды и игрушки. На доске уже несколько дней не стирается запись: “До Нового года осталось ___ дней”. В детстве об этом празднике мечтают задолго.
Но урок есть урок и начинаем его с проверки домашнего задания. Делим мелом доску пополам, подписываем каждую половину “ЧУК” и “ГЕК” и “цепочкой”, соблюдая очередность, записываем характеристики одновременно того и другого персонажа. Учителю в это время можно “отдыхать” за последней партой - все правила уже работают: у доски от каждого ряда находится только один ученик, он может написать только одну характеристику, написанное не тобою стирать нельзя, повторяться не имеет смысла. В конце концов у ребят на доске получается вот что:
ЧУК:
любопытный
общительный
старший
опасливый
выдумщик
молчаливый
ГЕК:
умеет петь песни
растяпа
вспыльчивый
совестливый
наблюдательный
шутник
выдумщик
- Есть вопросы?
Дети задают вопросы тем, кто написал ту или иную характеристику.
- Что такое “вспыльчивый”?
- Откуда ты узнал, что Чук старший?
- Как это – “опасливый”?
- Получается, что и Чук, и Гек – выдумщики?
- Почему ты решил, что Гек совестливый?
Теперь мой вопрос:
- А в нашем классе кто больше похож на Чука? А на Гека?
На мгновение в классе устанавливается тишина, но удивление и замешательство сменяются радостным перечислением: “Никита”, “Игорь”, “Миша”, “Ваня” и даже “Катя”.
- А почему?
В совместных рассуждениях выбираем самого – самого Чука – Мишу и самого – самого Гека – Никиту.
- А теперь идите в раздевалку и помогите мальчикам одеться, приготовиться к путешествию к далёким Синим горам.
Раздевалка рядом, и двадцать пар рук заботливо и дружно экипируют мальчишек: застегивают шубы, натягивают штанины на валенки, надевают капюшоны, укутывают подбородки шарфами – и ведут “Чука” и “Гека” в класс. Все смеются.
Обращаюсь к мальчикам:
- Расскажи, Гек, что случилось с тобой, когда мать с Чуком ушли за водой?
- Чук, можешь рассказать, что было дальше?
Это сделать не так просто: в тексте об этом говорит автор, а не герои. Так, стоя в теплой одежде, помогая друг другу, эмоционально пересказывают эпизод от первого лица.
- Жарко? Бегите, раздевайтесь. Наверное, Чуку и Геку в тот момент тоже было жарко.
Урок продолжается.
- Знаете ли вы, что Аркадий Гайдар хотел дать рассказу совсем другое название? Можете предположить, какое?
Все детские варианты названий записываем на доску с именем автора:
Настя: “Путешествие к Синим горам”
Саша: “Поездка к папе”
Илья: “Одни в тайге” и т.д.
Выслушиваем мнения оппонентов. Сообщаю детям:
- Гайдар собирался назвать рассказ очень просто – “Телеграмма”. Как вы думаете, почему?
После детских ответов достаю из стола жестяную коробочку и вынимаю из нее телеграфный бланк с текстом: “ЗАДЕРЖИТЕСЬ ВЫЕЗЖАТЬ НА ДВЕ НЕДЕЛИ. НАША ПАРТИЯ СРОЧНО УХОДИТ В ТАЙГУ. СЕРЕГИН”.
У 7 – 8 - летних детей в этот момент изумлению нет предела.
- Как!? Где Вы это взяли? В снегу нашли?
- Да нет, дети. Я сама напечатала эту телеграмму на телеграфном бланке. Но представьте себе, если бы телеграмма, которую отправил отец, не потерялась, и мама бы прочитала ее вовремя. Что бы изменилось?
- Пришлось бы ещё две недели ждать отъезда.
- Отец встретил бы их на станции.
- Не сердился бы сторож.
- Не потерялся бы Гек.
- Не успели бы приготовиться к Новому году.
- Маме бы не пришлось волноваться.
На предыдущем уроке мы уже составили словесный портрет матери: это добрая, весёлая, смелая, решительная, умелая женщина, очень любящая своих сыновей. И, конечно, как только слышим последний ответ “Мама бы не волновалась”, останавливаемся:
- Наверное, дети, это самое главное!
Заканчиваем чтение рассказа. Дочитав, выжидая паузу, спрашиваю:
- Как вы думаете, почему этот рассказ авторы поместили в учебник, чему он учит?
Ответы разные: от наивных – не надо выбрасывать телеграммы, не надо ссориться, до глубоких и философских – нужно уметь любить людей и заботиться друг о друге.
Тогда прошу перечитать последние стоки: “И тогда все люди встали, поздравили друг друга с Новым годом, пожелали всем счастья. Что такое счастье – это каждый понимал по-своему…”
- Счастливы ли герои рассказа?
- Конечно, Чук, Гек, мама после долгой разлуки вместе с любимым отцом.
- А чему радуются геологи?
- Все вместе, работа сделана, счастлив их товарищ – отец мальчиков, счастлива его жена и сыновья.
- А сторож – он часто живет один, к нему никто не приехал?
- Он хорошо делает свое дело, ему хорошо, когда хорошо другим.
И Миша - наш Чук, как всегда эмоционально, подводит итог:
- Я понял, этот рассказ о том, что все люди могут быть счастливыми!
P.S. После зимних каникул всем классом смотрим в кинотеатре фильм “Чук и Гек”. Рядом сидит Миша, все время подпрыгивает и приговаривает: “Правильно, это я сломал палку”, “Правильно, это мне подарили яблоко”. Во время эпизода, в котором Гек выбрасывает в форточку телеграмму, подбегает самый маленький в классе Игорь: “Лидия Геннадьевна, Вы эту телеграмму нашли?” - так и не поверил моим словам.
Из кинотеатра выходят довольные. Старый черно-белый фильм не разочаровал. Подходит Митя, говорит: “Мне песня понравилась” и запевает “Поеду на север, поеду на юг…”