Анализируя итоги успеваемости, сравнивая их по годам, четвертям в первую очередь обращаем внимание на качество успеваемости. Отличники, хорошисты, участники и победители олимпиад – это наша гордость, это результат нашего труда.
Но есть, как говорится и другая сторона медали, которая вызывает совершенно противоположные чувства.
Почти все трудности, возникающие у детей, учитель связывает главным образом с успеваемостью. При этом оценка ребенка укладывается, как правило, в типичную схему. Отличник – значит, хороший ученик, получает двойки – значит, плохой. Соответствуют этой схеме и применяемые меры. В лучшем случае в школу вызываются родители, которым педагог предъявляет претензии, что они плохо смотрят за сыном или дочерью, плохо воспитывают, мало с ним занимаются. В худшем случае, педагог отчитывает нерадивого ученика перед классом, не стесняясь и не задумываясь о последствии. Большинство, даже самых опытных педагогов связывают неуспеваемость ученика с его ленью, нерадивостью, невоспитанностью, 80% учителей считают, что успешность обучения определяется трудолюбием, прилежанием. Значительно реже учитель задумывается об истинных причинах неуспеваемости и естественно, о необходимости соответствующих мер по её устранению. Проще всего отнести такого ребенка к разряду “неспособных” или ещё хуже “умственно отсталых”. Очень быстро они перестают обращать на них внимание, ставят тройки только для того, чтобы перевести в следующий класс, и не думают, о том, что этим самым обрекают детей на стойкую неуспеваемость, положение изгоя в классе. Как правило, у таких детей в дальнейшем развивается негативное отношение к школе, патологическое формирование личности и характера.
Как правило, тетради неуспевающих учеников очень похожи: двойки, единицы, задания перечеркнуты и грозные послания: “Почему так много ошибок?”, “Ваш ребенок не хочет, работать” и т.д.
В результате ребенок совершенно теряет веру в свои силы, желание учиться.
Неправильно организованная педагогическая коррекция наносит большой вред, осложняет и без того тяжелое положение, способствует развитию невротических расстройств, реакции протеста и в конченом счете приводит к полной “школьной дезадаптации”.
Неуспеваемость – извечная головная боль педагогов. В решении этой проблемы есть два пути – перевод отстающих в следующий класс, где обучение осуществляется по облегченной программе и второгодничество.
Чтобы найти средство преодоления неуспеваемости, надо знать причины. У каждого ученика своя причина. Даже наиболее опытные педагоги говорят о нежелании учиться, о дурном влиянии улицы, семьи и т.д., но никогда не связывают неуспеваемость с недостатками своей работы. Впрочем, неуспеваемость всегда вызывается совокупностью причин, одна из которых является решающей.
Выделяется 2 группы причин неуспеваемости - внутренние и внешние. К внешним причинам относятся причины социального плана, а также несовершенство учебного процесса - это неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода и др.
А вот одной из главных внутренних причин неуспеваемости является плохое здоровье учащихся, низкое развитие интеллекта, отсутствие положительной мотивации учения и слабо развитая волевая среда, так как именно воля и усидчивость играют важную роль в учебной деятельности. Итак, дело не только в том, что ученик не желает учиться, а гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Каждому учителю знакомы эти рассеянные, забывчивые ученики с очень неустойчивой работоспособностью, усталость у них возникает уже на первом уроке. Они с трудом понимают объяснения учителя, сидят с безучастным видом, ложатся на парту. Утомление у них выражается резко сниженной умственной работоспособностью, замедленным темпом деятельности. Поэтому учителям знание о здоровье ученика просто необходимо.
Неведая о ребенке, учительница будет доводить его до стресса, до невроза, требуя грамотного письма, быстрого чтения, тогда как быстрое и правильное ему генетически недоступно. Так уже устроен его мозг. Считать такого ребенка ущербным - значит совершать грубейшую педагогическую ошибку.
Иногда у учителя нет четкого представления о причинах, вызывающих неуспеваемость, о характере мыслительной деятельности учащихся, об их отношении к школе и мотивах учения.
Поэтому можно выделить определенный тип неуспевающих:
- низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учебе;
- высоко качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учебе;
- низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.
Поэтому, зная истинные причины, мы можем дифференцированно оказывать помощь каждой группе учащихся. В работе со слабоуспевающими учащимися учителя, в основном, используют индивидуальную форму обучения, однако наблюдения и результаты исследований говорят о том, что наиболее продуктивны групповые занятия.
Организованная групповая работа на разных этапах урока, где слабоуспевающие совместно с сильными учащимися решают учебные задачи, очень эффективна. В данном случае сильные учащиеся являются образцом для подражания.
Одно из важных средств предупреждения неуспеваемости - разноуровневое обучение, получившее в последнее время широкое распространение. Этому есть много противников, хотя присутствует в разноуровневом обучении много положительных моментов. Основной смысл заключается в адаптации учебного процесса к познавательным возможностям; способностям и интересам каждого ученика. Приведу пример: если ученику не дается математика, если он её не любит, не успевает по этому предмету, нельзя ли сделать так, чтобы он занимался по программе минимального уровня? Почему бы ни разрешить заниматься этому ученику по индивидуальному учебному плану, такое обучение стимулирует развитие познавательных интересов и помогает школьникам преодолевать трудности и успешно учиться.
Итак, в любом случае необходимым является осуществление индивидуального подхода к ученику. Обратите внимание, как работает ребенок; успевает ли за темпом класса, быстро ли устает, что дается ему труднее.
В любых ситуациях нужно стараться сохранять спокойный тон, быть доброжелательным. Не скупитесь на похвалу даже за самый незначительный успех. Самое плохое “забивать” ученика восклицаниями “Опять плохо”, “Не стараешься”. Ученик теряет веру в свои силы “Старайся, не старайся, все равно двойка!”. А вы похвалите, даже тогда, когда он сделал чуть меньше ошибок, следуйте правилу: “Хвалить надо при всех, ругать – только наедине”. Дайте возможность каждому ученику проявить себя с наилучшей стороны. Пусть он не очень хорошо пишет, считает, но может быть поет, рисует, знает и любит животных, знает все марки машин. Учебные успехи – это ещё не всё. Уважение других ведь начинается с уважения себя, и это очень важно. Надо быть объективным не только в оценке ученика, но и в оценке сложившейся ситуации. Не надо поддаваться эмоциям, чувствам. Они плохие советчики и решение проблемы под влиянием эмоций вряд ли будет эффективным. Надо уметь дифференцировать проявления различных трудностей при обучении. Природа этих нарушений до конца не выявлена, и грубейшей ошибкой является отнесение этих детей к категориям умственно отсталых. Исследования последних десятилетий четко показали, что у школьников, имеющих затруднения в обучении, может не быть снижения интеллектуального развития, и если вовремя установить характер и причины этих затруднений, провести весь комплекс необходимой педагогической коррекции можно предотвратить развитие стойкой неуспеваемости и облегчить адаптацию ребенка в школе.