Реформирование современной общеобразовательной школы направлено на создание педагогических условий для развития и самоопределения личности школьника. Для достижения этой цели в нашей школе создается адаптивная модель школы на основе разноуровневого обучения.
В коллективе созрели потребности и предпосылки для внедрения новых личностно-ориентированных технологий обучения с гарантированными результатами освоения базового компонента программ всеми учащимися и одновременно - с возможностями реализации каждым учеником своих склонностей и способностей на продвинутом уровне, то есть это технологии уровневой дифференциации, технологии с использованием КСО, метода проектов, модульные технологии.
Осмысление и принятие учителем новых педагогических технологий проходит гораздо продуктивнее, если технологии обсуждаются на школьных методических семинарах с проведением открытых уроков или показом видеофильмов, включающих фрагменты живых уроков с комментариями.
В течение двух лет я проводила в школе семинар “Современные образовательные технологии” , где рассматривались вопросы теории и практики применения различных технологий: коллективных способов обучения, уровневой дифференциации, технологии модульного обучения. Опыт проведения семинара в различных формах показал, что наиболее продуктивно проходили занятия с проведением дидактических игр. Точно подмечено в мудрой китайской пословице: “Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь”.
Следуя этой пословице, я проводила методические семинары с использованием той технологии, которой предлагалось овладеть слушателям. В различных педагогических технологиях есть свои преимущества, но есть и слабые стороны. Чтобы понятнее педагогу были преимущества и недостатки разных педагогических технологий, я моделирую занятия так, чтобы слушатели были активными участниками семинарских занятий в роли учеников . Это позволяет вовлечь преподавателей в активное освоение новых педагогических технологий. Далее я предлагаю модель проведения методического семинара с использованием модульной технологии.
Тема методического семинара для учителей школы: “Технология модульного обучения ”.
Цель:
знакомство с сущностью технологии модульного обучения;
определение системы действий учителя по подготовке к переходу на модульное обучение;
развитие методического навыка конструирования урока: построение уроков с учетом модульной технологии; выявление преимущества модульной технологии по сравнению с другими технологиями.
Каждому участнику семинара выдается распечатанный материал, в котором определены учебные элементы занятия, цель каждого элемента.
УЭ-0 Интегрирующая цель. В процессе работы над учебными элементами вы должны:
знать и понимать сущность технологии модульного обучения;
увидеть систему действий учителя по подготовке к переходу на модульное обучение;
развивать методический навык конструирования урока (построение урока с учетом модульной технологии);
уметь выявлять преимущества модульной технологии по сравнению с другими технологиями; уметь применять полученные знания на практике.
УЭ-1
Цель: диагностика исходного уровня знаний с одновременным целеполаганием
Самостоятельная работа на листочках (можно обсудить ответы на вопросы в парах) . По окончании работы проверка (правильные ответы указаны на доске). Задания составлены по книге [2].
Время выполнения: 3 минуты.
1. Понятию “модуль” в педагогической практике соответствует:
а) часть учебной программы, представленная в учебнике определенной главой;
б) любая большая тема в программе;
в) часть учебной программы, имеющая законченную логику и определенные, четко диагностируемые цели;
г) единица учебного содержания, структуры и функции учебного процесса.
2. Что из перечисленных ниже видов обратной связи подходит, по-вашему, под определение “педагогическая диагностика”?
а) Только тестовый контроль;
б) любая рефлексия учащихся, поддающаяся учету и анализу;
в) только письменные работы учащихся.
3. Чем принципиально отличается проектирование учебного процесса по модульной технологии от традиционного тематического и поурочного планирования?
а) Наличием определенных составляющих элементов;
б) последовательностью действий учителя при планировании и организации учебного процесса.
Выполнение задания оценивается. Оценку проставляют в оценочный лист. Критерии оценки: каждый правильный ответ - 1 балл.
УЭ-2 (лекция)
Цель: получить представление о сущности модульного обучения, отличии его от других систем обучения, о системе действий учителя по подготовке к переходу на модульное обучение.
1. Внимательно слушайте лекцию “ Модульная технология обучения”
2. Фиксируйте основные моменты лекции.
Лекция читается с использованием презентации. При составлении презентации использовалась литература [1],[2],[3],[4],[5].
План лекции.
1. Основные характеристики :
2. Сущность модульного обучения:
3. Состав модуля:
4. Построение модульной программы:
5. Правила построения модуля:
6. Структура модульной программы (по технологии планирования от конечной цели):
7. Структура модуля:
8. Структура учебного элемента:
9. Логическая структура модуля:
10. Основные этапы процесса обучения
11. Реальный результат:
12. Примеры конструирования уроков различного типа.
УЭ-3
Цель: разработать систему действий учителя по подготовке к переходу на модульное обучение
Работа в группах. Для четкой организации работы в группе выберите руководителя (координирует работу, следит за тем, чтобы обсуждение не отклонялось от темы, предоставляет слово, оценивает работу каждого в группе).
Задание группе. Составьте последовательность действий учителя при подготовке планирования темы, подготовке к уроку при использовании принципов модульной технологии.
Если вы затрудняетесь, можете воспользоваться кратким конспектом лекции.
Обсуждение результатов. Оценка работы друг друга в группе. Решающее слово в оценке принадлежит руководителю группы. Оценку поставьте в оценочный лист. Критерии оценки:
2 балла – активно участвовал в обсуждении, выдвигал много предложений;
1 балл – собственных предложений не выдвигал, чаще участвовал в обсуждении предложений других;
0 баллов – не участвовал в работе группы.
УЭ-4
Цель: развивать методический навык конструирования урока (построение урока с учетом модульной технологии).
Работа в группах (группы формируются по предметам: учителя математики, истории, биологии и т.д.). Изучение примеров конкретных уроков по предметам (группам предлагаются подготовленные разработки уроков, видеофрагменты уроков с использованием модульной технологии обучения).
Задание группе. Изучите предложенные уроки. При обсуждении уроков попытайтесь ответить на следующие вопросы:
1. Какого типа данный урок?
2. Какие методы и формы урока использованы на каждом этапе?
3. Проверьте соответствие в построении модуля, структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний.
Обсуждение результатов. Сравнение с эталоном (эталон руководитель группы получает у руководителя семинара).
Оценка работы друг друга в группе. Решающее слово в оценке принадлежит руководителю группы. Оценку поставьте в оценочный лист.
Критерии оценки:
2 балла – активно участвовал в обсуждении, выдвигал много предложений;
1 балл – собственных предложений не выдвигал, чаще участвовал в обсуждении предложений других;
0 баллов – не участвовал в работе группы.
УЭ-5
Цель: уметь выявлять преимущества модульной технологии по сравнению с другими технологиями .
Работа в парах.
При использовании принципов модульной технологии обучения учитель имеет методический пакет, содержащий технологическую карту темы с целеполаганиями учителя и ученика, диагностический материал, дидактическое обеспечение и т.д.
Но и при традиционном тематическом планировании учитель может создать пакет для работы по данной теме.
Задание. Задания составлены с использованием книги [2]. Сравнив мысленно два по-разному спроектированных методических пакета, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. При каком варианте планирования можно наиболее эффективно сочетать требования государственной программы с индивидуальными способностями учеников?
2. При каком варианте планирования и учителю и ученику проще и эффективнее можно наверстать пропущенное время?
3. Какой из вариантов планирования предоставляет больше удобства для обмена методическим опытом, педагогического самоанализа?
4. В какой вариант проще при необходимости вносить изменения, сохраняя предыдущие наработки?
5. Какой из вариантов планирования обеспечивает более высокий уровень создания ситуации успеха для ученика?
Обсуждение результатов работы. Распределение баллов осуществляет руководитель семинара: 1 балл за каждый аргументированный ответ.
УЭ-6
Цель: подведение итогов занятия, домашнее задание.
1. Прочитайте цели семинара (УЭ-0).
2. Считаете ли вы, что цели семинара вами достигнуты?
3. Как бы вы оценили результаты своей работы на семинаре?
Оценку поставьте в графе “самооценка”:
а) все понял, могу этот материал объяснить другому (5 баллов)
б) я сам все понял, но объяснить другому не берусь (4 балла)
в) для полного понимания мне нужно повторить тему (3 балла)
г) я ничего не понял (2 балла).
Оценочный лист
Фамилия, имя, отчество |
УЭ-1 |
УЭ-3 |
УЭ-4 |
УЭ-5 |
УЭ-6 |
итог |
оценка |
Оценка за работу в течение семинара: “5”–10 баллов и более; “4”– 7–9 баллов; “3”–5–6 баллов
Домашнее задание:
оценка |
|
4;5 |
Проведение уроков по модульной технологии , начиная с 3 триместра |
3 |
Изучите книгу Третьякова П.И. “Модульное обучение” и затем начните работать с использованием мод. технологии |
2 |
Изучите книгу Третьякова П.И. “Модульное обучение”, посетите уроки коллег и только потом пробуйте внедрять технологию мод. обучения |
Творческое домашнее задание: разработать и провести открытый урок по данной технологии в рамках семинара для учителей школы.
Использованная литература.
1. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-оринтированная монография / Под ред. П.И. Третьякова. - М. :Новая школа, 2001
2. Галеева Н.Л. Использование принципов уровневой дифференциации и модульного планирования в организации учебного процесса для детей с трудностями в обучении.// Опыт работы учреждений системы образования г. Москвы. Серия: “Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве”. // отв. ред. Курнешова Л.Е. - М.: Центр инноваций в педагогике,1999г.стр.148-153
3. Спасская Н.П., Галеева Н.Л. Опыт использования педагогической технологии модульного планирования с уровневой дифференциацией в обучении истории учащихся классов КРО.// Опыт работы учреждений системы образования г. Москвы. Серия: “Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве”. // отв. ред. Курнешова Л.Е. - М.: Центр инноваций в педагогике,1998г.стр.58
4. Модульное обучение.//Методический справочник учителя физики. -М.:УМЛ физики МИПКРО,2000.стр.89-91
5. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - М.: Издательство “Институт практической психологии” ; Воронеж: НПО “МОДЭК”,1998.стр.211-214