Ранняя предпрофильная подготовка на уроках физики

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии


“Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года”, одобренной Правительством РФ, предусматривается профильное обучение старшеклассников. Ставится задача создания “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся …” [1, с.34]. Профильное обучение рассматривается как средство дифференциации, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся.

Реализация профильности старшей школы приводит к необходимости самоопределения выпускника основной школы. В связи с этим вводится предпрофильная подготовка в выпускном классе основной школы через организацию курсов по выбору для сформированных групп учащихся [1].

Идея ранней предпрофильной подготовки состоит в том, что ученикам предоставляется возможность на уроке, в привычной для них обстановке и окружении, познакомиться с видами специализации, попробовать себя в различных видах деятельности, начиная с первых этапов обучения предмету. При этом не важно по какой программе, какому учебнику работает учитель, главное - методы, приемы должны быть направлены на выявление индивидуальных особенностей личности. Тогда, наряду с задачами обучения конкретному предмету, возникает задача подготовки школьников к профильной дифференциации в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями.

Ориентация учебно-воспитательного процесса на удовлетворение потребностей, интересов и способностей школьников подразумевает выявление склонности учащихся к различным видам деятельности. Предрасположенность ребенка к тому или иному виду работы определяется особенностями процессов мышления, темпераментом, характером личности, природными задатками. В настоящее время для выявления направленности личности существует ряд психологических методик обследования способностей и склонности ученика. Но результаты и рекомендации могут быть не точными. Ведь на ответы ученика и его решение выбрать тот или иной профиль влияют и настроение в данный момент времени, и мнение друзей, одноклассников, и необходимость выбора между сложившимся коллективом и профилем, а так же неуверенность в том, что выбор сделан верно. Это может привести к тому, что ребята либо вообще не рискнут выбрать профиль и останутся в общеобразовательных классах, либо в процессе изучения уже выбранного курса захотят перейти на другой. Такие “скачки” приведут к снижению эффективности занятий, путанице, поставят под сомнение целесообразность специализации в 9 классе. Поэтому, наряду с психологическим обследованием, необходима систематическая работа педагога, направленная на то, чтобы помочь учащимся осознать свои склонности и способности. Такая совместная деятельность психолога и учителя позволит сделать более точные выводы о направленности личности на определенные виды деятельности, дать рекомендации о выборе профиля. На уроках физики это можно осуществить в 7 и 8 классах, если при построении структуры и содержания учебно-познавательного процесса применить деятельностный подход с использованием модулей и блоков.

Модулем считается содержание, как правило, всей темы. Каждый модуль делится на блоки. Количество блоков может быть различным. Учитель сам определяет оптимальное число блоков и характер деятельности ученика в каждом блоке. В преподавании физики рационально использовать не менее четырех блоков: теория, практика, решение задач, контроль. Структурная схема изучения темы в старших классах представлена в таблице 1.

Таблица 1

ТЕМА (10 или 11 класса)

МОДУЛЬ

Блок 1

Блок 2

Блок 3

Блок 4

теория

практика

решение задач

контроль

Работа в блоке теории подразумевает предъявление информации и управление действиями учащихся по приобретению теоретических основ изучаемого материала - модуля темы. Блок-практикум и блок решения задач позволяют расширить, углубить и закрепить знания учащихся за счет проработки теории через экспериментальные исследования, лабораторные работы, упражнения, решения различных типов задач. Блок контроля предназначен для проверки уровня усвоения учебного материала. Учитывая особенности возраста (подвижность, любознательность, активность), расписания, содержание учебного материала темы 7-9 класса делится на несколько модулей, структура блоков при этом сохраняется (Таблица 2).

Таблица 2

ТЕМА (7, 8, 9 класса)

МОДУЛЬ 1

МОДУЛЬ 2

…….
1 2 3 4 1 2 3 4 …….

Такая организация учебного процесса позволяет регулировать темп занятий и содержание, облегчает создание целостного представления об изучаемом материале, создает условия для развертывания групповой и индивидуальной работы, приучает ребят рассчитывать свое время и силы. Но требует точно сформулированных целей и задач для каждого конкретного модуля, а также грамотного руководства учителя по достижению целей учащимися.

Диалектика, как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, говорит о необходимости “бездны оттенков подхода” к действительности [2]. Наличие четырех блоков обеспечивает как минимум три-четыре различных точек зрения на изучаемый предмет. Опытный учитель построит уроки так, что в любом блоке будут активно работать все учащиеся. Тем не менее, при передаче большинства информации через слово комфортнее себя чувствуют, а значит и более успешны ученики, имеющие склонность к гуманитарному профилю.

В физике эксперимент, являясь средством обучения (наглядности) и содержания образования, знакомит учащихся с одним из основных методов естественных наук - экспериментальным методом, формирует умения и навыки осуществлять экспериментальную работу, побуждает к исследованию природы, развивает мышление, активизирует восприятие учебного материала [2]. Демонстрационный эксперимент вызывает интерес у всех групп учащихся. Склонность к исследовательской деятельности, техническому творчеству проявляется, когда домашний эксперимент, лабораторную или практическую работу, решение экспериментальной задачи ученик выполняет сам. При работе в блоке-практике появляется возможность увидеть таких учеников, отметить успешность их деятельности.

Логичность и лаконичность мышления, склонность к абстракции, к оперированию моделями, формулами и цифрами выявляется при решении задач. Здесь демонстрируют свои способности “математики”.

При контроле уровня усвоения материала, достижения поставленных целей необходимо предлагать несколько видов заданий, учитывающих направленность личности ребенка. Ведь, например, контрольная работа по решению задач не дает возможности в полном объеме проявить себя ученикам-гуманитариям, а в устном зачете не “блеснут” техники и математики. В итоговом, да и в промежуточном контроле должны быть задания, направленные на проявление и демонстрацию успешности обучения учащихся с различными склонностями. Это могут быть тесты, подобные КИМам ЕГЭ или комбинированные зачеты, включающие в себя устные ответы, контрольные работы, тесты и другие виды работ.

В таблице 3 показана организационно-технологическая модель, в которой отражены основные методы и формы организации работы внутри модуля по блокам.

Таблица 3. Организационно-технологическая модель модуля.

Блок Содержание Методы

Формы

Теория

 

  • Лекция
  • Рассказ
  • Беседа
  • Доклады учащихся
  • Работа с книгой:
  • конспект
  • вопрос
  • план
  • выбор
  • главн. мысль
  • таблица
Фронтально

----------------

----------------

Индивидуально

Группы

Индивидуально

Практика
  • лабораторная работа
  • практическая работа
  • эксперимент. задача
  • домаш. эксперимент
  • наблюдения в природе
  • экскурсии
Фронтально

Группы

Индивидуально

Решение задач
  • упражнения
  • решение задач
  • самостоят. работа
  • работа с тестами
  • работа с физичес-кими величинами
Фронтально

Группы

Фронтально, индивидуально,

группы

Контроль  

 

 

  • контр. работа + зачет
  • тест
  • домашняя к/р
  • комбиниров. зачет - эстафета
  • работа над ошибками
Индивидуально

Такая система эффективна, так как

  • позволяет основные понятия, законы темы прорабатывать несколько раз на различных этапах движения по модулю;
  • знакомит с методами естественнонаучного исследования: построением теоретических концепций, наблюдением и экспериментом.
  • способствует повышению уровня комфорта на уроке, поскольку снимается фактор неизвестности, требования учителя становятся предсказуемыми;
  • активизирует различные виды деятельности школьника в каждом конкретном блоке, что особенно важно при решении задачи исследования направленности личности.

Например, организация изучения модуля “Силы в природе” темы “Взаимодействие тел” в 7 классе в виде блоков представлена следующим примерным тематическим планированием (таблица 4) [3].

Таблица 4.

Тема Модуль Блок Тема урока Домашнее зад.
Взаимодействие тел. Силы в природе. Теория Силы в природе. №23,24, 25,26,30
Природа сил тяжести, упругости, трения. №23, 24,25,26,30 –повтор №31,32
Практика Измерение сил. №27,29.
Градуирование пружины динамометра. Повтор № 23 – 32.
Решение задач Решение качественных задач. Устно: №293,309,328,425
Решение графических задач. Упр. 11, №359, 360
Расчет сил. Упр. 9, №350
Контроль Повторение и обобщение материала темы “Силы в природе” Вопросы к зачету.
Зачет.  
Работа над ошибками. Составить кроссворд или тест по изученной теме.

Таким образом, структурирование содержания изучаемого материала и деятельности учащихся через блоки и модули создает предпосылки для выявления индивидуальных особенностей личности, склонности к определенному профилю.

Список литературы.

  1. Профильное обучение. – Новосибирск: Издательство НИПКиПРО, 2002.
  2. Педагогическая энциклопедия. – М: Советская энциклопедия, 1968.
  3. Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Физика. 7 кл.: Поурочное и тематическое планирование к учебнику А.В. Перышкина “Физика. 7 класс”. – М.: Дрофа, 2001.