Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В.А.Сухомлинский
На протяжении нескольких лет с детьми
дошкольного, школьного возраста (от 3-4 лет до 18
лет) наработан положительный опыт работы в
детском саду и школах г.Озерска Челябинской
области по использованию оригами в
предметно-развивающей среде ребенка.
Оригами – традиционное японское искусство.
Основной материал для работы – бумага. Исходная
форма листа бумаги – квадрат, иногда
используются прямоугольник (“лодочка”,
“письмо-треуголка”, “гармошка”, “пакетик для
семян”) и круг – автор корейская оригамистка
Йонг Ок [1, с.53].
Оригами – это геометрия в природной и предметной
среде. Базовые понятия в оригами: сгибание,
складывание, торцевание, кирикоми-оригами.
Понятие “сгибание” подразумевает расположение сторон заготовки, образующихся относительно линии сгиба, под некоторым углом друг к другу. Положительной стороной приема “складывание” является трехмерность получаемого изделия, образование по линиям сгиба ребер жесткости – важнейшего конструктивного элемента, значительно превышающего прочность изготавливаемого изделия, способность изделия сохранять равновесие в различных положениях, т.е. устойчивость.
Использованная, мятая бумага после сгибания может быть применена на занятиях по оригами. Мятый лист превращается после многоразовых складываний, сгибаний в прекрасную имитацию шерстки животных, снежного покрова. Помятые листы белой бумаги дают возможность получить неповторимый рисунок при окрашивании их водными красками.
Такие странного цвета листы используются в оформлении поделок в оригами. В оригами выделяются 11 исходных, базовых форм (Б.Ф.) – “блинчик”, “дверка”, “водяная бомбочка”, “двойной квадрат”, “воздушный змей”, “лягушка”, “птица”, “карамаран” и т.д. Кирикоми – прорезная бумага. Кири – резать, ками – бумага. Кирикоми-оригами – это складывание и частичное прорезывание или надрезание.
“Изображение будущего героя “строится” ножницами на глаз или по различному контуру” [2, с.110].
Фигурки вырезаются и складываются из одного листа прямоугольной формы, в ходе работы ни одна из частей не удаляется, при этом видны лишь надрезы и прорези.
При выполнении поделок оригами у детей развивается наглядно-образное мышление, творческое воображение, память, внимание, точность движения пальцев рук. Дети, занимающиеся оригами, приобретают такие качества, как усидчивость, целеустремленность, развивают собственный творческий потенциал, для дошкольников характерно желание творить и быстро получать результат своих действий. В ходе работы ребенку необходимо запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания – все это стимулирует, совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. В познавательном плане: расширяется круг знаний, умений, навыков в технике оригами; расширяется кругозор, повышается интерес к культуре Востока (Японии, Китаю); углубляются знания детей об истории бумагоделания и экологии; получают дополнительную информацию о животном мире, среде их обитания в ходе складывания и обыгрывания их в игровых ситуациях.
На основе данной работы нами рассматривался вопрос использования оригами в предметно-развивающей среде в учебно-образовательных учреждениях дошкольного и школьного возраста.
Как же организовать предметно-развивающую среду у детей?
Педагоги, воспитатели создают ребенку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ними, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности, успешно выполненного задания, которое завершилось, осуществилось.
В данном случае огромное значение имеет организация условий пространства дошкольного и школьного учреждения.
Все, что видит ребенок вокруг себя – важное условие эмоционального воспитания. Все, что окружает ребенка, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям.
Одним из способов насыщения предметно-развивающей среды могут стать оригамские модели.
В результате наработанного нами опыта вышла книга “Программно-методические материалы “Волшебный квадрат. Оригами” в 2002 году в г.Озерске Челябинской области с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного и школьного возраста как практическое руководство для воспитателей, учителей, руководителей изостудий, кружков эстетического направления, родителей.
Приложение к книге (готовые модели со схемами сборки) создавалось более чем пятьюдесятью исполнителями моделей по оригами: учителями, воспитателями, детьми, родителями, психологами.
Дошкольники не умеют читать самостоятельно, использовать книгу для чтения, а знаки, при помощи которых можно успешно складывать оригамские модели, помогут ребенку, заинтересованному разбираться в прочтении схем при сложении моделей оригами.
Из практики. В семье Г. Матвей и Маша заинтересовались техникой оригами с 4-5 лет. Матвей и Маша еще не читали, но освоили знаки, схемы складывания будущих моделей. Самостоятельно, при поддержке, создании условий родителями, дети начали заниматься складыванием сначала простейших моделей, со временем совершенствуя свои навыки. В результате у нас появились знающие, разбирающиеся в очень сложных моделях, оригамисты-миниатюристы. Свободно моделируют из квадрата со стороной в 1-2 см – журавлика.
Матвею сейчас 11 лет, в Маше – 12 лет. Маша закончила в 9 лет заочные курсы по оригами в С-Петербурге, получила сертификат с правом преподавания оригами.
Исходя из значения оригами в жизни ребенка, коллективы школ и детских садов широко используют в образовательном процессе ДОУ и МОУСОШ. Эту технику и продукты детской деятельности (оригамушки) используют в оформлении: в интерьере, украшении групп, классов, уголков, рекреаций, музыкальных залов, гостиных. Оригамские модели применяются на уроках, занятиях, лекциях, драматизации, на уроках контроля, экскурсиях, выставках, праздниках, на просмотрах видеофильмов.
Воспитательно-образовательный процесс ведется в дидактических играх:
а) “Кубики Азакова” [4, с.176-180].
Знакомство с одной деталькой (модулем), с помощью которых очень быстро и без всяких сложностей собираются любые пространственные формы, сложенные из кубиков. Развивается пространственное мышление и воображение;
б) “Игра в слова”. Классическая модель [4, с.155-157].
Игра в слова с помощью искусства складывания.
в) “Где яблоко?” [4, с.162].
Использование оригами1) Оригами в интерьере. “Ветка с еловыми шишками”, “Сакура в цвету”, “Подсолнух”, “Два веселых гуся”, “Хоровод” (корейские куклы), “Умка и его друзья”, “Я на солнышке лежу”, “Зимний лес”, натюрморты – “Цветы в вазе”, “Цветы на лугу”, “Лето”.
2) Моделирование макетов “Сад камней в Японии”. При изучении культуры Японии. Альбомы “Оригами”.
3) На музыкальных вечерах, праздниках, утренниках (танцы, песни с оригамушками).
4) В сюжетно-ролевых играх: “Игра в цветочный магазин” (ромашка, тюльпан, нарцисс, астра, роза, цветик-семицветик). Автор модулей В.П.Пудова – учитель художественного труда и оригами из С-Петеррбурга.
5) В дидактических играх: “Зоопарк на столе” (посетители, звери, животные, птицы, земноводные, зоопарк).
6) Проведение подвижных игр с ободками-масками, выполненных из модулей цветной бумаги: “Два Мороза”, “У медведя во бору”, “Гуси-лебеди”, “Карусели” (изображение животных на ободках-масках).
7) Для режиссерских игр. Ребенок сам из сложенных ранее оригамских моделей составляет сюжет и сам его обыгрывает.
8) В театральной деятельности:
а) пальчиковый театр (головки оригамские);
б) настольный театр “Гуси-лебеди”, “Три поросенка”, “Маша и медведь”, “Снегурочка”, “Репка”.
9) В композициях на занятиях ИЗО и оригами: “Золотая осень”, “Кот и лиса”, “Теремок”, “Морское дно”, “На березовой опушке”, “Птицы”.
10) В русском фольклоре (потешки, загадки, скороговорки, сказки).
11) В ознакомлении с окружающим.
12) На праздниках (8 Марта, день Учителя (букет цветов), день Бабушек, день Защитника Отечества, 9 Мая).
13) На выставках: внутри учреждения, в классе, группе, на городских, международных олимпиадах.
14) На оригамских елках.
15) Посвящение в оригамисты в конце года.
16) В летных и водных соревнованиях.
17) На занятиях по математике как счетный материал, так и распознавание геометрических понятий: треугольник, диагональ, углы, квадрат, противоположные стороны и углы, деление на 2, 4, 6 частей, круг.
Создание предметно-развивающей среды при работе со школьниками.
Определяющим моментом в создании развивающей среды является педагогическая идея, которой руководствуется коллектив педагогов. Важно учитывать особенности каждой группы класса: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные характеристики детей.
Как организовать предметно-развивающую среду, чтобы она обеспечивала развитие ребенка и сохраняла его право на детство?
А нужно для этого не так уж и много: помнить, что это – “пространство детства”, где все по-другому.
Ребенок воспринимает мир сначала эмоциями, а эмоции формулируют отношение и настроение.
Метод эмоционального взаимодействия – отношение партнерства с учащимися на основе доброжелательности, поиска контакта и включении в какую-либо ролевую ситуацию позволяет достичь цели, предусмотренной педагогом.
Самая эмоциональная характеристика – цвет. Существует понятие “возрастное восприятие”.
С позиции дизайна не должно быть случайных объектов, вносящих диссонанс в гармонизированное пространство.
“Подлинность вещей должна смениться подлинностью чувств” (К.Станиславский).
Дети очень наблюдательные, чуткие и восприимчивые. Как “театр” начинается с вешалки, так и восприятие начинается с первого впечатления.
Задача школы: создать благоприятные условия для детей, чтобы ребенок, перешагивая знакомый порог школы, не боялся, а удивлялся, радовался и восхищался тем, что раньше не видел, а увидев, заинтересовался бы и наблюдал.
При входе в школу красочный плакат, на котором ежедневно освещается, у кого из детей, учителей, сотрудников день рождения, поздравление, где записаны имена и фамилии, класс учащихся и учителей.
В этой школе огромное количество ухоженных комнатных растений. Они создают уют, снимают у детей напряжение после уроков, дети учатся видеть красоту. Дети сами помогают ухаживать за растениями.
Есть в школе гостиная, в которой проводятся мероприятия, вечера, утренники, встречи, праздники. На протяжении учебного года привозились компьютерные репродукции картин из города Самара и проводились экскурсии с детьми с 1-11 класса на темы: “Н.К.Рерих – художник, поэт, мыслитель”, “И.Шишкин – певец русской природы”, “Импрессионисты”, “Женский портрет”.
Беседы проводились учителем ИЗО Зининой Ларисой Васильевной, классными руководителями и родителями – Власовой Натальей Николаевной.
В этой школе уже несколько лет выпускается на средства родителей школьная газета. Корреспондентами являются дети, учителя, родители. Выходит она 4 раза в учебный год.
Школой разработана концепция развития личности в условиях образовательной системы школы. Введены уроки оригами в нескольких классах.
В одном из четвертых классов проводились уроки оригами (факультатив, 2 раза в неделю). Результатом работы с детьми стала выставка по оригами.
В конце декабря в школе впервые открылась экспозиция творческих работ в технике оригами.
В гостиной прямо над входящими летают журавлики, изящные и тонко подобранные по цвету шары – кусудамы. С японского языка “кусудама” - лечебная трава. На елке – оригамские игрушки. В ходе изучения на уроках оригами у детей родилось желание высказать мысли о том, насколько понятна и близка техника оригами и что она дает для развития личности, собственного “я”. Приведем несколько цитат из мини-сочинений.
Вот как описывает Чапуров Валера из 4 кл.: “Оригами – это японское складывание из бумаги. Они делаются из одного модуля, шести и т.д. Я научился делать звездочки, кусудаму, журавлика, краба, лягушку. Оригами развивает ум, воображение, фантазию, мышление”.
Алеся из 4б класса: “Оригами – японское складывание из бумаги. Однажды в выставочном зале в городской библиотеке была представлена японская выставка. Там было показано: кукла из бумаги, из различных тканей японские кимоно. Есть очень много видов кусудами и сувениров, охраняющих и оберегающих здоровье и для красоты. Я умею и знаю, как делать различные кусудамы, журавликов, цветы и много другого. Мне очень нравится заниматься оригами. Оно способствует развитию пальцев рук, ума, фантазии”.
Самые лучшие модели отправлены на III городскую выставку “Искусство без границ”.
В нашем городе открылась III городская выставка “Оригами. Искусство без границ” детей дошкольников, школьников, студентов, родителей, педагогов, жителей города – любителей оригами.
Экспозиция творческих работ показала заинтересованность педагогов, воспитателей в обогащении предметно-развивающей среды групп детских садов, групп продленного дня школы, классов, коллективов.
По итогам всей работы выявились исполнители-оригамисты по сюжетным сказкам ДОУ №54, 10, 58, школы №27, 30, оригамисты-миниатюристы (Матвей Г., Маша Г., Алена И.). Алена, ей 19 лет, закончила школу с золотой медалью, учится в университете на 3 курсе. Она представила 57 моделей – миниатюрок в композиции “Наш добрый мир”. Эта работа отправлена на Международный фестиваль в г.Сеул Южная Корея.
Какую же работу проводим на выставках творческих работ по оригами?
На открытии Китайский танец исполнили студийцы из Дворца молодежи, прослушали песню об оригами, слова и мелодию которой написала музработник Валентина Алексеевна Добрынина.
ОРИГАМИ.
В детском садике всем интересно,
Заниматься весело идём,
Об одном занятии чудесном
Мы сейчас вам песенку споём.ПРИПЕВ:
Оригами, оригами,
Мастерить умеем сами:
И фонарик, и хлопушку,
И загадочный цветок.
Оригами, оригами,
Мастерить умеем сами:
И дракона, и лягушку,
И загадочный цветокЧто такое это оригами?
Рассказать давно уже пора.
Это мир фантазии бумажной,
Это сказка, фокус, и игра.ПРИПЕВ:
Эта песенка полна мечтами,
Что когда-нибудь под Новый год
И сама принцесса Оригами
Непременно в гости к нам придёт.ПРИПЕВ:
Работа, которая проводилась:
1. Методическое объединение воспитателей по ИЗО и художественному труду:
экскурсии по выставке (культура Востока, куклы, орнаменты, оригами в интерьере);
оригами в игровом пространстве детства (поделки в технике оригами для театрализованных, сюжетно-ролевых, подвижных, развивающих, настольных играх, для праздников и развлечений; практическое задание – подбор тематики игр на основе имеющихся поделок – оригамушек);
особенности организации работы с родителями-оригамистами;
работа с одаренными детьми;
практическая работа – “Птица согласия” (автор идеи и сказки Соколова Г.А., Новосибирская область, Кольцово);
подведение итогов.
2. Посещение и участие в выставке дети из Дома-интерната для детей с дефектами физического и умственного развития и общества “Наши дети” (дети-инвалиды).
3. Занятия мастер-класса Дегтевой В.Н. с детьми и взрослыми.
круглый стол “Роль творчества в духовном развитии детей. Волшебный мир оригами” с участием общественных организаций;
практический семинар для педагогов – организаторов клубов по месту жительства;
методическая секция по изучению искусства оригами со студентами-воспитателями профессионального лицея №16;
мастер-класс проводили самые юные специалисты – миниатюристы – оригамисты Матвей и Маша Г., занятия с детьми 2-3 классов.
4. На протяжении 4-х лет дети и взрослые ДОУ №38 участвовали в заочной олимпиаде по оригами в г.Омске (2000, 2001, 2002, 2003 гг.). Имеются дипломы, грамоты, сувениры.
5. Участвовали в международном проекте “Оригами. Дерево Мира” в Новороссийске в 2001 году. Представили свои творческие работы 15 участников ДОУ №38 и их преподаватель Дегтева В.Н. Все получили дипломы.
6. Большие мероприятия в ДОУ №38 и на городских выставках проводились: “Оригамская елка”: в дни Нового года по Восточному календарю и весной – “Посвящение в Оригамисты”.
7. Проводились консультации для родителей, детей, учителей, воспитателей города.
Какой мы видим школу будущего?
В каждой школе мини-музей по народным
промыслам, культуре и быту родного края. И,
конечно, музей оригами. Творческая мастерская.
Кабинет, куда может войти каждый ребенок и
заниматься своим любимым делом. Консультацию
получить от преподавателя, знающего,
понимающего, владеющего 30-40 техниками
прикладного творчества.
Необходимы разнообразные творческие группы
“родители – дети” по различным разделам. Этим
самым уменьшится количество безнадзорных детей.
Мониторинг психических процессов в 4А классе в течение 2002-2004 уч. годов.
Психолог: Виктория Вячеславовна Григорьевна
Внимание
объём - N |
концентрация - N |
|
3 кл. 1 полугодие |
54% |
43% |
3 кл. 2 полугодие |
56% |
45% |
4 кл. 1 полугодие |
77% |
61% |
Логическая память
логическая память - N |
механич. память - N |
|
3 кл. 1 полугодие |
67% |
34% |
3 кл. 2 полугодие |
73% |
38% |
4 кл. 1 полугодие |
94% |
44% |
Уровень развития обобщения
Уровень развития обобщения |
|
3 кл. 1 полугодие |
63% |
3 кл. 2 полугодие |
72% |
4 кл. 1 полугодие |
89% |
Литература:
1. Корейские ребята//Ж. “Оригами”, №3, 1999. С.53.
2. Воронов В. Бумага все стерпит: оригами-кирикоми//Сделай сам, №4, 1999. С.110.
3. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии/Под ред. С.А.Смирнова.
4. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игры и фокусы с бумагой. –М.: Рольф, АКИМ.