Почему мы говорим именно о растущей роли эстетического воспитания в школе? Дело в том, что в современном обществе значительно повысились эстетические требования к труду, к производству, к взаимоотношениям людей. Стремление жить по законам красоты всё глубже проникает в нашу жизнь. Эстетическое воспитание должно естественно соединяться с выработкой мировоззрения у подрастающего поколения, с утверждением в учении, в личной жизни, в общественной работе идеалов гуманизма, любви к своему Отечеству и к её истории. Мы учим наших детей разным наукам, приобщаем их к фантастически прекрасному миру знаний, подводим к научному познанию законов общественного развития, Конечно, это чрезвычайно важно. Но не менее важно и другое – учить постигать сложную науку жизни, ведь только это познание делает человека человеком.
Вот мы часто и справедливо говорим о “тройке” как о педагогическом браке, нас не удовлетворяют “удовлетворительные знания”. Это правильно. Но сколько же мы ещё отправляем в самостоятельную жизнь “троечников” по своим чисто человеческим качествам (хотя и с “четвёрками”, и “пятёрками в аттестатах). А ведь в конце концов самое-то важное, чтоб все выпускники нашей школы были в первую очередь людьми высокой человеческой пробы.
Школьные годы – это, пожалуй, самая трудная и ответственная пора становления человеческой личности. У подростка и юноши очень тонкий и чрезвычайно чувственный внутренний мир, полный глубоких переживаний. Душа его подобна хрупкому и очень нежному инструменту, с которым надо общаться бережно, чтобы вдруг не задеть больно струн, которые так эмоционально реагируют на самые, казалось бы, незаметные жизненные ситуации. Необходимо добиваться того, чтобы струны эти звучали чисто и ясно, чтобы не было глухого тона, чтобы ни одна крупица ржавчины не коснулась их. И вот здесь искусство, эстетическое воспитание могут сыграть неоценимую роль. Как сказал В. А. Сухомлинский: “Подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу и в то же время не терпит, чтобы его воспитывали, не терпит той “оголённости” идей, тенденций, которая иногда становится настоящим бедствием школьного воспитания”. Видимо, искусство и позволяет дать урок нравственности, не облечённый в форму поучительности.
Культурно-эстетический материал занимает в школьном курсе истории значительное место. И это полностью оправдано, если учесть важное значение указанного материала в образовательном и воспитательном отношении. В последнее время в школьной программе появился новый предмет под названием “Мировая художественная культура”. Появление нового предмета не должно означать того, чтобы мы, учителя истории, уделяли бы меньше внимания к культурно-историческому материалу. Ведь содержание культурно-эстетического материала имеет особо важное значение в плане эстетического воспитания школьника и его общего развития. Например, в курсе новой истории в 8-м классе мы знакомим его с прогрессивной культурой периода победы и утверждения капитализма, с невиданными до того успехами математики и естествознания, связанными с именами Ньютона, Лавуазье, Дарвина, с великими писателями и поэтами Гете и Шиллером, Байроном и Бальзаком, Диккенсом и Гейне, с великими композиторами и художниками. На примере творчества Давида, Делакруа, Курбе мы даем учащимся представление о классицизме, романтизме и реализме в изобразительном искусстве, без чего непонятно развитие русской живописи первой половины XIX в., с которой они знакомятся на уроках.
По вопросам внеклассной работы в распоряжении учителя истории имеется обширная литература, представленная работами монографического характера, брошюрами, сборниками статей и публикациями в журналах. Она отражает многообразие содержания, форм и методов внеклассных мероприятий по истории.
Если внешкольная работа организуется детскими учреждениями и организациями (дом творчества, ТЮЗ, музей, и т. д.), то внеклассная работа – учителем, школой. Между ними имеется тесная связь.
В чем заключаются задачи и особенности внеклассной работы? Один из крупнейших специалистов в этой области А.Ф. Родин утверждал, что внеклассная работа “достигает тех же целей, что и урок, но на ином материале и иными средствами.
Данное положение верно в том смысле, что общей задачей внеклассной работы по истории является воспитание, формирование мировоззрения учащихся на историческом материале. В ходе ее осуществляется воспитание учащихся в духе патриотизма, гуманизма, нравственности. Осуществляется раскрытие исторических связей и закономерностей и т. д., т. е., те же проблемы, которые разрешаются на историческом материале в ходе классной деятельности.
Однако все эти задачи не покрывают и не исчерпывают образовательного и воспитательного значения внеклассной работы по истории, две важные особенности которой обуславливают специфику ее познавательного и воспитательного значения для учащихся: добровольный характер внеклассной работы; возможность удовлетворения и дальнейшего развития индивидуальных познавательных интересов и наклонностей учащихся в области истории, в любом из ее разделов и по любой тематике. Этим определяется и увлеченность школьников, и их готовность к трудоемкой самостоятельной деятельности по избранной теме и многообразие тематического содержания внеклассной работы.
В ходе внеклассной работы происходит дальнейшее формирование познавательных интересов и любви к истории, достигается такое углубление исторических знаний в определенной, пусть ограниченной области, какое немыслимо достигнуть в ходе классных занятий; осуществляется выработка и развитие умений и навыков серьезной самостоятельной умственной работы, заключающей в себе (в различной степени!) элементы поиска, исследования. Таким образом, повышается уровень общей культуры учащихся, и улучшается результативность учебных занятий по истории и по ряду родственных предметов (литература, география). Следует, наконец, учесть, что участие школьников во внеклассной работе, как правило, протекает в определенном коллективе (кружок, туристический отряд и т.п.), где создаются благоприятные условия для укрепления среди учащихся дружбы и товарищества. Эта деятельность оставляет прочный след в сознании школьников. Вероятно, в практике многих учителей нередки такие случаи, когда, спустя много лет, бывшие ученики, встретив своего учителя, вспоминают и проведенную под его руководством экскурсию, и кружок, и свои доклады в нем.
Не связанная урочным расписанием и строгой регламентацией учебных минут внеклассная работа осуществляется разнообразными методами. В практике школьной работы различают экскурсии: учебные, связанные с изучением программного исторического материала и нередко представляющие собой особый тип урока на наглядном материале; экскурсии внепрограммные проводимые в плане внеклассных мероприятий, непосредственно не связанные с изучаемым программным материалом, но имеющие большое образовательное и воспитательное значение. Разумеется, эта классификация условна и относительна. По характеру объекта экскурсии могут быть: по музейной экспозиции; к местам исторических событий (Астраханский кремль, с. Селитренное); по маршруту (боевой путь 128-й армии); к историческим памятникам; историко-бытовым комплексам.
По месту учебной работы различают, во-первых, вводную экскурсию перед изучением соответствующей темы в классе с целью подготовить к восприятию новой темы, возбудить интерес и дать импульс к последующим занятиям. Например, обзорная экскурсия в Музей боевой славы может послужить интересным зачином работы по изучению военного прошлого. Во-вторых, урок-экскурсия, когда новый материал раскрывается в ходе экскурсии с последующей систематизацией и закреплением экскурсионного материала на уроке. Очевидно, что и во внеклассной работе экскурсия может предшествовать соответствующему тематическому занятию в кружке.
Исключительно важное значение в методике школьной экскурсии имеет привлечение краткой цитаты из документального источника, из мемуаров современника, из художественной литературы эпохи, разумеется, в небольшой дозе.
В заключении остановимся на вопросе о возможности проведения экскурсии самими учащимися. Он практически стоит перед школами, где созданы исторические и историко-краеведческие уголки и школьные музеи. Нередко выделенные в качестве экскурсоводов учащиеся практически не в состоянии провести экскурсионный обзор материалов уголка или музея. Разумеется, это и не под силу ученику, если его задача не определена в объеме и если не проведена соответствующая подготовка.
Прежде всего необходимо из числа наиболее подготовленных учащихся выделить кандидатов в экскурсоводы по небольшому и вполне определенному материалу музея (а не по всей музейной экспозиции!), т. е., определить объем задачи; далее – указать доступную литературу, провести одно – два занятия с экскурсоводами по содержанию материала и по элементарным вопросам методики проведения экскурсий (как показывать и что рассказывать). К работе юный экскурсовод допускается после проверки учителем и доработки составленного текста рассказа по избранному музей ному объекту. Теперь он может выступать перед товарищами, перед родителями и перед младшими школьниками.
Другое, аналогичное направление – обучение школьников умение рассказать содержание и дать элементарный анализ художественных особенностей картины художника, пользуясь ее красочной репродукцией. При подготовке и проведении таких выступлений на уроке или после уроков необходимо соблюдение двух обязательных условий: изучения школьником необходимого минимума литературы о самом художнике и о его картине; свободного рассказа докладчика по репродукции – без пользования дословным текстом или конспектом. Все это имеет большое значение в вопросе культуры эстетического воспитания в школе.
Следует учесть и то, что сам предмет История несет в себе воспитательное начало. На исторических событиях, на деятельности тех или иных исторических персонажах, ученик учится быть гражданином своего Отечества, патриотом.
Одним из направлений эстетического воспитания в процессе изучения истории являются письменные работы, сочинения, рефераты учеников на заданную тему, где они способны рассказать, изложить или порассуждать над поднятыми проблемами. Работая в этом направлении, они развивают в себе тягу и к собственному творчеству.
В заключение хочется подчеркнуть, что педагог должен разбудить в своих питомцах живое, цельное, эстетическое воспитание к истории. Без этого не будет подлинного понимания и тех нравственных идей, которые несет в себе этот предмет. За словом – мир мыслей и чувств. За ним – сама жизнь.