Общепедагогические технологии
-
Технология "ИнтеллекТ"как средство повышения эффективности учебной деятельности 2004
Это статья о технологии "ИнтеллекТ" доктора педагогических наук Зиганова Марата Александровича. Данная технология применяется в НОУ "Ломоносовская школа" уже более 10 лет и дала положительные результаты. Примером к статье дается одно из развивающих упражнений, которые включены в технологию.
-
Мониторинг в преподавании математики 2004
Педагогический мониторинг является инструментом управления учебно-воспитательным процессом. Автор данной работы в течение трех лет занимается системой диагностики. Им изучены различные методики проведения мониторинга, указаны ссылки на литературные источники. В статье описываются различные виды: - на всех этапах обучения; - одного учебного года; - предметный рейтинг; - учёт техники устного счёта. Работа сопровождается графиками, диаграммами, таблицами.
-
Доклад на тему: "Роль заместителя директора в формировании единого образовательного пространства учебного заведения по формированию познавательных и творческих способностей учащихся" 2004
В докладе показано, как формируется вариативная часть учебного плана, какова роль предметов и внеклассной работы в формировании личности ребёнка. Отражена результативность, показана роль заместителя директора.
-
Использование проектной методики на уроках иностранного языка как средство овладения учащимися современными фундаментальными знаниями 2004
Сейчас много внимания уделяется коммуникативной компетенции, которая важна не только на уроках английского языка, но и становится частью современного общества. Ведь любая компетентность предполагает не только наличие необходимых знаний, но и сформированность умения их использовать. Считаю, что помочь в решении данной задачи может метод учебного проекта.
-
Принцип интеграции в организации внеурочной деятельности учащихся 2004
Принцип интеграции - в основе организации внеурочной деятельности учащихся по физике и астрономии. Сценарий вечера "Звезды… Силой какою вы душу пленяете?" (из цикла "Физики в гостях у лириков").
-
Опыт работы по организации, подготовке и проведению методического семинара "Психолого-педагогические условия развития индивидуального стиля участников образовательного процесса" 2004
В данной статье представлен опыт проведения семинара по изучению педагогических технологий, развивающих индивидуальный стиль деятельности участников образовательного процесса. Творческим коллективом опробована новая форма работы со слушателями семинара - "мастер - классы", на которых изучались: игровые технологии; метод проектов; учебное сотрудничество; технология блочно-модульного обучения. На наш взгляд, сущность "мастер-классов" заключается в том, что содержание технологии изучается слушателями с применением элементов этой же технологии, рассматриваются, анализируются сильные и слабые её стороны. Слушатели находятся в роли учеников. Затем они посещают открытый урок по данной технологии, слушают самоанализ урока учителем, анализируют его сами. Здесь они выступают в роли экспертов. Цель проведения "мастер - классов" мы видим в том, чтобы каждый слушатель имел возможность познакомиться и выявить сущность рассматриваемого явления, а также определить возможность применения данной технологии в своей педагогической практике.
-
Доклад по теме: "Использование опыта идей классиков гуманистической педагогики в преподавании обществознания" 2004
Сегодня гуманистическая педагогика должна быть нравственным ориентиром в воспитании молодого поколения. Именно потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию современная гуманистическая психология и педагогика выдвигают на первый план в образовании и развитии личности. На уроках обществознания в 10-м классе делаю акцент на психологические знания о личности, учу видеть в поступках этическое содержание, подвожу учеников на исторических и современных примерах к потребности анализа той или иной ситуации.
-
Повышение вычислительной культуры учащихся 2004
Одной из основных задач преподавания курса математики в школе является формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков. Вычислительные навыки отличаются от умений тем, что выполняются почти бесконтрольно. Такая степень овладения умениями достигается в условиях целенаправленного их формирования. Перечислю важнейшие вычислительные умения и навыки по каждой параллели.
-
Использование информационных технологий для оптимизации профессиональной деятельности педагога (статья № 1) 2004
В современных условиях мультимедийные функции телевизора, радио, магнитофона и проигрывателя успешно совмещает в себе персональный компьютер, дополненный предметной медиатекой. Применение компьютера в школе можно вести по нескольким направлениям. Первое и наиболее часто используемое - это компьютер в качестве администратора работы учителя. Ни для кого не секрет, что в последнее время, помимо разработок уроков, календарно-тематических планов, с преподавателя требуется большое количество бумажной отчетности как предметника и классного руководителя. Компьютерные программы - это своего рода помощники и конструкторы для учителей, которые помогают равномерно и экономно распоряжаться временем на уроке. Педагога заменить собой они, конечно, не могут, но расширяют возможности совместного использования на любом этапе урока, значительно повышают наглядность урока и заинтересованность учащихся в усвоении новой информации, снижают трудоемкость обучения и экономят время учителя в подготовке к уроку. Тому, как это делаю я, посвящена моя статья.
-
Контрольная работа для выпускников начальной школы "Что я жду от 5-го класса?" 2004
Как измерить достижения учащихся при переходе из начальной в основную школу? Можно провести традиционные контрольные работы, и мы получим информацию об уровне сформированности знаний, умений, навыков. Но только ли это должно нас интересовать? Контрольная работа "Что я жду от пятого класса" позволяет оценить уровень психологической готовности учащихся к переходу на новую ступень обучения, выявить уровень социальной зрелости выпускников начальной школы.
-
Технология модульного обобщающего урока в 5-м классе по теме "Решение примеров и задач на множестве натуральных чисел" 2004
Новая технология обучения, преемственности, контроля с использованием основных принципов дидактики, особенностей работы над инновациями в период предпрофильной работы в 9-х классах и профильной – в 11-х классах, а также в условиях эксперимента Единого государственного экзамена.
-
Особенности использования дидактических игр на уроках информатики 2004
Дидактическая игра обладает множеством возможностей активного включения учащихся в учебный процесс, что является основой развития познавательной активности. Дидактическая игра позволяет сделать увлекательным учебный материал, создать радостное, рабочее настроение на уроках информатики.
-
Нетрадиционные формы уроков в процессе изучения истории 2004
Статья рассказывает о нетрадиционных формах уроков, которые стали наиболее популярными у педагогов за последнее десятилетие, дается теоретическое обоснование НФУ, раскрывается само понятие НФУ, а также характеристика, показаны психолого-педагогические возможности, раскрывается методика и типология проведения уроков. В статье представлены используемые автором образовательные технологии и методы обучения. Даны выводы и обобщения, приводятся таблицы.
-
Этапы работы над проектом 2004
Данная работа позволит учителям, желающим использовать метод проектов для достижения нового качества образования - ключевых компетенций учащихся, на конкретном примере познакомиться с особенностями деятельности ученика и учителя на каждом из этапов проекта.
-
Уроки математики в пятом классе по теме: "Дроби" по систиеме Эльконина-Давыдова в сельской школе 2004
Уроки отличаются от традиционных тем, что разработаны в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова. Технология РО способствует сохранению и укреплению учащихся мотивационного компонента учебной деятельности, интереса к содержанию изучаемого материала. Главный результат развивающего обучения - это сохранение глубокого познавательного интереса у учащихся.
-
Опыт применения метода проектов в образовательном процессе средней школы (на примере английского языка) 2004
Метод проектов является одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения. Для успешного применения метода проектов необходимо представлять организацию и структуру проектной работы. В предлагаемой методической разработке урока-проекта прослеживаются все этапы проектной деятельности, а также методическое обоснование каждого из этапов.
-
Автоматизированное рабочее место "Сельский учитель" (руководитель методического объединения) 2004
Данная программа лишь попытка автоматизировать и реализовать те основные функции, которые выполняет руководитель методического объединения в сельской школе.
-
Организация учебного процесса в режиме новой педагогической технологии КСО (ДЕМСОС) 2004
Использование коллективных форм обучения в начальных классах дает положительные результаты: дети становятся доброжелательнее, учатся спорить, отстаивать свое мнение, учатся быть самостоятельными, исчезает робость, неуверенность в себе. У них появляется чувство ответственности не только за себя, но и за каждого в классе, также желание учиться лучше, не только ради оценки, а ради того, чтобы знать, уметь, ведь обучая другого, ты отвечаешь за него, учи других, а сам научишься. Поэтому при такой форме работы знания учащихся становятся более осознанными, умения - более уверенными, навыки - более надежными. А у учителя раскрываются все новые и новые пути творческого поиска, повышается педагогическое мастерство, творческий потенциал.
-
Использование групповых форм обучения математике в СУЗе 2004
Цель работы: опытно-экспериментальным путем проверить эффективность применения технологии с использованием групповых форм учебной работы в преподавании математики.
-
В поисках капитана Гранта (мастерская по роману Ж.Верна "Дети капитана Гранта" в 6-м классе) 2004
Предлагаемая мастерская ориентирована на 11-12-летних мальчишек и девчонок, которым близок жанр приключения. Раскрывается процесс подготовки школьников к заключительному уроку по роману "Дети капитана Гранта", в ходе которого каждый вел путевой дневник, являющийся не только средством контроля за чтением, но и элементом творческого осмысления романа.
-
"Я не знавал другого человека, который обладал бы такой притягательной силой, как Рылеев" 2004
Предлагаемый урок строится в технологии педагогической мастерской, целью которой является усвоение новых знаний в режиме самостоятельной работы (коллективной, групповой, индивидуальной). Описание хода мастерской и данные в приложении материалы позволяют сформировать представление о личности К.Ф. Рылеева и способствуют творческому развитию учеников.
-
Эффективный способ ведения записей как средство повышения учебных возможностей учащихся 2004
Опыт применения в учебном процессе одной интересной и эффективной формы обработки информации, которая называется "Карта памяти"
-
10 лет городской олимпиаде для младших школьников 2004
В статье содержатся цели и задачи олимпиады, ее структура, этапы проведения. Указана значимость материалов олимпиады для совершенствования учебного процесса и организации работы с одаренными детьми. Описана структура вариантов заданий олимпиады. Приведены некоторые характерные задания из архива олимпиады. Выделены основные отличия данной олимпиады, связанные с развитием мышления и креативности детей.
-
Не бойтесь размышлять 2003
Данная работа посвящена изучению вопроса о неучастии родителей в развитии мышления детей, не базирующегося на учебных дисциплинах. Как участвуют родители в мышлении своих детей, что они под этим понимают, чего не понимают, в чем нуждаются? Поиску ответов на этот вопрос через сбор информации и ее аналитическое осмысление, а также выработка конкретного варианта к решению этих вопросов - вот материал данного исследования.
-
Соревнования "Полоса препятствия", урок для 6-го класса "Волейбол" 2003
Основные задачи занятия по волейболу - отработка приемов работы с мячом (обучение прямой нижней подаче, совершенствование передач мяча сверху, снизу индивидуально); развитие координации, гибкости; воспитание коллективизма в учебной игре. Методы: индивидуальный, групповой, словесный, показа, рассказа. Соревнование "Полоса препятствий" интегрирует знание, умение, навыки по таким дисциплинам как физическая культура, ОБЖ, черчение, труд, МХК, что способствует повышению интереса к изучению этих предметов.
-
Учи и учись лучшему 2003
Школьные уроки математики - это прежде всего теоремы, формулы, задачи, развитие логического мышления. Однако и эти уроки помогают придать "благородное направление" жизни так же, как литература, история и другие предметы гуманитарного цикла. В этой статье отражены некоторые гуманитарные аспекты математики.
-
Поговорим… 2003
Вот уже несколько лет подряд в нашей школе проводится " Декада SOS". Инициатором проведения этой широкомасштабной акции была Всемирная организация здравоохранения. Цель декады - активное привлечение внимания общества к проблемам, несущим социальное зло: курение, пьянство и алкоголизм, наркомания, демонстрация их неприглядных, уродливых сторон и последствий. Я решила на уроке поговорить об этом со своими учениками языком математики.
-
Задачная форма организации учебного процесса 2003
Урок в задачной форме организации учебного процесса. Третий класс традиционного обучения (можно второй класс, конец темы "Корень слова").
-
Как воспитать Созидателя 2003
Групповая форма работы, направленная на гармонизацию души. Психологический час построен на примере сценариев развивающих занятий.
-
Урок-конкурс по теме: "Квадратные уравнения. Теорема Виета" в 8-м классе 2003
В личностно-ориентированной технологии обучения математике повторительно-обобщающие уроки наиболее эффективны в форме урока-конкурса. Это позволяет каждому учащемуся в полной мере раскрыть свои успехи в изучении раздела, без внешних "комплексов" определить собственные пробелы и направления их ликвидации, отследить уровень динамики личностного продвижения, создать максимально комфортные условия учебных коммуникаций.