Общепедагогические технологии
-
Воспитание толерантного сознания на основе интеграции предметов. Дискуссия на тему: "Триумф науки — прогресс или трагедия" 2003
В лицее №17 г. Ставрополя создано объединение "Мир человека". В основу работы положен метод проектов, межпредметное освоение интегрированных блоков знаний. Формой проведения заседаний являются дискуссии и конференции. Цель объединения - формирование холисткого мышления и толерантного сознания.
-
Из опыта внедрения педагогической технологии "Выход за пределы" в преподавании курса "Основы правовых знаний. Потребительское законодательство" 2003
Преподавание курса законодательство» призвано научить школьников оперировать экономическими понятиями в повседневной жизни, чтобы они знали и умели отстаивать свои права в сложных потребительских ситуациях. Для осуществления этой цели и применяется педагогическая технология «Выход за пределы». В работе описаны сущность и примеры внедрения данной технологии.
-
Матричная модель плана воспитательной работы классного руководителя 2003
Предлагаемый вниманию педагогов план работы классного руководителя составлен на основе "матрицы", в которой заданы основные параметры его содержания и оформления. Такая модель позволяет классному руководителю экономить время и силы на этапе составления плана, при этом воспитательная работа становится более целенаправленной, системной и плодотворной. План краток, удобен для восприятия, легко корректируется и универсален в применении.
-
Интеллектуальная модульная экспедиция 2003
Интеллектуальная модульная экспедиции - это форма воспитательной работы, главная задача которой, - достижение высокого результата в общем развитии детей; своего рода игра, которая объединяет учащихся в общешкольном коллективе. Участвуя в конкурсных испытаниях, классы-экипажи состязаются за право носить звание флагманского. Игра даёт возможность детям проявить свой талант и расширить кругозор.
-
Развитие идей проектной педагогики в системе повышения квалификации 2003
Опыт создания силами учащихся юношеского портала, основная идея которого - учиться принимать мир во всем его человеческом, культурном разнообразии, учиться принимать и радоваться культурной полифонии мира.
-
Опыт организации интегративных образовательных экспедиций по родному краю в 5-м классе 2003
Интегративные образовательные экспедиции - технология, которая разрабатывается в Вятской гуманитарной гимназии на протяжении последних пяти лет. Описываются возможности применения данной технологии в процессе литературного образования в 5-м классе.
-
Организационно-деятельностная игра "Что нам стоит дом построить" 2003
В процессе данной игры воспитанники школы-интерната активно включаются в проектировочную деятельность. Личностная включенность детей в ОДИ достигается путем применения различных игровых методик, которые более свойственны социально-психологическому тренингу, что помогает более успешно готовить воспитанников к социальной адаптации.
-
Использование кейс-метода при обучении студентов дисциплине инженерная графика 2003
В работе представлена сущность и методика использования в обучении кейс-метода. Показана возможность использования кейс-метода при обучении студентов колледжа дисциплине "Инженерная графика". В качестве примера приведен план урока на основе использования в процессе обучения кейс-метода. Показана методика его применения применительно к общетехинческой дисциплине. В плане урока четко просматривается методы формирования самостоятельности студентов и умения работать с технической литературой.
-
Методика графического проектирования уроков технологии 2003
В работе представлен один из способов создания поурочного плана в форме опорного конспекта с применением специальных символов. Данный подход широко используется в практике учителей технологии, педагогов дополнительного образования, педагогов профессиональной школы и позволяет проектировать систему уроков, педагогические технологии, комплексную наглядность и т.п.
-
Правописание "о" и "е" в окончаниях имен существительных после шипящих и "ц" 2003
Предлагаемый урок русского языка в 3-м классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова выстроен в технологии проблемного обучения. На уроке используется групповая форма работы. Учащиеся самостоятельно, при направляющей инструкции учителя, "открывают" новое знание. Ученикам предлагаются разного вида задания для закрепления полученного знания. Все этапы связаны друг с другом, подчинены строгой логике изучаемой темы.
-
Воспитательная деятельность Ангарского педагогического колледжа в рамках формируемого здоровьесберегающего образовательного пространства 2003
Cтатья раскрывает опыт работы по воспитательной деятельности в рамках экспериментальной площадки по вопросам создания здоровьесберегающего образовательного пространства. Авторский коллектив: д.б.н. Е.Н. Дзятковская, Н.А. Наумова, Л.З. Сидорова, О.И. Симухина, В.И. Камнева, Н.Н. Усольцева.
-
Виды исследовательской деятельности учителя-практика 2003
Научно-исследовательская работа в направлении от "науки - к практике" для гимназии стала наиболее распространенной, наиболее доступной. Сущность ее состоит в организации внедрения идей, состоявших в науке, описанных в ней и заимствованных из научных статей и монографий. Обобщая всю научно-исследовательскую деятельность учителей гимназии, мы определили два вида исследовательских работ учителя.
-
Урок алгебры в 9-м классе по теме: "Графический способ решения систем уравнений" 2003
Основой индивидуально-ориентированной системы обучения (ИОСО) является индивидуально-ориентированный план (ИОП), который дает право выбора учащимися уровня и темпа выполнения учебных заданий. При запуске ИОП ученик сам планирует результат своей деятельности. Индивидуально-ориентированные планы формируют адекватную самооценку и чувство ответственности за результат.
-
Урок: "Барометр-анероид", 7-й класс 2003
"Человек может стать умным тремя путями: путём подражания - это самый лёгкий путь, путем опыта - это самый трудный путь, и путём размышления - это самый благородный путь." китайская пословица Урок реализует диалектический подход в обучении школьников: изучение нового понятия через анализ опорного, установление внутреннего единства противоположностей в понятии, разрешение их противоречия.
-
Урок русского языка в интеграции с природоведением в 4-м классе по технологии СДО 2003
На уроке пыталась создать педагогические условия, при которых способ диалектического обучения реализовывался как средство оптимизации образовательного процесса. Дети активно участвовали в выведении новых понятий (строили древо Порфирия, выражали понятия с помощью кругов Эйлера). В тесте подобраны задания на осведомленность, исключение понятий, обобщение, аналогию, отношение между понятиями.
-
Обобщающий урок по биологии "Отделы в царстве растений" 2003
Стержнем СДО является анализ понятий и составления вопросов-суждений. Данный способ позволяет включиться на уроке в активную работу каждому ученику. Разнообразные и увлекательные задания на развитие мыслительной деятельности, научное содержание урока приводят к развитию логического мышления у детей, а также побуждают учащихся в подготовке к занятиям.
-
Урок чтения во 2-м классе по технологии СДО. Тема урока: "Э.Мошковская "Сказка про твердый и мягкий знаки" 2003
Урок чтения во 2 классе по технологии способа диалектического обучения. Построение процесса посредством способа диалектического обучения специально ориентированного на развитие воображения и мышления. Первоначально у учащихся формируются умения и навыки по формулированию вопросов - суждений.
-
Подготовка и выполнение проекта по теме "Зеленая школа" в 9-м классе по английскому языку 2003
Метод проектов позволяет превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются практически значимые и доступные учащимся проблемы. В данной работе предлагаются этапы подготовки к презентации проекта по теме "Охрана окружающей среды".
-
Минимальные затраты - максимальный успех 2003
Все методы обучения нацеливают на активизацию познавательной деятельности, развитие определенных навыков учащихся. Проблемный метод обучения - один из них. При изучении раздела программирования этот метод позволяет добиваться наилучших результатов в обучении учащихся. Мною разработана серия уроков, где используется этот метод. Один из них: Формула целого случайного числа.
-
Методические рекомендации к проведению цикла классных часов "Моя малая Родина" 2003
Воспитание студентов в Ангарском педагогическом колледже осуществляется на учебных занятиях, педагогической практике, в рамках внеучебной воспитательной работы. Цикл классных часов "Моя малая Родина" призван представить опыт работы куратора с группой по духовно-нравственному воспитанию будущих педагогов, создать условия для формирования у них гражданских чувств и осознания ими важности приобщения к культуре малой Родины.
-
Дидактическая система контроля знаний 2003
Дидактическая система контроля знаний рассматривается как важный стимул к познанию, стимул повышения качества знаний студентов по физике. Составляющими системы являются авторские разработки: метод экспресс-опроса по карточкам-заданиям; билеты-задания для итоговой аттестации в нетрадиционной форме; тестовые задания для выявления уровня усвоения программного материала по физике студентами учреждений СПО.
-
Технологический подход к обучению на примере темы: "Линейная функция" 2003
В работе сделана попытка на примере одной темы и одного урока показать использование модульной технологии, которая позволяет сделать процесс обучения управляем, упорядоченным, так как он предполагает четкость целеполагания, получение обратной связи, коррекцию и поправки.
-
Формирование основ правовой компетентности учащихся через систему правового образования в гимназии 2003
Одним из приоритетных направлений модернизации образования является формирование основ правовой компетентности учащихся. Вашему вниманию представлены материалы из опыта работы в данной области гимназии 164 г. Зеленогорска Красноярского края.
-
Формирование навыка исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения спецкурса "История литературы Англии и США" 2003
Изучение программы спецкурса "История литературы Англии и США" наряду с другими навыками формирует и развивает у учащихся гимназии навык лингвистического исследования, который выступает в качестве и цели и средства обучения.
-
Развитие информационной компетентности учеников и педагогов на основе построения единого информационного пространства гимназии 2003
В статье описываются конкретные шаги внедрения информационных технологий для развития информационной компетентности учащихся и педагогов гимназии г. Зеленогорска Красноярского края.
-
Урок природоведения, 3-й класс, "Природа и люди — одно целое" 2003
Данный материал поможет учителям начальных классов, работающих по технологии развивающегося обучения, использовать коллективные средства обучения, содержащие краеведческий материал и имеющие экологическую направленность.
-
Урок русского языка в 1-м классе. "Слог. Деление слов на слоги" 2003
Данный материал поможет учителям начальных классов, работающим по технологии развивающего обучения, при обобщении данной темы в 1-м классе использовать нетрадиционные формы работы, направленные на развитие речи детей.
-
Профильное обучение - это средство дифференциации и индивидуализации обучения 2003
Профильное обучение в старшей школе – это средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре содержании и организации образовательного процесса, более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами и намерениями дальнейшего продолжения образования.
-
Цикл психологических занятий "Природа" 2003
Цикл занятий составлен для детей 5 - 6 лет. Этот возраст является сензитивным для развития творческих (креативных) способностей. Психологические занятия носят комплексный характер и имеют экологическую направленность. Цикл психологических занятий объединен одной темой – “Природа”, состоит из 7 занятий, имеющих общую структуру и цели.
-
Операции-наблюдения как метод научно-педагогических исследований 2003
Поиск новых приемов подготовки учителей начальной школы - один из путей ее реформирования. Важно формировать умение не только смотреть на окружающий мир, но и видеть в нем то, что будет способствовать или тормозить развитие личности. Предлагаем операции-наблюдения.