I часть
Занятия спецкурса “Человековедение” направлены на самопознание и развитие внутреннего мира человека средствами данного предмета.
Самопознание – это то, что происходит со мной, собственные душевно-духовные изменения; это источник нашего Я, внутренний потенциал. Процесс самопознания помогает найти ответы на волнующие человека вопросы. Кто Я? Где Я? На занятиях с детьми на эти вопросы помогают определить:
- выбор психолого-педагогических технологий, адаптированных возрасту, условиям того пространства, в котором находятся дети;
- стиль общения, который ориентирован на выстраивание духовно-нравственных отношений, уважение к индивидуальности каждого ребенка;
- различные формы и средства для самораскрытия, самореализации (создание эмоционально-музыкального фона, рассказы о себе, рисунки, анализ собственных чувств и состояний, инсценирование жизненных ситуаций, игры и упражнения на понимание психических процессов человека, самоанализ и самодиагностика, социальное рисование);
II часть
Цель: показать приемы, формы работы в спецкурсе “Человековедение”.
Задачи:
- воспитывать бережное, тонкое отношение к собственному Я и Я – другого;
- дать понимание о богатстве и уникальности внутреннего мира каждого человека;
- закрепить знания о качествах личности;
- развивать творческие возможности, воображение и фантазию, вербальное и невербальное общение, умение самореализовываться в разных видах деятельности.
Методы и приемы психокоррекции, релаксации, арт-терапии: чувствование, слышание и видение, вхождение в образное и жизненное пространство, наблюдение за своим внутренним Я, анализ и размышление о собственных внутренних и внешних состояниях.
Упражнения на релаксацию.
Задача: снятие скованности, эмоционального напряжения на фоне музыкального сопровождения.
Дыхательное (свободная посадка, глаза закрыты; сделать 10 медленных вдохов и выдохов, вдох – считая про себя до 7, выдох замедлить – считая до 9).
Зрительно-образное (представить образ, который дает ощущение внутренней радости, удовольствия – 3 мин.)
Обсуждение своих ощущений, чувств при выполнении этих упражнений
Работа с текстом.
Задача: осознать богатство внутреннего мира человека, палитру его чувств, эмоций, душевных состояний.
Я-Мир
Вот Я! И вот мой Мир, мы и похожи и разные.
Мой личный мир не тот, что передо мной.
Могу в своем мире взлететь на красочные облака
фантазии.
Могу я ссору предугадать и не случится она.
Могу я человеку “здравствуй” сказать, и друга
обрету.
Прочитать текст, определить, на чем здесь автор акцентирует внимание. Почему?
Разбор текста
мой Мир (с большой буквы) – показ значимости, уникальности, важности;
мы и похожи и разные – индивидуальность каждого человека;
личный мир – где он находится? (Это внутренний мир);
красочные облака фантазии – богатство и разнообразие нашего воображения;
не случится она – если почувствовать и понять другого человека;
и друга обрету - необходимо воспитывать в себе коммуникативные качества.
Вывод: Я – это одна из самых больших загадок для человека.
Как вы думаете, сколько нужно времени, чтобы познать свой внутренний мир?
Рефлексия: рассказы о себе, визитная карточка, самопрезентация “Кто Я?” “Какой Я?”. Восстановление ранее пройденных заданий.
Сравнить, произошли ли на данный период времени, изменения и какие.
Высказывания детей
Проект “Я и мой внутренний Мир”.
Задача: развивать объективное отношение к себе, умение определить ближнюю и дальнюю перспективу.
Задание: составить карту, в центре листа “Я”, далее по желанию любым цветом написать слова характеристики о себе с учетом расстояния: чем важнее качество, тем ближе к “Я”. Выделить в цвете новые качества, старые, а также которые проявляются часто, либо редко, устраивают, не устраивают.
Звучит музыка, дети выполняют задание.
Демонстрация всех выполненных проектов
Знаем ли мы друг друга?
Задача: определить одноклассника по самохарактеристике.
Дети зачитывают самохарактеристики и угадывают о ком идет речь.
Домашнее задание: “Катастрофа”. – закодированный образ себя.
- Представьте себе, что Землю ждет катастрофа и все живое погибнет. Но ученые изобрели способ, при помощи которого люди могут уцелеть, на время превратившись в неживые предметы. Подробно опишите этот предмет, его размер, цвет, качество. Этот предмет должен отражать ваше Я, чтобы потом, превратившись в человека, выбыли самим собой.
Дети описывают характер человека,
закодировавшего себя в каком либо образе.
Обсуждение работ
Упражнения на развитие коммуникативных отношений
Задача: научить сотрудничеству, умению общаться, развивать навыки невербального общения.
Упражнение: взяться за руки, почувствовать настроение человека сидящего справа и слева, высказать свои ощущения.
Искусство “Мандолы” (рисование из точки). В центре листа ватмана изображен образ звезды-человека.
Задание: не общаясь словами, рисовать по очереди вокруг звезды. Каждому использовать только один цвет, чувствуя свое вступление в создание образа. Рисунок должен иметь законченный вариант, вырасти из внутренней точки во внешнее пространство.
Звучит спокойная музыка.
Демонстрация работ, обсуждение.
III часть
В процессе занятия использовались внешние и внутренние стимулы:
- обретение эмоционального равновесия, душевного спокойствия;
- узнавание нового о себе и психологическом мире человека;
- радость открытий способностей и возможностей в себе и в других;
- жизненно-практическое применение знаний в общении с окружающим миром;
- получение новой информации.
Данные стимулы побуждали детей к творчеству на всех занятиях в течение занятия.