Мастер-класс "Человековедение: развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка"

Разделы: Общепедагогические технологии


I часть

Занятия спецкурса “Человековедение” направлены на самопознание и развитие внутреннего мира человека средствами данного предмета.

Самопознание – это то, что происходит со мной, собственные душевно-духовные изменения; это источник нашего Я, внутренний потенциал. Процесс самопознания помогает найти ответы на волнующие человека вопросы. Кто Я? Где Я? На занятиях с детьми на эти вопросы помогают определить:

  • выбор психолого-педагогических технологий, адаптированных возрасту, условиям того пространства, в котором находятся дети;
  • стиль общения, который ориентирован на выстраивание духовно-нравственных отношений, уважение к индивидуальности каждого ребенка;
  • различные формы и средства для самораскрытия, самореализации (создание эмоционально-музыкального фона, рассказы о себе, рисунки, анализ собственных чувств и состояний, инсценирование жизненных ситуаций, игры и упражнения на понимание психических процессов человека, самоанализ и самодиагностика, социальное рисование);

II часть

Цель: показать приемы, формы работы в спецкурсе “Человековедение”.

Задачи:

  • воспитывать бережное, тонкое отношение к собственному Я и Я – другого;
  • дать понимание о богатстве и уникальности внутреннего мира каждого человека;
  • закрепить знания о качествах личности;
  • развивать творческие возможности, воображение и фантазию, вербальное и невербальное общение, умение самореализовываться в разных видах деятельности.

Методы и приемы психокоррекции, релаксации, арт-терапии: чувствование, слышание и видение, вхождение в образное и жизненное пространство, наблюдение за своим внутренним Я, анализ и размышление о собственных внутренних и внешних состояниях.

Упражнения на релаксацию.

Задача: снятие скованности, эмоционального напряжения на фоне музыкального сопровождения.

Дыхательное (свободная посадка, глаза закрыты; сделать 10 медленных вдохов и выдохов, вдох – считая про себя до 7, выдох замедлить – считая до 9).

Зрительно-образное (представить образ, который дает ощущение внутренней радости, удовольствия – 3 мин.)

Обсуждение своих ощущений, чувств при выполнении этих упражнений

Работа с текстом.

Задача: осознать богатство внутреннего мира человека, палитру его чувств, эмоций, душевных состояний.

Я-Мир

Вот Я! И вот мой Мир, мы и похожи и разные.
Мой личный мир не тот, что передо мной.
Могу в своем мире взлететь на красочные облака фантазии.
Могу я ссору предугадать и не случится она.
Могу я человеку “здравствуй” сказать, и друга обрету.

Прочитать текст, определить, на чем здесь автор акцентирует внимание. Почему?

Разбор текста

мой Мир (с большой буквы) – показ значимости, уникальности, важности;

мы и похожи и разные – индивидуальность каждого человека;

личный мир – где он находится? (Это внутренний мир);

красочные облака фантазии – богатство и разнообразие нашего воображения;

не случится она – если почувствовать и понять другого человека;

и друга обрету - необходимо воспитывать в себе коммуникативные качества.

Вывод: Я – это одна из самых больших загадок для человека.

Как вы думаете, сколько нужно времени, чтобы познать свой внутренний мир?

Рефлексия: рассказы о себе, визитная карточка, самопрезентация “Кто Я?” “Какой Я?”. Восстановление ранее пройденных заданий.

Сравнить, произошли ли на данный период времени, изменения и какие.

Высказывания детей

Проект “Я и мой внутренний Мир”.

Задача: развивать объективное отношение к себе, умение определить ближнюю и дальнюю перспективу.

Задание: составить карту, в центре листа “Я”, далее по желанию любым цветом написать слова характеристики о себе с учетом расстояния: чем важнее качество, тем ближе к “Я”. Выделить в цвете новые качества, старые, а также которые проявляются часто, либо редко, устраивают, не устраивают.

Звучит музыка, дети выполняют задание.
Демонстрация всех выполненных проектов

Знаем ли мы друг друга?

Задача: определить одноклассника по самохарактеристике.

Дети зачитывают самохарактеристики и угадывают о ком идет речь.

Домашнее задание: “Катастрофа”. – закодированный образ себя.

- Представьте себе, что Землю ждет катастрофа и все живое погибнет. Но ученые изобрели способ, при помощи которого люди могут уцелеть, на время превратившись в неживые предметы. Подробно опишите этот предмет, его размер, цвет, качество. Этот предмет должен отражать ваше Я, чтобы потом, превратившись в человека, выбыли самим собой.

Дети описывают характер человека, закодировавшего себя в каком либо образе.
Обсуждение работ

Упражнения на развитие коммуникативных отношений

Задача: научить сотрудничеству, умению общаться, развивать навыки невербального общения.

Упражнение: взяться за руки, почувствовать настроение человека сидящего справа и слева, высказать свои ощущения.

Искусство “Мандолы” (рисование из точки). В центре листа ватмана изображен образ звезды-человека.

Задание: не общаясь словами, рисовать по очереди вокруг звезды. Каждому использовать только один цвет, чувствуя свое вступление в создание образа. Рисунок должен иметь законченный вариант, вырасти из внутренней точки во внешнее пространство.

Звучит спокойная музыка.
Демонстрация работ, обсуждение.

III часть

В процессе занятия использовались внешние и внутренние стимулы:

  • обретение эмоционального равновесия, душевного спокойствия;
  • узнавание нового о себе и психологическом мире человека;
  • радость открытий способностей и возможностей в себе и в других;
  • жизненно-практическое применение знаний в общении с окружающим миром;
  • получение новой информации.

Данные стимулы побуждали детей к творчеству на всех занятиях в течение занятия.