“Сначала мы формируем наши цели, а потом они формируют нас”.
К. Станиславский
Цель: создание условий для постижения смысла и значения цели воспитания подрастающего поколения через организацию исследования понятия в коллективной учебной деятельности.
Задачи: формирование понятия “цель воспитания подрастающего поколения”, ее разновидностей, выявление соотношения понятий “цель” и “задачи”. Развитие интеллектуальной сферы студентов, навыков аналитического и критического мышления в гностической деятельности, ценностных ориентаций. Совершенствовать умения модифицировать учебный материал, публично выступать. Создание условий для проявления активности, инициативности студентов, стремления к поисковой деятельности и взаимодействию в коллективе, формирование положительной Я-концепции и рефлексивной позиции.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок – исследование.
Оформление урока: на доске присутствуют высказывания великих людей:
“Я под целью воспитания понимаю программу человеческой личности, программу человеческого характера, вкладываю все содержание личности, т.е. и характер внешних проявлений и внутренней убежденности, и политическое воспитание, и знания – решительно всю картину человеческой личности”.
А.С.Макаренко
“Идеал воспитания как цель педагогической деятельности содержит в себе нравственные, эстетические и культурно-образовательные характеристики личности”.
Б.Лихачев
“Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей – архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове”.
К.Маркс
Структура урока.
- Организационный момент.
- Целеполагание.
- Объяснение нового материала (исследование проблемы).
- Понятие о цели воспитания подрастающего поколения;
- Соотношение идеальных и реальных целей воспитания, их характеристика;
- Условия реализации целей;
- Задачи воспитания подрастающего поколения.
- Закрепление материала.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
Структурный элемент урока |
Деятельность преподавателя |
Деятельность студентов |
1. Организационный момент. | Преподаватель организует группу, настраивает на урок. | Группа делится на 3 микро-группы, выбирается лидер, эксперты. Знакомство с ролевыми обязанностями. |
2. Целеполагание. | Беседа: Юность - пора поиска, надежд,
мечтаний. Перед вами, молодыми людьми,
открывается много дорог. Вы хотите добиться
успеха в жизни? В профессии? Что для этого нужно?
Всегда ли вы ставите перед собой цель? Какие цели
вы ставите? Какие цели бывают? Цель и задача – это
одно и то же? Чтобы ответить на эти и многие
другие вопросы мы и познакомимся с темой нашего
урока: “Цель и задачи воспитания подрастающего
поколения”. - Что вы ждете от урока? Что бы вы хотели узнать по этой теме конкретно? Сформулируйте и запишите ваши цели. |
Участие в беседе. Формулировка и запись целей на данный урок в карту самодиагностики. |
3. Объяснение нового материала. | Цель воспитания – это то, к чему
стремится воспитание, это то будущее, на
достижение которого направлено все его усилие.
Любое воспитание всегда целенаправленно.
Бесцельного, ни к чему не стремящегося
воспитания, не бывает. Цель подчиняет себе все:
содержание, формы, методы и средства. Поэтому
проблема цели в педагогике очень важна и с
теоретической, и с практической точки зрения.
Дадим понятие цели воспитания (на доске
определение). Сделайте запись в своем
педагогическом словаре (Приложение 1).
С давних пор человек, становясь человеком,
испытывал потребность в достижении наивысших
результатов в той или иной деятельности, которой
занимался. Так возникла идеальная цель
воспитания всестороннего и гармоничного
развития личности человека. Такое явление
получило название калокагатии (определение
на доске). Сделайте запись в своем педагогическом
словаре. Народная педагогика тому хороший
пример. Определите, какие черты идеального
образа человека представлены в народной
мудрости на примере русских народных пословиц и
поговорок (задание № 1. Приложение 2).
Идея всестороннего развития личности не нова,
она зародилась еще в глубокой древности, но
содержательный диапазон целей постоянно
меняется. Посмотрим, как это происходит.
Обоснуйте философское толкование идеи
всестороннего и гармоничного развития личности
человека на основе представленной схемы (задание
№ 2. Приложение 2). А возможно ли
воплощение идеальной цели воспитания, ведь все
мы разные и в одном человеке реально не могут
быть развиты с должной полнотой все стороны его
личности. Также различны могут быть и
устремления самой личности. Даже если
предположить, что будут созданы благоприятные
возможности, условия, то и тогда личность не
может всесторонне воспитываться (разная
наследственность, среда). Значит, эта цель
нереальна? Тогда нужна ли она? В чем ее функции?
Если существует идеальная цель, общая, то должна
существовать и реальная, особенная,
индивидуальная. Что мы будем понимать под
реальной целью? (определение на доске). Запишите в
свой педагогический словарь (Приложение
1). Как появляются цели воспитания? В их
формировании находят отражение многие
объективные причины: - Закономерности физиологического созревания организма; - Психическое развитие людей; - Достижения философской и педагогической мысли; - Уровень общественной культуры; - Политика, идеология государства; - Потребности общества, которые определяются способом производства и др. Таким образом, цель воспитания отражает достигнутый уровень развития общества и изменяется с изменением способов производства. На основе изучения предложенного фактического материала составьте таблицу, показывающую проблему цели воспитания в истории, проанализируйте изменение целей воспитания в зависимости от типа общественно-экономических отношений (задание № 3. Приложение 2). Чем отличается цель в первобытном обществе от целей воспитания в рабовладельческом, феодальном, капиталистическом обществе? Каков характер целей в классовом обществе? Какой можно сделать вывод? Таким образом, цель воспитания определяется потребностями и уровнем развития общества, зависит от способа производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников. Цели воспитания изменчивы и динамичны, носят исторический и классовый характер, могут быть объективны и субъективны. В современном российском обществе цель образования прописана в Законе "Об образовании", где говорится о необходимости дать человеку базовое образование и базовую культуру и на их основе предоставить возможности для самореализации личности, ее собственных интересов и интересов государства. Чтобы реализовать поставленные цели воспитания, необходим ряд условий: политических, правовых, социальных, организационных, экологических и др. Цель намечена, пора приступать к действию. Ступенями в общем движении к цели будут задачи. Определение задачи – на доске. Сделайте записи в свой педагогический словарь. Определимся, какие же задачи стоят перед современным образованием. Изучите гл. “Задачи воспитания” учебника “Педагогика” И.П.Подласого (с.139-144) и сделайте краткий конспект содержания задач. |
Участие в работе по выполнению заданий в своей микрогруппе (обсуждение задания, подготовка выступления, конспектирование, составление таблицы), запись определений в педагогический словарь. Поиск ответа на проблемные вопросы, участие в дискуссии, отстаивание своей точки зрения. Составление опорной схемы нового материала по теме. |
4. Закрепление материала. | Ответьте на вопросы: - Цель как научное понятие есть… - Задача – это… - Цели бывают… - Чем и как определяются цели воспитания? - Цель воспитания современной российской школы? - Гармоничное развитие личности включает в себя… Проанализируйте суждение, выскажите свою позицию по данному вопросу (задание № 4. Приложение 2). |
Работа в микрогруппах и индивидуальные ответы. |
5. Итог урока. | Актуальность, значимость темы. Осмысление материала. | Подведение итогов. |
6. Домашнее задание. | Лекция, учебники:1) Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, с.86-93., 2)Дошкольная педагогика / Под ред. В.И.Ядэшко, Ф.А. Сохина, с.44-53, 3)“Педагогика”, под ред. И.П. Подласого, раздел “Цели воспитания”. | |
7. Рефлексия. | Заполните карты самодиагностики: что удалось реализовать из поставленных целей, что нет, комфортно ли вам было работать в своих микрогруппах, предложения по улучшению эффективности работы (Приложение 3). | Заполнение карт самодиагностики, выработка предложений по дальнейшему совершенствованию работы. |