I. Обоснование актуальности темы
На современном этапе работы школы, когда главной задачей педагогов является всестороннее содействие становлению и развитию человеческой индивидуальности, основным принципом учебной деятельности становится внимание к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям. На всех этапах развития школы при усилении демократических начал в ее организации на 1 место выдвигается вопрос поиска эффективных путей реализации оценочной функции учителя.
Недостаток традиционной оценочной системы, основанной на отметках как стимуляторах учения, обнаружился уже в середине XIX в., когда возникла теория свободного воспитания, направленная против подавления личности ребенка.
Выдающимся представителем идей свободного воспитания в России был Л.Н. Толстой. “Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно”, – писал он.
Отметки широко применяются и кажутся обязательными, потому что система отметок имеет то же значение вечного “дамоклова меча” над головой ребенка. Это тоже орудие, но более утонченное, облагороженное, но менее гнетущее. При помощи балла учитель старается карать или поощрять ученика, а в результате в детях заглушается естественное стремление к знаниям, и они начинают учиться исключительно ради баллов. Отметки ухудшают отношения между обучаемыми и обучающими.
Под гнетом системы отметок ученик испытывает постоянное чувство тревоги, страха, у слабых натур это состояние может вызвать настоящие психозы.
Актуальность изучения процесса оценивания определяется проблемами, которые возникают и в наше время. В образовании отсутствуют четкие, научно-выверенные положения, которыми могли бы руководствоваться педагоги. Чаще всего педагоги в своей деятельности по оцениванию деятельности учащихся исходят из своих интуитивных представлений. В результате этого процесс оценивания носит произвольный характер. Выявлены следующие недостатки оценочной деятельности, например:
- отметки зависят от отношения учителя к ученику. Если отношение позитивное, то отметки объективные или завышенные, если отношение негативное, то отметки занижаются;
- жестокость оценок: у такого учителя очень трудно получить высокую оценку и отметку;
- отметка великодушия: есть педагоги, которые завышают оценку, в результате чего дети не проявляют особую старательность;
- логические ошибки: учитель оценивает ответ в соответствии со своей логикой, если логика учащегося правильная, не расходится с логикой учителя, то ответ оценивается ниже;
- состояние учащегося: отметка зависит от умения учащимся владеть собой в ситуации опроса;
- отсроченность отметки: отметки в дневник выставляются отсроченно. Это может быть в конце недели или даже через 2 недели.
- объявление оценок: отрицательные отметки объявляются перед всем классом, что унижает достоинство детей;
- “счетоводный подход”: это когда отметка выставляется в зависимости от того, сколько примеров из заданного количества решил ученик, сколько сделал грамматических ошибок и т.д. При одинаковом подходе ко всем учащимся выявление уровня успешности таким путем приводит к игнорированию продвижения школьников и его достижений относительно прежнего уровня;
- среднеарифметический подход: двойка в начале четверти может существенно повлиять на итоговую отметку, но вполне возможно, что этот материал вошел в следующие темы и был усвоен учеником. Кто-то округляет итоговую отметку в сторону увеличения, кто-то в сторону уменьшения;
- отметки влияют на взаимоотношения родителей и учащихся: плохие отметки ухудшают отношения родителей с детьми; в результате дети стараются не сообщать плохие отметки родителям, не желая их расстраивать. (75 % в младших классах, 58 % в средних, 86 % в старших классах).
Успешность дальнейшей жизнедеятельности человека в очень большой степени определяется его мотивацией к учебной деятельности; отмеченные проблемы в оценивании часто приводят к тому, что ученики отказываются учиться, у них формируется заниженная самооценка.
Понятно, что у ребенка, только что пришедшего в школу, адекватной самооценки (уверенности в себе без самолюбования, самокритичности – без самосъедания) быть такой именно не может. Она не возникает сама собой. Её становление зависит от того, как строится в школе система оценочных взаимоотношений.
Итак, нужно найти средства для контроля и оценивания того, как ученик продвигается по “предметным линиям развития” – как учится решать различные задачи, как овладевает соответствующими умениями. Подходят ли для этого традиционные 5, 4, 3 и 2, которые ставятся за все сразу, а не за отдельные задания? Глядя на эти записи, получают ли ученики, учителя и родители информацию, какие именно задачи ученик научился решать. Об этом сказать сложно, кроме того часто одна и та же отметка ставится при разном уровне знаний умений и навыков на что следующие доводы : “твоя 4 – это одно, его 4 – это другое”, “три пишем, два в уме”, “твоя 5 – это 5 с плюсом, жаль, что в журнал нельзя ставить” и т.д.
Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию знаний учащихся, который позволил бы преодолеть недостатки существующей “отметочной” системы.
В условиях безотметочного обучения особенно остро стоит проблема общения с родителями.
На становление самооценки младшего школьника огромное влияние оказывает стиль воспитания в семье, принятые в ней ценности.
Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира в семье, дети с заниженной самооценкой не имеют с родителями доверительных отношений, не чувствуют их эмоционального участия.
В семьях, где дети имеют адекватную высокую или адекватную устойчивую самооценку, внимание к личности ребенка сочетается с достаточной требовательностью, родители не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает.
Таким образом для формирования самооценки младшего школьника, учителю необходимо осуществлять целенаправленную работу с родителями. Задолго до официального выставления отметок нужно знакомить родителей с нормами их выставления.
В соответствии с письмом МО Российской Федерации № 1561/14 – 15 от 19.11.98. “Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе”, необходимо отказаться от выставления отметок учащимся 1-го класса в течение всего первого года. До введения отметок не рекомендуется применять никакие другие знаки оценивания: звездочки, цветочки, разноцветные полоски и др. Учитель должен знать, что в данном случае функции отметки берет на себя этот предметный знак и отношение ребенка к нему идентично отношению к цифровой оценке.
Одной из главных целей начального образования в рамках дидактической системы “Школа 2100” является ученик, способный к самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию. Наши дети будут жить в иной социальной ситуации, когда без собственной инициативы и самостоятельности просто нельзя будет выжить.
И для этого нужны новые подходы по содержанию и технологии обучения и прежде всего в начальной школе.
Безотметочный принцип оценивания должен стать одним из основных педагогических условий, это прежде всего, отказ от общепринятой пятибальной системы оценивания, вносит кардинальные изменения в мотивацию учения школьников. Одним из моментов мотивации является интерес к учению, который и должен стать предметом формирования, управления, изучения и диагностики со стороны педагогов. Для формирования интереса к учению нужно:
- Применять в обучении деятельностный подход, где перестраивается система отношений к учению и к другому человеку;
- Понимание смысла учения прежде всего для себя, намерение ставить и достигать цели для достижения своих ориентаций; формирование мотивации невозможно без содержательной диагностики.
В настоящее время можно выделить несколько исследовательских направлений, связанных с контролем и оценкой в учебном процессе: усовершенствование методов, форм контроля и оценки; построение безотметочного обучения с поиском замены отметок другими формами оценки. Современное состояние развития общества требует организовать процесс обучения так, чтобы учение стало для школьника одной из ведущих личностных потребностей, определялось бы его внутренним мотивом. Решить проблемы контроля и оценки можно, только координируя между собой все направления, ориентируясь на конкретную педагогическую систему, школу.
До тех пор, пока не будут внесены изменения в нормативно-правовую базу системы оценки качества образования, а также в так называемый госстандарт образования, все это будет тормозить решение одной из основных задач начальной школы – формирование умения и желания учиться (контрольно-оценочной самостоятельности)
Задачу по выработке “оценочной политики” в рамках конкретной школы можно решить опираясь на ст. 15 п. 3 Закона “Об образовании”, которая гласит: “Школа самостоятельна в выборе системы промежуточной аттестации школьников”.
Таким образом, политика государства в области оценивания на начальной ступени образования определён, но на сегодняшний день достаточно большое разнообразие разработок ученых и практиков и при этом учитель оказывается перед нечеткими, невыверенными положениями по оцениванию учащихся в безотметочной системе, и не снято противоречие между необходимостью разработки научно-обоснованных и практически выверенных положений по оцениванию учащихся начальной школы в безотметочной системе и их отсутствием
В ходе опытно-экспериментальной работы (где опытно-экспериментальная работа проводится ради создания новой практики образования, и здесь ценнее не эксперимент сам по себе, а тот результат, который должен быть получен в итоге всей работы: алгоритм, гипотеза, подход, методическая система, технология) на базе начальной школы многопрофильной гимназии № 22 г. Белово.
Цель – разработать и экспериментально проверить педагогические технологии контроля и оценки в начальных классах гимназии, направленных на формирование мотивации учения младших школьников.
Задачи:
- Выработать единую “оценочную политику” гимназии силами администрации, педагогов, детей и их родителей;
- Адаптировать педагогические технологии действий контроля и оценки в начальной школе многопрофильной гимназии;
- Провести экспериментальную проверку эффективности педагогической технологии действий контроля и оценки в рамках гимназии образовательной программы “Школа 2100”;
- Разработать и экспериментально проверить педагогическую технологию перехода от безотметочной системы к отметочной (3-4 классы)
Объект исследования – формирование мотивации младшего школьника.
Предмет исследования – педагогические условия формирования мотивации учения младших школьников через разработанные педагогические технологии контроля и оценки в безотметочной системе.
Гипотеза:
Педагогическая технология контроля и оценки в безотметочной системе для начальных классов будет способствовать формированию мотивации учения школьников если будут обеспечены определенные условия:
- в гимназии будет организована научно-методическая работа с педагогами, работающими в начальных классах по проблеме педагогической оценки и отметки;
- определены приоритеты между контролем и оценкой учителя и формированием самоконтроля и самооценки учащихся в пользу второго и разработана система педагогических действий со стороны учителя для достижения учащегося;
- разработана система контрольно-оценочных действий педагога по отслеживанию и коррекции учебных действий и знаний учащихся;
- разработано положение о системе оценивания учебной деятельности учащихся начальной школы многопрофильной гимназии № 22 (приложение 4);
- установлены содержание, эффективные средства и формы контроля и оценки на основе экспериментальной проверки ряда систем (“шкалы”, “линии развития”, см. приложение № 1, 2);
- установлены единые психолого-педагогические требования самоконтроля и административного контроля к контролю и оценке деятельности педагога по оценке, заложенным в положении (см. приложение № 4);
- учебный процесс 3-4 классов организован как переходный этап от безотметочной системы и отметки с учетом полученных результатов;
- организована работа с родителями, направленная на информирование о нормах и специфике оценочной деятельности в начальной школе (см. приложение № 3);
- в педагогической практике будут реализованы принципы:
- самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке;
- самооценка учащихся должна постепенно дифференцироваться;
- ученики получают от учителя четкие критерии самооценки. Уже в 1 классе ребенок должен учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания;
- оцениваться должно только достижение учащихся, предъявленное самими детьми для оценки, опираясь на правило “добавлять, а не вычитать”;
- ребенок должен иметь возможность сам выбирать ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю для оценки. Он сам может назначать критерий оценивания. Такой подход к оцениванию, по опыту ряда школ, приучает школьников к ответственному оценочному действию;
- будет разведена взрослая и детская оценка: у учителя будут свои документы для фиксации качества знаний и умений, у учащихся - свои. Учитель будет контролировать и оценивать для того, чтобы скорректировать процесс учения-обучения. Учащийся будет становиться в качестве субъекта учебной деятельности, в которой оценка выполняет регуляторные функции;
- оценочная деятельность учителя будет носить скорее воспитательную, личностно ориентированную, нежели собственно учебную, предметную направленность. Учителю следует стремиться с первых дней обучения постепенно, но неуклонно снижать зависимость ученика от оценки взрослого;
- оценочная деятельность учащихся, напротив, должна иметь только предметную направленность и быть максимально содержательной и развернутой.
Сроки эксперимента: сентябрь 2004 – май 2009 г.г.
База эксперимента: в эксперименте участвуют обучающиеся начальной школы многопрофильной гимназии № 22, педагоги, родители.
Критерии ожидаемых результатов:
1-2 классы – учебная мотивация
3-4 классы – мотивации учащихся на учебную деятельность
Показатели: положительная динамика учебных мотивов младших школьников; сохранение мотивации (в % отношении) при переходе из начального звена в среднее.
Разработка развернутой программы
“Отработка педагогических технологий, направленных на формирование мотивации учения младших школьников многопрофильной гимназии № 22”
Этап |
Сроки |
Содержание работы |
Необходимое обеспечение |
Ожидаемые результаты |
Способы контроля и фиксации результатов |
I Диагностический |
Апрель-май 2004 г. |
Анализ состояния учебно-воспитательного процесса по проблеме “Формирование мотивации учения младших школьников гимназии”, выявление и формулировка противоречий (анкетирование, наблюдение) | Анкетирование, исследование мотива-циионной сферы учащихся начальной школы, составление графика (приложение 5, 6). | Аналитическая справка с противоречием, выявленная актуальность проблемы. | Сравнительные таблицы. |
II Прогностический | Сентябрь 2004 г. | Разработка развернутой программы ОЭР. Определение: объекта, предмета, цели, задачи. Формулировка гипотезы. Разработка критериев ожидаемых результатов. |
1. Научная и методическая литература. 2. Консультация научного руководителя. |
Программа ОЭР | Утверждение прог-раммы ОЭР на научно-методическом совете гимназии. |
III Организационный | Сентябрь-октябрь 2004 г. | Разработка положения о системе
оценивания учебной деятельности учащихся
начальной школы гимназии № 22 (приложение 4). Подготовка учителей к предстоящей работе. |
Подготовка различных бланков. Научно-методическое обеспечение (описание пед. технологий оценки учебной деятельности учащихся начальной школы “Шкалы” и “Линии развития”. |
Готовность учителей, обучающихся,
администрации к проведению эксперимента. Выбор учителями системы оценивания 1-3 кл. |
Представление программы на НМС, родительском собрании. |
IV Практический | Ноябрь-май 2009 г. | Создание условий для формирования мотивации учения младших школьников: отработка оценочных пед.технологий. направленных на формирование мотивации учения младших школьников. | Оценочные и аналитические материалы. | 1. Положительная динамика
сформи-рованности моти-вации учения младших
школьников. 2. Разработанные методические рекомендации по реализации программы формирования мотивации учения. 3. Включенность педагогов, работающих в начальной школе в проблему. |
Диагностирование, опрос
обучающихся родителей. Отчет на научно-методическом совете. Организация семинара для учителей начальных классов школ города. |
V Обобщающий | Обработка данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными задачами, анализ результатов. Оформление и описание хода и результатов эксперимента. Обобщение и теоретическое осмысление данных. Определение выводов. | Материалы для обработки полученных результатов. | Подтверждение или опровержение гипотезы эксперимента. | Выход на педагогическую общественность города. | |
VI Внедренческий | Распространение педагогических технологий, направленных на формирование мотивации учения младших школьников. | Распространение научно-методических рекомендаций, пособий. |