Проблема эффективности обучения и взаимоотношений с учеником актуальна для любого педагога. Но в системе дополнительного образования (далее ДО) взаимозависимость характера отношений “учитель-ученик” и качества обучения является краеугольным камнем педагогического процесса. Используя термины “учитель” и “ученик”, автор вкладывает в них первоначальный классический смысл. Учитель – это тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом, а ученик их перенимает. Дополнительное образование базируется на принципе свободы выбора, и если параметры взаимодействия “учитель-ученик” не адекватны потребностям обоих субъектов, то о качестве обучения говорить не приходится, т.к. сам факт взаимодействия будет не реален. Существует и противоположная проблема: можно построить очень комфортные отношения с учеником, но их конструктивность с точки зрения решения образовательных и развивающих задач будет минимальна. Таким образом, необходимо найти ответ на вопрос: как построить взаимоотношения с учеником, чтобы взаимодействие с ним позволяло получать максимальный результат в сфере образования и личностного развития, и в то же время оставалось бы перспективным для дальнейшего конструктивного общения. Ответом на этот вопрос может стать модель взаимодействия “учитель-ученик”, назначение которой - оптимизировать учебный процесс. Базой данных для построения такой модели послужил опыт работы Образцовой студии декоративно-прикладного искусства “Творчество” Карагандинского Дворца Детей и Юношества, куда дети приходят в самом разном возрасте и занимаются порой 6-10 лет и даже, после окончания школы, продолжают посещать занятия. В данный момент, руководители студии – её выпускники. Приходят в студию и взрослые, их мотив: наконец-то научиться тому, о чем мечталось в детстве и юности. Данные факты доказывают перспективность образовательного процесса в студии.
Чтобы обеспечить определенную степень универсальности модели, т.е. возможность ее адаптации к личностным качествам ученика, учителя и специфике ДО необходимо рассмотреть: цели, задачи и специфику ДО; педагогические принципы, определяющие характер взаимодействия “учитель-ученик” (ВУУ), то есть сформулировать систему аксиом для построения всей теории субъект-субъектных отношений. Необходимо проанализировать содержание и параметры пространства взаимодействия (ПВ), т.е. той территории (сферы), на которой предполагается сотрудничество. Для автора таким ПВ является сфера искусства и дизайна. Очень важен выбор приоритетных направлений сотрудничества в ПВ с учетом мотивов и потребностей ученика и учителя, а также критерии, позволяющие определить оптимальный спектр методов и форм работы. Учитывая все выше изложенное, автор предлагает найти алгоритм и определить критерии построения взаимоотношений с учеником, обеспечивающих максимальную эффективность решения всего спектра педагогических задач. Гипотетически построение модели должно базироваться на взаимодействии с учеником в определенном пространстве, при этом, если параметры взаимодействия обеспечивают внутреннюю свободу развития личности обоих субъектов (учителя и ученика) и используют все потенциальные возможности пространства сотрудничества, то получаемые результаты максимальны. Ибо возможности такого взаимодействия не ограничены и позволяют и учителю, и ученику в полной мере реализовать свое предназначение, в чем, по мнению автора, состоит смысл жизненного пути человека.
Фундаментом для построения модели взаимодействия стали: теория оптимизации педагогического процесса Ю.К. Бобанского; работы советского психолога Л. Выготского; системы развивающего обучения Л. Занкова и В.Давыдова; теория укрупнения дидактических единиц П.М. Эрдниева; педагогическая теория В.М. Лизинского; методические системы педагогов-новаторов, работающих по принципам личностно-ориентированной педагогики, на основе сотрудничества с учениками В.Ф. Шаталова, С. Лысенковой и др. Особо стоит отметить концепцию о таланте И. Акимова и В. Клименко, в которой авторы предлагают свое определение таланта, анализируют причины и условия его возникновения, развития и работы, рассматривают вопросы “мобилизации духовных ресурсов для самоосуществления себя, личности и творца” [1]. Кроме выше названного опыта работы автор опирается на личные знания и выводы, полученные им в ходе всей его педагогической деятельности, в том числе в качестве педагога общеобразовательной школы и частной школы, работающей по принципам развивающего обучения.
Любой процесс начинается с определения цели. Цель дополнительного образования сегодня – создание условий для максимально эффективного, целостного развития личности ребенка во всей многомерности возможностей человека. Иначе говоря,- создание условий для раскрытия и развития таланта. Необходимыми условиями для этого являются богатство внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобода личности, хороший эстетический вкус, высокий нравственный потенциал, пластичность межличностного, межнационального и социального общения, наличие умений конструктивного познания своего “Я” и определенных навыков самореализации. Тогда идеалом результата данного педагогического процесса будет внутренне свободная личность, живущая во взаимосвязи с окружающим миром и стремящаяся осознать и воплотить свое предназначение в нем. Как пример рассмотрим вариант формулировки цели и задач педагогического процесса в Авторской образовательной программе “Основы декоративно-прикладного искусства” Образцовой студии “Творчество” Карагандинского Дворца детей и юношества [5]:
Цели: содействовать развитию личности ребенка и его способностей к творчеству, самопознанию, самоопределению, самовыражению и самосовершенствованию посредством декоративно-прикладного искусства.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующего комплекса задач:
Образовательные задачи:
- Ознакомление детей с различными древними промыслами и современными видами декоративно-прикладного искусства.
- Обучение детей знаниям, умениям и навыкам по заготовке и работе с различными материалами.
- Формирование навыков самостоятельного выполнения всего художественно-технологического процесса создания изделий (от возникновения идеи до подачи готового изделия).
Развивающие задачи:
- Создание многомерного пространства возможных интересов детей.
- Содействие формированию и развитию у детей способности целостного эстетического восприятия произведений декоративно-прикладного творчества как части культуры народа, интереса к художественным традициям разных народов.
- Предоставление детям возможности проявить свои творческие способности, богатую фантазию, изобретательность, художественный вкус
- Формирование и развитие творческого мышления детей, их индивидуальных задатков и способностей, создание условий для самореализации.
Воспитательные задачи:
- Создание условий для формирования и развития у детей интереса и любви к народному творчеству через активную творческую деятельность и обучение определенным навыкам в освоении художественного мастерства.
- Создание условий для формирования поликультурной личности методами народной педагогики.
- Развитие сознательного и уважительного отношения к труду других людей, понимание значимости своего труда.
- Создание на занятиях в студии творческой атмосферы, предоставление учащимся возможности для плодотворного, интересного общения друг с другом и с педагогом.
Если переосмыслить вышеизложенные аспекты с общефилософской точки зрения, то любой человек в своей жизни стремится дисгармонию преобразовать в гармонию, только мотивы, инструменты и уровень реализации решения таких задач у всех разный. Чтобы этот процесс был успешным, нужно научиться чувствовать дисгармонию (признак возникшей задачи); понимать, в чем ее суть (анализ условий задачи); владеть различными приемами и способами по ее преобразованию в гармонию (процесс решения задачи) [1]. Учитель - не исключение, у него, как у любого человека, есть опыт по узнаванию и решению подобного рода задач. Следовательно, его основная цель - передать этот опыт, цель же деятельности ученика – перенять опыт учителя, выйти на следующий уровень и идти дальше. Успешно решенные задачи расширяют спектр возможностей и ученика, и учителя по самопознанию и самореализации, тем самым, увеличивая и территорию взаимодействия. В конечном итоге (идеальный вариант) опыт учителя в сфере взаимодействия станет составной частью опыта ученика – ученик превзойдет своего учителя и пойдет дальше.
Взаимодействие “учитель - ученик” в системе дополнительного образования имеет свою специфику, наиболее полно ее можно раскрыть, сравнивая дополнительное образование и обязательное среднее по определенным критериям, на примере уроков по изобразительной грамотности:
Критерии | Школьное образование | Дополнительное образование |
Задачи | Научить всех определенному минимуму знаний, умений и навыков. | Дать каждому возможно максимальный объем знаний, умений и навыков. |
Методы взаимодействия | Без ограничений. | Без ограничений. |
Образовательные программы | Четко и жестко сформулиро-ванный объем и содержание. | Творческий подход к определению объема и содержания. |
Оценка результата | 5 – бальная система. | Без ограничений. |
Контингент учащихся | Группы учащихся одного возраста. | Наличие разновозрастных групп. |
Количество времени | 1-11 лет,1 – 3 часа в неделю | В среднем 1–5 лет, 4–8 ч в неделю. |
Свобода выбора | Обязательное образование. | Только по желанию |
Взаимосвязь предметов | Обособленные предметы: изобразительное искусство, технологии, история. | Интегрированные курсы обучения (на стыке искусства, науки и техники). |
Отношение общественности. | Урок по рисованию – это “большая перемена”, то есть очень невысокая значимость. | Неподдельный интерес и популярность. |
Такова специфика дополнительного образования: принцип свободы выбора, реальная возможность творческого и нестандартного подхода к содержанию, методам и формам образовательного процесса. Эффективность работы педагога ДО зависит от того, насколько он сможет использовать преимущества системы. Можно сформулировать три класса задач, стоящих перед педагогом ДО:
- Задачи, направленные на создание условий для взаимодействия с учеником:
- обустройство множества направлений возможного интереса детей и создание условий для возникновения у них желания освоить эти направления [3];
- создание проблемных ситуаций для совместной и индивидуальной деятельности в зоне ближайшего развития детей и педагога;
- задание положительного эмоционального фона [3];
- работа педагога над развитием собственных навыков продуктивно - деятельностного общения с самим собой, с природой, искусством, наукой, техникой и с другими людьми, так как наличие собственного примера педагога является необходимым условием для формирования и развития аналогичных качеств у ребенка;
- Задачи узкоспециальные, направленные на формирование и развитие знаний, умений и навыков в определенной сфере.
- Задачи по формированию и развитию личностных качеств как учителя, так и ученика, необходимых для самопознания, самовыражения и взаимодействия с окружающим миром посредством возможностей, предоставляемых ПВ.
У каждого учителя - свои принципы взаимодействия с учеником. Для большей ясности я приведу свою систему аксиом, на основе которой строится моя теория: жизненный путь любого человека – это самопознание, самосовершенствование и реализация своего предназначения; творить, как и думать, умеет каждый человек; любой ребенок – талантлив, вопрос - в наличии условий для раскрытия этого таланта; учитель – это тоже ученик; превосходство учителя - только в опыте по узнаванию и решению задач в определенной сфере.
Мы рассмотрели цели и задачи дополнительного образования, его специфику, условия, необходимые для реализации успешного взаимодействия “учитель - ученик”. Возникает вопрос: каковы критерии выбора форм и методов сотрудничества? Вопросы методологии очень обширны, мы рассмотрим только некоторые аспекты. Существует грустный факт: маленькие дети очень любят творить (рисовать, лепить и пр.), большинство же взрослых искренне считают, что не могут и не умеют рисовать или создать что-либо своими руками. Почему? Куда исчезает эта непосредственность творчества? Откуда это самоограничение? Причин очень много, и перечислять их можно долго. Для нас важно определить суть, истоки. На мой взгляд, основная проблема состоит в том, что отношение к творчеству (в частности к рисованию), как к способу самовыражения, самопознания и общения, который доступен каждому, в современной системе образования рассматривается, как правило, теоретически. Все сводится к узкому набору знаний, умений и навыков, то есть к ремеслу и тематическому ограничению творчества. Соответственно во главу угла ставятся критерии профессиональных умений и навыков. Этим и определяется подбор методов. Кроме этого, существует два противоположных по сути подхода:
-Первый заключается в предоставление ребенку полной свободы для творчества. При этом нет никаких ограничений, то есть: правил работы с материалом, изучение определенных техник, формирование специальных навыков и умений. Цель: вырази себя так, как хочешь, или как получается. То есть “инструментарий” для самовыражения практически не пополняется, в результате – ограниченность в возможностях для самовыражения: “творения” учащихся младшего, среднего и старшего возраста выполняются практически на одном и том же техническом уровне.
-Второй. Четкий системный подход по формированию и развитию специальных, профессиональных знаний, умений и навыков. Цель – научись рисовать (творить) правильно. Конечно, можно возразить, что во втором случае весь спектр приобретенных навыков будет служить самовыражению личности. Да, именно так задуман процесс, но в результате под прессом технических задач (овладение техниками рисунка и прочее) большинство детей просто устраняются от процесса. Остаются только сильнейшие, например, учащиеся художественных школ, а занятия по технологиям и изо вызывают в лучшем случае снисходительно – равнодушные эмоции, а иногда и явно отрицательное отношение к определенным видам искусства. Например, изучение ковроткачества на уроках в школе, точнее те методы и формы, с помощью которых изучается тема в некоторых школах г. Караганды.
Как совместить оба подхода. Очевидна необходимость индивидуального подхода к ребенку. Степень сложности, объем знаний, умений и навыков, предлагаемых ребенку для освоения должны способствовать расширению пространства творчества, а не ограничивать живой интерес к процессу, стремление экспериментировать и искать. Требуется постоянной поиск баланса между “правильным, необходимым” и “нестандартным, своим, пусть и не считающимся верным”. Данный процесс должен развиваться по спирали: начиная с полной свободы действий для самовыражения, через изменение количественного и качественного уровня знаний, умений и навыков, вновь к работе по воображению в творческой атмосфере, но уже с новыми возможностями для самовыражения: И все это с целью выразить себя, общаться с другими посредством искусства.
Если говорить о выборе форм и методов работы в системе дополнительного образования, то необходимо максимальным образом учесть его специфику. При этом формы и методы должны быть многомерны, то есть работать сразу в нескольких направлениях. Ведущий принцип выбора форм и методов: развитие творческого потенциала и способности к самоанализу и саморазвитию. Приведем конкретный пример: на занятиях в студии автор предлагает учащимся изучение теории с помощью опорных конспектов (ОК), которые составляются в соответствии с психолого-методологической системой В.Ф. Шаталова. На взгляд автора данная система наиболее полно учитывает специфику дополнительного образования. Формы работы с опорным конспектом позволяют реально учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся, максимально экономить время, получая при этом высокие результаты, разнообразить учебный процесс, предоставить каждому ребенку возможность найти свой ритм работы. Формы же контроля при этом базируются не столько на оценке педагога, сколько на формировании навыков самоконтроля. Не смотря на сложность и объем теоретического материала, работа с опорным конспектом интересна и эффективна. Причем часть опорных сигналов ребята создают сами, что предоставляет широчайшие возможности для самосовершенствования. То есть данный метод обеспечивает оптимальные условия для взаимодействия “учитель - ученик”, высокий уровень формирования и развития специальных знаний и умений, а также личностных качеств и ученика, и учителя. То есть позволяет решать задачи всех трех классов (см. выше).
С учетом выше сказанного и выстраивается модель взаимодействия “учитель-ученик” (см. рис). Рассмотрим компоненты модели:
- Основные направления взаимодействия (1-7-…): отражают содержание педагогического процесса, определяются целями и задачами образования и мотивацией ученика. Среди них, для получения более качественного результата, необходимо выбрать приоритетные, что позволит более адекватно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Для одних приоритетным направлением будем достижение качественно иного уровня знаний умений и навыков, например в сфере дизайна, для других – формирование и развитие способности выразить себя посредством искусства, третьим нужна возможность для продуктивного, эмоционально-положительного общения с другими людьми. Самое сложное для учителя – найти возможность двигаться во всех направлениях, взяв за основу приоритетный стимул, демонстрируя и предоставляя ребенку весь спектр возможностей, всю территорию ПВ.
- Ведущий принцип взаимодействия обеспечивает необходимые условия для достижения поставленной цели: если ученик верит себе, то есть учится работать со своей интуицией, все делает сам и в итоге получает удовольствие от процесса и результата [1], то он потенциально способен решать задачи по преобразованию дисгармонии в гармонию, а, следовательно, у него есть все необходимое для самосовершенствования.
- Пространство взаимодействия (ПВ) – для автора и учеников – это сфера искусства и дизайна.
Искусство – это зеркало всей человеческой истории, культура каждого народа, его дух, традиции, обычаи – все отражается в творениях рук человеческих. Если у каждого ребенка будет возможность полюбить историю и культуру своего народа, ощущать себя его частью, тогда у этого народа есть будущее и только тогда реально воспитать поликультурную личность, способную ценить и уважать традиции и обычаи иной нации. И насколько ученик научится взаимодействовать с искусством как с источником человеческих знаний, чтобы духовно самосовершенствоваться, настолько и оценивается эффективность работы педагога в этой сфере. Главное - не поддаваться жестким реалиям повседневности и не свести все к технологиям и ремеслу. Ибо взаимодействие необходимо не на уровне количественного накопления информации, а на уровне творческого осмысления сути и структуры, через призму своих ощущений, эмоций, чувств.
Насколько предложенная автором модель взаимодействия отражает суть и принципы системы дополнительного образования, изложенные выше, судить читателем и коллегам. А вот мнение учеников студии позволяет автору не останавливаться на достигнутом, а вместе с ними идти дальше. Именно на основе обратной связи с детьми предполагается продолжить работу над следующими вопросами: расширение спектра универсальных методов и форм работы; изучение возможностей рефлексии, как очень важного способа решения отдельных педагогических задач; самовыражение в искусстве и его возможности как способа общения; алгоритмы выбора приоритетных направлений взаимодействия применительно к каждому ребенку, с учетом его мотивации и индивидуальных особенностей. Решение данной проблемы крайне важно в условиях разновозрастных и разноуровневых групп учащихся. Конечно, предложенная модель взаимодействия “учитель-ученик” будет видоизменяться с учетом новых данных. Цель автора – создать четкую систему критериев и алгоритм, позволяющий учесть максимум исходных условий, чтобы в ходе и результате сотрудничества с учеником эффективно решать главную задачу: расширение ПВ и создание условий для самореализации. Причем речь не идет о жестких рамках и схемах, нужна динамичная, саморазвивающаяся модель, просто работающая и помогающая работать.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Акимов И. Клименко В. О мальчике, который умел летать, или Путь к свободе. // Студенческий меридиан 1988-1990.
- Алексеева. Изобразительное искусство и школа. М.: Мир, 1980.
- Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. Москва. 2001.
- Программное обеспечение. - М., Бюллетень, № 6, 2000 .
- Авторская образовательная программа “Основы декоративно-прикладного искусства” Образцовой студии “Творчество” Карагандинского Дворца детей и юношества, Лазарева Е.А., Обл.ДО, ИПКиПГСРО при Акиме Карагандинской области.