Формирование у обучаемых необходимых умений и навыков, имеющих значение не только для избранной профессии, но и обеспечивающих им гибкость и способность к адаптации к изменяющемуся рынку труда является одной из проблем в системе начального профессионального образования Иркутской области. Главное управление общего и профессионального Иркутской области и Британский Совет пришли к соглашению о необходимости и важности обучения учащихся тем компетенциям, которые востребованы изменяющейся экономикой. Намеченные идеи реализовывались через проект “Ключевые компетенции в начальном профессиональном образовании и подготовке кадров”
Основная цель профессионального обучения состоит в удовлетворении потребности личности в получении профессионального образования, подготовке квалифицированного работника, компетентного и конкурентоспособного на рынке труда. В настоящее время изменились требования, предъявляемые к работникам. Работодателю нужен не просто работник, а “хорошо подготовленный”. Понятие “хорошо подготовленный” включает в себя умение постоянно обучаться, применять полученные знания в профессиональных ситуациях, переносить их из одной сферы жизни в другую. В соответствии с этим положением, целью проекта “Ключевые компетенции в начальном профессиональном образовании и подготовке кадров” является соответствие системы НПО потребностям экономики области путем внедрения ключевых умений и навыков в учебные программы образовательных учреждений. Обучение ключевым компетенциям потребовало изменения в технологии обучения.
Одной из эффективных технологий в образовании является модульное обучение. Основной целью подготовки специалиста по модулю является приобретение определенного навыка или умения. Весь учебный материал (необходимые теоретические положения, описание практических действий для выполнения работ в конкретной ситуации или профессии) компонуется в единый модуль или модульный курс.
Преподаватели системы НПО Иркутской области обучались методике создания модулей под руководством тренера из Шотландии. Ключевые компетенции не только включены в учебные программы, но и дают значительный эффект в подготовке кадров. Результатом этого обучения стало создание структуры модулей, учебных и методических материалов для ключевых компетенций, выявленных путем опроса работодателей области, преподавателей и мастеров производственного обучения, учащихся системы НПО: грамотное общение, умение работать в команде, решение проблем, саморазвитие, информационные технологии. Освоив модуль, человек приобретает определенную компетентность в той или иной сфере. Модульная технология обеспечивает активность учащегося как субъекта процесса саморазвития. Обучаемый не просто осваивает материал по модулю, а через активную познавательную деятельность проектирует и контролирует развитие своей личности
В ГОУ НПО профессиональном лицее № 17 модули “Общение” и “Сотрудничество” (“Работа с другими”) включены в учебный процесс. При прохождении модуля “Общение” учащиеся учатся:
- выражать свои мысли в письменной и устной форме,
- общаться в деловой и неформальной обстановке,
- понимать и анализировать письменную и устную информацию,
- работать в малой группе для достижения поставленной цели,
- определять свою роль в группе с учетом личных возможностей,
- сотрудничать не только друг с другом, но и с преподавателем.
Занятия проводятся в виде тренингов, игр на взаимопонимание, выполнение творческих заданий, с обсуждением результатов, ролевых игр. При проведении таких занятий традиционная парадигма (Учитель - Ученик-Учебник) заменяется на новую (Ученик - Учебник - Учитель). Учащиеся с первых занятий отмечают это и высказываются о том, что такая форма занятий им нравится больше. 88% учащихся отмечают, что знания и умения, полученные по модулю “Общение”, пригодятся им в жизни. Апробировав упражнения, направленные на развитие коммуникативных способностей учащихся, можно четко увидеть мотивационный принцип учения: живой интерес, желание работать, продвигаться к повышению результативности, самовыражение, минимум напряженности. Результат работы в этих группах показал, что адаптационный период учащихся прошел гораздо быстрее, чем в тех группах, где не проводилось обучение по модулю “Общение”. Учащиеся в этих группах более открыты, искренни, лучше идут на контакт, пытаются конструктивно решать проблемы, у них меньше возникает конфликтных ситуаций.
Хотелось бы выделить условия, которые необходимо учитывать при организации обучения по модулю “Общение”. Доброжелательность, свободное выражение собственного мнения, уважение друг к другу, включенности в работу каждого, взаимопомощь и поддержка, принятие ответственности каждым из группы - всё направлено на формирование благоприятного климата в группе.
Анализ занятий по модулю “Общение” показывает, что благодаря внедрению в практику модульно-компетентностного обучения, можно достичь главной цели профессионального образования - сформировать качества, необходимые выпускнику для обеспечения его востребованности на рынке труда, и помочь учащимся в профессиональном становлении. Так, например, учащиеся ГОУ НПО профессионального лицея № 38 г. Иркутска, прошедшие обучение по модулю “Общение” после окончания учебного заведения остались работать мастерами производственного обучения в своем лицее. В газете “Время” № 24 (от 4 марта 2004 г.) в статье “Не просто сварщики” сказано: “Лет через несколько из стен профучилищ начнут выходить кадры, умеющие не просто варить металл, готовить пищу, плотничать, но и работать на компьютере, вести грамотные беседы, мирно гасить конфликты и творчески подходить к работе”.
Внедрение модульно-компетентностного обучения позволяет повысить качество практического обучения рабочим профессиям, дополнительного образования, получение возможности индивидуального обучения. При дальнейшем развитии модульная технология позволит сократить затраты на обучение, повысить гибкость организации учебного процесса и мастерство педагога-консультанта.
Ниже прилагается описание урока по модулю “Общение”.
Модуль “Общение”
Тема урока: Качества, важные для эффективного общения
Заметки преподавателя
Вид деятельности | Передача информации в логической последовательности | |
Вид занятия | Урок теоретического обучения (факультативное занятие) | |
Развиваемые умения и навыки | Умение передавать
информацию в письменной и устной форме в
логической последовательности, доступно для
адресата Умение анализировать ситуацию Умение слушать Умение отвечать на вопросы Умение работать в команде |
|
Ход занятияВ начале урока преподаватель проводит упражнение “Паутинка”. Цель: сближение участников занятия после летнего перерыва и в ходе веселого и приятного общения занять свое место в группе. Используется в начале совместной работы. Наряду с этим, “Паутина” - прекрасный опыт для проверки сплоченности в группе. Материалы: клубок ниток Преподаватель обращается к учащимся: “ Встаньте, пожалуйста, в один большой круг. У каждого из вас есть возможность назвать себя по имени и что-нибудь рассказать о себе. Я предлагаю рассказать о самых интересных событиях летнего отдыха. У вас есть минута , чтобы подумать о чем вы хотите рассказать. Назовите свое имя и расскажите о том, как вы провели лето. Если ничего не хотите рассказать, то можете просто взять в руки нить, намотать на пальчик и перебросить клубок следующему, по вашему выбору. Ведущий берет клубок в руки и начинает игру сам. Называет свое имя и отчество, зажимает свободный конец нити крепко в руке и передает клубок другому учащемуся. Таким образом, клубок передается дальше и дальше, пока все не окажутся частью постепенно разрастающейся паутины. Можно спросить у учащихся: “Как вы думаете, почему мы составили такую паутину?”. После этого нужно будет смотать клубок. Для этого каждый должен возвращать клубок предыдущему, называя его по имени и пересказывая его историю. Так продолжается до тех пор, пока клубок не вернется обратно к преподавателю. Учащиеся занимают свои рабочие места. Преподаватель обращается к учащимся: “Каждый из вас уже вступил в самостоятельную жизнь, сделав свой профессиональный выбор. И теперь необходимо расправить “крылья”, раскрыть свой личностный потенциал, чтобы стать квалифицированным специалистом и просто уверенным в себе человеком. Преподаватель задает вопрос: “Какие качества для этого вам необходимо развивать в себе?”. Учащимся предлагается подумать и назвать качества, способствующие эффективному общению. Преподаватель обобщает ответы учащихся, обращает их внимание, что эффективность общения во многом зависит от личностных качеств собеседника. Затем, преподаватель при помощи учащихся формулирует тему урока. Учащимся предлагается, используя знания из житейской психологии, наблюдений, собственного опыта, литературы, обсудить важные и мешающие общению качества. Работа ведется в малых группах, информация представляется в виде таблицы. Во время презентации результатов работы необходимо, чтобы каждая группа учащихся дала объяснение одному качеству, важному для общения, и одному качеству, мешающему общению по МОПС - формуле: Мнение, Объяснение, Позиция, Следствие. (Приложение 1). Преподаватель организует работу в малых группах (Приложение 2), стимулирует учебные действия, обеспечивает обратную связь. При презентации работы обучающихся преподаватель слушает, задает вопросы, обобщает результаты и оценивает работу учащихся, подводит общий итог. |
||
Ресурс времени | Упражнение “Паутинка”
(мотивация) - 15 мин. Организация работы в группе- 3 мин. Самостоятельная работа в группах - 25 мин. Презентация групповой работы - 22 мин. Рефлексия учебной деятельности и подведение итогов- 15 мин Всего 80 минут |
|
Оснащение занятия | Раздаточный
материал № 1. Задание группе Раздаточный материал № 2. МОПС-формула Раздаточный материал № 3. Советы об организации работы в малой группе Карандаши, фломастеры, бумага формата А3, ножницы, клей. |
Раздаточные материалы
Раздаточный материал № 1
Задание группе:
Вам необходимо в течение 20 минут обсудить в группе качества, важные для эффективного общения, и качества, мешающие общению. Возможно, вам в этом помогут наблюдения, собственный опыт и примеры из литературы.
Результат групповой работы представьте в виде таблицы:
Качества, важные для общения администратора |
Качества, мешающие общению администратора |
Например: искренность |
Например: лживость |
Подготовьте объяснение одному качеству из каждой колонки, используя, МОПС – формулу.
Желаем успеха!
Раздаточный материал № 2
МОПС-формула:
М - мнение, (в чем заключается ваша точка зрения) -
Я (мы) считаю (-ем), что…..
О - объяснение (на чем основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) -
Потому что….
П - пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) -
Например…..
С - следствие (ваш вывод) -
Поэтому, ….
Раздаточный материал № 3
Вы работаете в группе
Помните: Результаты работы команды зависят от работы каждого!
Придерживайтесь при работе следующих правил:
- ценности и взгляды каждого участника группы являются важными, и будут уважаться членами группы, даже если они с ними не согласны;
- каждый участник будет иметь возможность высказаться, если он захочет;
- защищая свою точку зрения, будьте, открыты для восприятия чужих идей, мнений и интересов других участников;
- старайтесь, чтобы ваши замечания были краткими и по существу.