“Никто не становится хорошим человеком случайно”
Платон.
“… и тогда обязательно придешь “по
графически
запечатленному” пути к наивысшему в себе”.
Л. Н. Толстой
Основная идея работы: Моделирование антропоцентрического подхода к образовательному пространству колледжа на основе базовой культуры личности и в рамках урока школьной педагогики.
Этапы развертывания педагогической мастерской:
I. Исследовательский
II. Проектировочный
III. Коммуникатавно-дидактический
IV. Обобщенно-рефлексивный
Участники развертывания педагогической мастерской:
1. Преподаватели предметно-цикловой комиссии школьной педагогики и психологии
2. Студенты специальности 0309 “Технология”
Краткая характеристика этапов:
I этап - исследовательский.
Основное значение данного этапа работы – изучение руководителем имеющейся литературы по теме педагогической мастерской и обоснование ее актуальности в контексте времени и пространства. Итогом данного этапа работы явился рефлексивный анализ собственной деятельности.
II этап - проектировочный.
Характеризуя данный этап работы педагогической мастерской, можно отметить его коллективный характер. Формирование у каждого участника личной профессиональной ответственности за предстоящую деятельность группы.
АЛГОРИТМ РАБОТЫ НА ДАННОМ ЭТАПЕ РАЗВЕРТЫВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ
1. Осмысление теоретического материала, предложенного руководителем
педагогической мастерской, членом предметно-цикловой комиссии школьной педагогики и психологии.
2. Создание банка идей по структуированию материала с аргументацией и трансляцией собственного видения работы мастерской членом ПЦК.
3. Разработка руководителем мастерской проекта деятельности, отыскание в нем противоречий, за которые могло бы зацепиться мышление студента, выбор способов работы и прогнозирование результатов деятельности педагогической мастерской.
4. Педагогический ринг: в вопросно-ответной форме по представленному проекту в рамках предметно-цикловой комиссии работа с трех позиций:
а) практикующего педагога
б) теоретическая позиция философии
в) методолога
В проект вносятся уточнения, изменения.
Замечания: На каждом структурном элементе этапа проходит рефлексивный анализ с использованием матриц и сравнительный анализ педагогов. В процессе деятельности с позиции готовности:
• к творчеству:
• к самореализации
• к здоровьетворению
• к самоорганизации
Ill этап - коммуникатавно-дидактический.
Тема педагогической мастерской:
Самовоспитание личности в современной педагогике.
Цель педагогической мастерской:
Формирование представлений о необходимости (возможности) управления процессом самосовершенствования личности.
Задачи педагогической мастерской:
• Образовательная:
Ознакомить учащихся с целями, этапами и приемами самовоспитания.
• Развивающая:
Развитие и совершенствование навыков анализа, сравнения, интерпретации умений: преобразовывать учебный материал, высказывать согласие (несогласие), сотрудничать в микрогруппах.
• Воспитательная:
Воспитание сознательного отношения к процессу самосовершенствования.
Методы обучения: диалогический, проблемный.
Методы преподавания: стимулирующий, объяснительный.
Методы учения: репродуктивный, частично-поисковый, практический.
Тип технологии: “Педагогическая мастерская”.
Вид работы педагогической мастерской: “Путешествие к самому себе”.
Материально-техническое и дидактическое оснащение: карта путешествия на доску и в каждую микрогруппу (Приложение 1), аудиокассета со звуковыми письмами, программы самовоспитания, тексты с понятиями.
Алгоритм работы со студентами:
Предварительная работа
Студенты объединяются в микрогруппы по симпатиям.
- Вводная беседа состоит из следующих вопросов и положений:
- Для того, чтобы человек стал лучше, совершенней, достаточно ли только целенаправленно воздействовать на него?
- С какой закономерностью связана данная особенность процесса воспитания?
- Что значит: Воспитать ребенка можно только при помощи активности самого ребенка?
- Всегда ли хорошо организованное воспитание приводит к самовоспитанию?
- Можно ли сказать что первое - показатель качественности второго?
Положение:
В.А. Сухомлинский писал: “.. .я не один год думал: в чем выражается наиболее ярко результат воспитания? Когда я имею моральное право сказать: мои усилия принесли плоды? Жизнь убедила: первый и наиболее ощутительный результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Самые изощренные методы и приемы воспитания останутся пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой”.
• Вопросно-ответное упражнение подводит студентов к формулированию темы педагогической мастерской.
• Студентам предлагается определить цель работы в педагогической мастерской. Коллективным обсуждением сопровождается вопрос о выборе формы проведения педагогической мастерской “Путешествие к самому себе”.
• Студенты рассматривают и анализируют карту путешествия (на доске и у каждого студента, вносят дополнения и изменения).
• Преподаватель уточняет, что данная карта является своеобразным планом изучения данной темы.
• Актуальность данной темы студенты определяют сами.
• Студенты фиксируют положение словами В. Одоевского “Наш век погряз в суетливости, нам не достает созерцательности, утратили мы привычку входить в себя, жить там и осматриваться, делая выводы, а что же можно здесь ценить” (какой смысл он вносит в эти слова?).
• Работа с понятием “самовоспитание” предполагает выбор из множества правильных определений. Обоснование выбора и анализ ошибочности остальных.
• Для прихода на следующую станцию путешествия целесообразно ответить на вопрос: При каком важном исходном условии любое дело может быть эффективным?
• Студентам предлагается информация для размышления в виде звукового письма от имени Демосфена, К.С. Станиславского, прочитанного одним из студентов. На основании ее делаются выводы о целях самовоспитания.
Положение этого этапа путешествия фиксируется в тетрадях.
ЦЕЛЬ САМОВОСПИТАНИЯ:
1. Достичь согласия с самим собой
2. Достичь гармонии с окружающими
3. Развить свои способности
И тогда обязательно придешь “по графически запечатленному пути к наивысшему в себе”.
Основой для моделирования собственной программы самосовершенствования студентов могут стать программы выдающихся людей (К. Ушинский).
Преподаватель фиксирует внимание студентов на промежуточные этапы путешествия. Просит подумать над советами, рекомендациями путешественникам.
Студенты работают в Мигах. В устной форме предлагают советы, рекомендации. Возможно коллективное составление памятки.
После этого Мигам предлагается ответить на вопросы:
Что дал вам отрезок нашего путешествия? Помог ли осмыслить ваши проблемы, чему научил? Задумывались ли вы раньше об этом? И примерно когда это случилось с вами?
После рефлексии студентам предлагается дома поупражняться в составлении собственных “Я – концепций самовоспитания”.
Затем делается акцент на незавершенность путешествия и необходимость его продолжения.
Оценка выставляется каждому ведущим микрогруппы, а ведущему оценки выставляются коллективно.
IV этап - обобщенно-рефлексивный.
Понимание педагогом и студентами “через себя” всего того, что происходило в работе педагогической мастерской, – одно из важнейших условий формирования базовой культуры личности.
Диалогическими центрами на данном этапе работы явились с одной стороны студенты и с другой преподаватели. В работе использовались карты рефлексивного анализа. Анализ сконцентрировал внимание студенческой аудитории на следующих выводах:
1. Пространство педагогической мастерской позволило узнать себя с другой стороны, заглянуть в себя.
2. Работа в педагогической мастерской помогла осознать значимость целостного восприятия себя как личности: органической, духовной и социальной.
3. Деятельность в рамках педагогической мастерской подвела к пониманию важности формирования уже в студенческие годы, готовности к творчеству, самоорганизации, здоровьетворению, строительству ценностных отношений.
Воссоздание и осмысление всех стадий работы педагогической мастерской педагогами колледжа трансформировались в следующее резюме:
1. Каждый этап работы мастерской демонстрировал желание педагогов заниматься творческой деятельностью, выстраивать с коллегами ценностные отношения, наблюдать при этом изменения, происходящие на физическом уровне, а также использовать различные способы самоорганизации.
2. Итогом деятельности педагогической мастерской можно считать также обнаружение резервов в изучении антропоцентристского подхода к человеку.