“Здравствуйте! Это очень здорово, что мы вновь встретились в летнем интеллектуально-оздоровительном лагере, ЛИОЛ-2004.
Но что примечательно, так это мысль, что, несмотря на разные характеры, привычки, взгляды, нас что-то, кое-что связывает и объединяет. А мы – это педагоги, лицеисты и лицеистки 33, 34, 35, 36, 31, 32, 30, 29, 28, 23 и 24 групп Классического Лицея города Темиртау.
Мне так думается, что это – стремление и желание сделать нашу жизнь интереснее; что сотрудничество и оптимизм помогут и позволят изменить и разнообразить нашу жизнь.
А в спутники мы возьмем Веру, Надежду, Любовь, которые помогут в достижении поставленных целей.
Сомнения и негативы, забудем о них. Улыбнитесь, будьте уверены в собственных силах. И МЫ вместе, ВСЕ вместе, сделаем МИР радостнее и светлее! Удачи нам!”
С такими словами обратилась ко всему коллективу летнего интеллектуально-оздоровительного лагеря Ольга Калинина, исполнительный директор ЛИОЛа – 2004, лицеистка 10 класса.
А было это 1 июня 2004 года.
Вот уже несколько лет логическим завершением, а может продолжением каждого учебного года является лагерь, летний интеллектуально-оздоровительный лагерь, ЛИОЛ для лицеистов средней и старшей ступеней. А начинаем его с апрельского “мотивационного заседания” для лицеистов-десятиклассников: “Как сделать жизнь в лагере интереснее, насыщеннее? Что, кто поможет?”. Просим ребят быть максимально субъективными: “Завтра я вожатый или тинэйджер, поэтому…?! Вот так я хотел бы прожить с одноклассниками или с младшими друзьями, а потому я предлагаю…! Я могу предложить! Мои ожидания. Наши цели ”.
Потом мы бурно, а порой яростно обсуждаем то, что надумали, насочиняли. Вспоминаю высказывание В.А.Сухомлинского: “Задача педагога – постоянно поддерживать в ученическом коллективе увлеченность трудом, зажигать искорки творчества и добиваться, чтобы они ярко горели таким огоньком”. Детская мотивация заниматься или делать дело оказывается разнообразной, например:
- чтобы было полезно мне и моим товарищам;
- хочу взаимодействовать с педагогами и со всеми лицеистами;
- желаю активно отдохнуть;
- подготовиться к следующему учебному году, к выпускным экзаменам;
- хочется общения с младшими…
- самореализоваться и определиться в чем-либо…
- И предлагают, что необходимо сделать:
- накопить опыт, который пригодится для успеха, личного успех ;
- научить и научиться выполнять спортивно-оздоровительные и интеллектуальные задания;
- сотрудничать с педагогами и лицеистами по горизонтали и вертикали;
- сплотиться с младшими ребятами и узнать их поближе;
- создать уютную обстановку в ЛИОЛе;
- я могу и я хочу проявить себя …
Летний интеллектуально-оздоровительный лагерь проходит с 1 по 30 июня ежегодно под девизом:
“Открытый путь – нелегкий путь.
Но человеку – не свернуть.
Что? Почему? За ним стоят,
Чтоб шел вперед, а не назад.”
Обеспечивали жизнедеятельность всего лагеря педагоги-руководители и десятиклассники-тинэйджеры разновозрастных отрядов, впервые побывавшие в такой роли.
Участники лагеря – лицеисты 5-8, 10 классов, всего 200 человек.
Организаторы: члены штаба ЛИОЛа, в составе 3 взрослых и 5 десятиклассников, руководители и тинэйджеры разновозрастных отрядов, руководители мастерских, клубов, интерес-классов, начальник лагеря, директор лагеря.
Жизнедеятельность лагеря организовывалась по определенной теме. Каждый день имел свою тему, предложенные и ребятами, и взрослыми, например: “День Презентации отрядов, штаба ЛИОЛа”, “День Песка и Пластилина”, “Все Флаги в гости будут к нам…”, “Три девицы под окном…”, “Необычное в Обычном…”, где каждому можно проявить свое Я, развить способности в разнообразных проявлениях: конкурсы, выставки, представление, театрализованное представление, оздоровительные мероприятия, совместные заседания…
Начинался день обращением ко всем участникам лагеря, оздоровительной аэробикой, работа в мастерских, клубах, интерес-классах. Совместно творили при подготовке к КТД, где каждый мог попробовать себя в разных проявлениях и системах отношений, в разных социальных ролях. Заканчивался день самоанализом: “Как был прожит день? Кто был успешен? Что я уношу с собой? Что, кто в этом помог? Мои удивления и открытия: что я могу и хочу?!” И обязательно: “Что сделать мне, тебе, всем вместе для следующего дня, чтобы он не менее стал успешным и результативным?”
Участниками становятся все лицеисты и взрослые. Каждый отряд во главе со своими педагогом-руководителем и тинэйджером организовывает и обеспечивает жизнедеятельность определенного тематического Дня для всего лагерного пространства, например:
- День Песка и Пластилина – отряд “Максимум”;
- “Все Флаги в гости будут к нам” - отряд “НЛО”;
- “Три девицы под окном” ( по мотивам сказок А.Пушкина) – отряд “КИ-ДО-ДО”;
- “ Скажи друг другу…” (день последний) – штаб ЛИОЛ…
В первый день ребята выбирают интерес-класс, мастерскую или творческую лабораторию, где хотели бы попробовать, научиться делать что-либо:
Интерес-классы:
“Клуб воздушных змеев” - каждый может научиться делать воздушного змея. 20 лицеистов запускали в небо змеек, сделанные своими руками на презентации “Запущу-ка я змею!”
Руководитель: учитель немецкого языка.
“Золотая Кисточка” - для тех, кто любит рисовать. Рисунки были презентованы на выставке творчества.
“Художественная палитра” - для тех, кто желает совершенствовать рисование.
Руководитель: учитель ИЗО.
Мастерские:
“Дело мастера боится” - можно обучиться методике проведения игровых программ, и кое-что реализовать в своем отряде.
Руководитель: психолог
“Проба пера” - уроки литературного творчества
Руководитель: учитель русской словесности.
“Архимед” - можно научиться создавать сборник-решебник олимпийских заданий по математике, физике, химии.
Клубы:
“Лингва” - приобщиться к культуре английского, немецкого, французского языков.
“Оркен” - приобщиться к традициям и обычаям казахского народа.
“Дебаты” - приглашаются все, кто хочет принять участие в интеллектуальных играх, научиться их проводить и создавать.
Количество, тематику интерес-классов, мастерских, клубов можно варьировать, дополнять с учетом уровня подготовки, потребностей, и запросов ребят.
Итогом стала выставка творческих работ ребят, которую посетили не только ребята и педагоги, но и родители.
“Летний лагерь – это лучшее время, это свобода, радость общения, взаимосотрудничество, новые друзья и взаимоотношения, личный рост и успех, я научился делать, у меня это получилось… Что сделать? Как сделать? Состояться в чем-то! С кем делать дело? Какие интересные и удивительные наши младшие лицеисты! Для того, чтобы выглядеть достойно, быть успешным и интересным – нужно самому участвовать, пробовать, ошибаться и научиться, стремиться, проявлять самостоятельность, выдержку, оперативность, помогать друг другу …” (из высказываний тинэйджеров ЛИОЛа-2004).
В основу системообразующей деятельности летнего лагеря мы закладывали:
коллективную творческую деятельность, основанную на свободном самоопределении ребенка, создание среды для самореализации личности на многовариативной основе;
образовательную деятельность в рамках программно-вариативного подхода к деятельности детских объединений;
игровую деятельность – как оптимальный природосообразный способ вхождения подростков в жизнь, его социальной адаптации.
Технология организации работы в лагере ориентирована:
на создание образовательной среды, которая предполагает возможность раскрытия как еще непроявившихся интересов и способностей, так и для развития уже проявившихся способностей личности каждого лицеиста;
на создание условий для раскрытия творческого потенциала разных сфер психики учащегося и его способностей (физических, эмоциональных, познавательных, личностных, духовно-нравственных);
на создание условий, позволяющих обеспечить удовлетворение данного учащегося в соответствии с индивидуальными интересами и особенностями;
использование принципов обогащения и углубления, дифференциации и индивидуализации, сочетание индивидуальных и групповых форм деятельности, единства деятельности, обучения и развития;
использование игровых, обучающих, развивающих, соревновательных методов.
Деятельность каждого тематического дня логически продолжает урочную деятельность и создает условия для реализации идеи непрерывного образовательного процесса в работе со всеми участниками лагеря и конечно с одаренными детьми, процесса оздоровления, организации активного отдыха, развития индивидуальных и творческих данных.
Каждый лицеист, особенно лицеисты-десятиклассники в соответствии со своими желаниями, умениями, склонностями попали в роль то организатора (члены штаба, тинэйджеры отрядов), то руководителя определенного задания, то участника-исполнителя какого-то коллективного, творческого дела, то просто зрителя. Это совместные творческие дела, мастерские, интеллектуальные клубы, смотры, выставки.
Целенаправленная деятельность летнего лагеря позволяет сделать вывод, что за смену в лагере:
- окрепли и хорошо провели время 200 ребят 9-15 лет;
- опытные воспитатели организовали разностороннюю творческую деятельность, создавали условия для развития одаренности ребят – участие в КТД, работа в мастерских, интеллектуальных клубах, классах с учетом их склонностей, интересов и потребностей;
- воспитателям помогали десятиклассники-тинэйджеры, которые хорошо справились с работой;
- с целью организации воспитательного процесса действовал педагогический совет лагеря. В созданный орган самоуправления – штаб ЛИОЛа вошли руководители отрядов, исполнительный директор-дясятиклассница, тинэйджеры отрядов, директор лагеря. Ребята совместно со взрослыми решали вопросы управления, соуправления, обеспечивая жизненное пространство всего лагеря;
- занимаясь в разнообразных интеллектуальных клубах, участвуя в конкурсах, праздниках, смотрах, ребята развили индивидуальные (“Я хочу! Я могу!”) и творческие данные (интеллектуальные, художественные, спортивные, социальные, технические);
- были проведены традиционные и нетрадиционные мероприятия: летние сборы, творческие выставки (из песка, пластилина и на асфальте “Мир вокруг нас”); инсценировка по мотивам сказок А.С.Пушкина, лицейская спартакиада “Быстрее, выше и сильнее!”, презентация всех отрядов и штаба ЛИОЛа, выставка
- наработанные результаты фиксировались в дневнике каждого отряда и общего дневника;
- по результатам самоанализа проведена диагностика достижений
- одаренности детей, определение личностного роста;
- педагогические действия, заложенные в технологию организации
лагеря, обеспечили желаемый результат в воспитании и развитии индивидуального и творческого потенциала ребят.
У каждого дела, большого Дела, всегда есть и будут свои нюкеймс. Первооткрывателем ЛИОЛа стала директор Классического Лицея Александра Егоровна Щепелева, личность одаренная, неординарная, творческая. А вместе с ней творили опытные педагоги Л.Жданова, И.Меркулова, А.Герберг, Н.Худякова, Л.Феофанова, А.Мылтыкбаева, Е.Кривоносова, С.Антохина, Ж.Балтабаева, Т.Изюмка, и новое поколение педагогов – С.Тихонова, Т.Кон, К.Малышев, Ю.Загуменнова, И.Соборайчук, Е.Чернышков, А.Каримова и другие. Вынесен был вердикт: лагерь должен быть не только оздоровительным, но в первую очередь интеллектуальным. Можем с уверенностью сделать вывод, что цель достигнута. Результаты 2003 и 2004 годов показали и доказали это.